Социальная психология | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 159.9

Дата публикации 30.06.2021

Психологические характеристики виртуального образа личности

Расина Эвелина Османовна
преподаватель кафедры психологии, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь), rasina.evelina@mail.ru

Аннотация: Платформы для социального взаимодействия в сети Интернет оказывают значительное влияние на процессы восприятия и социального познания пользователей. Эффективность межличностного взаимодействия обусловлена особенностями наглядно-образного отражения субъектами друг друга. В момент взаимодействия перед субъектом находится не сам пользователь, а только его семантическое отражение, наполненный символами, сигналами образ реальной личности, который содержит информацию о нем и выполняет функцию транслятора и инструмента управления впечатлением. Виртуальный образ личности рассматривается как источник информации о носителе-пользователе. Данная статья посвящена обзору и анализу теоретической базы, направленной на изучение психологических особенностей феномена «виртуальный образ личности». Автор статьи, проведя анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной исследованиям деятельности человека в виртуальном пространстве, определяет виртуальный образ личности как намеренную, осознаваемую или неосознанную личностью виртуальную конструкцию, основной функцией которой является создание определенного впечатления у других виртуальных пользователей. В рамках исследования определены следующие психологические характеристики виртуального образа личности: представляет элемент самопрезентации личности; множественность виртуальных образов отражает большое разнообразие социальных ролей; передает информации в символьно-знаковой форме и осознается обычно лишь его смыслообразующая функция; открывает безграничные возможности для всевозможных манипуляций и заигрываний с идентичностью; может отражать идеальное Я, субъективно значимый образ; может представлять собой альтернативную идентичность, которая принимается обществом в рамках нормы.
Ключевые слова: виртуальный образ личности, виртуальная личность, виртуальное пространство, социальные сети, аватар, виртуальное Я.

Psychological characteristics of the virtual personality image

Rasina Evelina Osmanovna
lecturer at the Psychology Department, State budget educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering and Pedagogical University the named of Fevzi Yakubov»

Abstract: Social interaction platforms on the Internet have a significant impact on the perception processes and social cognition of users. The effectiveness of interpersonal interaction is due to the peculiarities of the visual-figurative reflection of each other by the subjects. At the moment of interaction, the subject is not the user himself, but only his semantic reflection, the image of a real person filled with symbols and signals, which contains information about him and performs the function of a translator and a tool for managing the impression. The virtual image of the person is considered as a source of information about the carrier-user. This article is devoted to a review and analysis of the theoretical framework aimed at studying the psychological characteristics of the phenomenon of "virtual personality image". The author of the article, after analyzing domestic and foreign scientific literature devoted to the study of human activity in virtual space, defines the virtual image of a person as an intentional, realized or unconscious person's virtual structure, the main function of which is to create a certain impression on other virtual users. Within the framework of the study, the following the personal virtual image psychological characteristics have been determined: it represents an element of personal self-presentation; the plurality of virtual images reflects a wide variety of social roles; conveys information in symbolic-sign form and usually only its semantic function is realized; opens up endless possibilities for all kinds of manipulations and flirting with identity; can reflect the ideal self, a subjectively significant image; can represent an alternative identity that is accepted by society within the framework of the norm.
Keywords: virtual personality image, virtual personality, virtual space, social networks, avatar, virtual self.

Правильная ссылка на статью
Расина Э.О. Психологические характеристики виртуального образа личности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-kharakteristiki-virtualnogo-obraza-lichnosti.html (Дата обращения: 30.06.2021)

Введение: в современном мире все большая часть межличностного взаимодействия переходит в виртуальное пространство. Постепенное размывание границ реальности вынуждает человека искать новые формы самопрезентации. Социальное взаимодействие в виртуальном мире сохраняет, лежащие в его основе, принципы и законы, при этом, приобретая новые характеристики и специфические черты. Каждый человек формирует свой оценочный взгляд на другого пользователя, исходя из той информации, которая ему доступна, формируя в своем сознании образ собеседника и выстраивая коммуникацию в рамках данного образа. Конструирование виртуальных образов и психологические особенности их восприятия другими людьми имеют большой исследовательский интерес. При этом отсутствие четкой определенности объекта изучения затрудняет исследования и даже приводит к смешиванию взаимосвязанных, но не тождественных друг другу феноменов.

Целью статьи является выявление психологических характеристик виртуального образа личности.

Виртуальный образ в современной науке определяется как элемент самопрезентации личности в виртуальном пространстве, который формируется с помощью определенных знаков и символов. Егорова В.И. утверждает, что образ в виртуальной среде – это то впечатление, которое пользователь создает в глазах других. Он не является реальным и сопоставимым с реальным пользователем, не является совокупностью его личностных качеств, а является картинкой, которая создается в восприятии у окружающих об этом пользователе. Другими словами, образ - это своеобразная визитная карточка пользователя, создаваемая с помощью таких средств, как персонификация (ники, аватары, юзерипики, игра цвета и шрифта и т.д.) и деперсонификация (стиль общения, язык). В.И. Егорова заостряет внимание на том, что образ включает в себя ряд компонентов: внешний вид, мимика, интонация, способы общения [1, с. 957].

В.И. Егорова изучая образ в виртуальной среде, отмечает, что прежде чем приступить к взаимодействию в виртуальном пространстве человеку необходимо «создать себя», выстроить четкий и продуманный образ. Для этого могут быть использованы ники, аватары, смайлики и особый язык общения. В реальном мире данный образ не воплотим и непознаваем, так как лишается характеристик той среды, в которой он создан [1, с. 957]. Каждый виртуальный образ имеет несколько компонентов: внешний, мимический, вербальный, ментальный и фоновый. В.И. Егорова считает, что в зависимости от того, с кем необходимо коммуницировать, человек может использовать различные образы. Исследователь отождествляет образ с впечатлением, которое хочет произвести пользователь на других людей, приравнивая его к картинке или визитной карточке. Е.П. Егорова акцентирует внимание на возможности коммуникации только посредством определенного образа [1, с. 959].

Е.В. Перов связывает формирование виртуального образа с социальными ролями, которые определяются статусом человека в обществе, его благосостоянием, интересами, потребностями и требованиями, которые общество предъявляет к личности. Ученый считает, что виртуальный образ является составляющей единицей имиджа, совокупность образов формирует целостный имидж личности. Наличие большого количества виртуальных образов личности исследователь объясняет большим разнообразием социальных ролей [2, с. 7].

Е.В. Перов указывает, что при тесной связи с социальной ролью, образ является, прежде всего, отражением некоторых признаков объекта. Также он отмечает быструю изменчивость образов в зависимости от смены социальной роли. Временные рамки также в значительной мере влияют на динамику изменения образов личности. В структуре образа ученый выделяет вербальные и невербальные элементы [3, с. 18]. Е.В. Перов считает, что на вариативность образов также влияет значимость каждой из исполняемой личностью социальной роли для воспринимающего образ. Назначение виртуального образа в передаче информации о личности в символьно-знаковой форме. Виртуальный образ личности представляет собой описание, в котором отображены черты характера, действия, поступки, жизненные события, отражающие реальную личность или описывающие вымышленную [2, с. 9].

При самопрезентации личности в обществе носитель тратит значительное количество психологических, временных, материальных и прочих ресурсов [4, с. 110]. Виртуальное пространство же, напротив, открывает безграничные возможности для всевозможных манипуляций в конструировании виртуального образа, тем самым давая носителю играть с чужим восприятием своего виртуального образа. Таким образом, субъект создает своеобразную симуляцию собственного реального образа – символьный оттиск своего реального Я.

Виртуальное пространство дает очень широкие возможности для конструирования образа и вместе с тем определяет для пользователей важнейшую задачу адекватной интерпретации виртуальных образов других пользователей [5, с. 15].

Тарон Говард в своих работах уделят внимание конструированию игроками Blizzard и World of Warcraft образов своих аватаров – персонажа игры, за которым скрывается пользователь. Ученый выделяет тот факт, что для создания нужного образа игрок готов вкладывать достаточно большие инвестиции. Они могут включать в себя как материальные ресурсы, так и временные, эмоциональные и прочие. Но при этом игрок вкладывает в своего персонажа не только искусственно созданные черты личности, но и свои собственные, реальные качества. Подобные процессы Тарон Говард отмечает и в социальной сети Second life [6, с. 54, 67, 89].

Согласно данным исследований более 50 % субъектов подменяют информацию о себе. Изменению подвергается имя, возраст, возраст, семейное положение, внешность, хобби. Менее часто подменяется
информация о половой принадлежности, образовании, профессии, месте жительства, музыкальных и художественных вкусах, покупках, услугах и путешествиях, уровне дохода и национальности. Практически неизменными остаются сведения о политических и религиозных взглядах [7, с. 438]. Наряду с именем пользователя при конструировании виртуальной личности требуются самоизобретение «персонажа», разветвленной системы связей, выделение характерных личностных черт [8, с. 15]. 

Д.Н. Погорелов и Е.Л. Солдатова в своей работе, посвященной феномену виртуальной идентичности, описывают виртуальный образ как отражение идеального Я, субъективно значимого образа. Ученые полагают, что конструирование образа происходит при использовании уже готового информационного материала: наборы символов, текстов и графических изображений. В качестве факторов, которые могут оказать влияние на конструирование виртуального образа, они выделяют отсутствие удовлетворенности своим реальным образом или кризис самоидентификации, при котором может произойти потеря индивидом целостности. Кроме этого среди факторов, влияющих на структурную композицию образа можно отметить наличие широких возможностей для реализации осознаваемых или неосознаваемых желаний, выражения себя, раскрытия личностного потенциала, проигрывания новых, нетипичных ролей и переживания эмоций, оказавшихся из-за каких-либо обстоятельств недостигнутыми в реальной жизни [4, с. 112].

Немаловажным фактором в конструировании виртуального образа является использование уже существующей и «одобренной» информации – репоста. Репост выступает в качестве общественного текста, лишенного уникальности и скомбинированного из ранее опубликованной информации [4, с. 121].

Также одной из ярких характеристик конструирования виртуального образа можно считать принятие социумом новых искусственно созданных виртуальных образов, даже при условии невозможности соотнесения его с реальным образом носителя. Таким образов в виртуальном пространстве появление альтернативных идентичностей может приниматься обществом в рамках нормы [9, с. 81].

Заключение: Информатизация современного общества способствует формированию нового вида социальной перцепции, которая происходит в рамках виртуального пространства. Важнейшим элементом данного процесса является виртуальный образ личности, который рассматривается как вместитель информации о носителе-пользователе. Восприятие же данного образа происходит, прежде всего, через призму опыта субъекта, который воспринимает образ. Осознается обычно лишь его смыслообразующая функция. Происходит формирование представления о том или ином человеке путем социальной перцепции.

Виртуальный образ личности складывается в сознании других виртуальных пользователей на основании анализа ряда его компонентов, в том числе смысла, который в него заложил сам пользователь осознанно (удовлетворяя те или иные потребности) или неосознанно (действуя под влиянием современных ему социальных тенденций – моды).

Виртуальный образ личности – это намеренная, осознаваемая или неосознанная личностью виртуальная конструкция, основной функцией которой является создание определенного впечатления у других виртуальных пользователей. Данный феномен является продуктом непосредственной самопрезентации и самоидентификации личности в виртуальном пространстве.

Виртуальный образ личности обладает следующими психологическими характеристиками:

представляет элемент самопрезентации личности;

множественность виртуальных образов отражает большое разнообразие социальных ролей;

передает информации в символьно-знаковой форме и осознается обычно лишь его смыслообразующая функция;

открывает безграничные возможности для всевозможных манипуляций и заигрываний с идентичностью;

может отражать идеальное Я, субъективно значимый образ;

может представлять собой альтернативную идентичность, которая принимается обществом в рамках нормы.

Также необходимо отметить, что образ, сконструированный самой личностью в виртуальном пространстве, не всегда может полностью соотносится с тем образом, который сформировался в сознании других пользователей. Данное обстоятельство также открывает возможности для психологических исследований.

Таким образом, в качестве факторов, которые могут оказать влияние на конструирование виртуального образа, можно выделить отсутствие удовлетворенности своим реальным образом или кризис самоидентификации, при котором может произойти потеря индивидом целостности, наличие широких возможностей для реализации осознаваемых или неосознаваемых желаний, выражения себя, раскрытия личностного потенциала, проигрывания новых, нетипичных ролей и переживания эмоций, оказавшихся из-за каких-либо обстоятельств недостигнутыми в реальной жизни, использование уже существующей и «одобренной» информации – репоста.


Список литературы

1. Егорова В.И. Образ в виртуальной среде // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-4. С. 956-960. Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30430 (дата обращения: 07.05.2021).
2. Перов Е.В Виртуальный образ личности // Социальные и экономические системы. Социология. 2019. №2. С. 5 – 20. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37624974 (дата обращения: 07.05.2021).
3. Перов Е.В. Образ и имидж личности // Социальные и экономические системы. Социология. 2019. №3. С. 16–31. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38470858(дата обращения: 09.05.2021).
4. Погорелов Д. Н., Солдатова Е. Л. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // The Education and Science Journal. Образование и наука. 2018. Том 20, № 5. С. 105-124. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-virtualnoy-identichnosti-sovremennoe-sostoyanie-problemy (дата обращения: 07.05.2021).
5. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. C.12-32. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1606-belinskaya60.html (дата обращения: 01.07.2021).
6. Howard, Th. Design to Thrive: Creating Social Networks and Online Communities that Last, 1st Edition, Morgan Kaufmann Publishers, Burlington, Massachusetts, USA. 2010. 234 p. Режим доступа: https://archive.org/details/designtothrivecr0000howa (дата обращения: 07.05.2021).
7. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // Obrazovanie i informacionnaja kul’tura. Sociologicheskie aspekty: trudy po sociologii obrazovanija. Education and Information Culture. Sociological Aspects. Works on the Sociology of Education. Moscow: Center for the Sociology of Education of the Russian Academy of Education. 2000. Vol. V. VII. С. 431–460. Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/self-presentation_identity/ (дата обращения: 07.05.2021).
8. Мамедов А.К., Коркия Э.Д. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 9–12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-v-virtualnoy-realnosti-novye-alternativy/viewer (дата обращения: 01.07.2021).
9. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. 2013. Серия 14. № 1. С. 66–83. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnaya-identichnost-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 21.06.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: