Социальная психология | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 159.9.07

Дата публикации 30.06.2021

Влияние информационной перегрузки на способность принятия решений современной личностью

Краснова Анастасия Николаевна
Психолог (ИП Краснова), Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: Автор рассматривает такую проблему современного общества как информационная перегрузка, которая из элемента футуристической мысли превратилась в актуальную задачу, требующую разработки способов решения для психологической гармонизации личности и её взаимодействия с окружающим миром. В настоящем исследовании проводится анализ влияния информационной перегрузки на способность принятия решений современной личностью.
Ключевые слова: информация, информационная перегрузка, информационное потребление, информационная тревога, информационное загрязнение, информационный поток, принятие решений, современная личность.

The influence of information overload on the decision-making ability of a modern person

Krasnova Anastasia Nikolaevna
Psychologist (IE Krasnova), St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, Russian Federation, Saint Petersburg

Abstract: The author considers such a problem of modern society as information overload, which has turned from an element of futuristic thought into an urgent problem requiring the development of solutions for the psychological harmonization of the individual and its interaction with environment. The present study analyses the influence information overload the decision-making ability of a modern personality.
Keywords: information, information overload, information consumption, information alarm, information pollution, information flow, decision-making, modern personality.

Правильная ссылка на статью
Краснова А.Н. Влияние информационной перегрузки на способность принятия решений современной личностью // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-informatsionnoj-peregruzki-na-sposobnost-prinyatiya-reshenij-sovremennoj-lichnostyu.html (Дата обращения: 30.06.2021)

Введение

Современный мир характеризуется не только колоссальными объёмами новой информации, бесчисленным множеством её форматов и типов, но и неизменно растущей скоростью информационного потока. Информация стала намного быстрее утрачивать свою релевантность, что потребовало от современного человека увеличения скорости её обработки и дальнейшего распространения. Эти действия повлекли за собой ряд проблем, оказывающих влияние на эффективность анализа и дальнейшее принятие решений человеком. На фоне интенсивно возрастающей заинтересованности в развитии личности современного человека абсолютно естественно выглядит рост общественного интереса к феномену информационной перегрузки. Цель настоящей статьи заключается в анализе основных теоретических подходов к определению понятия «информационная перегрузка», а также в выявлении влияния данного феномена на способность личности принимать рациональные решения.

Основная часть

Динамично меняющийся мир создает новые угрозы и вызовы для развития современной личности. Согласно исследованиям американского социолога, А. Инкелеса, современную личность следует рассматривать как совокупность определенных личностных характеристик человека, складывающихся в процессе модернизации, под влиянием средств массовой коммуникации, образования и индустриального опыта. Исследователь обнаружил, что отличительными характеристиками современной личности является внутренняя независимость, открытость к инновациям и изменениям, а также развитость чувства социальной ответственности [13]. Большое значение в развитии современной личности играют процессы внутренней и внешней среды.

В данном контексте можно отметить, что в начале XXI века произошел толчок для кардинальных изменений мыслительной деятельности общества. Повсеместное внедрение научно-технических и инновационных достижений привело к возникновению такой проблемы, как информационная перегрузка. Иными словами, увеличение информационных потоков привело к проблемам общества, связанным с восприятием и мышлением, дезориентацией человека в пространстве, формированием скептического отношения к информационным источникам и, как следствие, отсутствию адекватной ответной реакции.

Элвин Тоффлер писал: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение» [6]. Данное утверждение позволяет выявить взаимосвязь роли информационной перегрузки в дисфункциональном принятии решений и поведении человека с происходящими изменениями во внутренней и внешней среде. При росте информационного потока человек утрачивает возможность действовать эффективно и демонстрирует нерациональное поведение в попытках справиться с объёмом поступающей информации.

 Проблема информационной перегрузки неоднократно рассматривалось в трудах отечественных и зарубежных экспертов, таких как: А. Тоффлер, А.Д. Еляков, С. Милгрем, В.А. Жмуров, О.М. Золотова, Л.А. Пронина, А.А. Ильюшенко и других, но до сих пор данный феномен не является предметом отдельного исследования. В рамках настоящей работы мы раскроем особенности влияния информационной перегрузки на способности личности принимать решения. Для понимания особенностей информационной перегрузки обратимся к различным теоретическим подходам к определению данного понятия.

В когнитивной психологии информационная перегрузка понимается как «ситуация, в которой индивиду приходится обрабатывать слишком большой объём информации за определённое время или слишком много запоминать в отведённые для этого сроки» [7]. Ценность данного определения заключается в очевидном диссонансе между скоростью поступления новой информации и линейностью времени, в котором находится человек. На индивидуальном уровне информационная перегрузка провоцирует чувство неоднозначности знаний и ощущение отсутствия инструментов для принятия рациональных решений.

3Концепция информационной перегрузки и проблема переизбытка информации — это не «изобретение» современного общества. Так, философ эпохи Просвещения Дени Дидро предсказал этот феномен в своих работах ещё в XVIII веке, сравнивая процесс поиска, скрытого в постоянно растущем количестве книг, с поиском доли правды, скрытой в природе от непосредственного изучения всей вселенной [8]. Научный интерес к феномену информационной перегрузки появился после того, как 1974 году был проведен эксперимент, подтверждающий гипотезу о том, что потребитель обладает конечным пределом объема информации, которую он может эффективно использовать. Суть эксперимента заключалась в том, что испытуемые должны были выбрать из списка брендов наиболее оптимальные товары для их нужд. С ростом числа брендов участникам всё тяжелее давался выбор, а процесс принятия решения занимал всё больше времени. Гипотеза подтвердилась: объем информации влияет на качество принимаемых решений. Эта информация также легла в основу настоящей работы [3].

Последующие исследования помогли установить связь способности человека принимать оптимальные решения под влиянием информационных потоков. При этом информация, получаемая человеком сверх допустимого объема, перестает учитываться, вследствие чего начинается резкое падение качества принимаемых решений, что является отражением влияния информационной перегрузки. Помимо этого, информационная перегрузка приводит человека к стрессу и нервному истощению, негативно влияет на способность определять приоритеты и удерживать в памяти значимую информацию [2].

Также следует отметить влияние «ошибочного восприятия» на принятие решений, спровоцированного попыткой проанализировать информацию под руководством привычных, шаблонных действий. При этом в стороне остается сложность и неоднозначность многих важных информационных аспектов, и тем самым создаются «слепые пятна» в рамках общей картины при решении проблемы.

Исследователь А.Д. Еляков утверждает, что проблемой современного человека также является возрастающий беспорядок информационного пространства, в котором быстрое увеличение количества информации приводит к падению её качества [10]. Данный фактор имеет непосредственное влияние на принятие рациональных решений.

 В зарубежной литературе широко обсуждаются описанные негативные, стрессовые последствия для личности при взаимодействии с различными информационными потоками, которые представлены различными научными понятиями, среди которых можно отметить «информационную тревогу», подразумевающую хаотичное поступление информации разного порядка, из-за чего у не готового к её восприятию человека возникает диссонанс картины мира [1]. Также немаловажно «информационное загрязнение» – понятие, впервые употребленное Я. Нильсеном, описывающее процесс переполнения информационных ресурсов некачественными и недостоверными данными. В настоящее время «информационное загрязнение» – это ежедневно возрастающий поток дисгармоничной, хаотической, разрушительной информации, воздействующий на человека преимущественно через его зрение и слух [9]. Демографические факторы, такие как возраст, пол и уровень дохода, так же влияют на качество принимаемых решений.

По результатам исследований Государственного исследовательского университета штата Флорида прослеживается явная отрицательная взаимосвязь между возрастом медиапотребителя и его предрасположенностью к информационной перегрузке: люди старшего возраста склонны испытывать меньшую перегрузку, чем более молодые [4]. При этом представители женского пола испытывают информационную перегрузку гораздо реже, чем представители мужского [5]. Также было установлено, что люди с более высоким доходом подвержены большему риску информационной перегрузки, что является следствием работы с большим потоком различных типов информации, а значит, может привести к повышенной предрасположенности совершения ошибок.

Диагностировать и, следовательно, начать решать проблему информационной перегрузки возможно при наличии таких симптомов, как: эмоциональная напряженность, стресс, состояние замешательства, падение мотивации и удовлетворенности от работы, возникновение трудностей при выборе приоритетов, высокая избирательность, пренебрежение большими объемами информации, увеличение времени на принятие решения и неумение воспользоваться информацией для его принятия и т.д.

 Возникновение информационной перегрузки связанно со множеством факторов, рассматриваемых на уровне социума, при этом основная причина кроется в ускоренном производстве и увеличении объема информации, выпускаемой СМИ, наукой и бизнесом. Больше всего исследований информационной перегрузки проведено на уровне организации и человека, инициатором которых зачастую выступает бизнес, стремящийся повысить продуктивность коммуникации с клиентами, а также наладить результативность обработки информационного потока внутри организации для более эффективных принятий решений на всех уровнях.

На сегодняшний день точной методологии работы с проблемами и последствиями информационной перегрузки нет. Так, О.М. Зотова предлагает профилактику информационной перегрузки с использованием методов релаксации, аутотренинга, психокоррекции, медитации [11].

 А. Ильюшенко предлагает развивать определенные навыки:

  • Контролировать качество и количество поступающей информации;
  • Сортировать информацию, анализируя содержание в сравнении с данными из других источников;
  • Предварительно анализировать информацию по форме представления: автор, используемая терминология и т.д.
  • Вычленять из данных ту информацию, которая представляет непосредственный интерес либо необходима для решения проблемы;
  • Использовать техники распределения внимания (концентрация на главном);
  • Создавать личные системы организации, хранения и обновления информации;
  • Эффективно распределять время при обработке информации.

Одним из способов профилактики информационной перегрузки может служить алгоритм снятия ограничений «Нейрографика», созданный в 2014 году Павлом Пискаревым, сутью которого является создание новых нейронных связей, а значит, и новых поведенческих программ при принятии решений [12].

Заключение

В настоящее время феномен «информационная перегрузка» требует дальнейшего изучения и конкретизации результатов исследований влияния данного феномена на эффективность в принятии решений современной личностью. При изучении результатов отечественных и зарубежных исследований можно сделать вывод о том, что роль информационной перегрузки в дисфункциональном принятии решений высока.

Большое влияние на эффективность в принятии рациональных решений оказывают следующие факторы: увеличение информационных потоков, как следствие – дезориентация человека в информационном пространстве, ошибочное восприятие информации, обусловленное шаблонным мышлением человека, информационная тревога и информационное загрязнение, демографические факторы, факторы на уровне социума, организации и человека, и многие другие. Данную проблему, существующую ещё со времен античности, каждый человек решает различными для себя способами, которые могут повлечь как положительные, так и отрицательные последствия для принятия решений.

Важным аспектом является осознанный подход к существующей проблеме и последствиям влияния информационной перегрузки на человека. В частности: разработка личной стратегии для модификации способов фильтрации и дальнейшей обработки информации, а также умение эффективно планировать свое время и не забывать о различных способах профилактики информационной перегрузки, таких как «цифровой детокс», избегание многофункциональных задач, соблюдение режима «работа-отдых», использование различных методик для повышения пластичности мозга.

Научиться взаимодействовать с информационными потоками можно и нужно, так как этот процесс является частью прогресса, но только от нас зависит, станет ли эта информация полезным инструментом для принятия более эффективных решений в собственной жизни.


Список литературы

1. Bawden D. The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies / D. Bawden, L. Robinson // Journal of Information Science. – 2008. – № 5. – Р. 1–12.
2. Eppler J.M. The concept of information overload: A review of literature from organization science, accounting, marketing, MIS, and related disciplines / J.M. Eppler, J. Mengis // The Information Society. – 2004. – N 20. – P. 325–344.
3. Jacoby J. Brand choice behavior as a function of information load: Replication and extension / J. Jacoby, D.E. Speller, C.K. Berning // Journal of Consumer Research. – 1 (1). – 1974. – P. 33–42.
4. Ji Q. The Role of News Media Use and Demographic Characteristics in the Prediction of Information Overload / Q. Ji, L. Ha, U. Sypher // International Journal of Communication. – 2014. – № 8. – Р. 699–714.
5. Nordenson B. Overload! Journalism's battle for relevance in an age of too much information [Electronic resource] // Columbia Journalism Review. – 2008. – URL: https://archives.cjr.org/feature/overload_1.php?page=all (date of treatment: 28.06.2021).
6. Toffler A. Future shock / А. Toffler. – Bantam, 1984. – P. 553.
7. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – С. 864.
8. Дидро Д. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел [Электронный ресурс] / Д. Дидро. – Париж, 1751–1780. – URL: http://portail.atilf.fr/encyclopedie/ (дата обращения: 28.06.2021).
9. Дружилов С.А. «Загрязненность» информационной среды и проблемы психологического здоровья // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 4. – С. 89–92.
10. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. – 2005. – № 5. – С. 114–121.
11. Зотова О.М. Информационные перегрузки как фактор риска для здоровья студентов // Известия Юго-Западного государственного университета. – Серия: Техника и технологии. – 2014. – С. 77.
12. Пискарев П. Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений / П. Пискарев. – М.: Эксмо, 2021. – C. 5-160.
13. Inkeles A., Smith D. Becoming Modern: Individual Change in Six Developing Countries. Cambridge, Harvard University Press, 1974, pp. 289-302.

Расскажите о нас своим друзьям: