Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023
УДК 373.24
Дата публикации 24.07.2023
Загадки как средство формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста
Семенова Наталья Александровна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск, 8sna@mail.ru
Афанасьева Елена Леонидовна
студент кафедры педагогики и психологии детства, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск, elena.afanasyeva19@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме дошкольной педагогики и психологии - формированию операций мышления у детей старшего дошкольного возраста. В статье представлены результаты исследования мыслительных операций у детей подготовительной к школе группе и описание опытно-экспериментальной работы по их формированию посредством загадок.
Ключевые слова: riddle, thinking, thinking operations, senior preschool age
senior lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Petrozavodsk State University, Russia, Petrozavodsk
student of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Petrozavodsk State University, Russia, Petrozavodsk
Abstract: The article is devoted to the actual problem of preschool pedagogy and psychology - the formation of thinking operations in older preschool children. The article presents the results of a study of mental operations in children of a preparatory school group and a description of experimental work on their formation through riddles.
Keywords: riddle, thinking, thinking operations, senior preschool age
Семенова Н.А., Афанасьева Е.Л. Загадки как средство формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/zagadki-kak-sredstvo-formirovaniya-operatsij-myshleniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 24.07.2023)
Дошкольный возраст - период интенсивного развития организма, сензитивный возраст для многих психических функций, а также время для подготовки ребёнка к школе.
Наряду с инновационными методами и приёмами в современной дошкольной педагогике широко используются и традиционные. Одним из эффективных методов подготовки к школьному обучению в детском саду является использование загадок в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Загадки можно встретить на всех материках, в любой культуре мира. Появилась загадка примерно в первом - третьем тысячелетиях до нашей эры, возникновение авторской загадки историки относят к седьмому веку до нашей эры. На территории России первые упоминания о загадках встречаются в середине XVII века [5].
В словаре С.И. Ожегова под загадкой понимается изображение или выражение, которое нуждается в истолковании, разгадке [2].
Д. Н. Ушаков в толковом словаре русского языка даёт следующее определение загадки. Это иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которое нужно угадать; выражение, требующее разгадки [1].
Итак, загадка рассматривается как замысловатое описание загадываемого предмета, которое требует ответа и является испытанием для сообразительности.
Исследованиями роли загадки в психическом развитии человека занимались, как зарубежные, так и отечественные учёные, среди которых: Р. Д. Абрахамс, О. Н. Говоркова, Э. Кенгэс-Маранду, М. Л. Ковшова, А. Б. Кривенко, Р. Петш, М .А. Рыбникова, Д. Н. Садовников, С. Я. Сендерович и др [5].
Доказано, что особенности загадки способствуют формированию операций мышления уже в раннем и дошкольном возрасте. Для того, чтобы разгадать загадку, ребёнку необходимо обладать определёнными знаниями и умело их применять. Поиск правильного ответа на загадку невозможен без таких умений, как умения анализировать имеющуюся информацию, умения выделять из массива данных существенные признаки, умения делать вывод. Главная цель для того, кто загадывает загадку - это запутать отгадчика, подать ему информацию в изменённом виде, главная же цель отгадчика - соотнести полученную информацию с той, которой он владеет.
Подводя итог, можно сделать вывод, что загадка имеет огромный педагогический потенциал и создаёт возможности для решения различных методических вопросов. С её помощью воспитатель детского сада может научить систематизировать свойства предметов и явлений, развивать любознательность, самостоятельность и оригинальность детского мышления.
В связи с этим, целью данного исследования стало изучение влияния серии занятий с использованием загадок на формирование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 9 детей старшего дошкольного возраста, посещающих разновозрастную группу малокомплектного сельского детского сада Кондопожского района республики Карелия.
Для изучения сформированности мыслительных операций на первом этапе опытно-экспериментальной работы были использованы методика «Исследование уровня овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности» (У. В. Ульенкова) [8], «Исключение предметов» (М. М. Семаго) [7].
Перед началом диагностической работы с детьми была проведена беседа с педагогом группы. В её процессе было установлено, что в группе имеется методическая литература по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста, воспитатель данной группы использует загадки при организации различных видов детской деятельности; в педагогическом процессе решает задачу по обучению детей отгадыванию и загадыванию загадок, обогащает представление родителей о важности использования загадок в дошкольном возрасте, ежегодно обновляет картотеки детских загадок. По мнению воспитателя, дети группы любят отгадывать загадки, но не очень умело загадывают их.
Результаты методики «Исследование уровня овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности» У. В. Ульенковой свидетельствуют о том, что дети умеют обобщать ряды знакомых конкретных понятий при помощи родовых (сложности вызвали только незнакомые слова, связанные с профессиями), сравнивать объекты по представлению и умеют конкретизировать понятия. Сложности у группы возникли при обобщении рядов понятий более широкого объёма и только половина детей справилась с заданием на классификацию. У 4 детей группы выявлен высокий уровень овладения общей структурой мыслительной деятельности, ещё у 4 детей - выше среднего и у 1 ребёнка - средний уровень. Низкий уровень выявлен не был.
Согласно анализу данных методики «Исключение предметов» М. М. Семаго, дети группы используют все виды объединений трёх предметов по отношению к четвёртому (33 раза дети сделали объединение 3 предметов по отношению к 4 по функциональному признаку, 20 раз - по понятийному признаку, 9 раз - по конкретно-ситуативному признаку, 8 раз - по латентному признаку, 2 раза - по конкретному признаку), при этом преобладает обобщение по функциональным и понятийным признакам, что соответствует возрастным особенностям. Показатель доступности выполнения заданий в среднем по группе равен 86%. У 8 детей актуальный уровень развития понятийного мышления соответствует возрастной норме, у 1 ребёнка - не соответствует.
Таким образом, из 9 обследованных детей старшего дошкольного возраста одному требуется коррекционно-развивающая работа по формированию операций мышления.
На втором этапе опытно-экспериментальной работы была разработана тематическая серия занятий «Приключения маленького Эхо» по формированию операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием загадок. При разработке серии занятий использовались методические разработки Ю. Г. Илларионовой [3], Н. В. Нищевой [4], С. Ю. Танцюры, В. В. Сатари, Л. Р. Солдатовой [6].
Задачи серии занятий «Приключения маленького Эхо»:
- Обогащать и систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста об окружающей действительности путём введения в занятия различных видов игр (настольно-печатные, словесные, подвижные, импровизационные), детских книг (виммельбухи);
- Развивать умения детей разгадывать загадки в процессе отгадывания загадок различных видов (описательные, метафорические загадки, загадки-обманки, загадки-противопоставления и др.);
- Продолжать формировать у детей умения составлять простые описательные загадки с опорой на наглядность в процессе использования алгоритмических схем и карточек для составления описательных загадок;
- Продолжать развивать у детей умение анализировать собственную деятельность и эмоциональное состояние путём применения на занятиях фишек-смайликов, обозначающих определённые эмоции;
- Воспитывать у детей любовь к окружающему миру, способствовать пониманию ценности жизни различных живых существ, желание беречь природу и плодотворно взаимодействовать с ней;
- Воспитывать у детей личностные качества (дружелюбие, умение прийти на помощь, развивать коммуникативные качества).
Разработанная серия «Приключения маленького Эхо» включила в себя 12 занятий, продолжительность каждого занятия составила 25-30 минут.
Структура занятий состояла из 3 частей:
- Вводная часть (ритуал приветствия);
- Основная часть (работа с загадками, разделённая на 2 подраздела физкультминуткой, соответствующей теме занятия);
- Заключительная часть (рефлексия, ритуал прощания).
В рамках занятий было запланировано использование следующих методов и приёмов: беседа, показ образца, объяснения, пояснения, рассматривание иллюстраций в виммельбухах, работа в парах, поиск изображений-отгадок на иллюстрациях в книгах, использование материалов настольно-печатных игр (карточки, плашки), введение игровых персонажей (маленький Эхо, робот МОРБЗ и его помощники), создание проблемных ситуаций (помощь и спасение персонажа), выявление особенностей общения (перевоспитание персонажей, установление новых, доверительных отношений после конфронтации), открытые и закрытые вопросы, подгрупповая работа, использование сюрпризных моментов, аудиозаписей и др.
Каждое занятие имело определённую тему, с которой связывался и выбор загадок. Темами занятий стали: «Загадка - это не секрет, на неё найдём ответ», «В огород, в лес, в сад пойдём. Что же мы там найдём?», «Мяу, гав и другие» (домашние животные), «Какие бывают животные?», «Странная загадка космического гостя», «Спасение космического гостя», «История про мальчика Васю» (человек), «Кто кем работает: люди и профессии», «Ты, да я, да мы с тобой возвращаемся домой: что есть в доме?», «Ездит, плавает, летает. Я - о чём, кто угадает?», «Таинственный космос», «До свидания, Эхо!».
Для развития у старших дошкольников умений загадывать загадки были использованы: речевые карточки для составления описательных загадок Н. В. Нищевой, алгоритмические схемы для обучения дошкольников составлению описательных рассказов; создание схем для составления собственных детских загадок совместно с детьми, виммельбухи, содержащие иллюстративный материал по заявленным в серии темам занятий, дидактические игры, карточки с заданиями по развитию операций мышления.
Следующим этапом опытно-экспериментальной работы стала реализация серии занятий «Приключения маленького Эхо». В занятия были включён не один ребёнок, у которого были выявлены трудности в формировании мыслительных операций, но и 3 детей с высоким уровнем развития мышления для работы в подгруппе и в парах (для взаимообучения), что способствовало развитию мотивации и эмпатии у детей. Проведение подобной серии в индивидуальной форме не представлялось целесообразным.
Занятия проходили в обстановке обмена знаниями, дети были активны и заинтересованы, конфликтных ситуаций не возникало. В процессе занятий у детей постепенно исчезала неуверенность при ответах, они с нескрываемым интересом составляли простые описательные загадки на предложенные темы.
Достаточно быстро дети освоили готовые схемы для составления описательных загадок, в связи с этим они были усложнены (некоторые ячейки были исключены из описания).
Например, на занятии №4 «Какие бывают животные?» детям было предложено составить загадку о птице по готовой схеме, в данном случае использовалась схема из пособия Н. В. Нищевой, включающая в себя следующие признаки объекта: размер птицы, оперение, особенности внешнего вида, питания, пения, проживания [4]. Первую загадку предлагал педагог в качестве примера. Дети для составления собственных загадок самостоятельно выбирали карточку с изображением птицы из 16 предложенных. При выполнении аналогичного задания про домашних животных схема, взятая из пособия Н. В. Нищевой, была усложнена. После её разбора с детьми был снят один из признаков (голос животного), который бы облегчал детям ситуацию отгадывания.
По отдельным темам были разработаны новые схемы для составления загадок. Так, на занятии №9 «Ты, да я, да мы с тобой возвращаемся домой: что есть в доме?» вместе с детьми была составлена схема для загадок о продуктах питания. Схема была нарисована на доске в виде таблицы, состоящей из шести ячеек. Содержание ячеек обсуждалось совместно с детьми, были использованы следующие обозначения: 1) штриховка – цвет объекта, 2) круг маленький и круг большой – размер, 3) кубик, солонка, чашка – твёрдый, сыпучий, жидкий, 4) сломанная палка – целое и часть его; 5) сыплется, крошится – много мелких точек/кусочков; проливается – лужица и капельки; обжигает – горящая спичка, какой продукт на ощупь – рука (кисть), 6) надо ли готовить – кастрюля или можно есть сразу – смайлик с улыбкой.
В ходе работы с загадкой детям были предложены ситуации, требующие умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать зависимости между предметами. Наиболее эффективными методами по развитию операций мышления (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение) можно считать самостоятельное составление детьми схем для загадывания загадок, работа с виммельбухами при отгадывании загадок.
На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в серии занятий. Использовались те же методики, что и на первом этапе исследования.
Анализ результатов диагностики выявил положительную динамику у ребенка, включенного в коррекционно-развивающую работу (уровень мышления соответствует возрастным показателям и преобладает обобщение по понятийным признакам по отношению к другим категориям согласно данным методики У. В. Ульенковой и М. М. Семаго соответственно), кроме этого повысились показатели у остальных детей, участвующих в серии занятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что загадка является эффективным способом формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Загадка // Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. - URL.: https://vseslov.net/ru/dictionary.php?table=ushakovDSL&word_id=15649 (дата обращения 07.07.2023.).
2. Загадка // Толковый словарь Ожегова. - URL.: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=8022 (дата обращения 07.07.2023.).
3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. / Ю. Г. Илларионова. - 2-е изд., дораб. - Москва: Просвещение, 1985. - 160 с.
4. Нищева Н. В. Алгоритмические схемы для обучения дошкольников составлению описательных рассказов (4-7 лет) / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. - 32 с.: ил.
5. Орлова О. С. Происхождение загадки / О. С. Орлова // Вестник Московской международной академии. - 2017. - №1. - URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-zagadki?ysclid=ljsn2e35xf537359793 (дата обращения 07.07.2023.).
6. Речевые карточки. Описательные загадки. Домашние животные. Для детей 4-7 лет / Л. Р. Солдатова, С. Ю. Танцюра, В .В. Сатари. - Москва: Сфера, 2022. - 12 с.
7. Семаго М. Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст / М. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 384 с.: ил.
8. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. / У. В. Ульенкова. - Москва: Педагогика, 1990. - 184 с.: ил.