Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023
УДК 37. 371
Дата публикации 21.07.2023
Особенности формирования коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте
Шестакова Дарья Романовна
студентка 2 курса Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, daryashestakova324@gmail.com
Аннотация: В этой статье рассматривается определение коммуникативной компетенции и делается анализ различных точек зрения авторов, выделивших комплекс проблем формирования коммуникативной компетенции у младших школьников. Кроме того, рассмотрено и проанализировано понятие “коммуникативные способности”. Раскрыты компоненты коммуникативной компетенции. Выделены и описаны характерные особенности для младшего школьника.
Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, младший школьник, коммуникативные способности, барьеры в общении.
student of Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Solikamsk
Abstract: This article examines the definition of communicative competence and analyzes the various points of view of the authors who have identified a set of problems of formation of communicative competence in younger schoolchildren. In addition, the concept of “communicative abilities” is considered and analyzed. The components of communicative competence are revealed. The characteristic features for the younger student are highlighted and described.
Keywords: competence, communicative competence, junior high school student, communicative abilities, barriers in communication.
Шестакова Д.Р. Особенности формирования коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoj-kompetentsii-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html (Дата обращения: 21.07.2023)
С самого детства ребенок попадает в мир социального взаимодействия, где должен адаптироваться к обществу, уметь строить отношения с различными субъектами. Младший школьный возраст – самый оптимальный период для формирования коммуникативной компетенции. Первая ступень в образовании школьника – это начальная школа, которая является главной для формирования и развития ребенка. Одним из требований по ФГОС НОО является результат освоения универсальных коммуникативных действий.
Также на сегодняшний день люди имеют низкую коммуникативную компетенцию, так как опрос по данным ВЦИОМ показал, что каждый третий человек проводит свое время в социальных сетях и мессенджерах более четырех часов в день — 72%, 16% — от двух до трех часов, 25% — один-два часа в день, 19% — полчаса, а 9% — менее получаса. Таким образом, у людей происходит выбор за виртуальный мир, где происходит замена живого общения.
И. В. Михалец говорит, что в век новых технологий появляется новый вид общения – виртуальное, которое заменяется на живое и становится барьером для развития коммуникативных навыков. [7, с.23] На самом деле, с появлением глобальной сети Интернет потребность в общении уменьшилась. Современные дети чаще всего общаются через социальные сети, поэтому общение в реальности уходит на второй план. Таким образом, дети имеют низкие коммуникативные навыки.
Следует также отметить, что в связи с развитием информационных технологий на сегодняшний день возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативной компетенции у младших школьников и недостаточностью живого общения посредством развития информационного мира, в котором происходит замена общение в реальности на виртуальное.
Понятие “коммуникативная компетенция” изучено разными авторами: И. А. Зимняя, М. Н. Вятютнев, Д. Хаймс, Д.И. Царенков, Н.В. Хорунжая, Л.К. Граудина
Понятие “коммуникативная компетенция” рассматривается с разных точек зрения:
И. А. Зимняя считает, что “коммуникативная компетенция” – это определенная способность человека, который обладает коммуникативными навыками, знаниями и умениями в общении. [4, с.12-15]
М. Н. Вятютнев понимает “коммуникативную компетенцию”, как умение правильно выражать свое речевое поведение под различные ситуации в обстановке общения.
Д. Хаймс определяет “коммуникативную компетенцию”, как способность пользоваться гибко и быстро языком во взаимодействии с людьми.
Таким образом, “коммуникативная компетенция” – совокупность знаний, умений, навыков, которыми овладевает человек в процессе социального взаимодействия, способность находить подход каждому человеку, а также те требования, предъявляемые человеку в процессе общения.
По мнению психологов Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина, младший школьный возраст связан с началом школьной жизни и имеет границы с шести до одиннадцати лет, обладает некоторыми характеристиками.
У ребенка, который попадает в новую окружающую среду, начинает зарождаться совершенно другое взаимодействие с людьми, а именно ими оказываются сверстники, одноклассники и учителя. Это называется социальная ситуация развития. [2, с.48-52]
С поступлением в школу ведущей деятельностью становится учебная. [2, с.48-52] Младшие школьники постоянно стремятся узнать что-то новое, следовательно, новые знания выступают как цель и результат деятельности. Дети, приобретая новый статус, пытаются соответствовать ему, показывая с первых дней интерес к учебе.
А также в результате этой деятельности у детей возникают возрастные психические новообразования: произвольность в поведении, самоконтроль, рефлексия. [2, с. 48-52]
Таким образом, из представленных особенностей младшего школьника, можно сделать вывод, что сформировать коммуникативную компетенцию легче в младшем школьном возрасте, так как ребенок попадает в новую окружающую среду, где у него формируются социальные качества для общества, необходимые для главного вида деятельности – общение.
Одним из планируемых результатов обучения младших школьников является формирование коммуникативной компетенции. Главной особенностью коммуникативной компетенции является стремление младших школьников к получению новых знаний, умений, навыков, в основе которой лежат речевые навыки, способные помогать во взаимодействии с окружающим миром.
Однако существуют несколько проблем в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников.
В. А. Казанцева и А. В. Акулина выделяют фактор, связанный с социальной ситуацией развития младших школьников. В основе коммуникативной компетенции лежат коммуникативные способности. У первоклассников только начинается стадия формирования этих умений, поэтому возникают коммуникативные барьеры, которые затрудняют общение в младшем школьном возрасте, потому что ребенок не может еще четко сформулировать и излагать свои мысли [1, с. 1-3]. В конечном итоге происходит непонимание партнеров по общению, неумение себя вести и поддерживать диалог [7, с.36-38]. Конечно, самое главная борьба – это война с самим собой. Нужно не только внешне привлекать человека, но и научиться каждому развивать себя, свой язык, кругозор, речь, для того чтобы уметь доносить свои высказывания, чтобы собеседник понял вас. Для решения этой проблемы авторы предлагают проведение социометрических методов, которые помогут выявить определенные статусы у детей, определить сплочённость коллектива, а также исследовать эмоциональное отношение внутри группы.
Н. М. Ильенко выделяет такую проблему: ФГОС требует особого подхода от учителя для формирования коммуникативной компетенции у младших школьников [5, с. 2]. Действительно, для младших школьников учитель играет важную роль. Ученики признают его в роли авторитета, потому что в лице школьников он – эталон, образец и ориентир в поведении. Именно через учителя происходит общение детей. Таким образом, от учителя требуется организация образовательного процесса, в ходе которого у детей будет формироваться коммуникативная компетенция. Вся деятельность учеников делится на учебную, которая направлена усвоение знаний, внеучебную, направленная на социализацию обучаемых. Если учитель будет больше внедрять в образовательный процесс внеурочную деятельность, то она поможет ученикам познать себя, расширить свой кругозор, сформировать определенные качества. Внеурочная деятельность проходит в неформальной обстановке, поэтому ребенок лучше выстраивает взаимоотношения со сверстниками, учителем, другими детьми.
К тому же этот автор отмечает проблему недостатка профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для эффективной образовательной деятельности, чтобы правильно организовать образовательных процесс [5, с. 4]. Для того, чтобы формировать коммуникативную компетенцию у детей, учителю нужно обладать ей.
Подводя итог, можем сделать вывод, что у человека есть главная потребность – взаимодействие с другими людьми посредством общения. Только в социуме человек начинает развиваться. Ведь социум – окружение людей, под действием которого происходит влияние одного человека на другого в процессе передачи необходимой информации.
Коммуникативная компетенция – один из важных элементов, который помогает человеку во взаимодействии с другими людьми.
Таким образом, выделив несколько проблем, можно сказать, что они, действительно, препятствуют формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.
Список литературы
1. Акулина А. В. Особенности барьеров в общении у детей младшего школьного возраста с высоким и низким социометрическим статусом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-barierov-v-obschenii-u-deteymladshego-shkolnogo-vozrasta-s-vysokim-i-nizkim-sotsiometricheskim-statusom.
2. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018 – 174 с.
3. Безносюк Е. В. Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40с.
5. Ильенко Н. М. Проблемы формирования коммуникативной компетентности школьника педагогом начального общего образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-shkolnika-pedagogom-nachalnogo-obschego-obrazovaniya
6. Колмогорова, Л. А. Формирование коммуникативной компетентности линости : учебное пособие – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 205 с.
7. Михалец, И. В. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. – 2016. – С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2021.