Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (84) Июль 2023

УДК 37.11.1.

Дата публикации 20.07.2023

Воспитание духовно – нравственных ценностей на уроках родного (хантыйского) языка, литературы

Орехова Анжелика Николаевна
научный сотрудник, БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, РФ, д. Русскинская, oreh.anj@yandex.ru

Аннотация: В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе культуры, традиций хантыйского народа, нравственных ценностей через изучении родного (хантыйского) языка.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, родной язык, народные традиции, внеурочная деятельность, проектная деятельность.

Education of spiritual and moral values in the lessons of the native (Khanty) language, literature

Orekhova Angelika Nikolaevna
Researcher, BU "Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development of the Russian Federation, D. Ruskinskaya

Abstract: The article reveals the main forms of work on the formation of spiritual and moral education of schoolchildren in regular and extracurricular activities based on the culture, traditions of the Khanty people, moral values through the study of the native (Khanty) language.
Keywords: spiritual and moral education, native language, folk traditions, extracurricular activities, project activities.

Правильная ссылка на статью
Орехова А.Н. Воспитание духовно – нравственных ценностей на уроках родного (хантыйского) языка, литературы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogy/articles/vospitanie-dukhovno-nravstvennykh-tsennostej-na-urokakh-rodnogo-khantyjskogo-yazykahtml.html (Дата обращения: 20.07.2023)

Цели воспитания неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, который формирует культурно-нравственный облик ребенка, несомненно изучение родного (хантыйского) языка. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС СОО) обеспечивает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможностью получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации.

Предметная область «Родной язык и родная литература» предусматривает изучение государственного языка республики или родных языков из числа языков Российской Федерации, в том числе и русского языка. Предмет «Родной язык» не только средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений.  [2].

Хантыйский язык – это не просто общеобразовательная дисциплина, а еще и важное средство для диалога двух культур. В изучении родного (хантыйского) языка к темам относятся: экологические проблемы, национальная культура, национальная кухня, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации толерантность, выдающиеся люди и т.д. Учебный предмет «Родной (хантыйский) язык» для обучающихся образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югра изучается начиная на уровне начальной общеобразовательной школы и проложается на уровне основного общего образования.

На современном этапе развития общества каждого из нас беспокоит будущее наших детей, судьба России. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров школьника, его нравственного облика, продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения к системе общечеловеческих ценностей и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального сознания и поликультурного мышления.

Проблема духовно – нравственных ценностей, обучающихся разные годы являлась объектом исследований психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, которые рассматривают роль и место духовно - нравственных ценностей в различных аспектах изучения свойств личности. По мнению В. А. Караковского в воспитательной деятельности нужно обратиться к ценностям фундаментальным, таким как Человек, Семья, Труд, Культура, Отечество, Земля, Мир. «Ценности представляют собой культурно – исторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, который складывается в процессе жизнедеятельности личности» - утверждает Серебрякова Т. А. Являются основой социализации и воспитания личности. [1].

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность, сохранение распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью. Поэтому тема духовно-нравственного воспитания школьников всегда актуальна в обществе. [3].

Главная задача учителей родного (хантыйского) языка, литературы– не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, показать неисчерпаемые богатства, красочность хантыйской речи, представить ученикам культуру и язык ХМАО-Югры как сокровище общемирового масштаба), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, понимать хантыйский язык, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом в процессе обучения. На самом деле урок родного языка   – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Так, на уроках родного (хантыйского) языка при изучении разделов «Лексика» в 3 классе дети знакомятся с историческими событиями, культурой используя произведения фольклора народов Севера. Дети понимают ценность и значимость изучения родного языка литературы. Так же в процессе работы над содержание различных текстов, рассказов обучающиеся знакомятся с такими нравственными понятиями как смелость, совесть, добро, сердечность, справедливость и ответственность.

Формирование нравственных качеств, обучающихся происходит и на самом уроке. Ведь на уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между обучающимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, обучающиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношением в любой коллективной работе.

На уроках хантыйского языка для духовно – нравственного воспитания и развития используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроках взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.

Важными элементами урока становятся беседа, словарная работа, наблюдения, сбор и систематизация материала для создания сочинения, самостоятельная работа по составлению плана. Предлагаю написать сочинение-описание. Например, на такие темы: «Моя любимая деревня», «Наша Родина- Югра», «Любимое место на малой родине», «Мой друг».

В реализации духовно-нравственного воспитания на уроке хантыйского языка важную роль играют тематические уроки. Тематические уроки очень важны для обучающихся, педагогов и для учебного процесса в целом, так как они воспитывают интерес к изучению языка. Выполнение разнообразных проектных исследований позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на реалии своей каждодневной жизни, на историю своей родины и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы современного общества и жизни, формируют активную гражданскую позиции и развивают индивидуальные способности и таланты каждого обучающегося.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения родного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных речевых ситуациях. Обучающиеся с интересом создают и защищают такие проекты, как «Мое семейное древо», «Меню моей семьи» и т.д. Также стоит отметить, что при использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации и координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Одним из новых, но эффективных направлений в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке родного (хантыйского) языка. На сегодняшний день абсолютно все обучающиеся знакомы с информационными технологиями, активно используют компьютеры, мобильные телефоны и планшеты как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно повысить мотивацию изучения родного языка, изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания обучающихся. Например, можно совершить «виртуальные экскурсии» по достопримечательностям или просто посетить музей. Считаем, что познавательные компетенции также развиваются при реализации урочных проектов как при изучении целого раздела грамматики, как и при изучении отдельных тем. В деле приобщения обучающихся к родному языку неоценима работа школьного музея, где собран богатейший материал по истории поселения, школы, родословным, ветеранам войны, тыловикам, выпускникам школы. Двери музея всегда открыты для гостей, где экскурсоводы на родном языке расскажут о всех экспозициях. Родной (хантыйский) язык и литература располагают исключительно большими возможностями для духовно- нравственного воспитания, подрастающего поколения. Таким образом, интеграция всех звеньев этнокультурной среды позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.


Список литературы

1. Губанова Е.В., Пушнова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2021
2. Лаптева Г.П., Таджибова А.Н. Методические рекомендации к учебному пособию "Хантыйский язык". - М: Просвещение, 2021
3. Кривцова, Т. В. Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе / Т. В. Кривцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 343-345

Расскажите о нас своим друзьям: