Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 378

Дата публикации 30.04.2020

Языковой барьер у иностранных студентов провинциального вуза: основные проблемы и пути их решения

Дятлова Анастасия Константиновна
канд. истор. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, lematin@list.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме языкового барьера и способов его преодоления, которые предлагает Пензенский государственный университет. В статье рассматриваются особенности организации учебной и внеучебной деятельности иностранных студентов в Пензенском государственном университете, направленной на решение вышеуказанной задачи. Также уделяется внимание значению реализации социально-значимых и культурных проектов для успешной адаптации иностранных граждан.
Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, языковой барьер, провинциальный вуз, Пенза, Пензенский государственный университет

Language barrier of a provincial university’s foreign students: main problems and ways to solve them

Dyatlova Anastasiya Konstantinovna
PhD in History, Associate professor at the Department of Foreign Languages, FSBEI HE «Penza State University», RF, Penza

Abstract: The article touches upon the urgent problem of language barrier and different actions to solve this problem, which are performed by Penza State University. The article is devoted to the peculiarities of study and extracurricular activities of foreign students in Penza State University aimed at solving the above mentioned problem. The attention is also paid to the significance of socially important and cultural projects realization for successful adaptation of foreign students.
Keywords: higher education, foreign students, language barrier, provincial higher educational institution, Penza, Penza State University

Правильная ссылка на статью
Дятлова А.К. Языковой барьер у иностранных студентов провинциального вуза: основные проблемы и пути их решения / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/yazykovoj-barer-u-inostrannykh-studentov-provintsialnogo-vuza-osnovnye-problemy-i-puti-ikh-resheniya.html (Дата обращения: … 2020)

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 18-413-580014 р_а, «Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе (на примере Пензенского государственного университета)»

Подготовка высококвалифицированных специалистов в современном мире не возможна без обучения иностранным языкам. Однако, несмотря на постоянное совершенствование методик обучения, студенты испытывают трудности в общении, сталкиваясь с таким явлением, как языковой барьер.

Под языковым барьером мы понимаем индивидуальную, субъективную неспособность применить языковые знания на практике. Следует отметить, что с этим явлением сталкивается абсолютное большинство людей, обучающихся иностранным языкам [1, c. 385 – 387].

Сегодня языком международного общения является английский язык. И, хотя самые недавние исследования показывают, что этот язык в качестве иностранного используют 898,4 млн. человек, проблема языкового барьера остается довольно актуальной [2]. Особую остроту она приобретает в ситуации, связанной с получением высшего образования, когда качественное усвоение профильных знаний и развитие профессиональных навыков напрямую связано с тем, насколько точно и ясно понят материал.

Изучение английского языка, как языка международного общения является наиболее эффективным и естественным способом преодоления языкового барьера [3, c. 39 – 42]. Это довольно сложный и трудозатратный процесс, основными элементами которого являются тесно взаимодействующие между собой преподаватель и студент. Причем преподавателю отводится особая роль в этом процессе – через него осуществляется связь между разными культурами и он же предлагает наиболее подходящую модель общения.

В Пензенском государственном университете с 2013 г. работает программа обучения и подготовки специалистов в области медицины с использованием английского языка в качестве посредника. Работа в этом направлении сопряжена с преодолением ряда задач. Во-первых, несмотря на выше отмеченное значительное количество изучающих этот язык, уровень знаний иностранных абитуриентов, прибывающих в регион, не всегда соответствует поставленной задаче. Так, представители арабских стран традиционно показывают более высокий уровень владения английским по сравнению с гражданами из Индии. Этот факт можно объяснить тем, что на территорию Пензенской области прибывают граждане не самых богатых и процветающих штатов Индии.

Вторым важным аспектом, касающимся проблемы языкового барьера, является активная подготовка профессорско-преподавательского состава. Так, еще в 2012 г. в вузе были организованы специальные курсы английского языка для преподавателей профильных медицинских дисциплин и предметов общего цикла. Для того чтобы получить право преподавать свой предмет на иностранном языке, преподаватели обязаны сдавать внутренний экзамен.

В-третьих, все компоненты учебно-методических комплексов по всем дисциплинам составлены на двух языках – русском и английском. Они находятся в электронной информационно-образовательной среде вуза, доступ к которой имеет каждый студент. Таким образом, у студента появляется возможность готовиться к учебным занятиям, выбирая основу на том языке, работа на котором представляется ему более удобной.

Между тем, с 4 курса студенты начинают обучаться на русском языке. Для того, чтобы помочь им в его освоении, начиная уже с 1 курса вводятся дополнительные языковые занятия. Кроме того, широко ведется воспитательная работа, иностранные студенты активно привлекаются к внеучебным мероприятиям: Поволжский Образовательный Лагерь Иностранных Студентов «ПОЛИС», Культурный марафон «Вокруг света за два семестра», Уроки дружбы «Мы разные – мы вместе!», Конкурс красоты, грации и таланта среди иностранных студенток ПГУ «Folk Queen “Мисс мира”». Однако, количество студентов, принимающих участие в подобных мероприятиях всё еще не велико, хотя и неуклонно растет [4, c. 247 – 250].

Как показывает практика, для более эффективного преодоления языкового барьера важны не столько теоретическая подготовка и высокие волевые качества (способность «заставить» себя учиться), сколько желание узнать что-то новое, возможность познакомиться с другой культурно-языковой средой, начать общение с интересными людьми, получить высокооплачиваемую работу в крупной международной кампании.

Постепенно иностранные студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Здесь интересно отметить тот факт, что не зря английский язык считается международным языком науки, поскольку, как показало последнее исследование, более двух третей всех научных работ в мире публикуются именно на этом языке. С одной стороны, это создает определенные барьеры доступу к новейшим научным достижениям [5, c.54 – 56]. Однако, именно необходимость работать с современными источниками побуждает иностранных студентов активнее использовать в своей деятельности языковые знания.

Таким образом, языковой барьер относится к наиболее распространенным коммуникативным проблемам, возникающим в процессе обучения. Наиболее эффективными способами преодоления языкового барьера являются изучение иностранного языка как языка международного общения и межкультурная коммуникация. А значит, для повышения качества подготовки специалистов в отечественных вузах, дальнейшему исследованию и решению этих проблем следует уделять особое внимание.


Список литературы

1. Макаев Х. Ф., Макаева Л. Х. Преодоление языкового барьера как главная проблема иноязычной подготовки // В мире научных открытий. – 2014. – № 5.1 (53) – С. 382–391.
2. Languages still a major barrier to global science, new research finds // https://www.cam.ac.uk [сайт], 2019. – Режим доступа: https://www.cam.ac.uk/research/news/languages-still-a-major-barrier-to-global-science-new-research-finds, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 10.02.2020)
3. Василькина Л. В, Романенкова О.А., Уланова С.А. Преодоление языкового барьера как первоочередная задача при адаптации студентов-иностранцев в российском вузе // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – Т. 10. – № 1(37). – С. 37 – 43.
4. Беккер И.Л., Иванчин С.А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. - №4 (36). – С. 247 – 257.
5. Крашенинникова А. Е. Возникновение языкового барьера при изучении иностранного языка и пути его преодоления // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. – 2014. – № 8. – С. 53 – 56.

Расскажите о нас своим друзьям: