Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 159.9

Дата публикации 30.04.2020

Психолого-педагогические аспекты негативного влияния компьютерной зависимости на социализацию подростков

Рассказова Алла Львовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университета, allarasskazova@mail.ru

Аннотация: На сегодняшний день компьютерный мир, мир интернета тесно вошел в жизнь современного человека. Подросток, выросший в эпоху цифрового бума, не представляет свою жизнь без гаджетов, айфонов, айпадов, андроидов, ноутбуков, компьютеров, планшетов, смартчасов. С другой стороны, социально-экономическая дестабилизация, коррупция, тотальный кризис власти, массовое обнищание, и, разворачивающаяся на этом фоне эпидемиологическая угроза, - все это ввергло россиян в состояние психической дезадаптации. Подростки оказались в крайне уязвимом состоянии перед лицом нависшей опасности. Уход в мир мечты, фантазий, диффузия идентичности, представляется на сегодняшний день реальной угрозой обретения социальной идентичности подростка, и, как следствие препятствует его социализации. Актуальность исследования психологических последствий компьютерной зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
Ключевые слова: Социализация, подростки, интернет зависимость, интернет-аддикция, виртуальная аддикция

Psychological and pedagogical aspects of the negative impact of computer addiction on the socialization of teenagers

Rasskazova Alla L.
candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of General and practical psychology, Moscow city pedagogical University

Abstract: Today, the computer world, the world of the Internet is closely integrated into the life of modern man. A teenager who grew up in the era of the digital boom can not imagine his life without gadgets, iPhones, iPads, androids, laptops, computers, tablets, smart watches. On the other hand, socio-economic destabilization, corruption, a total crisis of power, mass impoverishment, and the epidemiological threat that is unfolding against this background - all this has plunged Russians into a state of mental disadaptation. Teenagers were in an extremely vulnerable state in the face of impending danger. Going into the world of dreams, fantasies, and identity diffusion is currently a real threat to the acquisition of a social identity of a teenager, and as a result, it hinders his socialization. The relevance of the study of the psychological consequences of computer addiction in adolescence is determined, first, by the constant increase in the number of teenagers and young men who use the Internet; secondly, the fact that excessive addiction to the Internet has a destructive effect on the child, causes a negative impact on the psyche.
Keywords: Socialization, teenagers, Internet addiction, virtual addiction

Правильная ссылка на статью
Рассказова А.Л. Психолого-педагогические аспекты негативного влияния компьютерной зависимости на социализацию подростков / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskie-aspekty-negativnogo-vliyaniya-kompyuternoj-zavisimosti-na-sotsializatsiyu-podrostkov.html (Дата обращения: … 2020)

Человек появляется на свет беззащитным и неподготовленным к жизни в обществе. Формирование таких индивидуальных образований как, личность и самосознание происходит в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения человеком социально выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

В процессе социализации усваиваются социальные нормы, умения, стереотипы, социальные установки, принятые в обществе формы поведения и общения. Социализация осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах, которые являются институтами социализации.

Становление социализации как научного знания началось в 30-х гг. 20-го столетия. Исследованию социализации посвящены труды отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, JI.B. Выготский, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежных (Э. Дюркгейм, Л. Кольберг, А. Маслоу, Т. Парсонс, К. Роджерс, Р. Штейнер и др.) ученых.

Существуют разные подходы к изучению процессов социализации. Так, антропологи считают, что социализация – это передача культуры от одного поколения к другому, социологи придерживаются мнения, что социализация – это обучение индивида социальным ролям (без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы) и формирование его личной идентичности. Психологи считают, что социализация – это элемент процесса формирования и развития личности. Конкретизирует эти представления, оценивая эффективность тех или иных институтов и методов социализации социальная педагогика.

В процессе социализации происходит приспособление и встраивание человека в условия конкретного общества, а также обособление индивида.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон).

Социализация осуществляется как в стихийных, так и в целенаправленно создаваемых условиях жизни на всех возрастных этапах. При этом особого внимания требует социализация подростков, так как в период подросткового возраста человек проходит трудный путь в своем развитии через внутренние и внешние конфликты с собой и с другими.

На пути взросления подростки крайне уязвимы перед разными опасностями, присущими человеческой жизни, - они могут быть обмануты и втянуты в сложнейшие жизненные ситуации (иногда с трагическим финалом). Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений имеют компьютерные игры. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, улучшению реакции и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной игры, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский) [1, с.76]. Особую опасность представляют подростковые зависимости, разновидностей которых с каждым годом становится все больше. Например, сегодня в результате чрезвычайно широкого применения информационных технологий серьезной проблемой представляет компьютерная зависимость, новая форма нехимической зависимости, характеризующаяся навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Проблема компьютерной зависимости возникла в США и экономически развитых странах Западной Европы в конце 80-х годов XX века. В странах СНГ она стала актуальной в конце 90-х, что было связано с более поздним развитием информационных технологий. Первое исследование компьютерной зависимости в психологии было проведено в 1980-х годах английским психологом М. Шоттоном, впервые использовавшим термин «аддикция» (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка) в контексте взаимодействия человека с компьютером.

В настоящее время имеется несколько определений Интернет-зависимости (синонимы — «интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «компьютерная зависимость»).

Первое определение дано Иваном Голдбергом и дополнено Кенделлом, и трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь оффлайн, и невозможность выйти из Интернета, находясь онлайн.

Доктор Кимберли Янг [2, с. 25] дала второе определение — проблемное использование Интернета (ПИИ) в 1998 году. «Интернет-зависимость» — это широкое понятие, которое обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечением.

Третье определение представили Алекс Холл и Джеффри Парсонс - Интернет-зависимое поведение (ИЗП). Они представляют избыточное использование Интернет «доброкачественным» расстройством, которое рассматривается как компенсация личностью недостатков поведения в реальной жизни. При этом они согласны с тем, что чрезмерное использование Интернета может навредить когнитивной, поведенческой и аффективной сферам, то есть повлиять на состояние здоровья человека.

С. Стерн также полагает, что применение Интернета обогащает людей; М. Гриффитс считает, что лишь немногие аддикты демонстрируют зависимость от собственно Интернета, для большинства же Интернет - не более чем орудие.

По данным исследований отечественных психологов (Егоров А.Ю., Кулаков С.А., Лоскутова В.А., Старшенбаум Г.В.) интернет - зависимость развивается у 25% пользователей в течение первого полугодия и у 58% пользователей в течение второго полугодия пользования Интернетом. При этом число активных пользователей постоянно увеличивается, в крупных городах России 70% населения, активно использующего Интернет, составляет возрастная группа от 14 до 30 лет [3, с.117].

Лоскутова В.А. отмечает следующие свойства Интернета, которые делают его популярным аддиктивным агентом: возможность анонимных социальных интеракций; возможность для реализации представлений и фантазий с обратной связью, включая различные варианты идентичности, социальных ролей; уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание; расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса; и, наконец, неограниченный доступ к информации [4].

Современная теоретическая разработка разных сторон феномена интернет - зависимости осуществляется в нескольких направлениях. Так, философией изучаются теоретические аспекты информатизации современного общества (М. Кастельс, Б.В. Марков, Т. Моррис-Сузуки, Н.В. Рейнгард, В.Б. Сикорский, Э. Тоффлер, М. Фасслер, А.В. Чугунов, Х. Шрадер и др.). Проблемы виртуального образования рассматриваются в современных исследованиях Н.В. Апатова, Л.С. Зазнобина, М.И. Фокеева и др. Изучение места и роли Интернета в системе средств дистанционного образования осуществляется А. Любжиным, Т. Малых, В.М. Монаховым и др.

Многие исследования в зарубежной (А. Голдберг, Р. Дэвис, М. Орзак, М. Шоттон, К. Янг и др.) и отечественной (Н.И. Алтухов, К.Ю. Галкин, А.Е. Войкунский, А.Ю. Егоров С.А. Игумнов, А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, А.В. Котляров, В.Д. Менделевич, Ц.П. Короленко, Б.Г. Сигал, В.А. Лоскутова, А.В. Гоголева, Е.В. Янко и др.) психологии направлены на изучение интернет - зависимости как психологического явления, обусловленного особенностями психики человека.

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях [5].

Компьютерная зависимость сопровождается следующими психологическими симптомами: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером; ожидание («предвкушение») контакта; сокращение времени на прием пищи или прием пищи перед монитором; отсутствие контроля времени, проведенного за компьютером; желание увеличить время препровождения за компьютером; неспособность спланировать окончание сеанса работы за компьютером; появление чувства усталости, раздражительности, гневливости, угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, подавленности, тревоги; возникновение проблем в отношениях с окружающими; забывание о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы за компьютером; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; предпочтение проводить время за компьютером реальному общению с близкими и друзьями; отрицание наличия у себя симптомов компьютерной зависимости.

Физическая симптоматика компьютерной зависимости включает в себя нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, в запястье (туннельный синдром).

Подростки с компьютерной зависимостью более склонны к агрессивному поведению по сравнению с подростками, не страдающими компьютерной зависимостью. При этом на агрессивность подростков влияет агрессивность содержания некоторых компьютерных игр. Согласно теории социального научения, компьютерные игры, содержащие модели агрессивного поведения, влияют на враждебность подростков, которые воспроизводят подобные модели поведения в реальности.

В то же время психоаналитические теории утверждают, что компьютерные игры дают возможность отреагировать на вытесняемые подростком агрессивные импульсы, выразить чувства гнева, злости, проявление которых не одобряется в обществе.

Тем не менее, сцены насилия в компьютерных играх и возникающие на этой почве агрессивные фантазии опасны не столько их реализацией подростками в жизни, сколько тем, что способствуют в постепенном формировании у подростков установки на их рациональное использование в качестве универсального инструмента для разрешения собственных проблем.

Выявлены некоторые общие черты, присущие подросткам с игровой компьютерной зависимостью. Как правило, для них характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к чёткой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Это часто формируется в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых выражение чувств считается излишним или, вообще, относится к проявлению слабости. Отношения в семьях носят формальный характер, отсутствует искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствует возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии широкого круга общения, дружеские отношения возникают крайне редко, нет и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. И без того узкий круг общения, по мере развития игровой компьютерной зависимости приводит фактически к формальной изоляции подростка [6].

Очевидно, что в настоящее время компьютерная зависимость, как и любая другая зависимость, представляет серьезную опасность для человечества, особенно для подростков. В связи с этим одним из важных факторов социализации подростков является снижение подростковой компьютерной зависимости как в деятельности специализированных профилактических и коррекционных учреждений, так и в психолого-педагогической практике.

Однако в настоящее время в психологии и социальной педагогике компьютерная зависимость недостаточно изучена. В медицине диагноз «компьютерная зависимость» и вовсе отсутствует (сторонниками данной позиции медицины являются К. Суррат, К. Мюррей, Дж. Гохол), пациентов с компьютерной зависимостью пытаются лечить по стандартным схемам в наркологических или психиатрических клиниках, что имеет крайне низкую эффективность.

Вместе с тем в мировом научном сообществе активно занимаются проблемой компьютерной зависимости. С каждым годом интенсивность исследований возрастает параллельно росту количества лиц, пользующихся компьютерами, появляются новые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме компьютерной зависимости.

Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической службы» в Сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.

Мы считаем, что в основе снижения компьютерной зависимости у подростков лежит переключение их внимания на другую, конструктивную деятельность, при этом важно выявить именно такую деятельность, которая подросткам нравится. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти своё предназначение в жизни.

Решение проблем подростков в сфере межличностных отношений и общения является необходимым условием снижения компьютерной зависимости, так как в основе появления компьютерной зависимости (как и других зависимостей) находятся естественные потребности подростков в общении, признании и принятии; желание уйти от реальности; чувство одиночества; низкий уровень духовного развития; отсутствие смысла жизни; отверженность значимыми людьми; неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя; поиск легкого способа немедленного получения удовольствия.

В снижении компьютерной зависимости подростков необходимо активное участие родителей, так как зависимое поведение часто формируется в дисфункциональных семьях, где между членами семьи нет взаимопонимания и доверительных отношений, родители не знают возрастных физиологических и психологических особенностей подростков, что приводит к конфликтным взаимоотношениям и отчуждению, которые, в свою очередь, способствуют появлению у подростков девиантного (отклоняющегося) поведения, в том числе, компьютерной зависимости. Эта деятельность предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми); образовательных (организация профилактики и взаимодействия семьи с педагогами, психологами и психотерапевтами). Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребёнка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Бесспорно, успешная социализация подростков, в частности снижение компьютерной зависимости, не возможна без взаимодействия разных институтов социализации, в первую очередь, семьи и образовательных учреждений, что особенно актуально в эпоху бурного развития информационных технологий, которые, с одной стороны, сопровождают процесс развития подростков, с другой - представляют серьезную опасность для них, так как подростки все чаще предпочитают активному отдыху и живому общению проведение своего досуга за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь на интернет-сайтах, убегая из реальной жизни в иллюзорную, виртуальную жизнь.

Психологическая профилактика компьютерной зависимости у старших школьников в условиях образовательного учреждения является комплексным процессом развития психологических характеристик личности, обеспечивающих устойчивость к зависимому поведению и формирование навыков здорового образа жизни с целью предупреждения развития и прогрессирования зависимости.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребёнка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не главная её часть.

В модели профилактики компьютерной аддикции выделяют следующие методы работы: информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр у подростков); метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путём обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью); конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов и игр, направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.)

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это вовлечь его в работу, не связанную с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребёнка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг также может стать важным фактором физического развития. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь подростку реализовать его лучшие стороны.

Безусловно, какие бы не были трудности и проблемы в реальной жизни, и каким бы заманчивым не казался виртуальный мир, он никогда не заменит собой реальный мир.

Подводя итоги, хочется отметить, что в процессе социализации подростков необходимо сформировать у них твердую убежденность в истинности того, что выражение «жизнь прекрасна» относится именно к реальной жизни, с присущим ей теплом живого человеческого общения.


Список литературы

1. Кузина И.В. Средства массовой информации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3. С. 76-81.
2. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29.
3. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.
4. Лоскутова В. А. Интернет - зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: диссертация ... кандидата медицинских наук. Новосибирск, 2004.
5. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. [Электронный ресурс] // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Секция 6. Интернет-зависимость: домыслы и правда. URL: http://banderus2.narod.ru/80266.html (дата обращения:17.12.2017).
6. Войскунский А.Е., Митина О.В., Гусейнова А.А. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 4(33). C. 11– 13. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 17.12.2017).

Расскажите о нас своим друзьям: