Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 376.37

Дата публикации 29.04.2020

Анализ состояния предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, yakusheva.veronika@yandex.ru
Гуторова Светлана Михайловна
студентка 4 курса кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, svetlanagutorova@mail.ru

Аннотация: В статье представлено теоретическое и эмпирическое описание проблемы развития предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Также указаны этапы диагностического исследования пассивного и активного глагольного словаря. Представлены результаты эксперимента, позволившего выявить уровень развития и специфические особенности предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Полученные данные в результате диагностики могут послужить основой для организации коррекционно-логопедической работы.
Ключевые слова: предикативный (глагольный) словарь, общее недоразвитие речи, методика обследования, старший дошкольный возраст

Analysis of predicative vocabulary among children of preschool age with General speech underdevelopment (The third level of speech development)

Yakusheva Veronika Vladimirovna
Cand. Sci. (Ped.) Associate professor at the Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Gutorova Svetlana Mikhailovna
4 year student of Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The article displays a theoretical and empirical description of the problem of predicative vocabulary development among senior preschool children with General speech underdevelopment (the third level of speech development). There are also the stages of diagnostic research of passive and active verbal vocabulary. The article displays the results of an experiment that allowed us to identify the level of development and specific features of predicative vocabulary among senior preschool children with General speech underdevelopment (III level of speech development). The data obtained as a result of diagnostics can serve as a basis for the organization of correctional speech therapy work.
Keywords: predicative (verbal) dictionary, general underdevelopment of the speech, survey methodology, senior preschool child

Правильная ссылка на статью
Якушева В.В., Гуторова С.М. Анализ состояния предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-sostoyaniya-predikativnogo-slovarya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya.html (Дата обращения: … 2020)

Состояние индивидуального лексикона языковой личности является показателем не только его речевого, но и интеллектуального развития. Свободное владение разнообразными лексическими единицами позволяет говорящему и пишущему оформлять свои речевые высказывания в соответствии с нормами родного языка, а также с учётом условий речевой ситуации. Наличие в словаре детей дошкольного возраста лексем, выраженных различными частями речи, безуловно, является важным фактором, определяющим степень их готовности к овладению формой речи, включающей предикаты.

С точки зрения науки языкознания и логики предикат – это конститутивный член предложения (сказуемое суждения), который предполагает утверждение или отрицание об объекте [1, с. 392]. В основном сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи, а также их сочетаниями. Среди предикатов, именно глагол, выполняющий функцию сказуемого, занимает центральное место в структуре предложения, служит для смысловой связи с подлежащим и содержит в себе информацию о действии, состоянии, качестве и других характеристиках субъекта и является основой, фундаментом любого речевого высказывания [ 5,с. 82; 6, с.156].

Первые глаголы повелительного наклонения и в форме инфинитива появляются в период однословных предложений в возрасте от 1г.3 мес. до 1г. 8 мес., дальнейшее обогащение предикативного словаря и формирование глагольных категорий отмечаются у детей с нормотипичным развитием языка и речи в период от 1г.10 мес. до 2-х лет, что соотвествует времени начала выделения морфологических элементов слов в языке [4,с.407; 10, с.20]. Этот феномен вызван коммуникативными потребностями ребенка, а также развитием его познавательных навыков.

Нарушения в усвоении предикативной лексики, и прежде всего глаголов, характерные для детей с речевыми расстройствами, определяют степень выраженности трудностей, возникающих у них при организации фразовой и самостоятельной монологической речи [10, с.26]. Сужение глагольного словаря, его семантическая обедненность ограничивают коммуникативные возможности детей с тяжелыми нарушениями, а также обуславливают замедленный характер развития их познавательной деятельности, что в дальнейшем может стать препятствием в овладении школьной программой.

В исследованиях по логопедии содержатся указания на многообразные лексические замены слов-действий по семантическому и фонетическому сходству, преобладание слов с конкретным значением, а также на неточное употребление глагольных форм в собственных речевых высказываниях детьми с общим недоразвитием речи ( далее - ОНР) [2; 8; 10]. Лалаева Р.И. и Серебрякова Н.В. отмечают, что в словаре детей с ОНР преобладают глаголы обходно-бытовой тематики, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни дошкольников, и обращают внимание на ситуативный характер актуализации глаголов в речи детьми рассматриваемой группы   [8, с.22].

Целенаправленное изучение предикативной лексики на материале глагольных лексических единиц С.Н. Викжанович позволило исследователю установить различную степень проявления трудностей овладения глаголами для детей 4-7 лет с различными формами речевой патологии [2, с. 108]. Так, по данным автора, самый низкий уровень организации и функционирования глагольного словаря является характерным показателем алалии, при ринолалии зафиксирован самый высокий уровень сформированности «изучаемой» глагольной лексики, а при дизартрии фиксируются промежуточные результаты овладения словами данной группы [2, с.108].

Несмотря на широкую представленность рассматриваемой проблемы формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР, проблемное поле остается открытым для изучения, поскольку определяет важность и необходимость разработки и отбора оптимальных методов, приемов, средств логопедического воздействия, направленного на преодоление трудностей понимания и употребления в речи глагольных лексических единиц обязательно на основе изучения состояния предикативного (глагольного) словаря каждого обучающегося с ОНР, что и обусловливает актуальность проблемы исследования в теоретическом и эмпирическом направлениях.

Целью данной публикации является представление данных обследования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).

Экспериментальную группу составили 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

Методика изучения состояния глагольного словаря была разработана на основе диагностических проб обследования речи Т.Н. Волковской [3], О.Б. Иншаковой [7], И.А. Смирновой [9] и включала два блока.

Задания первого блока «Обследование глагольного словаря в импрессивной речи» были направлены на определение уровня понимания значений семантически близких глаголов; слов-действий единственного и множественного числа; выявление трудностей дифференциации приставочных глаголов и глагольных форм мужского и женского рода прошедшего времени.

Предъявление заданий второго блока «Обследование глагольного словаря в экспрессивной речи» было ориентировано на выявление возможностей актуализации глаголов путем включения их в словосочетания и предложения с использованием картинного материала.

Исследование возможностей понимания значения глаголов показало, что значительные трудности возникали у испытуемых при идентификации приставочных глаголов (переходит, обходит) и дифференциации семантически близких слов-действий (варит-жарит- печет; вяжет- вышивает; пишет-рисует; прыгает-скачет), а также при различении глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, предъявленных в контексте предложений (нарисовал-нарисовала; упал-упала; разбил-разбила).

Исследование возможностей самостоятельного употребления глаголов глаголов позволило выделить следующие группы ошибок:

1. Ошибки негрубого характера:

- искажение звуковой формы глагола (продает – продавает; скачет – скакает;рубят- рубают);

- использование другой глагольной формы (идет — ходит; забивают ( гвозди) — прибивают);

- замена глагола-стимула словосочетанием, актуализирующим известную ребенку ситуацию (строит – делает дом; рубят — бьют дрова; режут деревья; режут — стригут волосы; пишет — делает уроки ).

2. Ошибки грубого характера:

- смешение названий действий, сходных по назначению (забивают (гвозди) — чинят; пилят- режут; шьют — вышивают; пишет -рисует);

- замена глагола-стимула на слово-действие более общего, недифференцированного значения (ползает – двигается; умывается — моется; рубят — бьют);

- конкретизация действия ( режут — волосы; рубят — деревья).

Для оценки правильности выполнения каждого задания авторами статьи были определены качественные показатели и разработаны количественные критерии (0-2 балла) с учетом которых были выделены уровни сформированности активного и пассивного глагольного словаря: высокий (127-112 баллов); средний (111- 86 баллов); низкий.(85 баллов и ниже). Анализ количественных данных показал, что наивысший балл, зафиксированный в экспериментальной группе, составил 115 баллов, что послужило основанием вычленения подуровня «относительно высокий уровень» внутри высокого уровня. Рассмотрение полученных данных предполагало учет таких показатели как: степень самостоятельности выполнения задания; готовность принять помощь логопенда; количество ошибок; характер ошибочных ответов.

Высокий уровень (подуровень «относительно высокий уровень») сформированности глагольного словаря был зафиксирован только у одного ребенка с ОНР (10 % воспитанников от общего их числа) . Девочка смогла самостоятельно выполнить все задания и допустила не более 5 ошибок. У нее были выявлены незначительные трудности дифференциации семантически близких глаголов (варит-жарит- печет) в импрессивной и экспрессивной речи, а также ошибки слвообразовательного характера при продуцировании глаголов в словосочетаниях ( рубят — рубают; мурлычет — мурчит).

Средний уровень сформированности глагольного словаря продемонстрировали 6 человек с ОНР, что составило 60 % от общего количества участников эксперимента. Большую часть заданий испытуемые выполняли самостоятельно; принимали помощь логопеда в виде наводящих вопросов или повторении инструкции задания; при обследовании экспрессивной речи допускали не более 5 ошибок негрубого характера и не более 2-х ошибок грубого характера при дифференциации приставочных и семантически близких глагольных форм, а в импрессивной речи дети продуцировали верные ответы или не более 3-х ошибочных реакций.

Низкий уровень сформированности глагольного словаря был установлен у 30 % дошкольников с ОНР. Для них были характерны низкая степень самостоятельности при выполнении всех заданий. Представители этой группы часто отказывались отвечать либо допускали более 10 неверных ответов; многие дети не принимали помощь логопеда. В их речи преобладали ошибки грубого характера.

На основе количественного и качественного анализа результатов обследования можно сделать следующие выводы:

- у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) глагольный словарь в импрессивной речи находится на уровне бытовых знаний, но у некоторых воспитанников он даже приближается к условной норме. Однако, по наполняемости и качественным характеристикам пассивный словарь преобладает над активным лексиконом глагольных единиц;

-дети этой группы испытывают выраженные трудности при отборе, выборе, самостоятельном воспроизведении слов-действий в экспрессивной речи, допуская грубые и негрубые ошибки, обусловленные недостаточными умениями выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также неусвоением оттенков значений, которые привносят в слово морфемные элементы;

- старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) на основании результатов обследования можно объединить в группы в зависимости от уровня сформированности предикативного (глагольного) словаря, учет которого в процессе логопедического воздействия позволит дифференцировать направления, формы, методы и средства логопедической работы над словом, а так же оптимизировать коррекционную работу, ориентированную на актуализацию глаголов в контексте речевых высказываний различной степени протяженности.


Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Предикат // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1990.С.392.
2. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм. М.: Национальный книжный центр, 2015. 176 с.
3. Волковская Т.Н. Иллюстративная методика логопедического обследования. М.: Изд. Дом «ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС», 2009. 104 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство–Пресс, 2007. 472 с.
5. Дымарский М.Я. Предикация и предикативность Глагольные и именные категории в системе функциональной грамматики: Сб. материалов конференции 9–12 апреля 2013 г.СПб.: Нестор-История, 2013. С.81-86.
6. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.:Наука, 1982. 368 с.
7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. 279 с
8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз, 1999. 160 с. [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5-0231-42.shtml (дата обращения: 12.01.20)
9. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2020. 48 с.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Ступени речевого развития дошкольников. Ребенку 3 года. М.: Национальный книжный центр, 2018. 112 с.

Расскажите о нас своим друзьям: