Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 378.147

Дата публикации 28.04.2020

Вызов времени: усиление тенденций цифрового образования в высших учебных заведениях

Карпова Анастасия Васильевна
кандидат экономических наук, старший преподаватель Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва, baranova89@bk.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу на сегодняшний день, который можно объединить в одно слово «цифра»: цифровое образование, дистанционное образование, или онлайн образование. Автор рассматривает проблемы, вопросы и тенденции развития цифровизации, которые существуют на настоящий день в системе образования в высшей школе, и в какой мере интеграция цифровой среды может повлиять на образование в целом. В статье акцентируется внимание на таких перспективных инструментах цифровизации как чат-бот, адаптивные системы обучения. Данные подходы характеризуются внедрением инноваций, освоением новых компетенций, а также постоянным совершенствованием своих знаний со стороны студентов в системе высшего образования. Так же в статье рассматриваются актуальные и успешные модели цифровых решений для обучения в высших учебных заведениях. Выводы связаны с перспективой развития цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровая система обучения, чат-бот, интеллектуальные обучающие системы, онлайн обучение, цифровизация, интеграция

The Challenge of the times: strengthening of digital education trends in higher education

Karpova Anastasia Vasil`evna
Candidate Sci. (Economics) , Senior Lecturer of the language training Department , Financial University under the Government of the Russian Federation Russia, Moscow

Abstract: The article is devoted to the current issue, which can be combined into one word "digit", they are digital education, distance education, or online education. The author considers the problems, issues and development trends of digitalization that exist today in the education system in higher education, and to what extent the integration of the digital environment can affect education in general. The article focuses on such promising digitalization tools as chat bot, adaptive learning systems. These approaches are characterized by the introduction of innovations, the development of new competencies, as well as the continuous improvement of their knowledge on the part of students in the higher education system. The article also discusses relevant and successful models of digital solutions for learning in higher education. The findings are related to the prospect of digital technology.
Keywords: digital training system, chat-bot, intelligent learning systems, online learning, digitalization, integration

Правильная ссылка на статью
Карпова А.В. Вызов времени: усиление тенденций цифрового образования в высших учебных заведениях / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vyzov-vremeni-usilenie-tendentsij-tsifrovogo-obrazovaniya-v-vysshikh-uchebnykh-zavedeniyakh.html (Дата обращения: ... 2020)

Влияние современных технологий и интернета производят на образование неоспоримо большое влияние. Посредством глобальной цифровизации меняется и организация способов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Обучение в скором времени перейдет на совсем новую ступень развития, мотивирующую к сильному повышению учебной деятельности, под гнетом увеличения объёмов информационно-образовательных мощностей. Причиной повышения количества учебной нагрузки нынешних студентов является усиление конкурентоспособности как в образовательном процессе, так и на рынке труда, тенденций к самообучению, мобильному обучению, интерактивным и индивидуальным траекториям. Инструментом же для реализации всех этих задач являются цифровые технологии в разном их проявлении.

Человек во все времена внедряет инновации в жизнь, распространяя их на все сферы деятельности, такова его природа, потому что так становится легче, интереснее, логичнее. Он совершенствует себя и свои умения. Система образования обеспечивает современному обществу быстрый переход в цифровую эпоху. Интернет и цифровые технологии в наши дни существенно влияют на процессы в обучении, являясь фактором изменения требований на различных уровнях образования: изменений существующих образовательных методик, знаний и компетенций обучающихся высшей школы и т.д. Безусловно, под самым большим влиянием цифровых технологий находятся такие межпредметные компетенции как коммуникация, творческий подход, деловые качества.

Каждый преподаватель задумывается о том, как идти в ногу со временем, касаясь области развития цифровых технологий, как сделать занятия в университетах интересными, обновленными, посредством применения новых технологий, и как успеть за развитием студентов поколения Z, рожденных в 1996-2017 г.г., носящих звание цифрового поколения.  Лумпиева Т.П. и Волкова А.Ф. отмечают, что студенты поколения Z, особенно первокурсники, испытывают затруднения в усваивании информации большого объема, не всегда умеют четко выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. У них слабо сформированы навыки самоорганизации учебной деятельности, они быстро отвлекаются из-за «скучности» изложения или отсутствия игрового момента в обучении [8].

Ключевые слова «скучности изложения» являются очень важными по отношению к современным студентам. Мы понимаем, что подход к таким студентам должен быть уже другим. Существует мнение, что современный человек вынужден учиться всю свою жизнь. Но для этого необходимы другие инструменты и подходы в образовании, чем мы имеем сейчас. В современном мире наблюдается переход образования в цифровой формат, формирование индивидуальных образовательных траекторий, упразднение монополии государства на знание формируют широкий спектр изменений, которые будут определять профиль будущего образования, доступ к которому становится подчеркнуто многоканальным. 

Задачи преподавателей направлены на достижение обучаемых своего максимального учебного потенциала с учетом мотивации и индивидуальных характеристик обучающихся. Методы обучения студентов должны их привлекать, заинтересовывать, они должны быть направлены на вовлечение каждого из них в процесс обучения. Их навыки и знания необходимо связать с их интересами, и перспективы развития применения цифровых технологий в обучении могут решить вопросы интересов в характере организации образовательного процесса, обеспечив потребности всех обучающихся и каждого в отдельности. Именно такие технологии позволят решать индивидуальные потребности каждого обучающегося.

На сегодняшний день факт обучения студентов только эффективному запоминанию, воспроизведению выученной информации является недостаточным и не соответствующим требования современности. Важно научить студентов вместе с этим правильным способам как познать и применить в практической деятельности данные знания.

Нетривиальный подход к обучению, неформальные стратегии обучения, новые подходы и методы в обучении глобально станут на повестку обсуждений в среде университетов в скором будущем, и будут неотъемлемой частью образования. Но все эти изменения вовсе не будут означать, что необходимо всё сделать по-новому в одночасье. Необходимо постепенно внедрять цифровые возможности в процесс обучения, скорректировать учебные программы в силу новых видов работ, и принимать в счёт тот факт, что университет, как место, площадка, становится не единственной возможностью, которую может предоставить руководство в обучении. Обучение, когда границы реального и виртуального образования становятся менее значительными, важно поддерживать гибкой и мобильной виртуальной средой, интернет-инструментами и социальными приложениями для индивидуальных и совместных учебно-познавательных процессов в различных образовательных контекстах и процессах внутри и вне университета [3].

Существует необходимость упомянуть несколько ключевых определений в связи с выбранной тематикой научной статьи. В первую очередь это «искусственный интеллект» − ­наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. Также свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами.

В свою очередь «интеллектуальные обучающие системы» − это программы, симулирующие поведение преподавателя. Они имеют функцию проверки уровня знаний обучающихся, анализа правильности ответов в тестовых работах, способны давать отзывы об уровне знаний студентов и составлять персонализированные планы обучения [1].

Приведем пример: университеты создают на своих платформах сервисы и учебники. Сервисы, в понимании университетов, в виде онлайн курсов, дают студентам возможность усовершенствовать своих знания, освоить практический навык в какой-либо специальности. Они всецело направлены на то, чтобы помочь студенту добиться образовательных целей, повысить качество обучения. Но возникает проблема − сервисы, или онлайн курсы в системе высшего образования зачастую не нацелены по большей части на обратной связи от обучающихся к преподавателю и наоборот. А ведь именно для того, чтобы студенты смогли успешно сдать предмет в применении онлайн формата (полном или частичном) эффективность обучения происходит благодаря обратной связи, которую обеспечивает преподаватель. Необходимо развивать эти начала зарождения цифрового становления и доводить многие сервисы до требуемых качеств и свойств. Это именно те проблемы, с которыми могут быть связаны трудности цифровой интеграции – качество и контроль.

Развитие цифрового образования имеет две определенные цели- сделать процесс обучения удобным и эффективным для всех участников образовательного процесса- обучающегося и преподавателя. Непрерывное и смешанное образование, индивидуальные образовательные траектории повышают качество образования и его доступности. Цифровизация даёт хорошую возможность для реализации самостоятельного обучения и беспрерывного образования, именно тем задачам, которые необходимы современному специалисту. Глобальной задачей цифровизации становится предоставление новых возможностей и расширение взаимодействия вузов.

Вопрос о том, не превратится ли университет в итоге в каталог ссылок на онлайн курсы был задан ректору МИСиС на крупнейшей в России и Европе конференции по новым технологиям в образовании, организованной НИТУ «МИСиС». Проект цифровизации в ВУЗе достаточно успешен и может быть примером для многих вузов. Ответом господина ректора была следующая реплика: «Онлайн-образование − это инструмент, который только усилит возможности получения качественного образования. Для студентов очень важно общение с преподавателем. И с созданием СЦОС его роль не уменьшается. Преподаватель еще больше может превратиться в наставника, собеседника и эксперта, который помогает погрузиться в предмет и разобраться в его деталях и тонкостях» [2].

Что касается продолжения темы перспектив цифровизации российских университетов, хотелось бы сделать акцент на имеющемся опыте российских университетов, по внедрению цифрового обучения, и обозначить их успех в этом деле. Вышка онлайн − это проект НИУ ВШЭ. Вышка развивает партнерскую сеть университетов для обмена опытом, где предлагает курсы и вебинары для вузов-партнеров. Также у ВШЭ есть собственная онлайн академия и мастерская по созданию курсов. Кулик Е., директор по онлайн обучению НИУ-ВШЭ, высказывает свое мнение с практической точки зрения, что академическая среда очень разнообразна по степени освоения онлайн технологий. Ведущие университеты относятся ко многим цифровым инструментам как к части образовательной программы и интенсивно работают с другими цифровыми технологиями: в сфере языкового обучения можно привести примеры как адаптационных цифровых курсов, фонетических курсов, системы прокторинга. Но вузы, которые только вступили на путь освоения онлайн технологий заметно отстают, хотя они имеют хотя бы какую-то базу систем внутреннего обучения, как минимум 5 [7]. СПГУ осуществляет деятельность системы дистанционного обучения «Прометей». ТГУ расширяет базу курсов собственными силами. Уральский Федеральный Университет пользуется инфраструктурой openedu. Но пока в России университеты не столкнулись с вызовами цифровизации по-настоящему, и внедрение новых цифровых технологий проходит с задержкой. Но вывод можно сделать одночастный − примеры успеха есть, это ведущие ВУЗы страны, и можно следовать их примеру.

Разновидностей способов цифровых методов интеграции в сферу образования достаточно много. Из них самыми интересными и развивающимися являются нижеупомянутые способы, на них мы обратим особое внимание, так как именно анализ этих способов позволит нам понять ситуацию с будущей цифровой перспективой университетов.

Существуют, но пока в редких случаях становятся популярными, гибридные модели обучения, близкое к персонализации понятие, интеграция традиционных лекций и онлайн-курсов. Чем больше преподаватели и студенты используют онлайн-курсы, тем больше вероятность появления новых, эффективных трансдисциплинарных подходов. Университеты могут интегрировать онлайн курсы в свою программу, оценивать их полезность и эффективность, подстраивать под свои потребности [11].

Царивший в предыдущие годы ажиотаж вокруг массовых открытых курсов спадает в 2020 году. Для некоторого количества учебных заведений онлайн курсы не являются более «золотой пулей». Они стали рабочими инструментами и вписаны в контур их цифровизации. Но вместе с тем, в общей сложности лишь 3,5 % студентов в стране проходили такие курсы, а целых 73% не осведомлены о существовании таковых.  Но появляются предпосылки, что вузы начнут отдавать части своих образовательных программ на аутсорс частным Ed-Tech-компаниям. На данный момент уже существуют пробные партнерства между высшими учебными заведениями и игроками онлайн образования [5].

Современному студенту необходимо прививать ориентацию на life-long-learning технологию, и то, насколько он сможет использовать этот навык в своей профессиональной деятельности будет зависеть во многом от этапа обучения в университете. Специалисту, как и студенту университета, предоставляется возможность без отрыва от производства или учебы повышать свою квалификацию с помощью цифровых технологии. Мир встал на рельсы высокоскоростного образования. Высокий уровень доступности информации обязывает человечество находиться в постоянном поиске информации и ее высокой скорости обработки. Знания имеют характерную черту − быстрое устаревание. Поэтому одной из важнейших компетенций является умение самостоятельно осваивать новые знания и работать с большими информационными потоками.

Цифровой формат постепенно внедряется на всех уровнях образования, но проблема состоит в том, что, хотя онлайн курсы и открыли возможности доступного образования для миллионов людей, только около 7 % слушателей являются зачисленными на курс и доводят обучение до конца. Важным в этой связи является поддержка обучающихся и обратная связь. Именно такой инструмент в цифровом образовании является незаменимым − это чат-бот, который может помочь студенту преодолеть трудности, возникающие при прохождении онлайн программ, тем самым чат-бокс является незаменимым инструментом, способным реализовать индивидуальные подходы в соответствии с уровнем выбранного темпа освоения учебного материала.

В наши дни практически во всех сферах жизни использует чат-боты − система искусственного интеллекта, посредством которой люди в приложении взаимодействуют через текст или, иногда, голос. Области использования чат-бокс имеют широкий спектр, начиная от онлайн бронирования билетов и заканчивая государственными услугами.

Цифровая среда формирует новые возможности для расширения границ и образования. Могли ли мы себе представить то, что цифровые приложения и искусственный интеллект смогут выполнять часть работы вместо преподавателя. О них говорил Билл Гейтс. В интервью The Verge, он указывал на огромный потенциал чат-ботов в образовании. По его словам, даже самые сложные и специализированные дисциплины можно преподавать, используя чат-бот в качестве удаленного тьютора. Для Гейтса ключ к освоению новых навыков заключается в доступности обратной связи и поддержке со стороны людей, компетентных в соответствующей области [9].

Возникает вопрос о том, что с развитием цифровых технологий и искусственного интеллекта роль преподавателя уйдет в прошлое. Но необходимо посмотреть на данный вопрос с другой стороны − роботы пока не смогут заметить живого человека в любых сферах и уровнях образования, но при этом могут в большой степени взять на себя роль рутинной нагрузки преподавателя. Что же может произойти в этом плане: такие ежечасные действия как проверка контрольных работ, выполнение тестов, сочинения отнимают у преподавателя массу времени, и именно в этом направлении цифровизации чат-боты могут заменить преподавателя. Массовые онлайн курсы целиком и полностью направлены на проявление этих действий, и процесс индивидуализации в них может быть легко решен с применением чат-ботов. Минусом чат-ботов является такой человеческий фактор как воспитание − студент может находиться в любом физическом положении перед компьютером, ведь роботы не умеют воспитывать, ругать, пристально контролировать. Студент может попробовать несколько раз решить одно и тоже задание, и в итоге найти верный ответ. И то, только после того, как вторая или третья попытка оказалась неудачной, и студент получил ссылку на теоретический материал по этому упражнению.

Некоторые университеты уже экспериментируют с чат-ботами в своих виртуальных лекториумах. Georgia Institute of Technology успешно внедрил чат-бот по имени Джилл Уотсон в качестве преподавателя. Джилл, названная в честь знаменитого IBM Watson, в период тестирования системы, помогла более чем 300 студентам PhD-программы по искусственному интеллекту, при этом они не смогли распознать, что взаимодействовали с цифровым учебным ассистентом. После успешного дебюта Джилл Уотсон теперь помогает студентам в разных кампусах по всему миру [9].

Чат-бот − это неоспоримая индивидуализация обучения. Чат-бот является преимуществом цифрового образования, дает возможность сокращения ресурсных затрат, с возможностью помощи в виртуальных лекториумах студентам в разных странах и в разных кампусах.  Но это совсем не означает что индивидуализация или персонализация может привести к хаотическому беспорядку в организации учебы. Студенты лишь получат немного больше свободы.

 Еще одной моделью цифровизации являются адаптивные системы − это системы онлайн обучения, которые подстраиваются под каждого человека, то есть это тоже персональное обучение. Причин разработать такую модель было несколько, но главная − все люди воспринимают информацию по-разному. Некоторым достаточно один раз прочитать параграф, а кому-то мало и недели зубрежки [6].

Условия экономики нестабильны в настоящее время и обусловливают изменения в принципах и подходах к реализации обучения. Растет убежденность, что достижение долгосрочных экономических целей развития страны невозможно без цифровизации. Конфигурация глобальной экономики претерпевает значительные изменения под влиянием оцифровки. Многие сектора экономики снижают свою долю в структуре мировой экономики на фоне быстрорастущих новых отраслей, создающих принципиально новые потребности. Возрастает необходимость подготовки специалистов, которые гарантированно будут востребованы на рынке труда, которые с легкостью смогут осуществлять компетенции владения интернет-технологиями.

Динамика современного общества требует открытой конкуренции. Возникает всеобщая потребность в новых профессиях и инструментах взаимодействия на людей. Роль электронных ресурсов для обучения, которые представляют собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации кратно возрастает. «Цифра» делает жизнь людей комфортнее, в том числе и студенчества.

По данным исследований Всемирного экономического форума, основные навыки, необходимые для выполнения большинства профессиональных обязанностей к 2022 г. изменятся в среднем на 42%. Предвосхищая изменения таких масштабов, компании срочно пытаются найти и получить компетенции, необходимые для поддержания конкурентоспособности. Согласно недавнему опросу PricewaterhouseCoopers, сейчас недостаток цифровых навыков является одной из трех основных угроз для бизнеса, с точки зрения руководителей во всем мире [4].

С чем же еще связан вызов внедрения цифровых технологий в образование в вузах? Численность студентов является одним из вызовов- статистика говорит о том, что век назад количество студентов в России составляло 500.000, а сегодня из 200 000 000. За последние годы прибавление студентов составляет 140 тысяч в год, то есть нужно открывать каждый год новый университет, чтобы вместить всех желающих в аудитории? Цифровое образование в данном случае является очень хорошим вариантом решения этого вопроса. 

Что же касается вопроса глобализации обучения, то цифровое образование решает и этот вопрос − Кембридж, Оксфорд и другие ведущие университеты всего мира могут быть рядом, и они вполне досягаемы, они запустили свои онлайн курсы. В разных странах мира, люди всех возрастов и социальных категорий смогут получать знания там, где они находятся. Университеты, в свою очередь, смогут повысить и свой уровень престижа в результате конкуренции, открытости, прозрачности обучения.  Использование онлайн образования может позволить расширить численность и охват аудитории, а также установить партнерские отношения с другими университетами и поставщиками образовательных услуг. Но для достижения этих целей требуются большие инвестиции в вузы. Поэтому проблема финансирования остаётся решающей.

Как будут выглядеть аудитории будущего, можно посмотреть на примере SCALE-UP ресурса. Вероятно, в классах будет больше экранов и смарт-досок, уменьшится роль центральной кафедры, вырастет важность командной работы и мобильных гаджетов. Преподаватели и учителя станут меньше заниматься чистой педагогикой и вещанием с трибуны, превратятся в координаторов или композиторов образования [11]. Смешанная и виртуальная реальность, искусственный интеллект — все это появится в университетах не раньше 2025 года. Во всяком случае, в заметных объемах. Пока что такие продвинутые инструменты доступны единицам ученых и преподавателей.

Цифровое обучение, онлайн курсы, чат-боты не заменят полностью классическое образование, просто произойдёт более тесное сотрудничество между человеком и цифрой. Индивидуализация посредством «цифры» будет реализована в действии. Это одна из главных характеристик цифрового вызова будущего.

Многим студентам хочется видеть результат здесь и сейчас.  Классический вариант с поднятием руки постепенно уходит в прошлое, когда появляется возможно дать всем обучающимся использовать свои гаджеты для выполнения заданий одновременно, под руководством преподавателя. Сущность индивидуального подхода нужна и важна. Студенты, в силу разных возможностей, имеют различный уровень подготовки, но никто из них в современном мире не должен отсиживаться на занятиях, потому что он «не дотягивает».  Монотонность занятий отталкивает студентов не только от посещений занятий, но и от самого предмета.

Если преподаватель использует только устаревшие методы и приемы ведения занятий, без методов цифровизации − у студентов это уже вызывает недовольства. На занятиях для них необходим быстрый переход с одного вида деятельности на другой. Никто не отменяет вступления в виде лекционного формата, но вводить цифровые возможности в процесс обучения на своем предмете обязан каждый преподаватель. Да, можно согласиться с тем, что все эти ожидаемые изменения в процессе обучения добавят новых задач и сложностей преподавателям ВУЗов, но принесут большую свободу студентам. Иначе, у студентов пропадет мотивация использовать только бумажный учебник или записывать лекцию в тетраде 1,5 часа. Группы с удовольствием выполняют свои домашние задания с использованием интернет-источников, блогов, а может быть и чат-ботов в ближайшем будущем.

К сожалению, часто недооцениваются значение и возможности цифрового пространства, позволяющего наряду с текстами и изображениями дополнять уроки другими форматами, такими как аудио, видео, симуляциями и т. д., которые учитывают также и социальный контекст происходящих изменений. Если учебные материалы были созданы как открытые образовательные ресурсы, то их использование не противоречит соблюдению авторского права, и они легко могут быть включены в цифровые занятия [10].

Еще одним преимуществом цифрового пространства в обучении является тот факт, что данное пространство позволяет студентам свободно общаться на профессиональные темы, объединяя усилия, знания и ресурсы студентов для достижения общих целей в обучении и профессии впоследствии. Реализация идеи группового обучения складывается при цифровом обучении очень успешно [12].

Цифровое образование даст возможность университетам включить в образование дополнительные функции и возможности − подготовить не просто специалиста к определенной должности, а расширить доступ к получению образования для молодого поколения из любой точки мира, увеличить возможности переквалификации специалистов, дать возможность обучаться людям с ограниченными возможностями, и дистанционно обучать иностранных студентов.

Технологии ни в коем случае не принижают важность и нужность преподавателей. Но задача каждого преподавателя − показать студентам что перед ними открыт весь мир. Необходимо показать, как их знания и навыки могут пригодиться или реализоваться на практике, хоть и в виртуальной реальности. Решение вопроса цифровизации в наших руках. Преподаватель сам определяет, как реагировать на вызовы, возникающие в процессе цифровой трансформации. Осознанное обращение к образовательным концепциям может помочь поразмышлять о многогранных аспектах работы учебной организации [10]. Все цифровые изменения будут протекать мягче, если им не противостоять и помогать развиваться, так как важность искусственного интеллекта, цифровых технологий явная − это совершенно новое и необходимое электричество, без которого в прямом значении слова «электричество» мы уже не представляем своей жизни.


Список литературы

1. Edu TECH: Чат-боты и искусственный интеллект в обучении: конец живого общения? № 6 (18) 2018. URL: https://edutechclub.sberbank-school.ru/system/files/event/pdf/demo/18_EduTech_demo.pdf (дата обращения: 5.04.2020)
2. Балабас Е. Цифровое образование в России начинается с #EdCrunch [Электронный ресурс]// 2018. URL: https://misis.ru/university/mediaroom/smi/2017-10/4953/ (дата обращения: 17.03.2020)
3. Баранников А., Интерактивное образование [Электронный ресурс]// Информационно-публицистический журнал. URL: https://interactiv.su/2020/02/10/(дата обращения: 22.03.2020)
4. Бельски Б., Как технологии изменят высшее образование [Электронный ресурс]//Ведомости, Менеджмент. 11.12.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2019/12/11/818499-tehnologii-izmenyat (дата обращения: 03.04.2020)
5. Исследование российского рынка онлайн образования. [Электронный ресурс] Исследовательская группа, проект. 2019. URL: https://research.edmarket.ru/ (дата обращения: 18.03.2020).
6. Коровина А. Учеба как игра и чат-бот вместо препода: главные тренды в образовании будущего [Электронный ресурс]// Электр. статья 2018. URL: https://knife.media/edcrunch/(дата обращения: 30.03.2020)
7. Кулик Е. «Золотая вышка» / Интервью 2019 [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/gold/cm/progress_hse/2019/kylik (дата обращения: 29.03.2020)
8. Лумпиева, Т. Поколение Z: психологические особенности современных студентов. [Электронный ресурс]// 2019. URL: URL: https://docplayer.ru/44994703-Pokolenie-z-psihologicheskie osobennostisovremennyh-studentov.html (дата обращения: 14.03.2020)
9. Приложения с чат-ботами для высшего образования Дайджест e-learning СПбГЭТУ образование [Электронный ресурс]// Электр. статья. 2019. URL: https://etu.ru/ru/on-line-obuchenie/dajdzhest-elearning/chat-boty-v-elektronnom-obuchenii(дата обращения: 20.03.2020)
10. Хофхьюс С. Образование в век цифровых изменений [Электронный ресурс]// Электр. статья 2019. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/mag/21272715.html (дата обращения: 29.03.2020)
11. Эдвардс П. Университеты будущего: как российские ВУЗы внедряют онлайн образование EDCRUNCH [Электронный ресурс]// 2019. URL: https://2019.edcrunch.ru/blog/universitety-budushchego-kak-rossiyskie-vuzy-vnedryayut-onlayn-obrazovanie/(дата обращения: 29.03.2020)
12. Marks M. The Future Of Effective Digital Learning And Its Role In The Education System [Электронный ресурс]// 2019. URL: https://elearningindustry.com/the-future-of-effective-digital-learning-and-its-role-in-the-education-system (дата обращения: 24.03.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: