Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 378

Дата публикации 27.04.2020

Активные и интерактивные методы обучения в процессе формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов

Карабанова Ольга Рудольфовна
старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (психологического и педагогического обеспечения обучения штурманов) филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске, Helga7072@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается роль активных и интерактивных методов обучения в процессе формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Автор дает определения данных феноменов, объясняет их отличия друг от друга. Также описывает основные виды активных и интерактивных методов обучения, применяемых в профессиональной подготовке военных авиационных штурманов, напрямую влияющих на развитие творческого мышления и профессионально важных качеств военнослужащих.
Ключевые слова: ориентировочно-гностическая деятельность, активные и интерактивные методы обучения, творческое мышление, курсант

Active and interactive learning methods in the process of forming the approximate gnostic activity of future navigator officers

Karabanova Olga Rudolfovna
senior research associate of scientific research laboratory (of phychological and pedagogic education of navigators), a branch of Military Training Scientific Center of Military Air Forces «Military Air Academy» in Chelyabinsk.

Abstract: The article considers the role of active and interactive training methods in the process of forming the approximate-gnostic activity of future Navigator officers. The author defines these phenomena and explains their differences from each other. It also describes the main types of active and interactive training methods used in the professional training of military aviation navigators, which directly affect the development of creative thinking and professionally important qualities of military personnel.
Keywords: approximate - gnostic activity, active and interactive teaching methods, creative thinking, cadet

Правильная ссылка на статью
Карабанова О.Р. Активные и интерактивные методы обучения в процессе формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aktivnye-i-interaktivnye-metody-obucheniya-v-protsesse-formirovaniya-orientirovochno-gnosticheskoj-deyatelnosti-budushhikh-ofitserov-shturmanov.html (Дата обращения: … 2020)

Активные и интерактивные методы обучения изучаются в педагогической науке много лет. Большой вклад в теорию и практику исследования этих методов внесли отечественные и зарубежные ученые И.Г. Абрамова, М. Аргайл, Ю.С. Арутюнов, М.М. Бирштейн, Б.Н. Герасимов, Дж.Дьюи, Р.Дьюк, Р.Ф. Жуков, В.Ф. Комаров, Т.Г. Мухина, А. Осборн, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, Ю.М. Порховник, В.И. Рыбальский, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин, А.В. Хуторской и др.

Отмечен интерес к этой проблеме и в работах по военной педагогике последних лет М.А. Городиловой, О.В. Ивановой, А.И. Жукова, А.А. Лоскутова, Д.В. Ольховского, А.В. Познаненко, И.А. Сафонова и др.

Наш исследовательский интерес к этой теме проявился при реализации модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов в образовательном процессе военного вуза.

Ориентировочно-гностическая деятельность является основополагающей в профессиональной подготовке будущего авиационного специалиста, c ее помощью выполняются задачи по приему и обработке информации.

Отметим, что данная деятельность основана на мыслительных операциях, требует высокого уровня сформированных психических процессов, поэтому одним из педагогических условий реализации авторской модели является ориентация психолого-педагогического инструментария субъектов образовательного процесса на развитие творческого мышления будущих офицеров-штурманов. В обеспечении данного условия большое значение имеют активные и интерактивные методы обучения.

Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса [1, с.4].

При использовании активных методов обучения осуществляется взаимодействие студентов и преподавателя, которые являются равноправными участниками учебного процесса.

Активные методы обучения позволяют курсантам в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей курсанта и сознательного формирования у них необходимых деятельностей [2, с.140].

Интерактивное обучение – это форма организации познавательной деятельности, осуществляемой в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [3, с.6].

Внедрение интерактивных форм обучения позволяет одновременно демонстрировать как теоретические, так и практические знания обучающихся, развивать личностную рефлексию, коммуникативные навыки.

Многие исследователи тождественно рассматривают понятия активных и интерактивных методов обучения. Несмотря на схожесть данных методов, интерактивные методы отличаются от активных тем, что отражают в большей степени взаимодействие курсантов друг с другом, а преподаватель лишь направляет их деятельность согласно поставленной учебной цели занятия.

Мы разделяем позицию Т.Г. Мухиной, что активные методы обучения содержат способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности [4].

Также мы солидарны с Т.Г. Мухиной, что при активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания, взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей [4].

Немаловажное значение активные и интерактивные методы обучения имеют и при профессиональной подготовке военного специалиста. Так, О.В. Иванова, А.В. Познаненко высказывают мысль, что «обучение в военном вузе является не просто передачей знаний обучаемым, а превращением этих знаний в инструмент творческого освоения мира, активацию познавательной деятельности, развитие творческого мышления будущего офицера, где одним из основных условий служит применение интерактивных методов обучения» [5, с.90].

А.А. Лоскутов, Д.В. Ольховский также считают, что важным условием развития военно-профессиональной компетентности будущих военных специалистов, воспитания активности и сознательности является использование в образовательном процессе военного вуза активных и интерактивных форм и методов обучения [6].

Мы полностью поддерживаем мнение исследователей, считаем, что наравне с проблемным обучением, методы активного и интерактивного обучения должны занять приоритетное место в педагогическом инструментарии преподавателей, инструкторского состава при обучении будущих офицеров-штурманов.

Назовем основные формы активного и интерактивного обучения.

К технологиям активного обучения относят[1]:

1. Комплексные технологии активного обучения (различные виды лекций, семинаров, учебных дискуссий, эвристических бесед и др.).

2. Технологии анализа ситуаций для активного обучения (ситуационный анализ, ситуационные упражнения и задачи, кейс-стади, мозговой штурм и др.).

3. Эвристические технологии генерирования идей (программно-ролевой метод, картирование, социальное проектирование и др.).

К технологиям интерактивного обучения относят[1]:

1. Тренинговые технологии.

2. Технологии игрового моделирования (деловые игры, компьютерные симуляции, имитационные упражнения и др.).

3. Технологии работы с группой (рефлексия, дебрифинг, модерация и др.).

На наш взгляд, активные и интерактивные методы побуждают курсантов к активной мыслительной интеллектуальной деятельности в процессе обучения, стимулируют мотивацию, поддерживают познавательный интерес, открывают путь к самостоятельному поиску и творчеству.

Необходимо помнить, что «практическая деятельность является первичной в развитии мышления» [7, c.96], поэтому активные и интерактивные методы работы необходимо использовать и на учебных занятиях теоретического цикла, и в большей мере в практической деятельности: на наземной (предполетной), тренажной подготовке курсантов, летной практике.

Посредством данных технологий на занятиях решаются проблемные ситуации, например, с помощью иллюстративных учебных ситуаций – кейсов на заданном практическом примере происходит обучение алгоритму принятия правильного решения в нестандартной ситуации.

Используя тренинг, деловую, ролевую, инвертированную игру, баскет-метод (имитация ситуаций), компьютерные симуляции курсанты отрабатывают навыки и умения, моделируют профессиональные действия при решении учебно-боевых задач в конкретной ситуации, обсуждают или сравнивают возможные альтернативные действия в различных ситуациях предоставленного выбора.

Метод проектов помогает творческой самореализации курсантов. Мозговой штурм, брейнрайтинг позволяют проводить творческие дискуссии, в ходе которых составляются планы и вырабатываются идеи решения заданной проблемы или нестандартной ситуации.

Дискуссия может быть использована и в качестве самостоятельного интерактивного метода на учебных занятиях (круглый стол, заседание экспертной группы, форум, дебаты и др.) [8].

Методы морфологического анализа, инверсии дают возможность курсантам проводить системный анализ различных связей и отношений, искать неординарные варианты решения задач, порой не соответствующим традиционным взглядам и убеждениям.

Большой интерес на занятиях вызывает составление интеллект-карт, использование метода инфографики. Эти методы позволяют лучше воспринимать и запоминать сложный материал, решать творческие задачи с помощью наглядного выражения внутренних процессов обработки и приема информации [1].

По нашему мнению, также эффективны для восприятия учебного материала: карты знаний, схемы-опоры, учебные карты, инструкции, которые, несомненно, облегчают усвоение изучаемого материала.

Графические схемы упорядочивают связи между отдельными элементами, облегчают логическую классификацию изучаемого материала [1;7]. Схемы распознавания используют обычно при изучении специальных дисциплин; блок-схемы применяются в подготовке к практической деятельности при моделировании различных ситуаций.

Активизирует развитие памяти и метод ассоциаций, так как является составной частью большинства методов эффективного запоминания, что просто необходимо будущему офицеру-штурману.

Важным составляющим интерактивного обучения является применение методов работы с группой: рефлексия, дебрифинг, модерация.

Посредством этих методов курсантам предоставляется возможность высказывать собственное мнение, размышлять по итогам игры (ситуации), анализировать ее продуктивность и деятельность участников, обсуждать или сравнивать полученные решения с возможными альтернативами.

Перечисленный психолого-педагогический инструментарий не исчерпывает всех средств и методов работы с курсантами по формированию творческого мышления, но, по нашему мнению, является успешным в обучении курсантов для активизации их мыслительных действий, поддерживающим интерес к познанию, тренировке профессионально важных качеств, формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.


Список литературы

1. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
2. Сафонов И.А. Активные формы обучения курсантов в процессе формирования проектно-технологической культуры // Гуманитарные науки. 2017. № 3. С 138-144.
3. Сафонова Л.Ю. Методические указания для преподавателей по применению интерактивных форм обучения. – Великие Луки, 2015. – 86 с.
4. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Учебное пособие. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
5. Иванова О.В., Познаненко А.В., Жуков А.И. Дискуссия как метод интерактивного обучения курсантов военного вуза // Наука и военная безопасность. 2017. № 4 (11). С.90-96.
6. Лоскутов А.А., Ольховский Д.В. Обобщение педагогического опыта: проведение занятий в интерактивных формах – проблемы и преимущества // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28028 (дата обращения: 12.01.2020).
7. Маклаков А.Г. Военная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
8. Горелкина Т.Л., Тужилина Е.Н. Активные и интерактивные методы обучения. Методические рекомендации. – ДГАУ, 2014. – 43с. Режим доступа: http://dalgau.ru/upload/iblock/988/MR-Aktivnye-i-interaktivnye-metody-obucheniya_-SMK_MR_7.5.02_2014.pdf (дата обращения 25.03.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: