Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 37+159.9

Дата публикации 24.04.2020

Применение активных методов обучения на этапе актуализации знаний при обучении английскому языку (на примере работы со студентами физического факультета)

Катаева Екатерина Георгиевна
Старший преподаватель кафедры английского языка профессиональной коммуникации, Пермский Государственный Университет, РФ, г. Пермь, kate_lipstick@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность использования активных методов обучения, позволяющих преподавателю создавать условия для самостоятельной работы обучающихся, проявления их инициативы и творческого поиска. Преподаватель не дает готовую информацию, а ставит задачу, снабжая ее материалами для наблюдения, анализа, сопоставления, обобщения, формулируя задачи таким образом, чтобы заставить студентов активно включиться в их решение и вместе с преподавателем найти результат, который и является искомым новым знанием. Таким образом, он лишь направляет поиск обучающихся. Также в статье описаны такие методы, которые в большей степени подходят для применения в системе высшего учебного заведения.
Ключевые слова: активные методы обучения, современные образовательные технологии, творческие способности, кластер, мозговой штурм

Applying active learning methods on the stage of knowledge actualization when teaching English (on the example of work with students of the faculty of physics)

Kataeva E.G.
Senior Lecturer of the Department of English Professional Communication, Perm State University, Russia, Perm

Abstract: The article focuses on active methods as the most effective learning strategy allowing the teacher to create conditions for high activity, independence and creativity. The teacher plays the role of a facilitator supporting students as they observe, analyze, negotiate and solve problems. Students are actively engaged in knowledge search activity and develop their learning skills. The article also describes methods and techniques that are more suitable for teaching in higher education system.
Keywords: active learning methods, modern teaching techniques, skills development, creative abilities, cluster, brainstorming

Правильная ссылка на статью
Катаева Е.Г. Применение активных методов обучения на этапе актуализации знаний при обучении английскому языку (на примере работы со студентами физического факультета) / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-aktivnykh-metodov-obucheniya-na-etape-aktualizatsii-znanij-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku-na-primere-raboty-so-studentami-fizicheskogo-fakulteta.html (Дата обращения: 24.04.2020)

Требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов современного высшего профессионального образования предусматривают широкое применение приемов и методов, известных как «активные методы обучения» (АМО). Такое предпочтение обусловлено, прежде всего, задачами, поставленными перед образовательными учреждениями. Помимо усвоения профессиональных знаний, важнейшей задачей для преподавателя является развитие у студентов творческих и коммуникативных способностей. Это может быть достигнуто главным образом через непосредственное вовлечение студентов в совместную работу на каждом этапе образовательного  процесса.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н., Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика [1]. Методы активного обучения, которые предполагают творческий и поисковый характер деятельности обучающихся, противопоставляются традиционным методам обучения, направленным на изложение готового материала, его запоминание и последующую репродукцию. Интенсивное использование активных методов обучения началось в начале 2000-х гг. с применения активных форм и методов в системе подготовки персонала на предприятиях, и системе повышения квалификации. Позднее их стали использовать для подготовки специалистов в учреждениях высшего образования и системе общего образования.

На сегодняшний день нет единого определения активных методов обучения, каждый автор трактует его по-своему. В данной работе мы будем придерживаться определения А. М. Смолкина, который определяет активные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. [2].

Современная педагогика может похвастать целым арсеналом интерактивных методов, выбор которых, определяется с учетом возможностей обучающихся, их возрастных особенностей и интересов; с учетом специфики учебного предмета; а также материально-технического оснащения.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса, мы остановимся на тех, которые используются на этапе актуализации знаний студентов. Основная цель данного этапа актуализировать прежние знания, навыки и умения, которые тесно связаны с предстоящей изучаемой новой темой и тем самым подготовить их к изучению новой темы и работе на уроке. В книге  Mindful Learning: 101 Proven Strategies for Student and Teacher Success авторы отмечают, что такие связи важны, поскольку обучающиеся ежедневно сталкиваются с новой информацией. Они должны интегрировать новый материал в уже имеющиеся знания, прийти к новому пониманию вещей и пересмотреть существующие убеждения или теории по мере необходимости. Студенты, которые не имеют достаточно «предварительных» знаний зачастую испытывают трудности в той или иной предметной области [3]. Таким образом, данный этап еще и позволяет преподавателю зафиксировать индивидуальные затруднения каждого и с учетом этой информации эффективно выстроить учебный процесс.

В своей  работе со студентами физического факультета мы обращаемся к темам, представляющим профессиональный интерес. Эти знания имеют важное значение для будущего специалиста, но наличие сложных терминов и понятий может внести лишнее напряжение и лишить студента желания активно участвовать в процессе обучения. В данной статье приведены примеры некоторых методов из практики работы, которые помогают наиболее эффективно организовать совместную деятельность студентов: «Кластер», «Мозговой штурм», «Стратегия ЗХУ», «Синквейн». Они позволяют не только повысить качество знаний по дисциплине, но и сделать  учебный процесс интересней и разнообразней, тем самым создавая дополнительную мотивацию студентов к обучению.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала [3].

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, он может быть оформлен в виде грозди или блок-схемы. Это даёт возможность обучающимся научиться выделять ключевые аспекты, выстраивать ассоциативные связи и структурировать материал. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации. Например, кластер по теме «Агрегатное состояние вещества» мог бы выглядеть следующим образом (рис.1):

Рисунок 1. Кластер по теме «States of Matter»

Любой кластер можно превратить в интеллект-карту, добавив изображения, схемы, символы.

Мозговая атака или мозговой штурм – это метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы.

Основным достоинством данного метода является создание особой творческой атмосферы, стимулирующей участников высказать максимально возможное количество идей. Поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и «навеяные» высказываниями других участников. Во время мозгового штурма необходимо избегать критики и негативных высказываний. Возможные вопросы для «мозгового штурма» для обсуждения:

  • How do forces help us in our daily lives?
  • What would the world be like if there was no gravity?’
  • If you could colonize any planet in the Milky Way, what would it be?
  • How to increase energy loss in a machine? Invent a machine (e.g. pulley system).
  • There are two kinds of light bulbs. Design 3 different methods to test which one is «better».

Таблица-ЗХУ («Знаю – Хочу знать – Узнал»). Это способ графической организации и структурирования материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу и систематизировать их. Работа с таблицей может быть организована следующим образом:

  1. До знакомства с темой студенты самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
  2. Во время ознакомления с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, обучающиеся заполняют графу «Узнали».
  3. Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить студентам еще графы – «источники информации», «используемые понятия», «что осталось не раскрыто» [4]. Ниже представлен пример таблицы-ЗХУ (Табл.1):

Таблица 1. KWL Chart

I KNOW

I WANT TO KNOW

I LEARNED

 

 

 

Синквейн— это стихотворение, построенное на принципах восточных поэтических форм. Оно состоит из 5 строк и оформляется по определенным правилам. В первой строке записывается одно слово – существительное. Это основная тема синквейна. Во второй строке надо описать тему в двух прилагательных. В третьей строке -  три глагола (или причастия), описывающие характерные действия в рамках темы. В четвертой строке размещается фраза из четырех слов, отражающая отношение к теме. И наконец, в пятой строке пишется заключение в форме существительного (это слово-вывод, ассоциация с первым словом).

Синквейн позволяет лаконично уместить свои знания, мысли, чувства, и ассоциации в нескольких значимых словах. Такое задание может быть предложено, как для индивидуальной самостоятельной работы, так и для работы в парах, реже в группе. Попробуем пошагово разобраться в написании синквейна на тему «Физика» (Табл. 2).

Таблица 2. Синквейн на тему «Physics»

Physics

1-word subject

Fundamental, experimental

2 adjectives

Searching, observing, testing

3 verbs (or participles)

Physics rules our world

4 word phrase

Universe

1-word synonym

Итак, слово «Physics» задает основную тему и является готовой начальной строчкой нашего нерифмованного стихотворения. Вторая строка конкретизирует заданную тему, у каждого возникают свои абстрактные образы, ассоциации. В нашем случае слова «Fundamental» и «Experimental» отражают свойства физики как науки изучающей основополагающие закономерности материального мира и использующей эксперименты как способ познания. Слова в третьей строке «Searching, observing, testing» описывают действия, с помощью которых физика решает свои исследовательские задачи. Фраза в четвертой строке «Physics rules our world» подчеркивает значение физики как науки, по законам которой устроен наш мир. И наконец, слово-вывод «Universe» развивает мысль о том, что Вселенная – материальна, а физика – это наука, изучающая свойства окружающего нас материального мира.

В активных формах и методах обучения тесно переплетены ознакомление с учебным материалом, его закрепление и практическое применение. В рамках этих форм обучения могут использоваться различные источники информации: тексты, жизненные ситуации, опыт самих обучающихся, видео- и аудиоматериалы [6].

Итак, применение активных методов обучения в вузовском процессе обучения способствует выработке новых подходов к учебным и профессиональным ситуациям, развитию познавательных интересов, творческого мышления, а также повышению уровня самостоятельности обучающихся.


Список литературы

1. Алалыкина О. Активные методы обучения в контексте дополнительного образования//Учительская газета. 24.07.2017. Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1171 (Дата обращения: 10.04.2020).
2. Смолкин А.М. Методы активного обучения. — М.: Высшая школа, 1991.
3. Linda Campbell, Bruce Campbell Mindful Learning: 101 Proven Strategies for Student and Teacher Success. Corwin Press, 2009.
4. Харламова М.В. Использование «Идейных сеток» на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2005. - №1. – С. 3-9.
5. Пуляевская А. Табличные приемы развития критического мышления//NIT for you. 21.07.2016. Режим доступа: https://nitforyou.com/smisltable/ (Дата обращения: 10.04.2020).
6. Чечет В.В. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие / В. В. Чечет, С. Н. Захарова. – Минск : БГУ,2015. – 127 с.

Расскажите о нас своим друзьям: