Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 159.923.2

Дата публикации 23.04.2020

Социальные аспекты кризисной идентичности личности

Красовская Наталия Рудольфовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, krasovskaya.mcm@gmail.com

Аннотация: В статье обсуждаются проблемы кризисной идентичности, как одного из самых популярных в различных областях знания и актуальных направлений современных исследований. Кризис - психологическое состояние личности, возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни, ведущее к дезинтеграции и дезадаптации через потерю основных жизненных ориентиров, ценностей, базовой мотивации. Идентичность по определению Э. Эриксона, социализированная часть «Я», субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянство некоторой разделяемой с другими людьми картины мира. Кризисная идентичность, являясь производной кризиса, обладает противоположными характеристиками. На основе анализа представлений о природе идентичности в традиционных концепциях и современных исследованиях выделены социальные факторы и ситуации, в которых кризис переживается наиболее глубоко и остро: потеря работы, выход на пенсию, проблемы идентификации в области психологии здоровья, влияние СМИ, как фактора кризисной идентичности. Представлены социально-психологические аспекты кризисной идентичности личности вынужденных переселенцев и беженцев, отмечается, что глобализационные процессы, полиэтничность большинства современных стран, взаимодействие, направленное на создание новых социальных связей между людьми разных культур, усиливают социальную динамику и становятся одним из решающих факторов изменений в «картине мира», трансформации идентичности.
Ключевые слова: идентичность, кризисная ситуация, кризисное состояние, картина мира, ценности личности, кризис идентичности

Social aspects of the crisis identity of the personality

Krasovskaia Nataliia Rudolfovna
PhD in Psychological Sciences, Associate professor at the Department of Social Psychology and Victimology, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

Abstract: The article discusses the problems of crisis identity, as one of the most popular in various fields of knowledge and relevant areas of modern research. Crisis is a psychological state of a person arising as a result of obstacles in the usual course of life, leading to disintegration and maladaptation through the loss of major life goals, values, and basic motivation. According to E. Erickson’s definition identity is the socialized part of “I”, subjective feeling, as well as the objectively observed quality of personal self-identity and continuity, the constancy of some image of the world shared with other people. Crisis identity, being a derivative of a crisis, has opposite characteristics. Based on the analysis of the nature of identity in traditional concepts and modern research, social factors and situations are identified in which the crisis is experienced most deeply and acutely: job loss, retirement, identification problems in the field of health psychology, the influence of the media as a factor in crisis identity. The socio-psychological aspects of the crisis identity of the IDPs and refugees are presented, it is noted that globalization processes, the multi-ethnicity of most modern countries, interaction aimed at creating new social ties between people of different cultures, strengthen social dynamics and become one of the decisive factors of changes in the “image of the world”, the transformation of identity.
Keywords: identity, crisis situation, crisis state, image of the world, personal values, identity crisis.

Правильная ссылка на статью
Красовская Н.Р. Социальные аспекты кризисной идентичности личности / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialnye-aspekty-krizisnoj-identichnosti-lichnosti.html (Дата обращения: 23.04.2020)

Внимание к понятию и актуальным   проблемам исследования «кризисной идентичности» возросло сравнительно недавно: на рубеже ХХ и ХХI в.в. В настоящее время, это одно из самых популярных и актуальных направлений исследований в социальной психологии, социологии, культурологии, философии, антропологии других областях современного знания. Так в работах Т. Г. Стефаненко рассматривается кризис социальной и прежде всего этнической идентичности [16]. Н. М. Лебедевой изучены смысловые аспекты кризиса идентичности [16]. Н. А. Самойлик отмечает, что важно разделять кризисы идентичности и нормативные кризисы возрастного развития рассматривать кризис идентичности как отдельную категорию [14]. Интерес к проблеме трансформаций, кризиса идентичности на сегодняшний день определяется состоянием современного мира, основными характеристиками социальных процессов в котором являются - нестабильность, неоднозначность, сложность, неопределённость. Интенсификация контактов и взаимодействия между людьми разных культур, полиэтничность многих стран усиливают социальную динамику. Специфика социальных процессов как отмечают исследователи, приводит человека к необходимости «сонастраивать» систему персональных ценностей с актуальной ситуацией ценностных «сдвигов» (Гаврилюк, 2002; Головаха, 2000; Леонтьев, 2000; Морогин, 2009; Тихомандрицкая, 2000; Яницкий, 2010).  Мир стремительно меняется, также, как и представления человека о самом себе и своём месте в новой реальности (Лебедева, 1999; Стефаненко, 2004; Белинская, 2001; Вяткин, 2014).

В истории науки существует солидная традиция обращения к проблеме идентичности [1]. На границе ХIХ-ХХ столетий о значимости и взаимосвязи двух сторон идентичности - социальной и личностной упоминается в работах Э. Дюркгейма, У. Джемса [1]. В работах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, проблематика идентичности соотносятся с понятием самосознания личности. Результаты исследований многих современных российских специалистов - психологов и этнопсихологов (Г.М. Андреева, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко, Н.Р. Красовская, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова, В. Ю. Хотинец, Н. М. Лебедева, Е. П. Белинская, С. Д. Гуриева и др.) описывающих разные аспекты идентичности, её природу, особенности формирования и проявлений показывают, что проблема идентичности личности не случайно занимает место одной из центральных в большинстве гуманитарных наук. Идентичность по образному сравнению З. Баумана, одного из наиболее авторитетных теоретиков социологического знания - «…призма, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» (Бауман, 2002, с. 176).  Варианты определения этого понятия разными исследователями отражают как его сложность, так и значимость для становления и адаптации личности. Так, М.В. Заковоротная отмечает, что идентичность «многомерный процесс в человеческом становлении, исследование которого совмещает социальные, психологические, культурологические, биологические аспекты. Идентичность–модель жизни, позволяющая разделить «Я» и окружающий мир, определить соотношение внутреннего и внешнего для человека, конечного и бесконечного, адаптации и самозащиты, упорядочить разнообразие в целях самореализации и самоописания» [6].

Глубинные психологические исследования идентичности берут своё начало в психоанализе и связаны с научной и практической деятельностью З. Фрейда и К. Юнга.  Дальнейшее развитие эти идеи нашли в работах Э. Эриксона, который обратился к понятию «идентичности» в годы Второй Мировой войны [18], при изучении особых психических состояний участников военных действий (в терминологии тех лет - "военных неврозов"), которое постепенно приобретает популярность в разных областях науки и практики, становится междисциплинарным. Обзор современных зарубежных научных работ обнаруживает значительное количество теорий и концепций исследования идентичности.

Согласно Дж. Миду, идентичность личности - способность воспринимать свое поведение и жизнь как связанное, единое целое, опосредованное социально - «Ме» и субъективно - «I». Неосознаваемая идентичность, представляет собой неосознанно принятые человеком нормы, комплексы ожиданий социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая - результат размышления человека о себе (наличие рефлексии, языка как средства общения, приобретенного в социальном взаимодействии) [23].  По мнению Гоффмана [21] идентичность имеет социальную детерминированность и возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы.  Ю. Хабермас, опираясь на идеи И. Гофмана и Дж. Мида, вводит новое понятие – «Я-идентичность», включающее личностную и социальную составляющие [22]. Личностная идентичность обеспечивает связность истории жизни человека. Социальная -  возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. «Я-идентичность» возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью.

Г. Тэджфел и Дж. Тернер [24] отмечают, что идентичность - это некая когнитивная структура, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях включает в себя две подсистемы: личностную идентичность (самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную, складывающаяся из отдельных идентификаций на основе чувства принадлежности человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. По А. Ватерману, личностная идентичность - самоопределение в ценностях и целях, которыми человек руководствуется в течение всей жизни, их отбор и «присвоение» [25].  Дж. Марсиа определил идентичность как «структуру эго - внутреннюю, самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории», отмечая, что развивается структура идентичности по мере повышения осознания своих сильных и слабых сторон осмысленности принятия решений относительно своей жизни [20]. Им описаны четыре статуса идентичности по критериям «принятия–непринятия обязательств» и «исследования альтернатив, предшествующее выработке обязательств». Об «устойчивой» идентичности свидетельствуют статусы «достигнутая» и «предрешенная идентичность». О «неустойчивой» идентичности – статусы «диффузная» и «мораторий». «Диффузная» идентичность представляет собой самый неблагоприятный вариант и показывает, что индивид бездействует, либо затрудняется в поиске, и выборе решения проблем. Такая идентичность может наблюдаться у человека в кризисе.

Идеи «эго-психологов» А. Фрейд, Х. Гартмана, Д   Рапопорта, Э. Криса о том, что «Я» – не пассивный наблюдатель между «Оно» и «Сверх-Я», а активная часть, способная соединять крайности, разрешать конфликты, а значит, усиление «Я», это главная цель развития и психотерапии были близки Э. Эриксону: он опирается на них, рассматривая циклы развития и кризисы «Я» на пути к зрелости, автономии, продуктивности [19].

Идентичность по Э. Эриксону - социализированная часть «Я», «субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянство некоторой разделяемой с другими людьми картины мира» (Эриксон, 1996, 2000). По его мнению, развитие – процесс, который продолжается всю жизнь, каждая из восьми стадий отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого позволяет переходить на новый этап. При этом, личностный кризис становится следствием неспособности разрешить актуальное внутреннее противоречие.

Кризис – это психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (касающихся ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, Я-концепции) и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта [11]. Кризисные состояния возникают на основе критической ситуации - обстоятельств, при которых субъект сталкивается с реальной невозможностью, либо с затруднениями в удовлетворения фундаментальных потребностей, стремлений, ценностей реализации мотивов, не может справиться с возникшей проблемой привычным способом. Критические ситуации могут быть вызваны как внутренними по отношению к личности, так и внешними причинами, что является основой для выделения нормативных и ненормативные кризисов личности. На начальном этапе исследования кризисы, переживаемые человеком, изучали в рамках личностной динамики в разные периоды возрастного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Постепенно и закономерно в круг интересов исследователей попадают и   кризисы зрелого периода развития личности.

Кризис идентичности - это особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность [1].

Кризисная идентичность, являясь производной кризиса, обладает сходными характеристиками. Кризис идентичности фокусируется на определенных сферах, затрагивая значимые аспекты жизни человека.

В настоящее время несмотря на то, что результаты изучения его особенностей широко представлены на теоретическом уровне, в литературе и в практической работе специалистов помогающих профессий, актуальность проблемы не только сохраняется, но и усиливается спецификой социальных процессов. Так Н.А. Самойлик разделяет понятия «нормативный возрастной кризис» и непосредственно «кризис идентичности» (табл. 1) [14].  Для диагностики и анализа выраженности проявлений кризиса идентичности автор использует «Опросник кризисной идентичности» (ОКИ), в котором представлены шкалы, отражающие 8 значимые сфер жизни и отношений и 9 шкала - показатель кризиса идентичности. 

Таблица 1. Проявления кризиса

Возрастной нормативный кризис

Кризис идентичности

1

происходит на стыке двух возрастов

не имеет непосредственной связан с конкретным возрастом

2

изменение социальной ситуации развития

связан с изменением ценностно­смысловой системы

3

переживается как внешний конфликт

переживается как внутренний конфликт

4

подготавливается предыдущим ходом развития

про­исходит внезапно

5

длится от нескольких месяцев до года

может длиться годами

6

неустойчивый

закрепляется в структу­ре личности

7

не дезадаптирует личность

носит дезадаптивный характер

Е.Л. Солдатова, рассматривая кризисы, имеющие нормативную природу отмечает, что в процессе развития взрослого человека присутствуют стабильные и кризисные периоды. Динамика нормативных кризисов связана с задачами, которые ставит жизнь при достижении человеком определенного возраста, а также изменением социальной ситуации его развития. Выявить динамику нормативных кризисов можно исследуя эгоидентичность по «Методике диагностики структуры и статусов эгоидентичности», разработанной автором и включающей такие шкалы как «Ответственность за выбор», «Самодостаточность», «Осознанность жизненного пути», «Эмоциональная зрелость», «Принятие настоящего», «Осознанность собственных ценностей», «Соответствие себе», являющиеся показателями наличия или отсутствия кризиса [15].

Результаты исследования гендерного аспекта идентичности, с использованием опросника «Личностная и социальная идентичность» (ЛиСИ) С. Урбиной и методики «Эго-идентичность» [13] показывают, что  статус «достигнутая идентичность», для которого  характерны самостоятельность в активном поиске решения проблемы и принятии такого решения, определяется согласованностью компонентов личностной и социальной идентичности, с соответствующими показателями опросника ЛиСИ: «внутренний мир», «здоровье», «будущее» - для личностной  и  «работа», «материальное обеспечение», «семья», «отношения с окружающими», «я и общество» - для социальной идентичности. Выстраивать собственные планы на будущее, которые отличны от родительских и при необходимости могут быть скорректированы «под задачу» в процессе самореализации позволяет «достигнутая» или сконструированная (в терминологии Дж. Марсии) идентичность личности. Полученные в исследовании результаты подтверждают данные Е.Л. Солдатовой, о том, что в кризисе идентичности задействованы три статуса: «диффузная идентичность» и «предрешённость», влияют на психоэмоциональное состояние и активность индивида отрицательно. «Достигнутая идентичность», при которой сбалансированы компоненты личностной и социальной идентичности, создает позитивный эмоциональный фон, обеспечивает активность и адаптивность.

Обзор социальных аспектов кризисной идентичности показывает: в настоящее время кризисная идентичность у взрослых людей может быть связана с «синдром опустевшего гнезда», разводом и многими другими субъективно и объективно трудными ситуациями социального и межличностного взаимодействия [12]. Однако наиболее острый и болезненный вариант проживания кризиса имеет место при потере человеком работы, выходе на пенсию, в условиях эмиграции.

Беженцы сталкиваются с проблемами при пересечении границ государств, необходимостью адаптироваться к новой культуре [12], другой ментальности, трудностями во многих сферах жизни, которые становятся причиной не только нового стресса, но и постстрессового синдрома, проявляющегося у них из-за многочисленных вопросов экономического, финансового, жилищного, бытового характера. Постстрессовый синдром приводит многих вынужденных переселенцев и беженцев к кризису идентичности, когда при нарушении базовой для человека и общества потребности в устойчивости и безопасности разрушается и привычная картина мира [8]. В подобных условиях у человека обостряется, актуализируется «чувство принадлежности» к определенной этнической группе -  этнокультурная идентичность, как наиболее древняя, устойчивая форма идентичности в ситуации нестабильности. Её основные функции – ориентирующая и защитная позволяют обрести опору, приводят эмигрантов к поиску земляков, созданию этнических сообществ, как позитивного ресурса, источника помощи и поддержки. Но страх многочисленных потерь, утраты Родины, дома, этнокультурной идентичности может находить «выход» в проявлении экспансивных реакций и предпочтении социально неприемлемых агрессивных способов поведения по отношению к социуму, который для беженцев является принимающим [8]. Это создает конфликтные ситуации и напряжение, свидетелями которого мировое сообщество стало в начале ХХI века, наблюдая за спонтанными социальными процессами в европейских странах, потоками беженцев, обрушившихся на Францию и Германию. Миграционные процессы затрагивают жизнь многих людей современного мира, являясь одним их самых весомых и распространенных факторов кризиса идентичности не только среди беженцев и вынужденных переселенцев, но и среди жителей тех стран, в которых стали оседать беженцы. В последние годы масштабность и острота кризиса идентичности в этих странах сказалась на итогах выборов в органы власти: местное население более активно голосовало за консервативные партии, выступающие за ограничение миграции. Преодолеть кризис идентичности возможно, если в условиях эмиграции будет сформирована новая идентичность, в которую интегрированы элементы прежней идентичности (определенные этнические символы, религиозная вера, национальные блюда и др.), наряду  с новой (освоение нового языка, адекватное отношение к новому месту жительства, уважение ментальности и психологии, изменение гендерного поведения и др.) [8, 10, 17].

В современном мире одним из самых широко распространенных ненормативных кризисов является потеря работы при увольнении - кризис профессиональной идентичности [7], который остро, и в тоже время глубоко переживается человеком. Растерянность, злость, гнев, вина часто приводят к депрессивным состояниям.

Переход работающего человека на государственное обеспечение, связанный с наступлением пенсионного периода для многих является причиной эмоционального упадка, приводящего к кризисному состоянию. Осознание изменившейся реальности, необратимости ситуации, специфического статуса «пенсионер», когда во всех документах неизбежно встречаются словосочетания «по старости», «время дожития» - становится причиной переживания всего спектра негативных эмоций от уныния и дискомфорта до паники, ужаса и депрессии, прежде всего у граждан нашей страны, но в целом – это общая психологическая закономерность смены (утраты) человеком социального статуса [2,5].

Ряд междисциплинарных социальных проблем идентификации, обсуждаемых в области психологии здоровья, по мнению Г.М. Андреевой, имеют более широкое значение. Например, стигматизация (как наложение клейма на группу, воспринимаемую негативно) по отношению к больным СПИДом, имеющим кризисную идентичность. Один из значимых социальных аспектов связан с обретением новой идентичности человеком, который серьезно (или неизлечимо) болен и нарушений в этом процессе [1, 3]. Особое и отдельное место среди факторов кризисной идентичности занимает информационная среда, как основной и чрезвычайно эффективный (чаще, со знаком минус) современный инструмент социального влияния на глобальном уровне [1, 9].

Сегодня, актуальная ситуация для миллионов людей настолько же драматична, насколько динамична: определенно предвидеть развитие событий в мире практически невозможно. Привычная для человека картина мира, за как в калейдоскопе, приобретает новые очертания. При этом, ситуация глобальная, масштабная, с высокой степенью свободы и уровнем спонтанности. И тем не менее, это часть нашей реальности, требующая как от отдельного человека, на личностном уровне, так и от всего общества на уровне социальном, осознанного, ответственного, своевременного и адекватного реагирования, способности адаптироваться к кризисным условиям, в том числе выстраивая новую идентичность. С одной стороны, это может дестабилизировать состояние и поведение людей, но с другой - приводит к поиску выхода за прежние личные пределы «Я», формирования новых моделей и принципов социального взаимодействия на глобальном уровне.

Таким образом, анализ состояния проблемы показывает, что основными факторами, определяющими научный интерес и практическую значимость проблематики и трансформаций идентичности в современных условиях, являются нестабильность, сложность, неопределённость и неоднозначность социальных процессов, как основные характеристики социальной среды.

Составляющие обзор данные о личностных, возрастных, профессиональных, статусных, этнокультурных особенностях кризисной идентичности могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов человеко-ориентированных профессий при решении задач оптимизации социального взаимодействия. В перспективе актуальным направлением дальнейших исследований может стать проблема кризисной идентичности личности в условиях социальной нестабильности. Также важно обратить внимание на состояние идентичности в условиях массовой изоляции, как следствия мировой пандемии короновируса: изучить особенности восприятия, проживания и адаптации к сочетанию неопределенности (недостаточной осведомленности о направлениях, уровнях, масштабах изменений, дезориентированности) и изоляции.


Список литературы

1. Андреева Г.М. Личность в поисках идентичности в глобальном мире // Социальная психология сегодня: поиски и размышления. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009.
2. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография.- М.: Инфра-М, 2018. - 251 c.
3. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. – М.: Логос, 2002.
5. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: Издательство ЛКИ, 2016. - 202 c.
6. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. - Ростов-на-Дону, 2009.
7. Иванова Н. Л. Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. Кн. 2 Профессиональная идентичность как фактор конкурентоспособности личности в современном бизнесе. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 383-390.
8. Красовская Н.Р. Кризис идентичности у беженцев и вынужденных переселенцев в современных условиях. URL: http://scipress.ru/pedagogy/articles/krizis-identichnosti-u-bezhentsev-i-vynuzhdennykh-pereselentsev-v-sovremennykh-usloviyakh.html
9. Красовская Н.Р., Гуляев А.А., Юлина Г.Н. Фейковые новости как феномен современности //Власть. 2019. Т. 27. № 4. С. 79-82.
10. Кузьмин М. Ю. Эмпирическое изучение критериев кризиса идентичности студентов старших и младших курсов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-izuchenie-kriteriev-krizisa-identichnosti-studentov-starshih-i-mladshih-kursov
11. Пантелеева В.В. Психология кризисных состояний личности: учеб. пособие / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – 194 с.
12. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: Монография. - М.: Инфра. - М., 2017. 400 c.
13. Психологическое здоровье и гендерные отношения / Коллективная научная монография): Миронова О.И., Красовская Н.Р., Короленко Ц.П., Козырева Т.С., Коваленко М.В., Матанцева Т.Н., Дубровина О.В.– Новосибирск, 2012.
14. Самойлик Н. А. Феноменология кризиса идентичности / Н. А. Самойлик // Мир культуры, науки и образования. – 2010. № 6 (25), ч. 2. С. 119121.
15. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: дис. . д-ра психол. наук / Е. Л. Солдатова. – Екатеринбург, 2007. - 50 с.
16. Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России. – М., 2001. - С. 11-30.
17. Цуркин В.А. К проблеме личностной идентичности субъекта в психологии.URL:http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/12874/1/Tsurkin_K_probleme
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предесл. А. В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. 344 с.
19. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.
20. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbookofadolescentpsycholo¬gy. N.Y.: JohnWiley, 1980..
21. Goffman E. The neglected situation // Amer. Anthropol. 1964. V. 66. N 5. Part. 2.
22. Habermas J. Identitat // ZurReconstruktion des HistorischenMaterialismus. Frankfurt: SuhrkampVerl., 1976.
23. Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946.
24. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // Austin W.C., Worchel S. (cds.) The social psychology of intergroup relations. Montrey: Brooks/Cole, 1979.
25. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N 3.

Расскажите о нас своим друзьям: