Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 376.37

Дата публикации 23.04.2020

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Бисенгалиева Альбина Тимуровна
Магистрант школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, Binok2304@mail.ru
Савельева Нина Николаевна
канд. пед. наук, доцент Департамента психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, Sav5757@mail.ru

Аннотация: В данной статье подробно раскрывается понятие «фонематическое восприятие» и его развитие, рассматриваются уровни сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В статье дано описание методик обследования по выявлению уровня сформированности фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и результаты данного обследования. Предложен вариант повышения уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников путем включения в традиционные занятия по логоритмике нейропсихологические приемы и элементы биоэнергопластики в сочетании с ритмом.
Ключевые слова: фонематическое восприятие дошкольников, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, логоритмика, нейропсихологические приемы, бионергопластика

The development of phonemic perception in preschoolers with phonetic and phonemic awareness

Bissengaliyeva Albina Timurovna
Master of School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok
Saveleva Nina Nikolaevna
Cand. Sci. (Pedagogy) Associate Professor of Department of Psychology and Education, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

Abstract: This article describes in detail the concept of “phonemic perception” and its development, considers the levels of formation of phonemic processes in preschoolers with phonetic-phonemic underdevelopment of speech. The article describes the methods of examination to identify the level of formation of phonemic processes in older preschoolers with phonetic-phonemic underdevelopment of speech and the results of this survey. An option is proposed to increase the level of formation of phonemic processes in preschoolers by incorporating neuropsychological techniques and elements of bioenergoplastics into traditional classes on logo rhythm.
Keywords: phonemic perception of preschoolers, phonetic-phonemic underdevelopment of speech, logo rhythmic, neuropsychological techniques, bionergoplasty.

Правильная ссылка на статью
Бисенгалиева А.Т., Савельева Н.Н. Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 23.04.2020)

В настоящее время наблюдается значительное число детей с речевыми нарушениями, в том числе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Одной из причин речевых нарушений является несформированность фонематического восприятия.

Об интересе к проблемам посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции говорит достаточная разработанность темы отечественными и зарубежными исследователями (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, И.И. Панченко, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева и др.). Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Согласно исследованиям Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, А.К. Марковой, Н.А. Никашиной несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящим к речевым нарушениям детей дошкольного возраста. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.  Левина Р.Е. считает, что узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ [7].

Недостатки фонематического восприятия приводят к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов и овладения грамотой. И поэтому полноценное развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является одним из условий эффективной коррекции речевых нарушений, а также обучения и дальнейшей социализации в обществе детей данной категории.

Ученые отмечают многообразие средств работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников: дидактические игры, слуховые тренировки, игровые упражнения, фонетическая ритмика, различные компьютерные программы, одним из самых распространённых средств является – логоритмика.

Однако, несмотря на теоретическую обоснованность роли логоритмики для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, методически недостаточно представлена целостность работы в данном направлении.

Цель исследования: разработка комплекса игр, заданий, упражнений по логоритмике для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, путем включения в традиционные занятия по логоритмике нейропсихологические приемы и элементы биоэнергопластики в сочетании с ритмом.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать структуру речевого дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
  2. Подобрать методики и выявить уровень развития фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  3. Разработать комплекс занятий по логоритмике, включающий нейропсихологические приемы и заданий с элементами биоэнергопластики.

В психолого-педагогической литературе часто можно встретить смешение понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»: с этой проблемой достаточно часто сталкиваются и практики, и теоретики.

На наш взгляд это объясняется различным толкованием содержания этих понятий: под одним и тем же термином зачастую исследователи понимают разное теоретическое наполнение. Так, например, Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие рассматривал как когнитивные действия по анализу, специально воспитанные умения по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [3].

Профессор Г. В. Чиркина считает, что фонематическое восприятие связано с фонематическим слухом, но отличается от него. С точки зрения автора, фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение – в «решетке фонем». Под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы и определять звуковой состав слова [10].

Многие исследователи подчеркивают, что развитию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствуют занятия логоритмики.

Логоритмика (логопедическая ритмика) - одна из форм активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмика развивается на стыке научных областей, в том числе психолингвистики, физиологии, психологии, педагогики, музыкальной педагогики, музыкознания и др. (Власова Н.А., Волкова Г.А., Гринер В.А., Кольцова М.М, Орф К., Павлов И.П., Сеченов И.М., Флоренская Ю.А., Хомская Е.Д. и др.).

Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Также автор подчеркивала, что логоритмика позволяет развивать у детей активность, внимание, восприятие, интеллект, формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в коррекционной логопедии.

Эмиль Жак-Далькроз утверждал, что без телесных ощущений ритма, не может быть воспринят ритм музыкальный, что ритм в музыке и ритм в пластике соединены между собою теснейшими узами. У них одна общая основа – движение. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики, пантомимики и координации движений [4].

Таким образом, логопедическая ритмика, включая в себя двигательную и музыкальную основу, помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, содействует нормализации речи и общедвигательной функции, способствуют развитию координации между слуховыми и речевыми анализаторами, формируют речевое дыхание в соответствии с регуляцией темпа речи.

Базой исследования является МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №145 г. Владивостока». В состав экспериментальной группы вошли 15 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (по заключению психолого-медико-педагогической комиссии). Возраст детей на момент обследования 5-6 лет. По заключению врачей-специалистов все дети  с сохранным слухом, зрением и интеллектом.

Перед процедурой обследования были изучены личные дела детей, медицинская документация, протоколы психолого-педагогических обследований. В первую очередь уделялось внимание результатам медицинского обследования физического слуха, с целью исключить сурдологический дефект (нарушение слуха) – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

Для выявления уровня сформированности фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР нами были подобраны методики (табл.1).

Таблица 1. Критерии, показатели и методики обследования фонематических процессов у дошкольников

Критерии

Показатели

Методики

Особенности слухового восприятия неречевых звуков

Умение определять источник звука

Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [2].

Умение определять числа звуковых сигналов

Умение определять направление сигнала

Умение определять силы, длительности – краткости, слитности – прерывистости звучания

Умение различать голосов птиц и животных

Особенности фонематического восприятия и анализа

Умение дифференцировать изолированные звуки

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной [12].

Умение дифференцировать

звуки в слогах

Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника [1].

Способности к элементарному звуковому анализу

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дош возраста. Пособие для логопедов [6].

Умение различать правильно и дефектно произнесенные звуки

Обследование проводилось в индивидуальном порядке с предъявлением серии заданий, объединенных в два блока: 1) задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятия неречевых звуков (пять заданий); 2) задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа (четыре задания).

Результаты обследования показали, что на высоком уровне развития находятся 2 ребенка. Дети в точности определяют звучащий инструмент, называют его или показывают карточку с его изображением. Без опоры на зрительный анализатор дети отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука. Имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи.

На среднем уровне – 7 детей. У детей данной группы имеют место нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками. Нарушена способность к элементарному звуковому анализу. Затруднения в отличии правильного произношения от нарушенного в том случае, если имитируется дефект, отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.

Низкий уровень – 6 детей, характеризуется затруднениями не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения. Дети не смогли определить звучащие игрушки, не соотнесли их с картинками, допустили большое количество ошибок при определении количества сигналов, их направления, им оказалось недоступно определение силы, длительности и спектра звучаний, различение голосов птиц и животных. Испытуемые не владеют элементарными формами фонематического анализа, не отличают правильное произношение от дефектного.

Результаты обследования свидетельствуют о необходимости специально организованной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Для этого мы разработали комплекс занятий по логоритмике, включающий как традиционные задания, так и задания с нейропсихологическими приемами и элементами заданий по биоэнергопластике.

Нами использовалась разработанная Шашкиной Г.Р. схема занятия по логоритмике. Мы включили в комплекс заданий предложенные автором: пальчиковые игры; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; речевые и музыкальные игры; различные виды ходьбы и бега под музыку; ритмические упражнения [13].

Например, игры:

1. «Компот для Ванюши»

Цель: Развитие слухового внимания, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

Содержание: Упражнение выполняется под мелодию русской народной припевки «Ворон». Исходное положение: дети сидят на стульях. Ребята, мы совсем забыли про Ванюшу. Давайте сварим для него компот.

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. (Левая ладонь «ковшиком», указательным пальцем правой руки «помешивать компот» в «ковшике»).

Будем яблоки крошить,

Будем ананас рубить,

Отожмем лимонный сок.

Слив положим мы в компот.

Бросим и кусочек груши

Для сластены для Ванюши.

2. «Волк танцует»

Цель: Развитие слухового внимания, развитие координации речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Содержание: Упражнение повторяется 3—4 раза; каждый раз темп мелодии нее больше ускоряется. После окончания упражнения энергично потрясти правой, левой ногой. Довольный волк приглашает вас с ним потанцевать, звучит медленная мелодия.

Чок-чок-чок, каблучок. (Топанье правой и левой ногой поочередно)

Сделаем зарядку. (Шаг вправо, шаг влево)

Ставим туфли на носок, (Попеременно выставлять на носок правую и левую ногу)

А потом на пятку. (Попеременно выставлять на пятку правую и левую ногу).

Кроме традиционных игр, упражнений в комплекс по логоритмике для занятий с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нами были включены нейропсихологические приемы.

Согласно исследованиям, В. В. Лебединского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Е. Д. Хомской и других ученых, занимающихся изучением вопросов нейропсихологии и физиологии человека, установлено, что за фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь же происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи.  

А.Е. Соболева отмечает, что «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв» [9]. Из чего можно заключить, что недостаточное развитие второго блока мозга приводит к несформированности фонематического восприятия.

Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха и восприятия может сопровождаться и другими проблемами развития.

Следовательно, мы предполагаем, что целенаправленное применение нейропсихологических приемов на развитие второго блока мозга, способствует развитию фонематического восприятие и слуха, также предотвратит иные проблемы развития.

Приведем некоторые приемы нейропсихологического воздействия:

1. «Починим испорченный телефон».

Цель: Развитие фонематического слуха, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти, умения следовать инструкции.

Содержание: Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит определенное слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний участник должен произнести его вслух. Как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

2. «Где звенит?».

Цель: Развитие слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Содержание: Дети стоят с закрытыми глазами. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети должны повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами указывают рукой в направлении источника звука, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

3. Пальчиковая игра «Гроза».

Цель: Развитие слухового внимания, согласовывание движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Содержание: Логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять под музыку, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

4. «Веселые ладошки»

Цель: Развитие чувства ритма и метрического слуха, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

Содержание: Дети делятся на две группы, садятся на ковер. Первая группа медленно хлопает в ладоши перед собой на каждую четвертую, вторая - быстро хлопает в ладоши над головой на каждую восьмую.

А теперь наши ладошки

Поплясать хотят немножко.

Хором. Хлоп! Раз! Еще раз!

Мы похлопаем сейчас.

А теперь скорей, скорей!

Хлопай, хлопай веселей!

Вследствие несформированности фонематического восприятия ребенок будет испытывать значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

В связи с этим для дальнейшего овладения письмом, также для развития фонематического восприятия и слуха для детей с данными нарушениями, мы включили упражнения и игры с элементами биоэнергопластики в сочетании с ритмом.

Биоэнергопластика – это здоровьесберегающая технология, которая основывается на соединении движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук в сочетании с ритмом. Плавные, содружественные движения рук и артикуляционного аппарата способствуют активизации естественной биоэнергии и распределении ее в организме.

Термин «бионергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью. Такое сочетание оказывает чрезвычайно благотворное влияние на развитие координации движений артикуляционного аппарата, на процесс совершенствования мелкой моторики, а также на активизацию деятельности речемоторного анализатора детей.

М.М. Кольцова отмечает связь развития мелкой моторики пальцев рук со становлением детской речи «… отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга» [5].

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга.

Мы использовали жестовую речь в работе над росчерком, предложенную В.В. Степановой. Смысловой жест лежит в основе рисунка, а затем и письма. Следовательно, отрабатывается единый ритм письма и проговаривания, а также ведется смысловая деятельность с предметами, происходит следование взором по ходу движения, что в общем способствует развитию восприятия.

К высшему уровню становления росчерка относятся смысловые координации, доведенные до автоматизма и не зависящие от качества исполнения. Поэтому при работе над росчерком, первоначально движения, необходимые на уровне графики, выполняются в воздухе. Главное для ребенка - уловить общий ритм и направления движения.

Важно, чтобы становление шло от крупного смыслового жеста, через его минимизацию, к пальцевой графике.

Приведем примеры игр, упражнений с элементами биоэнергопластики:

При выполнении росчерков главное, чтобы ребенок рисовал росчерк осмысленно, т.е. понимая, когда он проговаривает и одновременно что он рисует (глазки, ушки). При этом детям предлагается выполнить данный росчерк в различных вариациях: 1) на ученической доске мокрой салфеткой (мелом), в этом случае будут задействованы координации средних и крупных мышц плеча, предплечья, кисти; 2) в воздухе кистью руки; 3) в воздухе нарисовать росчерк кончиком носа, локтями, коленками, можно придумать другие варианты.

Цель: развитие графо-моторных навыков в сочетании с ритмом и словом, организация согласованности движения тела (предплечья, кисти и пальцев).

Приведем некоторые игры - упражнения

«Рыбка»

Раз, и два, глазки, ротик, плавнички.

Инструкция: на каждое слово – выполняется движение: «раз» - чертится в воздухе кистью (локтями, др.) верхняя линия росчерка; «и» – соединение хвостика; «два и» – чертится нижняя линия рыбки; «глазки» – рисуем глазки; «ротик» – ротик; «плавнички» – причем на слово «плавни»- верхний плавничок, а на «чки» - нижний.

Таким образом, мы предполагаем, что представленные игры, задания, упражнения по логоритмике, включающие нейропсихологические приемы и элементы биоэнергопластики, а также готовые конспекты логоритмических занятий могут быть использованы специалистами в дошкольных образовательных учреждениях и могут способствовать развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


Список литературы

1. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. – 144 с.
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 183 с.
3. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С. 213-227.
4. Далькроз Э.Ж. Ритм. М.: Классика - XXI, 2001. – 248 с.
5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973. – 159 с.
6. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001. – 52 с.
7. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи / Р.Е. Левина // Вопросы логопедии. – 1959. – С. 207-252.
8. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М.: АЙРИС-пресс, 2018. – 112 с.
9. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей. М.: ТЦ Сфера: Секачев, 2007. – 64 с.
10. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
11. Хватцев М. Е. Логопедия: Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ / под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2009. – 272 с.
12. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
13. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов. М.: Академия, 2005. – 192 с.

References
1. Volkova G. A. An album for the study of the phonetic and phonemic aspects of preschoolers' speech. SPb.: DETSTVO - PRESS, 2006. 144 p. (In Russ.)
2. Golubeva G.G. Correction of violations of the phonetic side of speech in preschoolers: a methodological guide. SPb.: RGPU A. I. Gercen: Soyuz, 2000. 183 p. (In Russ.)
3. Zhurova L.E. To the question of the formation of phonemic perception in preschool children / L.E. Zhurova, D.B. Elkonin // Sensory education of preschool children. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1963. P. 213-227. (In Russ.)
4. Dalkroz E.ZH. Rhythm. M.: Klassika - XXI, 2001. 248 p. (In Russ.)
5. Kolcova M.M. The child learns to speak. M.: «Sov. Rossiya», 1973. 159 p. (In Russ.)
6. Konovalenko V.V. Rapid Examination of Phonemic Hearing and Readiness for Sound Analysis in Preschool Children: A Guide for Speech Therapists / V.V. Konovalenko, S.V. Konovalenko. M.: "Izdatelstvo GNOM and D", 2001. 52 p. (In Russ.)
7. Levina R.E. On the genesis of writing disorders in children with general speech underdevelopment / R.E. Levina // Voprosy logopedii. – 1959. P. 207-252. (In Russ.)
8. Pravednikova I. I. Neuropsychology. Games and exercises. M.: AJRIS press, 2018. 112 p. (In Russ.)
9. Soboleva A.E., Kondratyev N.N. Russian language with a smile: for teachers, speech therapists, school. psychologists and parents. M.: Field: Sekachev, 2007. – 64 p. (In Russ.)
10. Filicheva T.B. The program of training and education of children with phonetic and phonemic underdevelopment (older group of kindergarten): A manual for speech therapists and kindergarten teachers with speech impairments / T.B. Filicheva, G.V. Chirkina. M.: MGOPI, 1993. 72 p. (In Russ.)
11. Hvatcev M. E. Speech therapy: A manual for students of pedagogical institutes and teachers of special schools / edited by R. I. Lalaevoj, S. N. Shahovskoj. M.: Vlados, 2009. 272 p. (In Russ.)
12. Chirkina G. V. Methods of examination of children's speech: A manual for the diagnosis of speech disorders. M.: ARKTI, 2003. 240 p. (In Russ.)
13. Shashkina G.R. Speech therapy rhythm for preschool children with speech disorders: a manual for speech therapists, kindergarten teachers. M.: Akademiya, 2005. 192 p. (In Russ.)

Расскажите о нас своим друзьям: