Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 159

Дата публикации 31.10.2022

Взаимосвязь учебной мотивации и адаптации иностранных студентов к учебной деятельности вуза

Захарова Эльвина Сергеевна
студентка отделения психологии и педагогики, Елабужский институт Казанского федерального университет, РФ, г.Елабуга, elvina.zakharova@mail.ru
Кузнецова Юлия Петровна
студентка отделения психологии и педагогики, Елабужский институт Казанского федерального университет, РФ, г.Елабуга, kuznetsova.yul1jaja@yandex.ru
Минахметова Альбина Зульфатовна
канд.психол.наук, доцент кафедры психологии, Елабужский институт Казанского федерального университет, РФ, г.Елабуга, minah_alb@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема адаптации иностранных студентов к учебной деятельности вуза. Цель статьи заключается в выявлении взаимосвязи между учебной мотивацией и адаптацией к учебной деятельности вуза иностранных студентов. В исследовании приняли участие студенты вторых курсов в количестве 43 человек. На материалах корреляционного анализа было выявлено наличие значимых корреляции между познавательными мотивами, мотивами престижа, профессиональными мотивами и адаптацией иностранных студентов к учебной деятельности. Статья будет полезна работникам системы образования, кураторам академических групп, педагогам-психологам.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, адаптация, адаптивность, студенты, иностранные студенты.

The relationship of educational motivation and adaptation of foreign students to the educational activities of the university

Zakharova Elvina Sergeevna
student of the Department of Psychology and Pedagogy, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga
Kuznetsova Yulia Petrovna
student of the Department of Psychology and Pedagogy, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga
Minakhmetova Albina Zulfatovna
cand.psychol., Associate Professor of the Department of Psychology, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga

Abstract: This article discusses the problem of adaptation of foreign students to the educational activities of the university. The purpose of the article is to identify the relationship between educational motivation and adaptation to the educational activities of the university of foreign students. The study involved 43 second-year students. The correlation analysis revealed the presence of significant correlations between cognitive motives, prestige motives, professional motives and the adaptation of foreign students to educational activities. The article will be useful to employees of the education system, curators of academic groups, teachers-psychologists.
Keywords: motivation, educational motivation, adaptation, adaptability, students, international students.

Правильная ссылка на статью
Захарова Э.С., Кузнецова Ю.П., Минахметова А.З. Взаимосвязь учебной мотивации и адаптации иностранных студентов к учебной деятельности вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-uchebnoj-motivatsii-i-adaptatsii-inostrannykh-studentov-k-uchebnoj-deyatelnosti-vuza.html (Дата обращения: 31.10.2022)

Проблема адаптации студентов в вузе находится в центре внимания многих исследователей. Адаптация студента в научной литературе рассматривается как сложный, многоплановый процесс, в котором происходит перестройка психологических особенностей личности в соответствии с новыми целями, задачами и условиями их реализации. Успешность процесса учебной и социальной адаптации влияет на процесс обучения и становления как профессионала.

Проблема адаптации студентов в вузе, к учебной деятельности до сих пор является традиционным предметом обсуждений, так как адаптация к студенческой жизни – это сложный и долгий процесс [1].

Особенность процесса адаптации в вузе к учебной деятельности зависит от знаний и умений, полученных обучающимся еще в процессе обучения в школе – от коммуникативных навыков до навыков самоорганизации. Процесс адаптации будет проходить успешнее, если обучающийся владеет навыки необходимыми ему для овладения образовательной программой вуза (навыками самостоятельной работы, контроля эмоциональных состояний, работа с большим объемом информации, разные требования и т.д.) [2]. Поступив в вуз студенту необходимо приспособиться к новой ситуации, к новым технологиям работы, к новой социальной группе и т.д. [3]

Успешность процесса адаптации зависит, по мнению исследователей (А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов), от «процесса и результата внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [4, c.17]. Считается, что в процессе адаптации происходит изменение самой личности, а также среды под воздействием личности [5].

Особенно актуальны эти вопросы при рассмотрении процесса обучения иностранных студентов. Процесс обучения иностранных студентов имеет свою специфику:

- обучение проходит на неродном для студентов языке;

- процесс обучения сопровождается освоением новых социокультурных норм, норм общения;

- изучение дисциплин проходит параллельно с овладение языком обучения;

- процесс обучения осуществляется в условиях активной образовательной и социокультурной адаптации иностранных студентов [6]. То есть процесс обучения студентов затрагивает сразу несколько аспектов адаптации: социально-психологический, этнокультурный, социально-экономический.

Одной из основных черт адаптированной личности исследователи (С.А. Иванчин, А.И. Сурыгин и др.) считают внутреннюю учебную мотивацию [7; 8]. Учебная мотивация обучающегося обеспечивает удовлетворение его потребности в получении знаний. А.К. Маркова предлагает следующее определение учебного мотива: «учебный мотив – это направленность … на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [9].

Тем самым учебная мотивация студентов выступает одним из важных показателей адаптации к учебной деятельности в вузе.

Несмотря на то, что данная проблема очень распространена, она по сей день остается недостаточно изученной. Таким образом, целью исследования является изучение влияния мотивации учебной деятельности на эффективность адаптации студентов вуза.

Для выявления особенностей адаптации обучающихся к условиям обучения, их учебной мотивации было проведено эмпирическое исследование среди студентов Елабужского института КФУ. Общая выборка составила 43 иностранных студентов (туркменов) второго курса обучения отделения математики и естественных наук. Большинство студентов достаточно неплохо владеют русским языком. При возникновении «языковых» барьеров приходилось проводить разъяснение, толкование исследуемых параметров. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), «Диагностика учебной мотивации студентов» (модифицирования Н.Ц.Бадмаевой). Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистки – корреляционного анализа Пирсона. Подсчеты осуществлялись с использованием программы SPSS.

Результаты исследования по методике «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) представлены в таблице 1. Согласно полученным результатам среднее значение по показателю «адаптация к студенческой группе» составляет 9,81 балла. Это говорит о том, что испытуемые данной выборки достаточно неплохо адаптировались в студенческой среде. Большинство из них 58% чувствуются себя комфортно, и ими хорошо освоены нормы и правила, принятые в академической группе. Данный показатель еще говорит о том, что группа со своей стороны с пониманием относится к иностранным студентам и принимает их. 11,6% испытуемых показатели низкие результаты по адаптации к студенческой группе.

Таблица 1. Средние значения по показателям адаптированности студентов к учебной деятельности и к группе

Адаптированность

Среднее значение

Адаптированность к учебной деятельности

9,41

Адаптированность к группе

9,81

Среднее значение по адаптированности иностранных студентов к учебной деятельности составляет 9,41 балла, что соответствует среднему уровню. 48,8% испытуемых успешно осваивают учебные предметы, справляются с решением учебных задач, вопросов самоорганизации; при возникновении трудностей могут обратиться к преподавателю за помощью.

Результаты исследования по методике «Диагностика учебной мотивации студентов» представлены в таблице 2.

Таблица 2. Средние значения по шкалам учебной мотивации студентов

Шкалы

Среднее значение

Коммуникативные мотивы

17,2

Мотивы избегания

16,5

Мотивы престижа

20,4

Профессиональные мотивы

22,2

Мотивы творческой самореализации

7,4

Учебно-познавательные мотивы

27,3

Социальные мотивы

19,5

Данные представленные в таблице 2 говорят о том, что наиболее важным мотивом у иностранных студентов является учебно-познавательный мотив, который согласно средним значениям занимает ранг 1. На второй позиции стоят профессиональные мотивы (22,2 балла); на третьей позиции – мотивы престижа (20,4 балла). Наименее выраженным мотивов является мотив творческой самореализации – 7 ранг (среднее значение 7,4 балла). Таким образом, ведущими мотивами для иностранных студентов являются учебно-познавательные и профессиональные мотивы. То есть, студенты данной выборки ориентированы на усвоение различных способов получения знаний по усвоению профильных учебных дисциплин. Они проявляют интерес к способам самоорганизации учебной деятельности. Необходимо вести работу, направленную на развитие творческой самореализации студентов в учебной деятельности.

Корреляционный анализ между показателями двух методик позволил выявить ряд достоверно значимых корреляционных связей. Обнаружены связи между показателем «адаптация к учебной деятельности» и показателями «мотивы престиж» (r=0,5), «профессиональные мотивы» (r=0,47), «учебно-познавательные мотивы» (r=0,70). Наиболее преобладающим по тесноте и силе связи выступает учебно-познавательный мотив, оказывающий влияние на адаптацию иностранных студентов в вузе. То есть чем выше у студентов преобладают познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, тем выше адаптация иностранных студентов к учебной деятельности. Также при преобладании мотивов престижа и профессиональных мотивов, иностранные студенты будут стремиться осваивать учебные предметы, выполнять все задания и т.д.

Обнаружена обратная связь между показателем «адаптированность к учебной деятельности» и «мотивы творческой саморелизации»(r=-0,45). Это говорит о том, что в рамках учебной деятельности студенты не могут найти творческой самореализации личности.

Корреляционная связь между показателями «адаптированность к учебной группе» и «профессиональные мотивы» обратнопропорциональная (r=-0,46), что говорит о том, что развитие мотивов профессиональной деятельности не будет успешным при решении вопросов взаимоотношения в группе. То есть иностранные студенты нацелены получать знания и профессиональные навыки даже при условии не достаточно благоприятной атмосферы в академической группе.

Полученные результаты говорят о том, что большинство студентов данной выборки умеют успешно: выстраивать межличностные отношения в ученической группе, проявляя при этом коммуникативную компетентность (большинство русскоговорящие) и хорошие социальные навыки, нормы, которые приняты в обществе, в образовательном учреждении; стремятся к получению знаний и умений; успешно осваивают учебные предметы, справляются с решением учебных и жизненных задач.

Конечно же, не все так хорошо. Имеются студенты, которые испытывают определенные трудности в адаптации, в связи плохим знанием русского языка, психологических особенностей и т.д. Поэтому процесс адаптации, как утверждают, исследовали, должен быть организованным в рамках образовательной организации. Так, например, в нашем вузе иностранные студенты имеют возможность дополнительного изучения русского языка. В рамках деятельности психологической службы вуза проводятся мероприятия направленные на приспособление студентов к новой учебной деятельности и социальному взаимодействию.

Полученные результаты исследования позволят оптимизировать процесс адаптации иностранных студентов к новой учебной деятельности.

Таким образом, наблюдается взаимосвязь мотивов учебной деятельности и процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в вузе. При этом если процесс адаптации студентов будет правильно организованным, то это будет способствовать получению профессиональных знаний и навыков.

Дальнейшее изучение проблемы видеться в исследовании субъективного благополучия иностранных студентов в условиях их активной образовательной и социокультурной адаптации.


Список литературы

1. Василенко Е. А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза : монограф. – Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2018. – 141 с.
2. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 2. - С. 38-41.
3. Минахметова А.З., Погодина А.Ю. Исследование особенностей адаптации выпускников школ к учебной деятельности вуза // Казанский Педагогический журнал. - 2021. - №6. - С.136-140.
4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб., 2008. – 479 с.
5. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2010. – № 5. – 2010. – С.162-166.
6. Шевченко А.В., Соболева И.В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – №16. – С.150-159.
7. Буховцева О. В. Адаптация студентов к условиям вуза: монограф. Биробиджан : ПГУ им. ШоломАлейхема, 2020. – 103 с.
8. Иванчин С.А. Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования: диссертация ... кандидата психологических наук.- Саратов, 2021.- 184 с.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М., 2014. - 96 с.

Расскажите о нас своим друзьям: