Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022
УДК 372.862
Дата публикации 31.10.2022
Формирование профессиональных компетенций у студентов политехнического вуза через научно-проектную работу по направлению техносферная безопасность
Долгих Андрей Сергеевич
аспирант 3 курса кафедры Безопасность жизнедеятельности горно-нефтяного факультета, начальник отдела молодежного научно-технического творчества Управления инноваций и разработок,Пермский национальный исследовательский политехнический университет, andreydolgix@mail.ru
Аннотация: В статье нашла отражение проблема профессиональной подготовки будущих инженеров. Исследованы вопросы формирования профессиональной компетентности у студентов, изучающих техносферную безопасность в политехническом вузе во время выполнения ими проектной работы. Представлен разработанный метод проектной деятельности для учащихся по направлению техносферной безопасности. В качестве методики исследования был применен метод анкетирования студентов по разработанным автором вопросам, который отразил успешную результативность работы.
Ключевые слова: техносферная безопасность, проектная деятельность, профессиональные компетенции, экологоориентированное образование
3rd year postgraduate student of the Department of Life Safety of the Mining and Oil Faculty, Head of the Department of Youth Scientific and Technical Creativity of the Innovation and Development Department,Perm National Research Polytechnic University
Abstract: The article reflects the problem of professional training of future engineers. The issues of formation of professional competence among students studying technosphere safety at a polytechnic university during their project work are investigated. The developed method of project activity for students in the direction of technosphere safety is presented. As a research methodology, the method of questioning students on the questions developed by the author was used, which reflected the successful effectiveness of the work.
Keywords: technosphere safety, project activity, professional competencies, environmental-oriented education
Долгих А.С. Формирование профессиональных компетенций у студентов политехнического вуза через научно-проектную работу по направлению техносферная безопасность // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-professionalnykh-kompetentsij-u-studentov-politekhnicheskogo-vuza-cherez-nauchno-proektnuyu-rabotu-po-napravleniyu-tekhnosfernaya-bezopasnost.html (Дата обращения: 31.10.2022)
В современном мире одной из проблем высшего профессионального образования является сфера подготовки специалистов, которые должны иметь экологоориентированный подход к выполнению своих будущих обязанностей. Данный аспект в особенности касается студентов, изучающих техносферную безопасность. Ведь, учитывая существующий экологический кризис, возникший из-за техногенных причин и имеющий в настоящее время глобальные масштабы, важно пересмотреть параметры, связанные с подготовкой высококвалифицированных кадров в области инженерии, для дальнейшей коррекции их будущей работы в рамках разработки ими экологически безопасных технологий [1]. Ведь именно в сферу технических разработок инженеров как выпускников направления техносферной безопасности включены факторы, несущие техногенное влияние на окружающий мир и экологию. Это диктует совершенствовать сферу получения ими теоретических знаний и практических навыков, которые будут объединяться в их профессиональных компетенциях на уровне экологоориентированного подхода в инженерии с рассмотрением всех применяемых технологий с учетом их безопасного влияния на экосистему и жизнь на планете [2].
Профессиональная компетентность, формирующаяся за годы обучения в вузе, будет рассматриваться как приобретение личностью обучающегося качеств, которые бы позволили выполнять различные специальные действия в рамках его квалификации в профессии при использовании полученных знаний, навыков и умений во время образовательного процесса. Направление техносферной безопасности выпускает специалистов – инженеров, которые по мимо инженерных разработок должны обладать экологоориентированным мышлением и мировоззрением, что позволит им применять свои технические знания с исключением факторов их отрицательного влияния на экологический баланс [3]. Так, профессиональные компетенции у специалистов техносферной безопасности будут нести два основополагающих параметра, как инженерные умения и экологоориентированный подход их использования. А экологической безопасностью будут обладать только те инженерные разработки, которые оказывают нейтральное действие на природную составляющую окружающего мира, что важно осознавать будущим специалистам [4].
Для реализации данной работы был использован метод анкетирования, разработанного автором, включающего вопросы, отражающие мотивацию студентов к обучению, и понимание аспектов, связанных с их будущей экологоориентированной инженерной деятельностью. Анкета включала в себя 6 вопросов:
- Хотели бы Вы, учась в вузе, разрабатывать актуальные для производства технологии?
- Интересно ли Вам было бы искать новые пути осуществления запросов на необходимые технологии для общества продукты?
- Если бы Вы воспринимали природу как живую систему, Вы бы стремились разрабатывать экологически безопасные технологии?
- Если бы Вы воспринимали экологию как норму «здоровья природы» Вы бы осознавали свои ответственность за разработку экологически безопасных технологий?
- Вы бы хотели сделать техногенный мир безопасный для жизни?
- Вы бы хотели открыть совершенно новые технологии производства, которые были бы нейтральные для окружающего мира?
На предложенные вопросы студенты отвечали «да» или «нет».
В педагогическом исследовании участвовали обучающиеся Пермского национального исследовательского политехнического университета. Анкетирование было проведено среди 86 студентов, учащихся по направлению техносферной безопасности в возрасте от 22 до 25 лет.
Для решения задачи по поиску педагогической технологии, позволяющей создать условия эффективного обучения в области инженерии с формированием экологоориентированного мышления, позволяющего применять личные знания у студентов для сохранения экологии, был рассмотрен метод проектной деятельности. Известно, что научно-проектная работа позволяет формировать у студентов личностно-адаптивные компетенции, которые отразят их профессиональные коммуникации, умение использовать новую информацию, придумывать новые решения. Проектная работа создает условия адаптации к условиям будущей рабочей среды. Студенты еще во время обучения в вузе смогут осознать особенности процесса инженерных разработок, понять существующие проблемы в данной сфере и создать базу личных представлений о необходимости искать новые пути технологического обеспечения для поддержания высокого качества жизни населения, производя необходимые продукты и в тоже время не нарушая экологический баланс. Участие в проектной работе будет способствовать приобретению у них практических специальных навыков, развитию инженерного мышления, увеличению качеств самоорганизации [5].
Также анализ полученных ответов на анкетирование позволил определить, что условия, которые создает проектная деятельность, будут отражать необходимые параметры, исходя из потребностей респондентов. На рисунке 1 представлены результаты ответов на вопросы.
Рисунок 1. Данные анкетирования студентов
(вопросы анкеты на рисунке представлены под номерами от 1 до 6 в соответствии с вышеописанным текстом)
Данные рисунка 1 показывают, что студенты стремятся к выполнению практической деятельности, для них важно реализовывать себя как инженеров уже на этапе обучения в вузе. Обращает на себя внимание и факт, что они положительно отнеслись к восприятию природы как живой системы, что также, по их мнению, поможет им создавать экологически безопасные технологии.
Вышеописанное позволило разработать метод проектной работы для студентов, изучающих техносферную безопасность, который подразумевает совместно с опытными специалистами рассмотреть необходимые задачи по разработке технологий для актуальных продуктов и найти пути, отличные от существующих для реализации данного, с учетом того, что техническая составляющая технологий должна нести нейтральное воздействие на природу, которая в рамках учебного проекта преподносится как живая система. Проектная работа будет осуществляться поэтапно в семестры, чтобы студенты смогли понять все детали данного процесса.
Особенности разработанного метода проектной работы позволят сформировать у студентов следующие параметры профессиональных компетенций:
- приобрести специальные знания, навыки и умения;
- овладеть различными инженерными приемами и технологиями;
- понять структуру разработки нужных технологий от ступени ее идейного состояния до практического применения;
- решать профессиональные задачи и возникающие сложные вопросы;
- развить самостоятельность в практических действиях в профессиональной сфере;
- осознать личную ответственность за производимый продукт;
- понять важность соблюдения экологической безопасности;
- познакомиться с нормативно-правовыми документами, связанными в разработками в конкретных случаях, что поможет осознать цельность разных условий для осуществления практической деятельности, в том числе и с позиции различных документом и нормативов;
- приобрети практический опыт;
- развить исследовательские и интеллектуальные способности;
- научиться работать в команде и познакомиться с профессиональной терминологией;
- сформировать экологоориентированный подход к работе;
- осознать цельность теоретических знаний и практических навыков, которые на практике всегда находятся в комплексном взаимодействии.
Таким образом, применение проектной работы во время обучения объединит в себе многие составные компоненты, обеспечив учебную среду средствами для формирования профессиональных компетенций, позволяя создать профессиональное и социально-ответственное развитие личности студента. Также данное на практике позволит понять обучающемуся, как применять полученное им теоретическое знание в своей будущей профессии, на основе экологоориентированного подхода [6].
Представленная проектная деятельность позволит сформировать необходимые качества личности инженерам, будет стимулировать их активность в социальном направлении, усилит нравственные свойства, разовьет эколоориентированное мышление.
Участие в проектной работе в ходе учебы в вузе позволяет совершенствовать область положительного отношения к инженерии, где появляются психологические установки и понимание личной возможности, для создания необходимой экологически безопасной технологии, полезной для общества, что также будет создавать условия для восстановления и сохранения экологии [7].
Так, проектная деятельность по время обучения создаст эффективные педагогические условия для формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению техносферной безопасности.
Список литературы
1. Чалышева В.И. Компоненты формирования готовности бакалавров в области техносферной безопасности к осуществлению профессиональной деятельности // Глобальный научный потенциал. – Тамбов. 2020. № 11 (116). С.199-201.
2. Nanni A., Allan L. PBL and the new ecological paradigm: fostering environmental awareness through project-based learning. Journal of Asia TEFL, 2020. №17. P. 1085-1092.
3. Weurlander M., Cronhjort M., Filipsson L. Engineering students’ experiences of interactive teaching in calculus. High. educ. res. Dev., 2017. № 36. P. 852–865.
4. Сизякина В.М., Лопатухина Т.А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-funktsionalnoy-gramotnosti-v-sovremennoy-vysshey-shkole (дата обращения: 10.07.2021).
5. Попцов А.Н., Долинина, И.Г., Хаматнурова, Е. Н. Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности // Kant. 2019. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya-kompetentnosti-obespecheniya-tehnosfernoy-bezopasnosti (дата обращения: 29.07.2021).
6. Чиркова Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности / Чиркова Е. Б. // Начальная школа, 2019. № 12. С. 55-58.
7. Mayolo-Deloisa K., Ramos-de-la-Pena A. M., Aguilar O. Research-based learning as a strategy for the integration of theory and practice and the development of disciplinary competencies in engineering. Int. journal on interactive design and manufacturing, 2019. №13. P. 1331-1340.