Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022
УДК 316, 613.4
Дата публикации 31.10.2022
Толерантность подростков к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья
Муравьева Ксения Сергеевна
студентка 4 курса института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, ksenija29.08@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу проблемы толерантности и интолерантности подростков к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. В статье объясняется феномен роста интолерантности в подростковом возрасте. Автор делает вывод о необходимости учета закономерностей развития толерантности в процессе психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: толерантность, интолерантрость, толерантность как черта личности, подростки, ограниченные возможности здоровья
4th year student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg
Abstract: The article is devoted to the theoretical analysis of the problem of tolerance and intolerance of adolescents to peers with disabilities. The article explains the phenomenon of the growth of intolerance in adolescence. The author concludes that it is necessary to consider the patterns of tolerance development in the process of psychological and pedagogical support of inclusive education of persons with disabilities.
Keywords: tolerance, intolerance, tolerance as a personality trait, adolescents, limited health opportunities
Муравьева К.С. Толерантность подростков к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tolerantnost-podrostkov-k-sverstnikam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (Дата обращения: 31.10.2022)
Актуальность исследований, посвященных толерантности к лицам с ограниченными возможностями (ОВЗ) обусловлена современными тенденциями их интеграции в общество и инклюзивного обучения. Понятие толерантности определяется как ценность и социальный идеал гражданского общества, проявляющийся в праве всех лиц гражданского общества быть разными. Толерантность является необходимым условием социализации личности и включает в себя способность личности жить в мире с самим собой и окружающим обществом.
М.А. Писаревская характеризует толерантность как внутреннюю установку личности и «отношение личности и коллектива», которое носит характер добровольного индивидуального выбора и «выражаются в готовности принимать других такими какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [1]. Главная цель толерантности - признать свободу и открыто выражать свои взгляды. Это означает, что позитивный настрой требуется ко всему, за исключением нарушения этических и общечеловеческих принципов.
Структура толерантности отражена в работе Е.Ю. Медведевой, Е.А. Ольхиной, авторами выделены компоненты толерантного отношения: знаниевый, отношенческий и поведенческий. Толерантность проявляется в знаниях о различиях между людьми, в формировании позитивного отношения к этим различиям и проявлении данного отношения в поведении [2].
Толерантному отношению противостоит интолерантное отношение. Оно проявляется в отсутствии вариативности представлений о приемлемом поведении другого человека, жёсткости представлений «свой – чужой/другой», слиянии образов «чужой/другой» и «враг» [3]. В процессе онтогенеза соотношение толерантных и интолерантных характеристик постоянно меняется. Дошкольный и младший школьный возраста считаются периодами высокой толерантности, связанной с пока еще низким уровнем самосознания, отсутствием потребности к анализу и оценке своих взаимоотношений со сверстниками и тем более тех качеств личности, которые в процессе этих взаимоотношений складываются [4]. В то же время подростковый возраст признаётся интолерантным. Экспериментальное исследование О.Б. Додзиной выявило специфику интолерантности подростков. Установлен рост социальной и личностной интолерантности в подростковом возрасте, который объясняется самоидентификацией подростков и её механизмами – развитием образа «Я» и образа «Другого». Таким образом, исследование О.Б. Додзиной показывает, что рост интолерантности подростков закономерный процесс, обусловленный их личностным развитием [3].
Особую значимость данные выводы приобретают в современных условиях, когда Российское государство предпринимает попытки социализации и интеграции детей с ОВЗ, связывая достижение этой цели с внедрением системы инклюзивного образования. Понятно, что толерантное отношение сверстников является важнейшим условием социализации, интеграции и успешности инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Однако известно, что дети с ОВЗ испытывают трудности в присвоении норм поведения, не понимают мотивов поступков сверстников, не умеют учитывать их эмоциональные состояния, желания и интересы, имеют задержку развития мотивационно-потребностной сферы [5]. В условиях инклюзивного обучения дети с ОВЗ обнаруживают недостатки речи, затрудняющие коммуникацию со сверстниками, не умение осуществлять совместную с другими деятельность, недостаточный контроль своего поведения [5, 6]. Эти и другие особенности лиц с ОВЗ, а также процессы самоидентификации характерные для подросткового возраста могут провоцировать интолерантное отношение нормативно развивающихся подростков к сверстникам с ОВЗ [4]. Данные, представленные в исследовании О.Б. Додзиной [3, 5] позволяют сделать вывод, что социализация и интеграция детей с ОВЗ должна начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста, и сопровождаться работой по формированию и повышению толерантности к лицам с ОВЗ.
Педагог (психолог), занимая позицию руководителя детского коллектива, закономерно находится вне группы, что существенно ограничивает его возможности в формировании и повышении толерантности детей к сверстникам с ОВЗ. В то же время, если педагог (психолог) сам принимает толерантность как поведенческую модель, ценит общность субъектов образовательного процесса, поддерживает стремление к взаимопомощи и активное включение во взаимодействие и коммуникацию всех субъектов образовательного процесса, то вполне может стать инициатором роста толерантности.
Для того чтобы повысить толерантность детей к сверстникам с ОВЗ педагог (психолог) должен хорошо знать сильные стороны каждого интегрированного ребёнка с ОВЗ и регулярно организовывать различные виды деятельности, в которых дети с ОВЗ имели бы возможность проявить свои способности перед сверстниками.
Хорошо зарекомендовал себя приём организации сотрудничества, когда нормативно развивающемуся ребёнку и ребёнку с ОВЗ поручают общее дело. Этот приём повышает толерантность к детям с ОВЗ при условии обоснованности мотивировки сотрудничества и восприятии его детьми как необходимого для решения поставленной задачи.
Информирование детей об успехах их одноклассников с ОВЗ вне школы так же позволяет существенно повысить толерантность в детской группе. В связи с этим педагогу (психологу) важно знать о внешкольной деятельности учащихся.
С целью формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ могут применяться социально-психологические тренинговые занятия, которые позволяют решить проблему несформированности коммуникативных навыков, формировать позитивные социальные установки [7].
Таким образом, повышение толерантности к детям с ОВЗ может быть достигнуто с помощью таких методов и приёмов как создание толерантной среды в образовательной организации, организация сотрудничества детей, организация успешного выполнения деятельности, информирование детской группы об успехах, достигнутых детьми с ОВЗ, социально-психологические тренинговые занятия. Профессиональная компетентность, внимание и деликатность педагога (психолога) при известной заинтересованности в решении проблемы толерантности обеспечат эффективное применение того или иного метода.
Список литературы
1. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Социальные и психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования: сб. мат. рег. науч.-практ. сем. 29 марта, 2013г. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. С.41-47.
2. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования 2015. № 1-2. С. 220-227.
3. Додзина О.Б. Гендерные особенности толерантности подростков // Казанский педагогический журнал 2020. №2. С. 254-260.
4. Кравцов О.Г. Роль толерантности в личностном развитии ребёнка // Вестник РГГУ, Серия: психология, педагогика, образование 2009. № 7. С. 189-198.
5. Додзина О.Б. Толерантность одноклассников как условие позитивной социализации подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании // Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования: сб. ст. по матер. Межд. науч.-практ. сем. 27 февраля, 2020г. – Киров: МЦИТО, 2020. С. 47-53.
6. Додзина О.Б. Регуляция поведения детей с аутизмом речевыми инструкциями // Казанский педагогический журнал 2019. №6. С. 182-186.
7. Додзина О.Б. Психология лиц с умственной отсталостью. Оренбург: ОГПУ, 2013. 168 с.