Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 378.1

Дата публикации 31.10.2022

Моделирование лингвометодического коучинга в вузе

Дубаков Артём Викторович
канд. педагог. наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск, rain.22@rambler.ru
Хильченко Татьяна Викторовна
канд. педагог. наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск, tkhill@rambler.ru
Андреев Данил Евгеньевич
студент 5 курса гуманитарного института, Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск, andreev.danil@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена моделированию реализации лингвометодического коучинга в вузе. Прежде всего, авторы раскрывают сущностные и функциональные характеристики лингвометодического коучинга. Далее уточняются компоненты модели реализации лингвометодического коучинга в вузе, к которым относятся целевой, методологический, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный. Модель реализации лингвометодического коучинга построена и функционирует на основе комплекса педагогических условий.
Ключевые слова: учитель иностранного языка, лингвометодический коучинг, функции лингвометодического коучинга, моделирование лингвометодического коучинга.

Modeling of linguistic and methodological coaching at university

Dubakov Artem Viktorovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
Khilchenko Tatiana Victorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Russian Federation, Shadrinsk
Andreev Danil Evgenievich
5th year student of Humanitarian Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Russian Federation, Shadrinsk

Abstract: The article is devoted to modeling the implementation of linguomethodological coaching at university. First of all, the authors reveal the essential and functional characteristics of linguomethodological coaching. Further on, the components of the model of the implementation of linguomethodological coaching at the university are specified, that include purpose, methodological, substantive, procedural and evaluation. The model of implementation of linguomethodological coaching is built and operates on the basis of a set of pedagogical conditions.
Keywords: linguomethodological coaching, functions of linguomethodological coaching, modeling of linguomethodological coaching.

Правильная ссылка на статью
Дубаков А.В., Хильченко Т.В., Андреев Д.Е. Моделирование лингвометодического коучинга в вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/modelirovanie-lingvometodicheskogo-kouchinga-v-vuze.html (Дата обращения: 31.10.2022)

Структурная композиция профессиональной подготовки учителей иностранного языка состоит из взаимосвязанных компонентов, среди которых одну из приоритетных позиций занимает методический. От того, насколько у учителя иностранного языка сформирована методическая компетентность (Н.А. Гринченко, А.А. Люботинский и др.) [1],[4] зависит образовательная успешность обучающихся, уровень их предметных результатов. В процессе формирования методической компетентности используются различные средства. Степень их влияния на достижение оптимального уровня методической компетентности является разной. В качестве одного из возможных средств формирования методической компетентности целесообразно рассматривать лингвометодический коучинг. Данный феномен является относительно новым и только начинает использоваться в обозначенном контексте. Для реализации лингвометодического коучинга в вузе необходимо остановиться на его моделировании.

Прежде всего, отметим, что лингвометодический коучинг интерпретируется в качестве целенаправленного проектирования индивидуального консультационного маршрута, направленного на совершенствование лингвометодических знаний и умений, развитие качеств личности студентов. Что касается реализации лингвометодического коучинга, то она предполагает целенаправленную работу с конкретными студентами. Коучинговая деятельность сконцентрирована непосредственно в области методической подготовки будущих учителей и приводит к более успешным методическим результатам, а именно повышению уровня профессиональных знаний, лингвометодической рефлексии, участию в конкурсах профессиональной направленности и др. [3]. Лингвометодический коучинг активизирует внутренний потенциал студента, его желание двигаться вперед и добиваться более высоких результатов. Реализацию лингвометодического коучинга осуществляет преподаватель (коуч). Он создает специальные условия для профессионально-методического развития студентов и помогает их продвижению на пути к поставленной цели. В основе лингвометодического коучинга лежит сопровождение личности.

Опираясь на сущностные характеристики лингвометодического коучинга, целесообразно обозначить его функции, к которым относятся: 1) мотивационно-побуждающая, 2) личностно-ориентированная, 3) общеобразовательная, 4) дидактическая, 5) рефлексивная [3]. Данные функции представлены в таблице 1.

Таблица 1. Функции лингвометодического коучинга

Функция лингвометодического коучинга

Описание функции лингвометодического коучинга

Личностно-ориентированная функция

Указывает на личностно-ориентированный характер лингвометодического коучинга. В рамках лингвометодического коучинга преподаватель (коуч) учитывает все индивидуальные особенности студентов и использует это при построении индивидуального образовательного маршрута

Общеобразовательная функция

Лингвометодический коучинг направлен на расширение общекультурного и профессионального кругозора будущих учителей иностранного языка

Дидактическая функция

Реализация лингвометодического коучинга ориентирована на совершенствование системы методических знаний и умений

Рефлексивная функция

Результаты предметной деятельности, полученные в рамках лингвометодического коучинга, способствуют развитию методической рефлексии будущих учителей иностранного языка

Моделирование предполагает имитацию функционирования реального процесса и позволяет принимать стратегически продуманные, обоснованные и важные решения в дальнейшем [5],[2]. Модель реализации лингвометодического коучинга встроена в контекст образовательной подготовки вуза и состоит из целевого, методологического, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов. Она позволяет более эффективно реализовать лингвометодический коучинг, подготовить будущих учителей к решению методических задач в будущей профессиональной деятельности.

Целевой компонент выступает «управляющей инстанцией» к остальным компонентам модели реализации лингвометодического коучинга и представляет её цель – формирование методической компетентности будущих учителей иностранного языка. Реализация лингвометодического коучинга в вузе направлена на подготовку методически конкурентоспособного учителя, готового к организации процесса обучения в различных типах образовательных учреждений.

В рамках методологического компонента выделяются подходы, используемые в реализации лингвометодического коучинга в вузе. К данным подходам относятся системный, личностно-ориентированный, коучинговый и компетентностный.

Системный подход предполагает рассмотрение модели реализации лингвометодического коучинга в качестве единой системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов. Кроме того, системный подход позволяет выявить и определить составляющие модели, «выявить диалектику их взаимосвязи» [2].

Личностно-ориентированный подход обозначает характер взаимоотношений участников лингвометодического коучинга. Выше было указано, что в рамках организации лингвометодического коучинга осуществляется построение индивидуального образовательного маршрута. В лингвометодическом коучинге обязателен учет индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, их сопровождение и поддержка. Всё это поможет добиться более высоких образовательных результатов.

Коучинговый подход определяет природу лингвометодического коучинга, его содержание и структуру. Компетентностный подход помогает раскрыть сущностные характеристики методической компетентности, формирование которой осуществляется в ходе реализации лингвометодического коучинга.

В рамках содержательного компонента представлен феномен лингвометодического коучинга, анализируются его характеристики, особенности и возможности.

В процессуальном компоненте модели отражена реализация лингвометодического коучинга, которая осуществлялась во ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (гуманитарный институт). В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий)». Реализация лингвометодического коучинга осуществляется в рамках организационно-подготовительного, деятельностного и рефлексивно-оценочного этапа [3]. При реализации лингвометодического коучинга в обозначенном аспекте учитывалась непосредственно специфика профессиональной и методической деятельности будущего учителя иностранного языка, целевые, содержательные и организационные ориентиры лингвометодической подготовки в вузе. Всё это определило выбор организационных форм, методов и приемов, используемых в рамках коучинга. Реализация коучинга по другим направлениям подготовки возможна и будет осуществляться в связи с учетом характеристик соответствующей специальности, большинство используемых образовательных инструментов будет отличаться в каждом конкретном случае.

На организационно-подготовительном этапе определяются цели работы, коучинговые инструменты, прогнозируются возможные образовательные результаты лингвометодического коучинга, обусловленные личностными потребностями будущего учителя; определяются проблемные «точки». Здесь также определяется экспертная группа, реализующая лингвометодический коучинг и оценивающая его результативность. В экспертную группу входят преподаватели кафедры. На организационно-подготовительном этапе определяется число студентов, принимающих участие в лингвометодическом коучинге. Отбор студентов осуществляется по их собственному желанию.

Итак, цель лингвометодического коучинга состоит в формировании методической конкурентоспособности будущих учителей путём совершенствования их методической компетентности и её перехода на более высокий уровень. Что касается предстоящей коучинговой деятельности, то обозначаются её временные параметры, конкурсные мероприятия для участия студентов, составляется план лингвометодического консультирования и его периодичность. После завершения планирования осуществляется переход на деятельностный этап.

На деятельностном этапе каждый представитель экспертной группы создает необходимые условия, разрабатывает контекстные практико-ориентированные задания / кейсы по овладению умениями, способствующими осуществлению методической деятельности.

Лингвометодический коучинг базируется на таких методах и приемах / техниках, как: «Ромашка Блума» (методический прием, способствующий развитию мыслительных навыков, необходимых в жизни и учебе, выстроенный на использовании в беседе с обучающимися следующих типов вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные и практические); метод SMART (для постановки достижимой цели); техника / прием GROW (РОСТ) (для формирования умения эффективно справляться с поставленными задачами); прием составления таблиц поведения / слов / отношений / эмоциональных реакций, прием «открытые вопросы»; прием «жизненный сценарий»; прием «сценарий урока», прием «Лист ожиданий», прием трансформационных игр и т.д. Достижение высоких результатов происходит не сразу. В данном случае необходима планомерная работа с приложением усилий на каждом из этапов, что обеспечивает достижение целей лингвометодического коучинга.

На рефлексивно-оценочном этапе осуществляется анализ проделанной работы, определяются её сильные и слабые стороны, способы коррекции выявленных недостатков в дальнейшем. Рефлексивно-оценочный этап необходим для дальнейшего совершенствования лингвометодического коучинга и обеспечения его большей результативности.

В рамках результативно-оценочного компонента представлен диагностический аппарат исследования, а именно уровни, критерии и показатели методической компетентности будущих учителей иностранного языка.

Модель реализации лингвометодического коучинга функционирует на базе комплекса педагогических условий. К данным условиям относятся: целенаправленное вовлечение студентов в коучинговую деятельность посредством применения инновационных образовательных методов и средств; использование целевых алгоритмов формирования методической компетентности будущих учителей иностранного языка; обеспечение личностно-ориентированного пространства формирования методической компетентности будущих учителей иностранного языка.

Лингвометодический коучинг является образовательным средством, ориентированным на достижение более высокого уровня методической компетентности будущих учителей иностранного языка посредством построения индивидуального образовательного маршрута для конкретных студентов. Моделирование реализации лингвометодического коучинга обеспечивает бòльшую результативность рассматриваемого процесса.


Список литературы

1. Гринченко Н.А. Развитие методической компетентности будущего учителя иностранного языка в сфере современных образовательных технологий // Современный педагогический взгляд. – 2018. – №12 (25). – С.3 – 9.
2. Дубаков А.В. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза посредством ситуативных задач. – автореф. дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2009. – 23 с.
3. Дубаков А.В., Хильченко Т.В., Андреев Д.Е. Реализация коучингового подхода в условиях методической подготовки будущих учителей иностранного языка // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.132-137.
4. Люботинский А.А. Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. – 2014. - №8. – С.820 – 825.
5. Свинареко В.Г. Успешность использования метода педагогического моделирования и реализации технологий педагогического моделирования в структуре непрерывного образования // Современные научные исследования и инновации. – 2017. - №10 (78). – С.33

Расскажите о нас своим друзьям: