Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 37.035.6

Дата публикации 31.10.2022

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: этнокультурный подход

Бужинов Дмитрий Федорович
магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГОУ ВО ВятГУ, г. Киров, stud118369@vyatsu.ru
Путинцева Екатерина Николаевна
преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «ВятГУ», г. Киров, en_putinceva@vyatsu.ru

Аннотация: Гражданско-патриотическое воспитание современного российского молодого поколения подразумевает применение целого спектра различных подходов, одним из которых является этнокультурный подход. Этнокультурный подход в процессе поликультурного и гражданско-патриотического воспитания позволяет сформировать личность с самоидентичностью в поликультурном пространстве с прочно сформированной основой толерантности, что является важным качеством гражданственной и патриотической личности. В данной статье рассматриваются педагогические основания и условия развития этнокультурного подхода в рамках гражданско-патриотического воспитания молодого поколения. Особо подчеркивается, что поликультурное направление является одним из основных и важнейших принципов и компонентов гражданско-патриотического воспитания для молодого поколения России в силу ее многонациональности и поликультурности. Также этнокультурный подход способствует осознанию молодыми личностями всей полноты культурного разнообразия современного мира в целом.
Ключевые слова: этнокультурный подход, молодое поколение, патриотическое воспитание, патриотическая личность, культурное образование.

Civic and patriotic education of youth ethno-cultural approach

Buzhinov Dmitry Fedorovich
Master's student of the direction of training "State and municipal administration" of the Federal State Educational Institution in VyatGU, Kirov
Putintseva Ekaterina Nikolaevna
Lecturer of the Department of State and Municipal Administration of the Vyatka State University, Kirov

Abstract: Civic and patriotic education of the modern Russian young generation implies the use of a whole range of different approaches, one of which is an ethno-cultural approach. The ethno-cultural approach in the process of multicultural and civic-patriotic education makes it possible to form a personality with self-identity in a multicultural space with a well-formed basis of tolerance, which is an important quality of a civic and patriotic personality. This article discusses the pedagogical foundations and conditions for the development of an ethno-cultural approach within the framework of civil and patriotic education of the younger generation. It is emphasized that the multicultural direction is one of the main and most important principles and components of civic and patriotic education for the younger generation of Russia due to its multinational and multicultural nature. Also, the ethno-cultural approach contributes to the awareness of young people of the fullness of the cultural diversity of the modern world as a whole.
Keywords: ethno-cultural approach, young generation, patriotic upbringing, patriotic personality, cultural education.

Правильная ссылка на статью
Бужинов Д.Ф., Путинцева Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: этнокультурный подход // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-etnokulturnyj-podkhod.html (Дата обращения: 31.10.2022)

Современному российскому обществу нужны высокообразованные, патриотично воспитанные и настроенные граждане, которые должны стать прочной основой нации и государства, способствовать их всестороннему укреплению и развитию.

Системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в рамках российского образования необходимы конструктивные и эффективные реформы, что является одним из основных условий формирования единого и стабильного гражданского общества, где созидательная деятельность граждан занимает центральное место. В связи с этим, деятельность образовательной организации, направленная на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, была и остается приоритетной и актуальной.

Патриотическое качество личности является особенно актуальным сегодня, когда имеет место быть мировой духовный кризис общества, что однозначно подтверждается событиями в мире последних лет. О кризисе национальной духовности и разрыве в преемственности поколений свидетельствует тенденция к отрыву молодого поколения от исторической памяти, корней, героев своей страны, к обесцениванию исторической роли России в сохранении мира, традиций и роли народа.

Наглядным примером многолетнего кризиса патриотического воспитания молодого поколения может служить соседняя и некогда братская нам Украина, где данный кризис спровоцировал всплеск националистических настроений, ненависть у многих жителей Украины ко всему русскому и связанные с этими явлениями печальные события последних лет.

Нельзя не заметить, что и в нашей стране существуют предпосылки для подъема националистических настроений. Безусловно, для единения общества нужна научно обоснованная и смоделированная интегративная идея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения особенно в системе школьного образования.

Основываясь на мнении отечественного педагога Н. И. Пирогова о том, что гражданин в первую очередь должен быть человеком, можно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание должно быть направлено на воспитание сначала человека, а уже затем гражданина.[12, c.486] Потеря этой основной воспитательной идеи была названа В. В. Розановым «сумерками просвещения». Писатель полагал, что задачи духовно-нравственного воспитания личности заключаются в «формировании у обучающихся нравственного отношения к окружающим людям и формировании у обучающихся осознанности человеческой жизни».[13, c.243]

В данном ключе справедливо и мнение Е. А. Макаровой, которая считает, что только развитие высших человеческих ценностей может способствовать формированию истинного гражданина и патриота своей страны, а формирование эмоционально-чувственной сферы личности и развитие ее творческих способностей позволяет заложить в ней тот самый гражданско-патриотический фундамент.[10, c.144]

Существует идея комплексности гражданско-патриотического воспитания, поддерживаемая частью педагогов (Е. А. Макарова, Н. А. Асташова) и заключающаяся в гармоничном развитии когнитивной, эмоциональной и деятельностной подсистем. При этом когнитивная подсистема является базовой в процессе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоциональная же подсистема отражает чувственное отношение, а деятельностная способствует выражению чувств гражданственности и патриотизма путем конкретной деятельности и социальной активности.[2, c.21]

По мнению А. Н. Вырщикова и М. Б. Кусмарцева, патриотическое воспитание представляет собой особый инструмент перевода стихийных и неосознанных патриотических основ, традиционно сохраняющихся в нашем обществе, в вполне развитые и осмысленные формы, являющиеся мотиваторами поведения, установок и культурного развития граждан.[6, c.124]

Таким образом, когнитивный, эмоциональный и деятельностный гражданско-патриотического воспитания подрастающей личности в единстве являются целостным объектом данного процесса. Исследования последних лет показывают, что в гражданско-патриотическом сознании современного молодого поколения сильнее развит эмоциональный компонент, когнитивный и особенно деятельностный компоненты развиты слабо.   Патриотизм, согласно определению Т.С. Буториной и В.Г. Русских - важнейшее духовное достояние личности. Он характеризует высший уровень ее развития и проявляется в деятельной самореализации на благо Отечества, Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, залог его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Современная российская педагогика во многих вопросах согласуется с линией отечественной педагогики конца XIX – начала XX века, видя основной гражданско-патриотического воспитания не только эмоциональный, но и деятельностный компонент.[1, c.39-42] В организации гражданско-патриотического воспитания выделяются следующие подходы: гражданско-политический, военно-патриотический и этнокультурный.[11, c.49] Целесообразно более подробно остановиться на этнокультурном подходе, так как он обладает спецификой, способствующей процессу воспитания толерантной и поликультурной подрастающей личности, способной саморазвиваться и самовыражаться в условиях поликультурной среды.

Этнокультурный подход к гражданско-патриотическому воспитанию личности обнаруживает свои истоки уже в философских и педагогических трудах эпохи Просвещения и Нового времени. Так, в концепции воспитания нравственности человека И. Г. Фихте приоритет отдавался национальной культуре, но и роль общечеловеческой (мировой) культуры, как производной от национальной, не преуменьшалась. Ф. Ницше видел причину нравственной деградации общества в том числе в снижении эффективности школьного (гимназического) образования через слабое развитие в нем национальной компоненты – родного языка, национальной культуры.[4, c.32]

Об огромном воспитательном потенциале этнокультуры писали в своих трудах классики отечественной педагогики, а также знаменитые русские философы, которые раскрывали различные аспекты этнокультурного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию. Д.К. Ушинский обосновав принцип народности воспитания считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке и поэтому большое значение в патриотическом воспитании придавал изучению отечественной истории – истории народа, народной жизни, изучению родного языка, литературы, фольклора. И.А. Ильин, исследователь проблем национальной духовности и национального духовного характера писал о необходимости создания национальной идеи, которая должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической, государственно-религизной, это идея воспитания в русском народе национальнодуховного характера [9, С.77]. Этнокультурный подход определяет в качестве источника развития личности этическую культуру, рассматривая воспитание и образование как важнейший ее компонент и основной канал трансляции, благодаря которому происходит процесс изучения и присвоения этнокультурного опыта в его символике и значениях, способствующий становлению личности человека как носителя, хранителя и творца этнокультуры.

Этнокультурная составляющая оказывает большое влияние на формирование патриотического сознания личности, первым шагом на пути к которой является этническая идентификация. Именно с ней тесно связано воспитание гражданско-патриотических качеств, интернационализма, нравственности личности. Тенденции развития этнической идентичности в условиях современной России носят противоречивый характер. С одной стороны наблюдается процесс активного возрождения массового этнического самосознания народов, с другой – усиление этноцентризма в идеологии политических и этнонациональных элит в российских регионах [16, С. 43]. Этническое возрождение, безусловно, является положительным социокультурным феноменом, но при неблагоприятных обстоятельствах оно легко превращается в негативное для общества явление характеризующееся утверждением националистических позиций, сопровождающихся проявлением нетерпимости и агрессии по отношению к представителям других национальностей. В связи с этим следует отметить, что в настоящее время в образовательных учреждениях особое значение приобретает формирование правильно организованного процесса гражданско-патриотического воспитания молодого поколения тесно связанного с воспитанием национальной толерантности, профилактики экстремизма и нетерпимости, а также целенаправленного формирования правовой культуры молодежи.

Современная российская педагогика также не оставляет без внимания роль культуры в процессе гражданско-патриотического воспитания юного поколения. Так, А. Н. Асташова считает, что одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений должно быть интенсивное включение учащихся в изучение культуры и в культурно-созидательные процессы, без чего в настоящее время полноценная личность попросту не сможет сформироваться.[2, c.19]

Для России, являющейся многонациональным государством, формирование поликультурного сознания у молодого поколения особенно актуально и необходимо. По мнению Н. А. Асташовой, незнание основ и специфики культур и традиций других народов провоцирует межнациональные столкновения между представителями тех или иных национальностей.[2, c.22]

Нельзя не согласиться с мнением современных российских научно-педагогических деятелей о том, что важнейшими содержательными, методическими и процессуальными составляющими процесса гражданско-патриотического воспитания личности является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.[7, c.64] В этой же связи также необходимо развивать у молодого поколения навыки научно-исследовательской работы, исследовательско-поисковое мышление, а также волонтерское сознание.[8, c.18]

В рамках этнокультурного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию подрастающая личность должна формироваться и развиваться на основе общечеловеческих и национальных (а также региональных) культурных ценностей, которые не противоречат друг другу.

В связи с вышесказанным, процесс интеграции подрастающего поколения в культурное пространство можно разделить на несколько этапов:

  1. Процесс знакомства, изучения, анализа народного творчества – чувственное познание культуры – развитие эмоционального компонента гражданско-патриотического сознания личности.
  2. Интеграция в психику личности подростка собственной национальной культуры – важный элемент перед интеграцией уже мировой культуры.
  3. Культурная и поликультурная самоидентификация личности, сравнение культур, развитие межкультурного диалога, интеграция в сферу межкультурного пространства.[3, c.56]
  4. Интеграция в мировую культуру, развитие глобального мировоззрения и самовосприятия себя как части культурного пространства всего мира.[4, c.15]

Наивысшая эффективность реализации этнокультурного подхода в рамках гражданско-патриотического воспитания молодого поколения подразумевает:

- разработку вариативных моделей учебно-методической базы (планы урочных и внеурочных занятий) для формирования единого образовательного пространства и создания благоприятных условий для усвоения культурно-образовательных ценностей разных народов;

- обучение родному языку как основе приобщения к истории, традициям, духовным ценностям своего народа в связи с культурами других народов (Л. С. Выготский считал, что изучение и использование языка способствует восприятию мира, содержащего знания и опыт предыдущих поколений)[5, c.348];

- изучение иностранных языков для получения знаний о культурных ценностях других народов, что, в свою очередь, способствует развитию общемирового (планетарного) мировоззрения;

- обеспечение межпредметной связи: представление отдельных этнокультурных аспектов определенного региона в связи с историей или краеведением, русской и родной литературой, биологией и экологией и т. д.

Реализация этнокультурного подхода в поликультурном аспекте гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в рамках образовательной организации подразумевает, по мнению автора настоящей статьи, следующие направления:

  • исследовательское (эксперимент, опыты, анализ);
  • художественное (живопись, скульптура, фотография, вышивка, выставка, другие элементы народного творчества);
  • техническое (моделирование, разработка макетов, схем, компьютерных программ);
  • театральное (концертные импровизации, постановка спектаклей);
  • креативное (сочинение стихов, разработка сценариев фильма, музыкальных роликов, режиссура повестей, романов);
  • коммуникативное (деловые и ролевые игры, межэтнические викторины, составление кроссвордов, обучающих компьютерных программ, отражающих знание культур региона, составление тестов, проверочных заданий для учащихся).

Для реализации этнокультурного подхода могут использоваться следующие этнокультурные образовательные технологии:

  • развитие навыков межнационального общения, толерантности;
  • презентационные технологии;
  • электронные образовательные ресурсы по этнокультурной тематике;
  • проведение творческих семинаров по этнокультурной тематике;
  • организация интеллектуальных игр;
  • внеаудиторные мероприятия (посещение народных праздников, мероприятий, выставок, посвященных этнокультурной тематике);
  • использование технологий проектно-исследовательской деятельности;
  • постановка спектаклей на основе народных эпосов, сказаний;
  • проведение конкурсных игр.

В использовании этнокультурного подхода в процессе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играет русский язык. Можно небезосновательно полагать, что усиление значения и роли русского языка в процессе гражданско-патриотического воспитания может поспособствовать включению в данный процесс и других значимых компонентов культуры. Также формированию более ясного научного взгляда на аспекты гражданско-патриотического воспитания молодого поколения может способствовать анализ работ отечественных и зарубежных педагогов и философов – это должно помочь с более эффективной реализацией на практике компонентов процесса гражданско-патриотического воспитания личности в условиях современной действительности.[2, c.20]

Таким образом, для современного российского общества характерен кризис роли национальной истории, культуры и языка в воспитательном процессе. К сожалению, на протяжении последних лет существовала тенденция к фальсификации и обесцениваю истории, забвению эпох и героев. Безусловно, национальная культура играет значительную роль в воспитательном процессе, и без нее идея гражданско-патриотического воспитания обречена. В настоящее время рассматриваемая ситуация меняется в лучшую сторону, что подтверждается, например, государственной политикой, провозглашающей курс на возрождение и укрепление национального самосознания, а также актуализацией аспектов воспитания подрастающего поколения, связанных с восприятием мира как глобального пространства. Этнокультурный подход в рамках гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, несомненно, является одним из наиболее эффективных методов формирования целостной картины мира и патриотического воспитания. Именно многообразная культура России должна быть основой национальной идеи.

 

 


Список литературы

1. Агапова, Г. В. Патриотическое воспитание молодежи в региональной системе профессионального образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2009. – № 2. – С. 39 – 42.
2. Асташова, Н. А. Аксиологические основы патриотического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 17 – 23.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология. – М., 1998. – 575 с.
4. Введение в педагогическую культуру: уч. пособие педагогической работы / под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов-на-Дону, 1995. – 107 с.
5. Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1983. – Т. 3. – 536 с.
6. Вырщиков, А. Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотического образования. Книга для учителя: уч.-метод. пособие. – Волгоград, 2005. – 324 с.
7. Габдрафикова, Л. С. Патриотическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2009. – № 1 (1). – С. 63 – 66.
8. Железовская, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 12. – С. 16 – 20.
9. Иваниченко И.Н. Национальное воспитание по И.А. Ильину // Педагогика. 2008. №8.
10. Макарова, Е. А. Исследование уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 141 – 147.
11. Медведева, З. В. Использование этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». – 2012. – № 4. – С. 49 – 56.
12. Пирогов, Н. И. Избр. Пед. соч. – М., 1985. – 486 с.
13. Розанов, В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990. – 406 с.
14. Юнусова К.А. Этническая идентификация личности как фактор патриотического воспитания // Педагогика. 2009. №1.

Расскажите о нас своим друзьям: