Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 159.923

Дата публикации 26.06.2023

Взаимосвязь сценической речи и актерского мастерства: как развивать у подростков творческий потенциал

Мишин Сергей Владимирович
аспирант кафедры «Педагогика» АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», РФ, г. Москва
Мишин Иван Сергеевич
аспирант кафедры «Педагогика» АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», РФ, г. Москва

Аннотация: В этой статье рассматриваются различные теории, которые описывают развитие социально-когнитивных навыков, множественного интеллекта и драматургического анализа. Особое внимание уделяется роли этих теорий в понимании взаимосвязи между речью, актерским и творческими способностями у подростков. Эти теории помогают осветить важность наблюдения, имитации, подкрепления, разных типов интеллекта, социального взаимодействия и психологического состояния «потока» для развития творческого самовыражения через речь и игру. В статье также перечислены навыки, которые могут быть развиты у подростков благодаря выступлениям и актерскому мастерству, такие как эффективное общение, эмоциональный интеллект, сотрудничество, умение решать проблемы и развитие уверенности.
Ключевые слова: сценическая речь, актерское мастерство, подростки, творческий потенциал, самовыражение, театральное искусство, творческие способности, импровизация

The relationship between speaking and acting: how to develop adolescents' creativity

Mishin Sergey Vladimirovich
Postgraduate student in the Department of Pedagogy Moscow University of Finance and Law MFUA, Russia, Moscow
Mishin Ivan Sergeevich
Postgraduate student in the Department of Pedagogy, Moscow University of Finance and Law MFUA, Russia, Moscow

Abstract: This article reviews various theories that describe the development of social cognitive skills, multiple intelligences, and dramaturgical analysis. Particular attention is paid to the role of these theories in understanding the relationship between speech, acting, and creative abilities in adolescents. These theories help illuminate the importance of observation, imitation, reinforcement, different types of intelligence, social interaction, and the psychological state of «flow» in developing creative expression through speech and play. The article also lists skills that adolescents can develop through speaking and acting, such as effective communication, emotional intelligence, cooperation, problem-solving skills, and confidence development.
Keywords: stage speech, acting, adolescents, creativity, self-expression, theater, creativity, improvisation

Правильная ссылка на статью
Мишин С.В., Мишин И.С. Взаимосвязь сценической речи и актерского мастерства: как развивать у подростков творческий потенциал // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-stsenicheskoj-rechi-i-akterskogo-masterstva-kak-razvivat-u-podrostkov-tvorcheskij-potentsial.html (Дата обращения: 26.06.2023)

Изучение развития творческого потенциала подростков через актерское мастерство и сценическую речь является весьма актуальным и важным. Подростковый возраст – это решающий период для личностного роста и самопознания. Занятия актерским мастерством и сценической речью позволяют подросткам исследовать различные роли, эмоции и перспективы, способствуя самовыражению и уверенности в себе.

Проблемам развития личности в подростковом возрасте посвящены исследования многих ученых: В.А. Аверина, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.Ю. Лешера, Б.Т. Лихачева, Р.С. Немова, С.Т. Шацкого, Э. Шпрангера,
Д.Б. Эльконина. Тем не менее, до сих пор не изучена специфика воспитательных возможностей театральной студии для подростков, не выявлены условия и способы активизации ее влияния на развитие их творческих способностей.

Речь, актерское мастерство и творчество охватывают ряд понятий, которые способствуют эффективному общению и развитию выразительных способностей. Некоторые из этих понятий включают модуляцию голоса, импровизацию, эмоциональное выражение, рассказывание историй и творческое сотрудничество. Более подробное содержание компонентов сценической речи представлено в таблице.

Таблица. Компоненты сценической речи [1]

Компоненты сценической речи

Характеристика компонента

1. Голос и его особенности

Включает звуковые качества, тембр, громкость, высоту, звучность.

2. Дыхание и его техника

Включает использование дыхательных техник для поддержания и управления голосом.

3. Дикция и произношение

Относится к ясности и четкости звучания речи.

4. Интонация и ритмика

Относится к музыкальности речи, включая тон, ударение и ритм.

5. Артикуляция и фонематика

Включает произношение и связь звуков в словах и предложениях.

5. Эмоциональность и экспрессия

Относится к способности передавать эмоции и чувства через речь.

6. Вокальная и физическая выразительность

Включает использование тела и голоса для усиления выразительности речи.

7. Языковая и речевая компетентность

Относится к знанию и использованию языка, включая грамматику, словарный запас и стилистические конвенции.

8. Использование пауз и замедлений

Относится к использованию пауз и замедлений для усиления эффекта и ритма речи.

9. Сценическое присутствие и взаимодействие

Включает умение поддерживать внимание аудитории и взаимодействовать со зрителями и сценическим пространством.

Техники актерского мастерства играют важную роль в развитии подростков и их способности выразить себя на сцене.

Модуляция голоса – это намеренное изменение тона, высоты тона, громкости и темпа речи или актерской игры. Например, актер может использовать глубокий, резонирующий голос, чтобы изобразить сильного персонажа, а оратор может изменять свой голос, чтобы привлечь аудиторию во время презентации.

Импровизация – это спонтанное создание и исполнение без предварительного планирования или сценария. Она побуждает актеров думать на своих ногах, адаптироваться к неожиданным ситуациям и сотрудничать с другими для создания увлекательных сцен. Упражнения на импровизацию в актерском мастерстве способствуют развитию креативности и быстроты мышления. Аналогично, в публичных выступлениях включение импровизированных ответов во время вопросов и ответов может продемонстрировать креативность и способность к адаптации [9].

Эмоциональное выражение включает в себя эффективную передачу подлинных эмоций с помощью голоса, мимики, языка тела и жестов. Умелое эмоциональное выражение усиливает творческое воздействие выступлений и публичных речей. Например, актер, изображающий трагического персонажа, может передать горе и отчаяние с помощью выражения лица и вокала.

Рассказ – это искусство повествования убедительных историй с помощью устных слов или выступлений. Оно включает в себя построение увлекательного повествования, вовлечение аудитории и использование выразительных приемов, чтобы оживить историю.

Повествование – это мощный инструмент как в актерском мастерстве, так и в ораторском искусстве. Например, мотивационный оратор может использовать личные анекдоты и яркие истории, чтобы установить связь с аудиторией и творчески передать свое послание.

Физическая экспрессия включает использование тела и жестов для передачи эмоций и создания характера. Подростки учатся контролировать свое тело, осознавать позу, движение и физическую выразительность, чтобы эффективно передать свои мысли и чувства.

Работы К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова и их последователей выявили ряд сущностных особенностей импровизации как составной части эстетики театра, ее философии, как вида художественного творчества и как приема обучения [11]. В трудах этих театральных педагогов были определены условия развития способности к актерской импровизации в период обучения актера и намечены области ее применения в учебном процессе. Импровизация как один из инновационных принципов обучения потребовала определенных творческих установок: воспитания художественной индивидуальности, развития актерской самостоятельности, синтеза различных видов искусств, разностороннего образования и выразительной техники.

Согласно исследованиям В. Сполина, К. Джонстона и Н.В. Демидова, для полноценного развития актерских и театральных навыков у подростков особое внимание следует уделить развитию их способности к эффективному
общению [11, c. 3]. Подростки часто сталкиваются с межличностными проблемами, и по мнению этих авторов, умение ясно и убедительно выражать эмоции, намерения и идеи становится важным фактором в их социальной адаптации.

Авторы также подтверждают, что актерские упражнения, такие как импровизация и сценические выступления, играют ключевую роль в развитии этих навыков у подростков. Они отмечают, что через использование голоса, языка тела и мимики, подростки могут более точно и выразительно передавать свои мысли и эмоции. К. Джонстон подчеркивает, что подростки могут тренироваться в проецировании голоса, чтобы привлечь внимание, использовать жесты для передачи конкретных эмоций и развивать мимические навыки для передачи тонких нюансов чувств [11, c. 4].

Сценическая деятельность охватывает разнообразные виды творческой деятельности, включая театральные постановки, кино, танцевальные представления, цирковые номера и многое другое [7]. Она занимает важное место в культуре и образовании, так как выполняет множество функций, формируя эстетическое восприятие человека, способствуя развитию его творческих способностей и талантов, воспитывая его личность в целом. Сценическая деятельность не только способствует развитию таких важных навыков, как коммуникабельность, смелость, уверенность в себе, воображение и эмпатия, но и помогает глубже понять себя и окружающий мир.

Театральное искусство, как форма сценической деятельности, обладает огромным потенциалом для развития творческих способностей подростков. Занятия театром позволяют им формировать такие жизненно важные навыки, как эффективная коммуникация, самовыражение, социальная адаптация, эмоциональный интеллект и креативность. Однако для эффективного использования сценической деятельности в дополнительном образовании необходимо учитывать соответствующие теоретические и методологические аспекты [5].

Социально-когнитивная теория, разработанная А. Бандурой [2], подчеркивает роль наблюдения, подражания и подкрепления в обучении и развитии. В сфере публичных выступлений и актерского мастерства подростки могут наблюдать и подражать эффективным техникам общения и выступления, повышая свои навыки и творческие способности. Например, они могут научиться использовать язык тела, вокальное разнообразие и техники убеждения, изучая опытных ораторов или актеров.

Теория множественного интеллекта, предложенная Г. Гарднером [4], предполагает, что люди обладают различными видами интеллекта. Благодаря актерской игре и публичным выступлениям подростки задействуют различные виды интеллекта, такие как вербально-лингвистический, телесно-кинестетический и межличностный, что позволяет им исследовать и развивать свои уникальные творческие способности. Например, подросток с сильным телесно-кинестетическим интеллектом может преуспеть в физической игре, эффективно используя движения тела и жесты, чтобы передать эмоции и рассказать захватывающую историю.

Драматургическая теория, основанная Э. Гофманом, рассматривает социальное взаимодействие как театральное представление. Он подчеркивает принятие различных «сценических» образов и управление впечатлением, чтобы представить себя другим [8]. Применяя эту теорию к актерскому мастерству и публичным выступлениям, подростки могут улучшить свои навыки творческого самовыражения и презентации, понимая перформативные аспекты общения. Они могут стратегически выстраивать свою речи или выступления, учитывая желаемое впечатление и воздействие на аудиторию.

Конструктивистская теория, созданная под влиянием Ж. Пиаже и
Л. Выготского, подчеркивает активную роль подростков в формировании своих знаний и понимания [6]. Актерская игра и публичные выступления предоставляют подросткам возможность активно создавать смысл, интерпретировать тексты и развивать свои уникальные перспективы, тем самым способствуя развитию творчества. Например, во время репетиций юные актеры участвуют в совместных обсуждениях и интерпретации сценария, внося свои творческие идеи в спектакль.

В рамках театрального процесса подростки сталкиваются с реальными вызовами совместной работы, где каждый член команды играет важную роль в достижении общей цели. Участие в театральных постановках предоставляет подросткам уникальную возможность взаимодействовать с разнообразными группами людей, включая актеров, режиссеров и съемочные бригады. Этот опыт позволяет им развивать не только свои творческие способности, но и умения эффективно общаться, сотрудничать и вносить существенный вклад в сплоченную команду. В ходе театральных репетиций и постановок подростки осознают, что только через сотрудничество и взаимодействие они могут достичь наилучших результатов. Более того, работа в команде придает подросткам чувство принадлежности и уверенности, поскольку они видят, что их вклад вносит весомый след в окончательный результат.

Примером может служить участие в упражнениях, которые требуют доверительных отношений с товарищами во время импровизации или совместной работы над сложной сценой. Такой опыт не только помогает преодолеть трудности, связанные с групповой работой, но и способствует развитию лидерских качеств и укреплению отношений, основанных на взаимном уважении и общих целях.

А.В. Суворов подчеркивает, что сотрудничество и работа в коллективе в театральной среде обладают значительными преимуществами для
подростков [10]. Они развивают навыки эффективного коммуникатора, учатся слушать и выражать свои идеи, а также адаптироваться к различным ролям и ответственностям. Кроме того, автор отмечает, что такой опыт способствует развитию эмоционального интеллекта и помогает подросткам лучше понимать и взаимодействовать с другими людьми.

Как отмечают Т.В. Волкова и Е.В. Шестовская, актерские упражнения и выступления способствуют развитию эмоционального интеллекта у
подростков [3]. Они учатся распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Подростки, занимающиеся актерским искусством, развивают свою эмоциональную чувствительность, что помогает им лучше взаимодействовать с другими, выражать свои эмоции и понимать эмоциональные состояния окружающих.

Актерское мастерство помогает освободить тело от напряжения и ограничений. Оно позволяет человеку избавиться от внутренних зажимов и расслабиться. Когда у человека нет ограничений в теле, он чувствует себя свободно и расслабленно в любой ситуации и окружении. Окружающие люди воспринимают расслабленного человека совершенно иначе: они видят в нем уверенность, стойкость и харизму. Для того чтобы развить творческий потенциал подростков в области публичных выступлений и актерского мастерства, необходимо активно использовать новые технологии, применять междисциплинарный подход и внедрять интерактивные методы обучения.

Использование новых технологий, таких как видео- и аудиоинструменты, позволяет подросткам расширить границы своего выражения и создать более инновационные и привлекательные выступления. Междисциплинарное сотрудничество играет также важную роль в развитии творческого потенциала подростков. Подростки могут работать с другими специалистами, такими как писатели, художники, музыканты или дизайнеры, для создания мультимедийных и многомерных произведений искусства.  Кроме того, важно разрабатывать интерактивные методики обучения, которые активно вовлекают подростков в учебный процесс и позволяют им применять свои навыки на практике. Это может включать практические упражнения, ролевые игры, коллективные проекты и импровизации. Такой подход способствует развитию креативности, уверенности и способности работать в команде.

Таким образом, сценическая речь включает различные компоненты, такие как интонация, ритм, темп и жесты, которые являются ключевыми для передачи эмоций и создания убедительного выступления. Развитие этих компонентов требует усилий и практики, но в конечном итоге помогает подросткам стать выразительными и уверенными ораторами. Комбинация разнообразных методов и использование новых технологий в обучении и практике сценической речи помогают подросткам раскрыть свой творческий потенциал и достичь впечатляющих результатов.


Список литературы

1. Анохина В.С. Техника речи: учебное пособие / В.С. Анохина, Г.Н. Кобякова. – Таганрог: Изд-во О. И. Волошина, 2019. – 175 с. – ISBN: 978-5-6040552-7-4. – Текст непосредственный.
2. Бандура А. Теория социального научения: монография /
А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с. – ISBN: 5-8071-0040-9. – Текст непосредственный.
3. Волкова Т.В., Шестовская Е.В. Театральная деятельность в общем и дополнительном образовании как фактор когнитивного и психоэмоционального развития ребенка [Электронный ресурс]. – URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/volkova-tv-shestovskaya-ev-teatralnaya-deyatelnost-v-obshhem-i-dopolnitelnom-obrazovanii-kak-faktor-kognitivnogo-i-psihoemocionalnogo-razvitiya-rebenka.html (дата обращения: 02.06.2023). – Текст электронный.
4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: монография / Г. Гарднер. – М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. – 512 с. – ISBN: 978-5-8459-1153-7. – Текст непосредственный.
5. Комаров А.В. Воспитание творчески активной личности подростка средствами сценической деятельности в дополнительном образовании /
А.В. Комаров // Молодой ученый. – 2023. – № 17 (464). – С. 111-113. – Текст непосредственный.
6. Конструктивизм в обучении: почему этот прекрасный педагогический подход не стал массовым [Электронный ресурс]. – URL: https://do-centr.ru/2021/10/17/konstruktivizm-v-obuchenii-pochemu-jetot-prekrasnyj-pedagogicheskij-podhod-ne-stal-massovym/ (дата обращения: 01.06.2023). – Текст электронный.
7. Петрова И.В. Театральное искусство в системе дополнительного образования детей и молодежи: монография / И.В. Петрова, Л.Д. Столяренко. – М.: Юрайт, 2019. – 386 с. – ISBN: отсутствует. – Текст непосредственный.
8. Познякова О.Л. Социальная драматургия И. Гофмана: этические трудности и пути преодоления [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_filosofi/publikacii/soc_dramat.pdf (дата обращения: 01.06.2023). – Текст электронный.
9. Стаина О.А. Театральная педагогика в развитии импровизационных способностей подростков [Электронный ресурс]. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/teatralnaya-pedagogika-v-razvitii-improvizacionnyh-sposobnostey-podrostkov (дата обращения: 01.06.2023). – Текст электронный.
10. Суворов А.В. О подходе к обучению навыкам социальной коммуникации с использованием актерского тренинга / А.В. Суворов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. – № 6. – С. 87-95. – DOI: 10.24412/2712-827Х-2021 -6-87-95. – Текст непосредственный.
11. Толшин А.В. Импровизация в обучении актера: учебное пособие / А.В. Толшин. – СПб.: СПГАТИ, 2005. – 115 с. – ISBN: 5-88689-018-1. – Текст непосредственный.

Расскажите о нас своим друзьям: