Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 159.9
Дата публикации 26.06.2023
Особенности личностных характеристик и копинг-стратегий у молодых людей с разным потенциалом к самоизменению
Собинякова Дарья Дмитриевна
студент факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, Sobinyakovad@gmail.com
Аннотация: Работа посвящена исследованию репрезентаций внутреннего конфликта в нарративах у людей с разным уровнем потенциала к самоизменениям. В работе раскрыты особенности нарративных текстов, подтверждающих наличие внутреннего конфликта личности. Представлена модель особенностей поведения людей с разным уровнем потенциала к самоизменениям при наличии внутреннего конфликта и стрессовой ситуации. Сравниваются особенности выбора копинг-стратегии, характеристики поведения и нарративы выражения внутреннего конфликта у людей с низким и высоким потенциалом к самоизменениям. В исследовании приняли участие 50 респондентов - 36 женщин и 14 мужчин в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст = 21,16). Применены методы: опросник для диагностики потенциала самоизменений личности, нарративный анализ текстов с использованием ассоциативной метафорической карты, опросник «Копинг-стратегии», пятифакторный личностный опросник. Получены следующие результаты: Показано, что молодые люди с высоким уровнем потенциала к самоизменениям проявляют эмоциональную устойчивость (U=280; p=0,567), самоконтроль (U=337; p=0,421), принятие ответственности. При этом молодые люди с более низким потенциалом к самоизменениям демонстрируют импульсивность и эмоциональную неустойчивость.
Ключевые слова: потенциал к самоизменению, внутренний конфликт, репрезентация внутреннего конфликта, копинг-стратегии, особенности личности.
Psychology student, Saint Petersburg State University, RF, St. Petersburg
Abstract: The work is devoted to the study of representations of internal conflict in narratives of people with different levels of potential for self-change. The paper reveals the features of narrative texts confirming the presence of an internal conflict of personality. A model of the behavior of people with different levels of potential for self-change in the presence of internal conflict and a stressful situation is presented. The features of the choice of coping strategy, behavior characteristics and narratives of the expression of internal conflict in people with low and high potential for self-change are compared. The study involved 50 respondents - 36 women and 14 men aged 18-24 years (average age = 21.16). The following methods were applied: a questionnaire for diagnosing the potential of personality self-changes, narrative analysis of texts using an associative metaphorical map, a questionnaire of "Coping strategies", a five-factor personality questionnaire. The following results were obtained: It was shown that young people with a high level of potential for self-change show emotional stability (U=280; p=0.567), self-control (U=337; p=0.421), acceptance of responsibility. At the same time, young people with a lower potential for self-change demonstrate impulsivity and emotional instability.
Keywords: potential for self-change, internal conflict, representation of internal conflict, coping strategies, personality traits.
Собинякова Д.Д. Особенности личностных характеристик и копинг-стратегий у молодых людей с разным потенциалом к самоизменению // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-lichnostnykh-kharakteristik-i-koping-strategij-u-molodykh-lyudej-s-raznym-potentsialom-k-samoizmeneniyu.html (Дата обращения: 26.06.2023)
Введение
Сегодня сохраняется высокий интерес к проблеме психологического здоровья и психологического благополучия личности. Почти каждый человек имеет большое количество устремлений и желаний: к профессиональной карьере, к финансовой независимости, к хорошей жизни в семье, к жизни без семьи, к реализации собственного потенциала и саморазвитию и т.п. При этом для личности важно осмыслить свой внутренний мир и приобрести душевное равновесие и покой. Если эти первостепенные задачи не решены, то человеку сложно решать другие крупные задачи, которые стоят перед ним.
В условиях трансформационных процессов, которые влияют на все сферы жизни, возникает необходимость адаптации. Адаптация может включать в себя принятие решений, которые связаны со сменой интересов, отказ от целей, мотивов и желаний. Поэтому возникают внутренние конфликты, когнитивный диссонанс, в борьбе с которыми неэффективный выбор ресурсов преодоления зачастую приводит только к усугублению проблемы и состояния. Возможно, решение некоторых или многих внутренних конфликтов могут быть найдены через ресурс самоизменения личности. При этом до сих пор неясно, каким конкретно образом эти изменения сказываются на личности.
Проблема изменчивости личности является фундаментальной темой в психологии, так такой параметр, как «изменяемость – неизменность» содержится в базовых характеристиках описания личности. Например, С.Л. Рубинштейн формулировал ее как проблему соотношения изменчивости и тождественности человека. Традиционно проблема изменений в психологии рассматривается через тему развития человека. Осознание роли самого человека как источника и фактора собственного развития приводит к появлению понятия самопроцессов и их активному изучению [1].
Количество вызовов в отношении потенциала личности к самоизменениям стремительно растет, что является предпосылкой возникновения интереса исследователей к изучению данного феномена. Потребность человека в самоизменении связана с желанием найти новые способы взаимодействия с окружающей средой, при этом сохранив внутренний консенсус со своим «Я». При этом потребность к самоизменениям нередко проходит через внутренний конфликт, который заключается в противоречии между имеющимся и возможными изменениями личности.
Внутренние конфликты играют в реализации потенциала к самоизменению особую роль, поскольку конфликт способствует мобилизации ресурса личности, который может быть направлен на внутренние трансформации.
Гипотезы исследования предполагают, что уровень потенциала к самоизменению личности может быть связан с вариативностью преодоления внутриличностного конфликта; наличие противоречий, негативного эмоционального состояния могут отрицательно влиять на стремление к самоизменению.
Конфликт
Большинство подходов к определению понятия «конфликт» базируются на концепциях двух наиболее популярных традиций: психоаналитической и социально-психологической [2].
В целом конфликт – это здоровая часть отношений между людьми. Он возникает, когда люди в отношениях имеют противоположные взгляды на объект или проблему коллективных интересов. Конфликты между индивидами проистекают из естественных реакций на события и ситуации. Типы конфликта отличаются по составу участников, которые вовлечены, то есть конфликтовать человек может как с один человеком, группой людей, группы могут конфликтовать между собой, а также может возникать столкновение между внутренними взглядами и внешними проявлениями в поведении одного человека.
В данном исследовании рассматривается один из типов конфликта, а именно внутренний, о котором пойдет речь в следующем параграфе. Внутренний конфликт – возникает как противостояние двух противоположных целей (потребностей, мотивов, интересов) внутри одной личности.
В нашем исследовании мы будем опираться на определение, предложенное А.Н. Леонтьевым, который описывал конфликт, как противоречия между внутренним пониманием личностью своих характеристик, отклоняющихся от внешнего поведения. В связи с тем, что психолог опирался на деятельностный подход при понимании внутриличностного конфликта. Согласно теории А.Н. Леонтьева, содержание и сущность внутреннего конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Следует учитывать, что в процессе жизни у человека происходит смена ведущего мотива, а мотивационная сфера является динамичной и подвижной. Следовательно, противоречие мотивов образует внутриличностный конфликт. В связи с тем, что тема исследования связана с изучением процесса самоизменения, что выражается в готовности изменяться, а значит, изменять мотивы поведения, подход А.Н. Леонтьева к пониманию внутриличностного конфликта наиболее применим.
Таким образом, внутренний конфликт – это процесс, связанный с переживанием человека противоречий в отношениях как между элементами внутреннего мира одного порядка (например, мотивами) так и разного порядка (например, мотивы и ценности), а также с переживанием противоречия в отношениях между элементами внутреннего мира и возможностями внешнего мира.
Внутренние конфликты влияют на все аспекты деятельности человека, в том числе на систему социальных отношений, профессиональную деятельность, определяют целостность самореализации, особенности личностного и профессионального развития [3].
Проявление переживания внутреннего конфликта
Внутренний конфликт может быть спровоцирован как взаимоотношениями личности с внешним миром (окружающими людьми), так и с внутренним миром (персональные переживания и противоречия). При этом внутренний конфликт может не выходить за рамки нормы и может быть вполне естественным для психически здоровой личности. Более того, ситуация внутреннего несоответствия и напряженности в определенных рамках не только естественна, но и необходима для совершенствования и развития личности. Любое развитие не может происходить без внутренних противоречий и там, где есть противоречия, существует также конфликтная основа. И если внутренний конфликт протекает в пределах разумного, это действительно необходимо, потому что умеренное критическое отношение к собственному «Я», недовольство собой позитивно влияют на саморазвитие личности и на межличностные отношения человека с окружающими людьми.
Нарратив
Проблема вербального представления внутреннего конфликта является
достаточно актуальной. С одной стороны, конфликт, его внутренняя сторона,
отражается в разговоре, а с другой – во внешних событиях, происходящих в
окружающем нас мире. Внутренний конфликт может выражаться между
коммуникантами как результат недопонимания ими высказываний друг друга.
Другая сторона конфликта – внешняя – отражается во внеязыковых событиях,
которые приводят к возникновению конфликта [4].
С целью изучения внутриличностного конфликта используются рассказы о себе, например, в проективных методиках «Человек – Дерево – Дом», работа с ассоциативными метафорическими картами и т.д. В результате выполнения каждой методики клиент или респондент составляет повествовательный текст, информирующий о некой последовательности событий. Такой тип повествования называется нарратив.
Наличие маркеров позволяет определить наличие внутреннего конфликта в текстах клиентов. А.А. Полканова отмечает, что независимо от того, интересуется ли исследователь социальными или психологическими аспектами конфликта, речь является одним из наиболее надежных индикаторов конфликтного поведения человека [5]. Основой внутреннего конфликта является противоречие смысла, связанного с качеством или ролью.
Таким образом, мы можем сказать, что проявление конфликта в рассказах о себе сложный для диагностики конструкт, который можно определить с помощью слабоструктурированных методик. Внутренний конфликт может проявляться в коммуникации, как результат недопонимания между людьми или противоречий между внутренними взглядами и внешним поведением личности. Речь является одним из наиболее ярких индикаторов конфликтного поведения человека, так как позволяет выделить двусмысленные высказывания, которые характеризуются несогласованностью.
Термин «самоизменение» часто используется в качестве вспомогательного. Самоизменение предполагает активную роль человека в трансформации самого себя и жизненной ситуации, принятие осознанного решения об изменениях, определяющих его жизнь, способность систематически реализовывать изменения, искать и использовать внешние и внутренние ресурсы для их реализации. Одним из факторов изменения себя может быть личный конфликт. В нашем исследовании мы предполагаем, что люди с разной степенью готовности к изменению себя будут по-разному переживать внутренний конфликт и разрешать его.
Существует достаточно большое количество исследований [6 - 8] которые продемонстрировали, что личностные черты людей могут меняться. Самоизменение может быть активировано, как процессами биологического созревания, так и общим жизненным опытом. В целом, самоизменение представляет собой активность личности, которая выражается в свободе действий и опоре на себя в разных жизненных ситуациях.
Высокий уровень потенциала самоизменений соотносится со способностью личности справляться с трудными жизненными ситуациями, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, трансформируя сложившиеся обстоятельства в новые возможности. Общая способность к самоизменениям ограничивает психической ригидностью, что выражается в отсутствии страха перед новым опытом. Это говорит о том, что потенциал к изменениям наблюдается у эмоционально устойчивой личности, способной проводить самоконтроль, саморегуляцию. При наличии внутреннего конфликта вероятность того, что человек будет готов к изменениям, достаточно мала.
Методы исследования:
- Опросник «Копинг-стратегии» (автор Р. Лазарус);
Опросник направлен на определение доминирующей стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях. Опросник состоит из 50 утверждений, которые группируются в 8 шкал.
- Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста);
Методика предполагает 75 парных высказываний, которое противоположны по значению. Данные характеристики определяют поведение человека в различных ситуациях.
- Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности (В.Р. Манукян, И.Р. Муртазина, Н.В. Гришина);
Данный опросник позволяет оценить готовность человека к изменениям в жизни, характере. Опросник содержит 24 утверждения.
- Нарративный анализ текста при помощи МАК;
В ходе проведения пилотажа, где люди оценивали несколько карт и выбирали карту, связанную с переживанием человека внутреннего конфликта, была определена конкретная карта. Каждому респонденту предлагается описать одну метафорическую карту по инструкции. Экспериментатор при этом оценивает состояние респондента по используемым фразам, стилю изложения, указанным эмоциям, и делает вывод о наличии внутриличностного конфликта.
В исследовании приняли участие 50 респондентов. Из них 36 женщин и 14 мужчин в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст = 21,16). На момент исследования респонденты проживали в г. Москве (30%), г. Санкт-Петербурге (33%), г. Самаре (15%), г. Сызрани (22%). Испытуемым было предложено пройти онлайн-исследование на базе платформы Google.
Результаты
Анализ выборки по уровню потенциала изменений
Согласно результатам опросника Манукян и др., скорее высокая степень потенциала к самоизменениям выявлена у 29 респондентов. Молодые люди с высоким уровнем убеждены, что все способны изменяться, готовы пробовать новое, осваивать новые навыки и умения. Респонденты осознают свой потенциал, способности, готовы прикладывать усилия для их развития.
Скорее низкая степень выраженности потенциала к самоизменениям выявлена у 21 человека. Молодые люди не готовы к изменениям, не видят возможности для развития собственных способностей, нет уверенности в том, что люди способны изменяться в результате каких-либо жизненных обстоятельств.
Анализ описания внутреннего конфликта через нарратив у людей с
разным уровнем потенциала к самоизменениям.
При помощи контент-анализа были обработаны маркеры переживания внутреннего конфликта, зафиксированные в текстах респондентов. В соответствии с теоретическим анализом проблемы исследования были выделены категории иллюстрирования внутреннего конфликта.
Респонденты с высокой степенью выраженности потенциала к
изменениям чаще используют метафору, что говорит о стремлении вербализировать внутренние противоречия. Также значительные различия у респондентов данной группы наблюдаются по категориям «соотношение со своей жизнью», «готовность менять. Молодые люди из группы с высоким уровнем потенциала к самоизменениям могут соотносить описываемые ситуации со своей жизнью и присваивают возможность изменения ситуации.
Также отмечено, что респонденты обеих групп используют такие маркеры, как «проявление амбивалентных чувств», «одиночество», «напряжение».
Таким образом, на основе контент-анализа текстов респондентов было
выявлено, что молодые люди с низкой выраженностью потенциала к
самоизменениям используют такие маркеры описания внутреннего конфликта, как: наличие противоречий, обида, наличие вспомогательного ресурса. Это выражается в таких высказываниях, как «герой может разрулить ситуацию, но не хочет», «обида на себя, на других, на Бога», «если пойдет дождь, человек станет счастливым, радостным, удачливым, сильным». Молодые люди с высоким потенциалом к самоизменениям используют такие маркеры описания внутреннего конфликта как: злость, гнев, ярость, метафоры, соотнесение со своей жизнью.
В зависимости от степени выраженности потенциала к самоизменениям были проанализированы показатели предпочитаемых стратегий поведения молодых людей в стрессовой или трудной ситуации в жизни при помощи вычисления критерия Манна-Уитни. Результаты математической статистики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты сравнительного анализа выбора копинг-стратегий в подвыборках по степени выраженности потенциала к самоизменениям
Копинг-стратегия | Ср. значение в группе «Скорее низкая степень» | Ср. значение в группе «Скорее высокая степень» | Эмпирическое значение критерия | Уровень значимости |
конфронтация | 1.483 | 1.381 | 331.0 | 0.533 |
дистанцирование | 2.069 | 1.762 | 375.0 | 0.131 |
самоконтроль | 2.103 | 1.571 | 439.5 | 0.003** |
поиск социальной поддержки | 2.241 | 1.333 | 479.5 | 0*** |
принятие ответственности | 2.000 | 1.429 | 412.5 | 0.022* |
бегство-избегание | 1.828 | 1.381 | 387.0 | 0.067 |
планирование решения проблемы | 1.931 | 1.714 | 344.5 | 0.4 |
положительная переоценка | 1.966 | 1.857 | 326.5 | 0.646 |
Согласно результатам таблицы 1, значимые различия в выборе копинг-стратегии наблюдаются по следующим тактикам: самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности. Согласно вычислениям, было выявлено, что существуют достоверные различия между группами по выбору копинг-стратегии «Самоконтроль» (U=439,5; p=0,003). Полученные результаты свидетельствуют, что молодые люди с низким уровнем потенциала к самоизменениям выбирают копинг-стратегию «Самоконтроль».
Также достоверные различия наблюдаются при выборе стратегии «Поиск социальной поддержки» (U=479,5; p=0). Таким образом, поиск поддержки со стороны друзей, родственников, знакомых является привлекательной стратегией решения проблемы или задачи для молодых людей с низкой степенью потенциала к самоизменению.
Значимые различия наблюдаются при выборе копинг-стратегии «Принятие ответственности» (U=412,5; p=0,022). Можно сделать вывод о том, что молодые люди с низким потенциалом к самоизменениям используют данную стратегию чаще, чем респонденты с высоким потенциалом к самоизменениям.
Значимые различия наблюдаются при выборе копинг-стратегии «Бегство-избегание» (U=387,0; p=0,067) Наблюдается тенденция того, что испытуемые с низким потенциалом чаще используют данную стратегию поведения в стрессовых ситуациях, чем молодые люди с высоким потенциалом к самоизменениям.
Согласно вычислениям, было выявлено, что значимых значений по таким копинг-стратегиям, как «Конфронтация», «Дистанцирование», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», не выявлено. Следовательно, представители обеих групп могут использовать перечисленные стратегии в равной степени.
Результаты обследования по степени выраженности факторов, характеризующих поведение человека в соответствии с разными группами выборки, были проанализированы с помощью вычисления критерия Манна-Уитни. Результаты математической статистики представлены таблице 2.
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа характеристик поведения в подвыборках по степени выраженности потенциала к самоизменениям.
Факторы | Ср. значение в группе «Скорее низкая степень» | Ср. значение в группе «Скорее высокая степень» | Эмпирическое значение критерия | Уровень значимости |
экстраверсия - интроверсия | 1,517 | 1,381 | 346 | 0,345 |
привязанность – обособленность | 1,241 | 1,476 | 233 | 0,087 |
самоконтроль – импульсивность | 1,345 | 1,238 | 337 | 0,421 |
эмоц.неустойчивость – эмоц.устойчивость | 1,586 | 1,667 | 280 | 0,567 |
экспрессивность - практичность | 1,241 | 1,667 | 175 | 0,003* |
Согласно результатам в таблице 2, было выявлено, что существуют незначимые различия между группами по фактору выбора поведения «Привязанность – обособленность» (U=233; p=0,087). Следовательно, молодые люди с разным потенциалом к самоизменениям могут проявлять привязанность и обособленность в общении с другими людьми. Было выявлено, что существуют незначимые различия между группами по фактору выбора поведения «Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость» (U=280; p=0,567).
Было выявлено, что существуют достоверные различия между группами по фактору выбора поведения «Экспрессивность - практичность» (U=175; p=0,003). Полученные данные свидетельствуют о том, что респонденты с высоким потенциалом чаще проявляют экспрессивность в поведении, чем молодые люди с низким потенциалом.
Таким образом, в ходе проведения сравнительного анализа особенностей поведения и выбора копинг-стратегий у молодых людей с разной степенью выраженности потенциала к самоизменениям было выявлено, что:
– респонденты с разным уровнем потенциала в равной степени используют конфронтацию, дистанцирование, планирование решения проблемы, положительная переоценка в качестве копинг-стратегии поведения в трудной жизненной ситуации;
– респонденты с низким уровнем потенциала чаще выбирают стратегию поведения «поиск социальной поддержки», «самоконтроль», «принятие ответственности», «бегство-избегание»;
На основе анализа теоретических источников была выдвинута гипотеза о том, что уровень потенциала к самоизменению личности может быть связан с вариативностью преодоления внутриличностного конфликта.
Гипотеза о том, что наличие противоречий, негативного эмоционального состояния могут влиять на стремление к самоизменению была подтверждена статистическими данными. Проявление апатии, чувства беспомощности, отчаяния снижает стремление к самоизменениям, активным действиям по трансформации жизни.
Гипотеза о том, что уровень потенциала к самоизменениям личности может быть связан с вариативностью преодоления внутриличностного конфликта была подтверждена. Был сформулирован вывод о том, что молодые люди с низким уровнем потенциала к самоизменениям не готовы к внутренним изменениям, совершению действий с целью разрешения внутреннего конфликта. Респонденты с показателями низкого уровня потенциала к самоизменениям демонстрируют такие копинг-стратегии как избегание, поиск социальной поддержки. Молодые люди с показателями высокого потенциала к самоизменениям чаще проявляют стремление к активным действиям, стремятся взять ответственность за происходящее, найти решение возникшей проблемы.
Таким образом, проблема изучения потенциала к самоизменениям при наличии внутриличностного конфликта требует дальнейшего исследования. Использование иных диагностических инструментов, статистических методов позволит продолжить изучение проблемы потенциала к самоизменениям при наличии внутриличностного конфликта.
Список литературы
1. Гришина Н.В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т.8. №2. С.126–138.
2. Леонов Н.И. Понятие «Конфликт» в российской психологии конфликта // Социальный мир человека: Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», Ижевск, 05–07 апреля 2018 года / Под редакцией Н.И. Леонова. – Ижевск: Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом «ERGO», 2018. С. 23-26.
3. Мальцева Т.В. Основы конструктивного преодоления внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №2 (57). С. 32-34.
4. Панарина Н.С. К вопросу о психолингвистических параметрах внутриличностного конфликта // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2020. № 4(833). С. 67-79.
5. Плужникова Н.И. Вынужденный выбор профессии как внутренний конфликт // Тамбовская научная психологическая школа: итоги 20-летия ТГУ имени Г.Р. Державина: материалы VII Международного семинара молодых ученых и аспирантов, Тамбов, 17 апреля 2015 года. – Тамбов: Тамбовская региональная общественная организация «Общество содействия образованию и просвещению Бизнес – Наука – Общество», 2015. С. 56-59.
6. Полканова А.А. Понятие «конфликт» в лингвистике: основные подходы к его изучению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. №5 (584). С. 198–206.
7. Головей Л.А., Дерманова И.Б., Манукян В.Р. К анализу психологических показателей и факторов становления личности взрослого // Принцип развития в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 279-300.
8. Hudson N.W., Fraley R.C. Volitional personality change. Personality Development Across the Lifespan, 2017. P. 555–571.