Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 372.881.1

Дата публикации 26.06.2023

Наиболее эффективные приемы изучения итальянского языка в рамках самостоятельной работы студентов

Струкова Анастасия Андреевна
канд. пед. наук, доцент кафедры итальянского языка переводческого факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», РФ, г. Москва, anastrand14@yandex.ru
Фролкин Тимофей Михайлович
студент переводческого факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», РФ, г. Москва, tfrolkin02@gmail.com

Аннотация: Данная статья посвящена приемам изучения иностранного языка в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов, изучающих итальянских язык, как на младших курсах бакалавриата и специалитета, так и на уровне магистратуры и аспирантуры. В основе статьи лежат результаты анкетирования, проведенного в двух группах респондентов (студенты младших курсов, а также магистранты и аспиранты) с целью выявления наиболее часто применяемых и наиболее эффективных приемов изучения итальянского языка в рамках самостоятельной работы при разном уровне владения итальянским языком. Анализ результатов, в том числе сопоставительный, позволил также выявить основные цели самостоятельной работы на разных этапах обучения.
Ключевые слова: итальянский язык, учебные умения, самостоятельная работа, приемы обучения, преподавание иностранных языков

The most effective learning techniques used to study Italian within the framework of students’ independent work

Strukova Anastasia Andreevna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of the Italian Language, Faculty of Translation and Interpreting, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow
Frolkin Timofey Mikhailovich
student of the Faculty of Translation and Interpreting, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow

Abstract: The present article deals with the learning techniques used within the framework of independent work by students who study the Italian language at different levels of education. The article is based on the results of a survey conducted in two different focus groups: undergraduate students and master’s students together with postgraduate students. The survey was aimed at determining the most frequently used and the most effective learning techniques used to study Italian within the framework of students’ independent work among students with different level of language proficiency. The analysis of the results of the survey also made it possible to reveal the principal objectives of students’ independent work at different stages.
Keywords: the Italian language, learning skills, independent work, teaching and learning techniques, foreign language teaching

Правильная ссылка на статью
Струкова А.А., Фролкин Т.М. Наиболее эффективные приемы изучения итальянского языка в рамках самостоятельной работы студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/naibolee-effektivnye-priemy-izucheniya-italyanskogo-yazyka-v-ramkakh-samostoyatelnoj-raboty-studentov.html (Дата обращения: 26.06.2023)

Безусловно, в процессе изучения иностранного языка огромную роль играет взаимодействие преподавателя и студентов: адекватная и грамотная обратная связь, правильная постановка задач повышают мотивацию учащихся и эффективность занятия по иностранному языку в целом [1, с. 95].

Однако обучение любому иностранному языку не ограничивается аудиторными занятиями с преподавателем и выполнением домашних заданий. Не менее важным компонентом учебного процесса является самостоятельная работа студентов, в большем объеме происходящая вне аудитории.

Самостоятельная работа – это «вид учебной деятельности, одна из организационных форм обучения, протекающая вне непосредственного контакта с преподавателем (дома, в лаборатории ТСО) или управляемая преподавателем опосредствованно через предназначенные для этой цели учебные материалы (например, при дистантном обучении)» [2, с. 289].

Успех самостоятельной работы студентов зависит не только от осознания ими целей и задач данного вида учебной деятельности, но и от владения различными приемами и стратегиями изучения иностранного языка.

Целью данного исследования стало выявление наиболее эффективных, с точки зрения самих студентов, приемов изучения итальянского языка, применяемых в рамках самостоятельной работы вне аудитории. В частности, были решены следующие задачи:

-        выявить, какие приемы изучения итальянского языка в процессе самостоятельной работы наиболее популярны и считаются эффективными среди студентов младших курсов;

-        выявить, какие приемы изучения итальянского языка в процессе самостоятельной работы наиболее популярны и считаются эффективными среди магистрантов и аспирантов;

-        сравнить полученные результаты с целью выявить наиболее эффективные приемы изучения итальянского языка в рамках самостоятельной работы на разных этапах обучения.

Для решения поставленных задач были применены как теоретические (анализ научной литературы по теме), так и практические (анкетирование, сопоставительный анализ) методы исследования. Основным методом исследования стало анкетирование.

Были разработаны два опросника: первый – для студентов бакалавриата и специалитета, второй – для магистрантов и аспирантов. Целевой аудиторией стал Московский государственный лингвистический университет, чтобы избежать искажения результатов в случае несовпадения традиций изучения итальянского языка.

Для обеих групп опрашиваемых нами был предложен базовый набор приемов изучения языка в процессе самостоятельной работы, сформированный на основе опыта преподавания и изучения итальянского языка:

-        использование разнообразных карточек (платформа «Quizlet» и др.);

-        заучивание наизусть списков лексики;

-        заучивание наизусть текстов;

-        дополнительная работа со словарями (толковыми, страноведческими и др.);

-        общение с носителями языка;

-        прослушивание подкастов;

-        просмотр видеоматериалов (фильмов, видеороликов и др.);

-        дополнительное чтение на иностранном языке.

Анализ результатов первого анкетирования, проведенного среди студентов специалитета и бакалавриата, показал, что самими частыми приемами изучения языка в процессе самостоятельной работы являются:

1 место – заучивание текстов наизусть (71,4%);

2 место – использование карточек (для заучивания лексики, грамматических форм и др.) (48,6%);

3 место – заучивание наизусть списков лексики и просмотр видеоматериалов (по 42,9%).

Самым редко используемым приемом стало общение с носителями (17,1%).

Помимо оценки частотности применения того или иного приема, студенты должны были выбрать наиболее эффективные, на их взгляд, приемы изучения языка в рамках самостоятельной работы. Оценивание проводилось по шкале от 1 до 10 баллов. В топ-5 эффективных, по мнению студентов-бакалавров и студентов-специалистов, приемов изучения итальянского языка в рамках самостоятельной работы вошли (см. Рис. 1):

1.      Общение с носителями;

2.      Прослушивание подкастов;

3.      Дополнительное чтение на языке;

4.      Дополнительная работа со словарем;

5.      Просмотр видеоматериалов.

Кроме того, респондентам было предложено дополнить список своими вариантами ответа. Самыми популярными приемами стали следующие:

-        просмотр контента на итальянском в соцсетях и блогах;

-        прослушивание итальянской музыки;

-        компьютерные игры с итальянской озвучкой;

-        использование обучающих приложений (приложение «Duolingo» и др.).

Рисунок 1. Оценка эффективности приемов самостоятельной работы

Анализ результатов второго анкетирования, проведенного среди магистрантов и аспирантов, показал, что чаще всего ими применяются следующие примы изучения языка в рамках самостоятельной работы:

1 место – просмотр видеоматериалов (91,7%);

2 место – дополнительное чтение на иностранном языке (75%);

3 место – общение с носителями и прослушивание подкастов (58,3%).

Самым непопулярным приемом стало заучивание текстов наизусть (8,3%).

Топ-5 эффективных приемов, по результатам второго опросника, совпадает с результатами первого, а дополнительно респондентами были названы следующие приемы:

-        дополнительная работа с текстовыми материалами из иностранных источников, с научной литературой, с корпусом;

-        прослушивание музыки;

-        составление глоссариев по различным темам;

-        написание скриптов к видеороликам и подкастам по разной тематике.

Сопоставительный анализ частотности применения приемов на младших курсах и на уровне магистратуры и аспирантуры, выявленной в ходе анкетирования, позволил сделать следующие выводы:

-        в начале изучения иностранного языка самостоятельная работа в большей степени направлена на расширение словарного запаса и закрепление материала, пройденного в рамках аудиторных занятий;

-        начиная с магистратуры, когда уровень владения итальянским языком уже достаточно высокий, более популярными приемами изучения языка становятся те, которые связаны с возможностью проведения в процессе самостоятельной работы анализа функционирования единиц языка в речи, особенностей языковой системы, что подчеркивает научную направленность образования в магистратуре и аспирантуре.

Совпадение списка наиболее эффективных, по мнению респондентов, приемов изучения итальянского языка в ходе самостоятельной работы кажется закономерным, если оценить с методической точки зрения роль каждого из указанных приемов:

-        общение с носителями итальянского языка позволяет применить на практике все полученные в процессе обучения речевые навыки и умения, а также совершенствовать все компоненты межкультурной коммуникативной компетенции, на формирование которой направлен процесс обучения иностранному языку;

-        дополнительное чтение на иностранном языке позволяет наблюдать и анализировать функционирование языковых единиц в речи, расширять словарный запас, совершенствовать дискурсивную и стратегическую компетенции;       

-        работа со словарями, включая лингвострановедческие словари, позволяет «развивать учебные умения; способствовать формированию метакомпетенции, то есть формировать способность адаптироваться к условиям обучения, готовность к непрерывному обучению и способность применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой деятельности; помогать в изучении языка в русле диалога или полилога культур; развивать автономию учащихся в процессе обучения» [3, с. 14];

-        прослушивание подкастов и просмотр видеоматериалов позволяют совершенствовать различные компоненты межкультурной коммуникативной компетенции, в частности языковую, дискурсивную и прагматическую компетенции, а также, в зависимости от тематики, социокультурную и социолингвистическую.

Таким образом, анкетирование, проведенное в двух группах респондентов с разным уровнем владения итальянским языком, позволило достичь цели исследования и выявить наиболее эффективные, с точки зрения студентов, приемы изучения итальянского языка, применяемые в рамках самостоятельной работы вне аудитории. Самым эффективным приемом, хотя и не самым часто используемым, стало общение с носителями итальянского языка. В то же время оценка частотности задействования приемов на разных этапах обучения отразила основные цели самостоятельной работы студентов на этих этапах.

 


Список литературы

1. Фролова Г. М. Учет возможностей педагогического взаимодействия при планировании учебных занятий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 3(844). – С. 94–99.
2. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и Практика.: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
3. Струкова А. А. Методика разработки учебного лингвострановедческого справочника (профильное обучение в средней общеобразовательной школе, итальянский язык): дис. канд. пед. наук. – Москва, 2022. – 250 с.

Расскажите о нас своим друзьям: