Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 159.9
Дата публикации 24.06.2024
Взаимосвязь профессиональной мотивации с эмоциональным выгоранием у парикмахеров-стилистов
Дворцова Елена Валерьевна
канд. психол. наук, доцент, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, РФ, г. Новокузнецк, alenadv@mail.ru
Романова Лидия Алексеевна
Студент, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, РФ, г. Новокузнецк, lid.romanowa2013@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи профессиональной мотивации с эмоциональным выгоранием у парикмахеров-стилистов. Сотруднику салона красоты, который напрямую взаимодействует с клиентами важно определить их желания, выстраивать эмоционально-благоприятные условия деятельности, обеспечивать безопасность взаимодействия и т.п. для удовлетворения потребностей людей в поддержании благоприятного внешнего вида. Длительное поддержание напряжения из-за интенсивного и частого социального взаимодействия с клиентами может приводит к истощению, к усталости, к нарушению социального взаимодействия с коллегами, с членами семьи, к неадекватной оценке своих компетенций и результатов труда и т.д. Чтобы избежать подобных негативных последствий, было проведено исследование и разработаны рекомендации для повышения уровня профессиональной мотивации и профилактики эмоционального выгорания среди парикмахеров-стилистов.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность парикмахеров-стилистов, профессиональное выгорание, мотивационные факторы, эмоциональная усталость, стресс.
Candidate of Psychological Sciences, associate professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Russia, Novokuznetsk
Student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Russia, Novokuznetsk
Abstract: This article examines the problem of the relationship between professional motivation and emotional burnout among hairdressers and stylists. For a beauty salon employee who directly interacts with clients, it is important to determine their desires, create emotionally favorable operating conditions, ensure the safety of interaction, etc. to meet people's needs for maintaining a favorable appearance. Long-term maintenance of tension due to intense and frequent social interaction with clients can lead to exhaustion, fatigue, disruption of social interaction with colleagues, family members, inadequate assessment of one’s competencies and work results, etc. To avoid such negative consequences, a study was conducted and recommendations were developed to increase the level of professional motivation and prevent emotional burnout among hair stylists.
Keywords: professional motivation, emotional burnout, professional activity of hair stylists, professional burnout, motivational factors, emotional fatigue, stress.
Дворцова Е.В, Романова Л.А. Взаимосвязь профессиональной мотивации с эмоциональным выгоранием у парикмахеров-стилистов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-professionalnoj-motivatsii-s-emotsionalnym-vygoraniem-u-parikmakherov-stilistov.html (Дата обращения: 24.06.2024)
В условиях современности люди все больше времени посвящают изучению вопроса понятия профессиональной мотивации как основного двигателя стремления человеком к достижению целей в области трудовых отношений. В действительности, совершенно очевидные мотивы к выживанию, такие как наличие опасности и прямой угрозы жизнедеятельности, отсутствуют, а для закрытия различных потребностей существует большое количество возможностей, но несмотря на это, люди в большинстве своем изо дня в день склонны к тому, чтобы ставить себе амбициозные цели и сложные к выполнению в профессиональном плане задачи. Как следствие, многие ученые озадачены вопросом определения мотивации к подобного рода достижениям.
М. Ю. Хандус, вслед за В. И. Герчиковым представляет профессиональную мотивацию как совокупность факторов, воздействующих на человека и стимулирующих его поведение. Автор выделяет два основных подхода к пониманию мотивации: первый связан с процессом стимулирования активности, второй рассматривает мотивацию как систему внутренних факторов, определяющих направленную активность и поведение человека. В этом контексте учитываются такие аспекты, как потребности, цели, мотивы и интересы [4, с. 145].
Автор Н. В. Золотых полагает, что важно иметь необходимый запас сил для выполнения профессиональных обязанностей на определенном уровне усердия, добросовестности и настойчивости. По его мнению, профессиональная мотивация заключается в силе, которая требуется для достижения поставленных целей в работе [2, с 24].
Согласно В. А. Малыгиной, профессиональная мотивация представляет собой объединение внутренних и внешних стимулов, которые побуждают человека к выполнению рабочих задач и придают этому процессу направленность и целенаправленность, способствуя достижению определенных целей [3, с 94].
Поскольку для парикмахеров-стилистов характерны частые активные взаимодействия с большим количеством людей, следствием подобного рода трудовой деятельности может стать эмоциональное выгорание.
Эмоциональное выгорание находит себя в таких проявлениях, как состояние усталости от сверхсильной рабочей нагрузки, негативное отношение к выполнению различных профессиональных задач, наличие неуверенности в своей профессиональной компетенции и в собственной способности качественно выполнять поставленные профессиональные задачи.
Американский психиатр Х. Фроуденбергер впервые предложил определение выгорания после наблюдений за персоналом психиатрических учреждений. Он описал это состояние как хроническую усталость, депрессию и фрустрацию, вызванные тем, что человек вынужден заниматься делами, не соответствующими его амбициям и не приносящими желаемого вознаграждения [5, с 248].
Е. Н. Водопьянова и Е. С. Страченкова рассматривали выгорание, как личностную деструкцию, состоящую из личностных переживаний, связанную с эмоциональной пресыщенностью, большим количеством межличностных контактов и высокой когнитивной нагрузкой. Авторы подчеркивают, что выгорание является следствием профессионального стресса. В связи с этим понятия эмоционального и профессионального выгорания являются синонимичными [1, с 9].
В научно-исследовательском сообществе не было обнаружено трудов, раскрывающих особенности взаимосвязи профессиональной мотивации с эмоциональным выгоранием у исследуемого нами субъекта труда, а именно у парикмахеров-стилистов, что определяет высокую актуальность настоящего исследования.
Целью исследования являлось исследования взаимосвязи профессиональной мотивации с эмоциональным выгоранием у парикмахеров-стилистов.
В нашем исследовании использовались такие методы, как теоретический анализ научной литературы, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона).
Для получения эмпирического материала мы применяли следующие психодиагностические методики: методика «Мотивация достижения цели», Т. Элерс; методика «Тип мотивации», В. И. Герчиков; методика «Профессиональное выгорание», К. Маслач, С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова; методика «Эмоциональное выгорание», В. В. Бойко.
Для достижения целей нашего исследования мы составили выборку, которая состояла из 38 парикмахеров-стилистов учебного центра ООО «Точка красоты». Преобладающее количество человек являются женщинами (95%), другая часть респондентов являются мужчинами (5%). Большинство обследуемых парикмахеров-стилистов учебного центра ООО «Точка красоты» работают в области парикмахерского искусства от 5 до 10 лет (45 %), меньше обследуемых (21 %) характеризуются стажем от 3 до 5 лет. 17 % сотрудников характеризуются стажем работы от 1 до 3 лет, 10 % обследуемых имеют стаж работы в полиции до 1 года. Меньше всего сотрудников (7 %), обладают стажем свыше 10 лет.
По результатам методики «Мотивация достижения цели» Т. Элерса, было выявлено, что преобладающее количество человек в выборке имеют высокую мотивацию достижения успеха (45 %). Для таких парикмахеров-стилистов в выборке характерно проявлять уверенность в себе и собственных действиях при достижении цели. Они точно знают, чего хотят в выбранной профессиональной области, имеют определенную направленность деятельности, много планируют, концентрируются на выполняемых действиях. В работе у таких обследуемых можно наблюдаться высокую заинтересованность в развитии парикмахерских умений, активность при общении с коллегами для расширения знаний.
Результаты использования методики «Тип мотивации» В. И. Герчикова, свидетельствуют о том, что преобладающее количество парикмахеров-стилистов в выборке характеризуются средним инструментальным типом мотивации (66 %), средним профессиональным типом мотивации (55 %), средним патриотическим тип мотивации (68 %), средним хозяйским типом мотивации (82 %) и низким люмпенизированным типом мотивации (53 %). Преобладающее количество парикмахеров-стилистов в выборке характеризуются обладанием направленности на получение заработка, но вместе с этим обладают мотивацией к совершенствованию в профессии, умеют получать удовольствие от самого процесса работы, стремятся к достойному заработку в сфере красоты и совершенствованию своих умений и навыков по работе с волосами. Также для большинства парикмахеров-стилистов в выборке характерно иметь важность оценки себя как частью коллектива, они умеют располагать клиентов и коллег к себе, ценят общественную значимость выбранной профессии, проявляют активную вовлеченность. Кроме того, испытуемые характеризуются наличием самостоятельности, высокой ответственности в работе по оказанию услуг красоты. Но вместе с этим такие парикмахеры-стилисты нуждаются в контроле своей работы со стороны, стремлением работать строго по инструкции, что необходимо в деятельности парикмахеров для выполнения четкой последовательности действий при обработке волос.
Далее осуществлена диагностика показателей эмоционального выгорания у парикмахеров-стилистов. Результаты использования методики «Профессиональное выгорание» К. Маслач, говорят о том, что в выборке преобладают парикмахеры-стилисты со средним истощением (63 %), высокой деперсонализации (71 %) и высокой редукции достижений (50 %). В выборке респондентов наблюдается снижение эмоциональных сил и ресурсов, что может отражаться в виде вялости, нежелания проявлять высокую активность в общении с клиентами салона красоты, снижение инициативы при уточнении запроса у клиентов. В процессе работы с клиентами обследуемые парикмахеры-стилисты могут проявлять грубость, резко высказываться о мнении клиентов, а также проявлять отчужденность и настороженность. Кроме того, для преобладающей части парикмахеров-стилистов характерно критично оценивать результаты своего труда, они не обладают высокой степенью значимости своей профессии, обесценивают достигнутые результаты, в связи с чем могут отказываться от работы с клиентами, делегировать обязанности и не проявлять активности для развития в индустрии красоты.
Для получения более точной информации об особенностях эмоционального выгорания парикмахеров-стилистов была использована методика «Эмоциональное выгорание», В. В. Бойко. По результатам методики, преобладающее количество парикмахеров-стилистов в выборке имеют низкое напряжение (58 %), низкую резистенцию (82 %) и низкое истощение (87 %). Большая часть обследуемых в выборке характеризуются наличием эмоциональных сил и ресурсов для эффективного выполнения оказываемых услуг по окрашиванию, стрижке и заботе о волосах клиентов, обладают большим количеством творческих идей для реализации, проявляют терпимость к запросам клиентов. Часто задают уточняющие вопросы о необходимом окрашивании и стрижках, адекватно оценивают результаты своего труда и поддерживают эффективность деятельности.
Для выявления значимости и силы обнаруженных связей были определены критические значения: rкрит = 0,334, p ≤ 0,05; rкрит = 0,430, p ≤ 0,01.
Были обнаружены значимые обратные связи истощения (rэмп = -0,346; p ≤ 0,05), деперсонализации (rэмп = -0,477; p ≤ 0,01), редукции достижений
(rэмп = -0,556; p ≤ 0,01) и общего профессионального выгорания (rэмп = -0,645; p ≤ 0,01) по методике К. Маслач с мотивацией достижения цели по методике Т. Элерса. А также выявлены значимые обратные связи напряжения (rэмп = -0,706; p ≤ 0,01), резистенции (rэмп = -0,417; p ≤ 0,05), истощения (rэмп = -0,670; p ≤ 0,01) и общего эмоционального выгорания (rэмп = -0,732; p ≤ 0,01) с мотивацией достижения по методике Т. Элерса. Таким образом, чем выше мотивация достижения у парикмахеров-стилистов, тем ниже истощение, деперсонализация, редукция, а также фазы выгорания напряжения, резистенции, истощения и общий показатель эмоционального выгорания. Достижение целей в деятельности по оказанию услуг за обеспечением и поддержанием красоты подразумевает активность и включенность мастера бьюти-сферы в работу с клиентами. Это может найти свое выражение в создании комфортной обстановки, доброжелательности и расположения парикмахерами-стилистами клиентов к себе. Вместе с этим отмечается формирование амбиций и целей, а также их интенсивное достижение специалистом в области услуг, которые подразумевают интенсивное взаимодействие с людьми, проявление интереса к работе, следовательно, проявление положительных эмоций, направленности на приобретение новых знаний, развитие своих умений.
Были выявлены обратные значимые связи истощения (rэмп = -0,346; p ≤ 0,05) и общего профессионального выгорания (rэмп = -0,346; p ≤ 0,05) по методике К. Маслач с профессиональным типом мотивации по методике В. И. Герчикова. А также выявлены значимые обратные связи между фазами резистенции (rэмп = -0,437; p ≤ 0,05), истощения (rэмп = -0,425; p ≤ 0,01) и общим эмоциональным выгоранием (rэмп = -0,455; p ≤ 0,01) по методике В. В. Бойко с профессиональным типом мотивации по методике В. И. Герчикова Чем выше профессиональный тип мотивации парикмахеров-стилистов, тем ниже резистенция, истощение и общее эмоциональное выгорание. Стремление парикмахеров-стилистов расширить свои профессиональные знания и развить умения требует от мастеров длительного поддержания сил и проявления интереса к своей работе. На этой основе они интенсивнее вовлечены в свою деятельность, проявляют энергичность и высокую выносливость при долгой работе с волосами в процессе их окрашивания, формирования причесок.
Обнаружены прямые значимые связи деперсонализации (rэмп = 0,645; p ≤ 0,01) и общего профессионального выгорания (rэмп = 0,556; p ≤ 0,01) по методике К. Маслач с инструментальным типом мотивации по методике В. И. Герчикова. А также выявлены значимые прямые связи фазы напряжения (rэмп = 0,638; p ≤ 0,01) и истощения (rэмп = 0,514; p ≤ 0,01) и общего эмоционального выгорания (rэмп = 0,591; p ≤ 0,01) по методике В. В. Бойко с инструментальным типом мотивации по методике В. И. Герчикова. Чем выше инструментальный тип мотивации у парикмахеров-стилистов, тем выше деперсонализация, напряжение, истощение и эмоциональное выгорание. Проявление направленности парикмахеров-стилистов использовать профессию исключительно для получения заработка способствует обесцениванию межличностных отношений с клиентами салонов красоты. Парикмахеры стилисты при этом могут не уточнять запросов, не создавать благоприятного климата при взаимодействии с посетителями бьюти-сферы.
Была обнаружена значимая обратная связь редукции личностных достижений по методике К. Маслач с инструментальным типом мотивации по методике В. И. Герчикова (rэмп = -0,382; p ≤ 0,05). Чем выше инструментальный тип мотивации, тем ниже редукция личностных достижений. Мотивация парикмахеров-стилистов, выражаемая в направленности на получение заработка, может способствовать высокой оценке достигнутых в профессии достижений. Такие парикмахеры-стилисты объективно и высоко оценивают результаты своего труда, трудность процесса ухода за волосами, в связи с чем формируют цены за свои услуги, благодаря чему могут поддерживать активность в своей деятельности.
Были обнаружены обратные значимые связи редукции (rэмп = -0,533; p ≤ 0,05) и профессионального выгорания (rэмп = -0,363; p ≤ 0,05). по методике К. Маслач с патриотическим типом мотивации по методике В. И. Герчикова. А также выявлены обратные связи истощения (rэмп = -0,392; p ≤ 0,05). и эмоционального выгорания (rэмп = -0,386; p ≤ 0,05). по методике В. В. Бойко и патриотическим типом мотивации по методике В. И. Герчикова. Чем выше патриотический тип мотивации у парикмахеров-стилистов, тем ниже редукция личностных достижений, фаза истощения и общее эмоциональное выгорание. Мы полагаем, что данный результат может быть обоснован сформированной культурой в салоне красоты или сети таких салонов – сформированные правила общения с клиентами, требования к определенному поведению, а также поощрения руководства за эффективную работу парикмахеров-стилистов способствуют поддержанию высокой активности работы, обуславливают формирование конструктивного взаимодействия с посетителями салонов красоты. А также стремление мастера-парикмахера осуществлять качественную работу для создания и поддержания успешной репутации салона красоты.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для составления практических рекомендаций, коррекционно-развивающих программ, используемых психологами, с целью профилактики профессионального выгорания и развития мотивации парикмахеров-стилистов, что может способствовать достижению профессиональной успешности сотрудников салонов красоты и повышению качества обслуживания клиентов.
Список литературы
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психология управления персоналом. Психическое выгорание : учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 299 с.
2. Золотых Н. В., Шевченко Т. Ю., Сапаров А. Б. Профессиональная мотивация // Central Asian Academic Journal of Scientific Research. 2021. № 3. С. 20-25.
3. Малыгина, В. А. Проблема исследования профессиональной мотивации // Вестник магистратуры. 2018. № 5-4. С. 93-95.
4. Хандус, М. Ю. Применение концепции В. И. Герчикова в системе мотивации персонала // Вестник магистратуры. 2017. № 2-2. – С. 144-146.
5. Freudenberger H. J. The issues of staff burnout in therapeutic communities // Journal of psychoactive drugs. 1986. №. 3. Pp. 247-251.