Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 159

Дата публикации 30.11.2022

Взаимосвязь конкурентоспособности и временной перспективы у студентов педагогического профиля обучения

Минахметова Альбина Зульфатовна
канд.психол.наук, доцент кафедры психологии, Елабужский институт Казанского федерального университет, РФ, г.Елабуга, minah_alb@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема личной конкурентоспособности студентов. Цель статьи заключается в выявлении взаимосвязи между жизненной перспективной и конкурентоспособностью студентов. В исследовании приняли участие студенты пятых курсов в количестве 40 человек. На материалах корреляционного анализа было выявлено наличие значимых корреляции между временной перспективой, жизненной перспективой и конкурентоспособностью. Взаимосвязь показала, что жизненная и временная перспектива основанная на наличие опыта профессиональной деятельности и принятия собственного прошлого способствует проявлению конкурентоспособности. В рамках исследования выявлены личностные качества способствующие успешному профессиональному продвижению. Статья будет полезна работникам системы образования, кураторам академических групп, педагогам-психологам.
Ключевые слова: личная конкурентоспособность, жизненная перспектива, временная перспектива, студент, выпускник.

The relationship of competitiveness and time perspective among students of pedagogical training profile

Minakhmetova Albina Zulfatovna
cand.psychol., Associate Professor of the Department of Psychology Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga

Abstract: This article discusses the problem of personal competitiveness of students. The purpose of the article is to identify the relationship between the perspective of life and the competitiveness of students. The study involved students of the fifth year in the number of 40 people. The correlation analysis revealed the presence of significant correlations between the time perspective, life perspective and competitiveness. The relationship has shown that the life and time perspective based on the experience of professional activity and acceptance of one's own past contributes to the manifestation of competitiveness. Within the framework of the study, personal qualities contributing to successful professional advancement were identified. The article will be useful to employees of the education system, curators of academic groups, teachers-psychologists.
Keywords: personal competitiveness, life perspective, time perspective, student, graduate.

Правильная ссылка на статью
Минахметова А.З. Взаимосвязь конкурентоспособности и временной перспективы у студентов педагогического профиля обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-konkurentosposobnosti-i-vremennoj-perspektivy-u-studentov-pedagogicheskogo-profilya-obucheniya.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Одним из главных ориентиров современного образования является подготовка конкурентоспособной личности. Для выпускника вуза в условиях быстро меняющего мира и нарастающей неопределенности очень важно видение себя в будущей перспективе.

Проблемы конкурентоспособности студентов впервые были освещены в работах В.И. Андреева. По мнению автора конкурентоспособная личность проявляет «способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [1, с. 438].

Похожей позиции придерживается Е.Г. Белякова, где конкурентоспособная личность проявляет «готовность к осмысленному опережающему саморазвитию с учетом тенденций социокультурной ситуации, обладающая необходимыми профессиональными и социально-личностными компетенциями для достижения конкурентных преимуществ на разных этапах профессионального развития» [2, с.192].

Среди личностных качеств конкурентоспособной личности в научной литературе выделяют: творческое саморазвитие, творческое самоопределение, лидерские качества, стремление к качественному конечному результату, работоспособность, ответственность, стрессоустойчивость и др. [3, c.34-36].

По мнению Ю.В. Соловьевой конкурентоспособная личность должна обладать сформированными мотивами успеха, достижения и выбора [4]. С.Д. Резник и А.А. Сочилова считают, что выпускник сможет быть востребованным на рынке труда благодаря своему уровню профессионализма и компетентности [5]. Тогда как Д.С. Котикова считает, что конкурентоспособность проявляется в любой деятельности благодаря развитию внепрофессиональных качеств личности, таких как «коммуникабельность, целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, рискованность, ответственность и независимость, стрессоустойчивость, креативность, уверенность в себе и лидерские качества, рефлексивность, внимательность, способность к саморегуляции, культурно-нравственные качества, способность к саморазвитию, нацеленность на конечный результат» [6, с.10]. Теоретический анализ показал, что в современных исследованиях не наблюдается однозначного понимания личной конкурентоспособности студента [7].

Среди множества показателей личной конкурентоспособности С.Д. Резник и А.А. Сочилова выделяют наличие жизненных планов, определение жизненных целей и целей трудоустройства.  Выдвигаемые личностью цели, построенные им планы и ценностные ориентации, построенный образ будущего, согласно исследователям (Е.И. Головаха, А.Г. Шмелев и др.) выступает в качестве содержания жизненной перспективы [8].

Жизненную перспективу И.А. Ральникова предлагает рассматривать «как совокупность представлений человека о собственном будущем, упорядоченных относительно временной оси» [8].

Исследование жизненного пути в студенческом возрасте особенно актуально, в связи с формированием образа будущего конкурентоспособного специалиста через профессиональное самоопределение. Студент – будущий выпускник вуза в ходе профессионального самоопределения планирует собственное будущее через создание его перспективы, осуществляет активную работу над реализацией собственных жизненных планов, стремиться к самосовершенствованию и т.д..

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению конкурентоспособности личности, данная тема остается недостаточно изученной. Таким образом, целью исследования является изучение конкурентоспособности через показатель жизненной перспективы.

Данная работа направлена на изучение жизненной перспективы студентов как показателя  конкурентоспособности личности. В исследовании приняли участие студенты 5 курса в количестве 40 человек. Все испытуемые являются студентами бакалавриата, обучающиеся по направлению «педагогическое образование». Исследование проводилось на базе Елабужского института КФУ. Диагностика студентов осуществлялась с использованием теста оценки жизненной и временной перспективы личности (ЖВПЛ) (В.И. Андреев), опросника временной перспективы Зимбардо.

Результаты исследования временной перспективы представлены в таблице 1.

Таблица 1.  Средние значения по шкалам временной перспективы

Шкалы

Среднее значение

Негативное прошлое

2.76

Гедонистическое настоящее

3.34

Будущее

3.30

Позитивное прошлое

3.23

Фаталистическое настоящее

2.75

Наиболее выраженными шкалами по временной перспективе являются три шкалы – гедонистическое настоящее, будущее и позитивное прошлое. Согласно представленным данным, доминирующей направленностью временной перспективы в студенческой группе выступает гедонистическое настоящее (среднее значение 3,34 балла). На втором месте по выраженности выступает шкала «будущее» (среднее значение 3,30 баллов). На третьем месте – позитивное прошлое – 3,23 балла. Результаты говорят о том, что студенты демонстрируют ориентацию на получение удовольствия от настоящего, чем ориентации на будущее. Студенты выпускных курсов живут сегодняшним днем, актуализацией потребностями в общении. Они стоят на пороге между прошлым и будущим. Прошлое связано с уходящей, беззаботной студенческой жизнью, а будущее – с защитой диплома, с неясностью жизненных планов, трудоустройством и т.д. Несмотря на выраженность трех шкал можно говорить о том, что испытуемые данной выборки больше получают наслаждение от сегодняшнего дня. Модель своего будущего у них представлена в их сознании, но перейти в реализации своих планов они еще не готовы.

Результаты исследования по тесту оценки жизненной и временной перспективы личности (ЖВПЛ) показывают, что уровень конкурентоспособности студентов данной выборки находится на уровне выше среднего. Об этом свидетельствуют средние значения по показателю конкурентоспособности – 107,2 балла. Испытуемые имеют цели и жизненные планы, а это в свою очередь говорит о позитивном образе будущего (12,7 баллов). Испытуемые считают, что для реализации жизненных планов необходимо трудолюбие (12,64 балла). Остальные личностные качества, диагностируемые тестом, у испытуемых развиты на среднем уровне (рис.1).

Рисунок 1. Средние значения оценок по шкалам способностей и личностных качеств, определяющих уровень конкурентоспособности студентов

Взаимосвязь между диагностируемыми переменными осуществлялась с использованием корреляционного анализа Пирсона (r=0,31, p≤0,05; r=0,40, p≤0,01).  Расчеты проводились с использованием программного обеспечения SPSS.

В ходе исследования выявили личностные качества студентов, определяющих уровень жизненной и временной перспективы. Так конкурентоспособная личность должна иметь четкие цели и ценности ориентированные на будущее (r=0,74), устойчивый профессиональный интерес (r=0,66), проявлять способность к саморазвитию (r=0,54) и демонстрировать высокое качество результатов своей деятельности (r=0,55). Конкурентоспособные личности характеризуются независимостью (r=0,58) и рискованностью (r=0,46).

Конкурентоспособность взаимосвязана с временной перспективой: негативным прошлым (r=-0,56), будущим (r=0,48). Испытуемые проявляющие высокую степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, боль и разочарования не способны к проявлению конкурентоспособности. Тогда как ориентированные на будущее студенты, любой опыт используют для проявления конкурентоспособности. При этом средние значения по ориентации на будущее находятся на втором месте после гедонистического настоящего. Однако у будущих выпускников пока у большинства отсутствует самостоятельный профессиональный опыт (из всей выборки работающими студентами по своему профилю являются 3 студента).

Таким образом, согласно результатам можно утверждать, что жизненная и временная перспектива основанная на наличие опыта профессиональной деятельности и принятия собственного прошлого будет способствовать выстраиванию успешного будущего и развитию конкурентоспособности личности.

Перспектива дальнейшего исследования видится в изучении самоорганизованности, инициативности, ответственности, а также рассмотрении зависимости конкурентоспособности от опыта педагогической деятельности у студентов–будущих выпускников.

 


Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
2. Белякова Е. Г. Структурно-содержательная модель конкурентоспособности как качества личности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Том 3. – № 2. – С. 189-198.
3. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.
4. Соловьева Ю. В. Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе: автореф. дис.… канд. пед. наук. – Оренбург, 2005. – 24 с.
5. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 251 с.
6. Котикова Д. С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 32 с
7. Краковецкая И.В., Кудашкина Л.А. Формирование личной конкурентоспособности студентов в условиях трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – №2 (114). – С.106-115.
8. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия Алтайского государственного университета. – 2011. – №2-1. – С.53-60.

Расскажите о нас своим друзьям: