Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 376

Дата публикации 30.11.2022

Волонтёрство как средство социализации детей с ОВЗ

Круцкий Виктор Михайлович
магистрант, кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Волгоградский социально-педагогический университет», г. Волгоград, krutskiy15@mail.ru
Научный руководитель Макарова Ирина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Волгоградский социально-педагогический университет», г. Волгоград

Аннотация: В работе рассматривается феномен волонтёрства и его влияние на процесс социального становления ребёнка с ОВЗ. Раскрыты возможности добровольческого пространства для успешной социализации учащихся с ОВЗ, а также показаны этапы развития волотнёрской деятельности на базе общеобразовательных организаций. Авторы, опираясь на труды исследователей феномена волонтёрской деятельности, отмечают значимость «педагогического волонтёрства» среди студенческой молодёжи для формирования у них социальной и гражданской активности. Формирование понимания у студентов необходимости создания добровольческих движений для обеспечения личностного роста учащихся, в том числе и с ОВЗ, в собственной педагогической практике.
Ключевые слова: волонтёрская деятельность, добровольчество, дети с ОВЗ, педагогическое волонтёрство, коммуникативный потенциал, социализация, личностное совершенствование, воспитание.

Volunteering as a means of socialization of children with disabilities.

Krutskiy Viktor Mikhailovich
Master student, Department of Pedagogy, Volgograd Social and Pedagogical University Volgograd
Scientific adviser Makarova Irina Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Volgograd Socio-Pedagogical University, Volgograd

Abstract: The paper examines the phenomenon of volunteering and its impact on the process of social formation of a child with disabilities. The possibilities of the volunteer space for the successful socialization of students with disabilities are revealed, and the stages of the development of volunteer activity on the basis of educational organizations are also shown. The authors, relying on the works of researchers of the phenomenon of volunteer activity, note the importance of "pedagogical volunteering" among students for the formation of their social and civic activity. Formation of students' understanding of the need to create volunteer movements to ensure the personal growth of students, including those with disabilities, in their own pedagogical practice.
Keywords: volunteer activity, volunteerism, children with disabilities, pedagogical volunteering, communicative potential, socialization, personal improvement, education.

Правильная ссылка на статью
Круцкий В.М., Макарова И.А. Волонтёрство как средство социализации детей с ОВЗ // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/volontyorstvo-kak-sredstvo-sotsializatsii-detej-s-ovz.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Мощным фактором развития современного общества стало волонтёрство. Историей развития волонтерской деятельности в России занимались Луговая Е. А. [9], Новиков М. А. [12], Паршина Ю. В. [13], Соколов А. В. [17], Фирсов М. В. [19] и др.

Анализируя различные точки зрения на определения добровольности можно выделить ключевые элементы термина: добровольность, особый характер, общественная польза. И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон в своих трудах отмечают, что добровольчество - это бескорыстная индивидуальная или коллективная работа на благо социума [14, с. 10].

Один из известных российских социологов Е. И. Холостова  понятие «волонтёры» трактует так: «Волонтёры от англ. volunteer – доброволец) -  это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций… Волонтёры в современном значении этого слова – это  члены общественного объединения социальной направленности» [20, с. 121-124].

На современном этапе развития общества происходят изменения, затрагивающие любую сферу жизнедеятельности человека. Следует сказать о переходе к инклюзивному образованию, которое подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, в том числе детей с ОВЗ. Процесс социализации названной категории обучающихся начинается в общеобразовательных школах, в которых, согласно ФГОС НОО, обеспечивают равные возможности для образования и развития каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

В современном мире социализация детей с ОВЗ предполагает вовлечение их в такую общественно значимую деятельность, которая будет обогащать познавательный, социальный и коммуникативный потенциал, что сформирует важные компетенции необходимые в жизни.

Исходя из вышесказанного, волонтерская деятельность подростков может служить важным средством их адаптации в обществе. Обладая огромным ресурсным потенциалом, волонтёрство принесёт пользу не только отдельным благополучателям, но и государству в целом [2, с. 131].

В настоящее время распространены следующие направления волонтерской деятельности: социальное, спортивное, культурное, экологическое, корпоративное, а также донорство, событийное, виртуальное (интернет), медиа-волонтёрство, международное волонтёрство.

Из всего перечисленного отметим социальное волонтёрство, которое надо понимать, как оказание помощи всем нуждающимся: детям, пожилым людям, больным и другим категориям граждан. Е. А. Байдетская и С. В. Белоцерковская считают, что социальная адаптация детей с ОВЗ будет проходить успешнее, если включать их в среду добровольческих сообществ [3].

 На наш взгляд, добровольческой среда предоставляет ребенку с ОВЗ следующие возможности для успешной социализации, где  он учиться уважать интересы и права других:

  • во-первых, она расширяет круг общения детей с ОВЗ, включая в него волонтеров, которые являются адаптированными личностями, способными к тому, чтобы «заразить» интересом к активной социальной деятельности;
  • во-вторых, она открывает доступ к профессиональной квалифицированной помощи от педагогов-волонтеров, прошедших специальную подготовку по работе с детьми с отклонениями в развитии, имеющими достаточный опыт работы с особенными детьми, специфический набор навыков, умений, приемов работы в области специальной коррекционной педагогики;
  • в-третьих, она включает подростков в разные виды коммуникативной деятельности, которая позволяет развить имеющиеся интересы и склонности, раскрыть личностный коммуникативный потенциал, приобрести опыт коммуникации;
  • в-четвертых, она развивает умение работать в коллективе единомышленников, дает опыт участия в совместной работе;
  • в-пятых, она развивает навыки целостного объективного планирования жизненных перспектив, которые создают основу самостоятельности ребенка с ОВЗ, его активности, способности к адаптации в жизни, на рынке труда [10, с. 123-124].

Кострикин А. В. отмечет то, что пространство общественных молодёжных объединений способно предоставить подростку возможность получения первичного социального и профессионального опыта, который впоследствии становится предпосылкой для успешного профессионального и карьерного старта личности [8, с. 185].

Развитие школьного добровольчества предполагает деление на следующие этапы.

  1. Ведение информационно-просветительской кампании, рассказывающий о волонтёрах.
  2. Создание инфраструктуры, формирование добровольческих отрядов.
  3. Создание программы мероприятий для действующих отрядов: а) введение в волонтерскую деятельность; б) мотивация и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности; в) создание проектов, защита и реализация; г) закрепления успешного опыта посредством создания добровольческого отряда;
  4. Методическое сопровождение: создание модели отряда, проведение серии обучающих занятий, видеоуроков.
  5. Работа с лидерами добровольчества: участие в форумах, региональных советах, грантовых конкурсах [18, с. 10-11].

В Волгоградской области при поддержке регионального отделения РДШ в 2019 году был организован волонтерский отряд «Рука помощи», в котором вместе со здоровыми детьми в добровольческих акциях участвуют и дети с ограниченными возможностями. Всероссийское общество глухих (ВОГ)  часто привлекает волонтёров с нарушением слуха в различные мероприятия. Так, например, названное общество стоял у истоков движения «Амбилимпикс» в России.

Анализируя труды исследователей волонтерских практик за последние годы, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество работ посвящено изучению организации волонтерской деятельности в вузах при подготовке будущих педагогов (Акимова Е. В. [1], Даль Л. В. [6], Митрохина О. В. [11], Ситаров В. А. [16], Сикорская Л. Е. [16] и другие).

Таким образом, в социальном волонтёрстве необходимо выделить направление педагогического волонтёрства.

Понятие «педагогическое волонтёрство» было введено в научный оборот Акимовой Е. В. По её мнению, педагогическое волонтёрство - это  «взаимодействие педагогов, добровольцев с представителями подрастающего поколения, нуждающимися в комплексной помощи при решении проблем становления и саморазвития личности» [1, с. 6].

В российских вузах педагогической направленности в последние годы накоплен положительный опыт по организации волонтерской деятельности среди студенческой молодежи. Например, на базе МПГУ функционирует проект «Педагогическое волонтёрство» [5]. 

Волонтёрская работа среди подростков с ОВЗ требует специфичных навыков и умений, знаний особенностей данной категории ребят. Исследованиями в этой области занимались Шрамко Н. В. [7],  Яковлева И. М. [21], Прияткина Н. Ю. [15], Зыскина М. А. [7], Буслаева М. Е. [4].

Буслаева М. Е. убеждена в том, что подготовка студентов к организации волонтерской деятельности с  детьми с ОВЗ может стать приоритетным направлением профессионализации молодых специалистов, потому что в добровольчестве скрытые ресурсы личностного совершенствования [4, с. 89].

Выход волонтеров в семьи, которые занимаются воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, Зыскина М. А. и Шрамко Н. В. определяют как домашнее визитирование. В качестве домашних визитёров могут выступать, прежде всего, студенты вузов, которые обучаются по направлениям «Социальная работа» и «Психолого-педагогическое образование» [7, с. 96].

Особенностью педагогического волонтерства является использование различных педагогических технологий: технологии общения с детьми, игровых технологий, технологии организации творческих занятий (рисование, оригами, поделки, мастер-классы), социально-педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ, попавших в трудное положение. Применение названных технологий в добровольческом движений делает работу эффективной и более значимой.

Правительство РФ на федеральном уровне определяет цели и задачи сохранения, укрепления, поддержки детского движения как важнейшего социального и института. Современной науке также нельзя оставлять без внимания изучение феномена педагогического волонтёрства, потому что оно решает задачи, от которых зависят судьбы детей с ОВЗ.


Список литературы

1. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акимова Елена Владимировна. – Рязань, 2006. – 177 с. – EDN NNQLTR.
2. Андрианова, Д. Д. Роль педагога в формировании стремления подростков к волонтёрской деятельности / Д. Д. Андрианова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 3. – № 1. – С. 122-131. – EDN UCIOCX.
3. Байдецкая, Е. А., Белоцерковская, С.В. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к социальной жизни через волонтерство. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 С. 15-21.
4. Буслаева, М. Е. Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ / М. Е. Буслаева // Научные исследования. – 2016. – № 10(11). – С. 87-90. – EDN XBGVWL.
5. Григорова, А. А., Никитенкова, И. С. «Педагогическое волонтерство» как вспомогательный ресурс образовательной организации // Студенческий электрон. научн. журн. 2017. № 19 (19). URL: https://sibac.info/journal/student/19/89550 (дата обращения: 01.12.2022).
6. Даль, Л. В. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности студентов в реализации социально значимых проектов / Л. В. Даль // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2(33). – С. 32-35. – EDN OXJVRP.
7. Зыскина, М. А. Подготовка студентов-волонтеров к домашнему визитированию ребенка-инвалида с ДЦП / М. А. Зыскина, Н. В. Шрамко // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – С. 94-98. – EDN TJALWN.
8. Кострикин, А. В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества / А. В. Кострикин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 80. – С. 181-185. – EDN JUJQWN.
9. Луговая, Е. А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: автореф. дис. … канд. культурологии (24.00.01). Саратов, 2012.
10. Макарова, И. А. Практика волонтерской деятельности в коррекционных образовательных организациях в контексте социализации детей с нарушением слуха / И. А. Макарова, М. Ю. Тихомиров, В. М. Круцкий // Эргодизайн. – 2022. – № 3(17). – С. 221-228. – DOI 10.30987/2658-4026-2022-3-221-228. – EDN DRXERK.
11. Митрохина, О. В. Подготовка несовершеннолетних к волонтёрской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02; Российский гос. социальный унт. – Москва, 2004. – с. 13.
12. Новиков, М. А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. 2011. № 6–3. С. 141–144.
13. Паршина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России / Ю.В. Паршина // Известия ВГПУ. - 2009. - С. 106-109.
14. Потенциал и пути развития филантропии в России/ под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона.- М.: Издат. дом Гос. ун-та. Высш. школы экономики, 2010.- 419 с.
15. Прияткина, Н. Ю. Подготовка волонтеров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. Ю. Прияткина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 181. – EDN WIQDPF.
16. Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л. Е. Сикорская, В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №4. – с.126.
17. Соколов, А. В. Добровольческий ресурс развития общества [Текст] / А.В. Соколов, А. А. Власова//Власть. -2014. -№11. -С. 110-115.
18. Федоров, А. С., Зотова, В. А., Метелев, А. П. Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда». – М.: Издательство «Перо», 2018. – 101 с.
19. Фирсов, М. В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 256 с.
20. Холостова, Е. И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. –М.: ВЛАДОС, 2000.– 424 с.
21. Яковлева, И. М. Современные тенденции подготовки педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / И. М. Яковлева. — Текст : непосредственный // Региональное образование: современные тенденции. — 2019. — № 3 (39).

Расскажите о нас своим друзьям: