Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 81

Дата публикации 30.11.2022

Особенности преподавания иностранного языка с учетом клипового мышления современных студентов

Кульбакова Татьяна Ивановна
cт. преподаватель кафедры иностранных языков, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, РФ, г. Москва, kulbakova.ti@gmail.com
Маккартни Александра Григорьевна
cт. преподаватель кафедры иностранных языков, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, РФ, г. Москва, agkotina@gmail.ru
Платкова Анна Борисовна
ст. преподаватель кафедры иностранных языков, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, РФ, г. Москва, panna54@mail.ru

Аннотация: Статья рассматривает феномен «клипового мышления» в образовательной среде, а именно: как происходит процесс обучения иностранному языку у студентов с данной особенностью. «Клиповое мышление» характеризуется фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. Статья описывает не только процесс внедрения педагогических особенностей в работу с современными студентами, она также рассматривает актуальные тенденции методологии и обучения английскому языку в современных высших учебных заведениях.
Ключевые слова: клиповое мышление, методы обучения, универсальная грамматика, коммуникативный метод, мнемотехника, ролевые игры, проектный метод.

Particular features of teaching a foreign language considering clip thinking of modern students

Kulbakova Tatiana Ivanovna
senior teacher of Foreign languages department, N.E. Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow
McCartney Alexandra Grigorievna
senior teacher of Foreign languages department, N.E. Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow
Platkova Anna Borisovna
senior teacher of Foreign languages department, N.E. Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow

Abstract: This article describes the phenomenon of "clip thinking" in the educational environment, namely, how the process of learning a foreign language occurs in students with this manner of thinking. "Clip thinking" is characterized by the fragmentation of information flow, complete heterogeneity of incoming information, a high speed of switching between fragments of information, lack of a holistic picture of perception of the surrounding world. The article describes not only the process of the implementation of pedagogical peculiarities in work with such modern students, it also tells about modern trends of methodology and teaching English in modern institutions of higher education.
Keywords: clip thinking, teaching methods, generative grammar, communicative language teaching, mnemonics, role games, project method.

Правильная ссылка на статью
Кульбакова Т.И., Маккартни А.Г., Платкова А.Б. Особенности преподавания иностранного языка с учетом клипового мышления современных студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-s-uchetom-klipovogo-myshleniya-sovremennykh-studentov.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Введение

Методология преподавания представляет собой процесс применения основных принципов, процессов, средств и методов обучения, которые обосновываются научными знаниями. Методология позволяет сформировать наиболее удобные и эффективные способы донесения информации до обучаемых.

Современное обучение в высших учебных заведениях выстраивается исходя из исторически сформированных методов. В центре любой учебной парадигмы находится ученик, вокруг которого выстраивается образовательная среда. Процесс внедрения средств и методов презентации материала, связанного с иностранными языками, всегда опирается на личностные особенности студентов. Каждый студент может вспомнить, что учебная группа делилась на несколько «уровней знаний». Существовали сильные студенты, которые прошли школы с углублённым преподаванием иностранного языка, есть студенты, которые просто неплохо освоили основную программу, и третья группа студентов, которые попали в группу с минимальными знаниями иностранного языка. В связи с этим методологические подходы к обучению иностранному языку выстраиваются с учетом того, что логика, согласно которой человеческий мозг выстраивает целостные предложения, оперирует языковыми конструкциями и продиктована самой природой, биологическими особенностями нашего мозга.

Суть языкового инстинкта состоит в том, что с помощью языка мы сообщаем новое. Из потоков слов образуются предложения, и это не просто проявления нашей памяти – это сообщения, несущие новую информацию. Что же стоит за нашей способностью делиться информацией? Первый принцип был сформулирован швейцарским лингвистом Фердинандом де Сосюром в 19 веке: это «произвольность знака», то есть совершенно произвольное сочетание звука и значения. Например, слово dog не выглядит как a dog, не ходит, не издает звуки как a dog, но все равно означает dog. Это происходит потому, что все англоговорящие проходят в детстве идентичный процесс повторного заучивания, когда звучание приобретает значение. Таким образом, члены языкового сообщества практически постоянно регенерируют и передают понятия из поколения в поколения [1, с. 121-128]. Важная особенность языка, на которую указывал еще В. фон Гумбольдт, была сформулирована Ноамом Хомским: язык бесконечно использует ограниченные средства (language “makes infinite use of finite media”). Каждый говорящий может составить бесконечное множество грамматических предложений, имея при этом ограниченный набор языковых средств. В основе этого удивительного явления лежит концепция Хомского порождающей или универсальной грамматики (generative grammar): «системы правил, которая некоторым явным и четко определенным образом присваивает предложениям структурные описания» [2, с. 18-36].

Важно отметить, что акцент в лингвистике Хомского делается на практике. Или, по словам любимого мыслителя Хомского Вильгельма фон Гумбольдта, «средства языкового выражения странным образом сталкиваются с поистине безграничной областью человеческого мышления. Следовательно, они [люди] должны бесконечно использовать конечные средства и могут это делать благодаря силе, которая осуществляет тождество языка и мысли» [3].

Материалы и методы

В методике преподавания основным критериям психолингвистической теории усвоения иностранного языка отвечают коммуникативный и аудиовизуальный подходы к обучению, согласно которым обучение строится адекватно процессу речевой коммуникации. Очевидно, что общению следует обучать только через общение.

Аудиовизуальный метод обучения подразумевает иллюстрирование речи соответствующими картинками, то есть студентам показывают видеоролики, художественные и документальные фильмы на иностранном языке. В этом случае у обучаемых работает одновременно два канала восприятия — зрительный и слуховой, в результате чего в голове студентов возникают ассоциации, что позволяет лучше запоминать и воспроизводить языковые единицы. Целью метода является овладение живым, разговорным языком.

Коммуникативный метод обучения подразумевает разговорную практику как доминирующий элемент обучения иностранному языку. Задача состоит в том, чтобы ученики самостоятельно при помощи общения смогли обучиться построению высказывания и использовать все полученные знания непосредственно в практической области.

Оценивая восприимчивость современных студентов к современным средствам и методам обучения, отечественные педагоги и ученые, например, О.Г. Вронский, отмечают, что у молодежи ценностные идеалы активно формируются при помощи интернета и таким образом происходит развитие феномена клипового мышления [4, с. 81-84]. Очень важно, таким образом, доносить информацию до обучаемых, учитывая их ценности и мотивы.

Термин «клиповое мышление» возник в конце 90-х годов XX века. Н.В. Азаренок описывает данный феномен как особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа. Информация, представленная в виде клипа, является объективной действительностью, и индивид может легко воспринимать и интерпретировать содержание данного клипа, так как сам он погружен в эту действительность [5, с.110-112].

Клиповое мышление – это тип мышления, при котором информация воспринимается фрагментами, небольшими кусочками и яркими образами [6, с. 320-328; 7, с. 99-121]. Данный тип мышления все чаще возникает у молодых людей, которые только приходят в учебное заведение. Им трудно получать информацию через многочасовые лекции или грамматические правила и упражнения. Им важно достигать результат конкретными инструментами и в короткие сроки [8, с.74-90].

Невозможно освоить профессиональный иностранный язык только при помощи методов, ориентированных на носителя «клипового» мышления. Поэтому задача, стоящая перед современными педагогами двойственна по своей сути. Во-первых, необходимо найти общий язык с новым поколением студентов, опираясь на те способы подачи информации, которые более эффективно способствуют процессу запоминания и усвоения материала, и, основываясь на достигнутом и развивая необходимые для обучения в ВУЗе способности освоения нового, подвести студентов к восприятию более сложных, абстрактных форм и методов работы. Во-вторых, важно использовать фактор клипового мышления в связке с другими, классическими методами работы, например, с коммуникативным методом.

Рассмотрим некоторые методологические особенности преподавания иностранного языка для студентов с данным типом мышления.

1. Приемы мнемотехники. Вокруг мнемотехники сформировано несколько методических инструментов на усвоение иностранного языка. К таким методам относятся: выделение написанного цветом, размером, нумерацией; метод парных ассоциативных связей, метод ключевых слов, воспроизведение по образцу, параллельные тексты, применение различных игровых ситуаций и ролевых игр. Безусловно, данный метод активно используется в средней школе, однако, для того, чтобы ввести студента в обучающий курс, данный способ будет максимально удобен.

2. Особенность клипового мышления в том, что оно позволяет запоминать наиболее яркие действия педагога на занятии. Именно поэтому очень важно учебный материал разбавлять разнообразными схемами и таблицами, подчеркивать яркими цветами определенные слова. Выработке сосредоточенности внимания способствует устная разминка в виде перевода легких сначала и усложняющихся к концу упражнения предложений: с иностранного на русский язык – одним студентом, с русского на иностранный язык перевод того же предложения следующим студентом и далее по цепочке. Что касается развития аналитических способностей, в этом процессе, несомненно, ведущую роль играет умение работы с текстом.

Другими словами, данный метод можно назвать «кластерным»: метод позволяет за счет графических преображений наиболее четко показывать смысловые поля.

3. Проектный метод является наиболее удобным при работе со студентами старших курсов. При условии внедрения в учебный процесс проектного метода, студент может работать с большим объемом информации, вычленять наиболее важные детали и создавать собственные проекты.

4. Доски «Padlet» - ещё один приём, способный заинтересовать обучающихся с клиповым мышлением. Доски «Padlet» являются интерактивным аналогом обычной классной доски или пробкового стенда, на которой каждый студент (по приглашению преподавателя) может оставлять свою запись, приложить к ней фото, оставить комментарий к записям других студентов. Данный метод позволяет проще погружаться в усвоение тематики урока и особенностей изучаемого языка – при условии, что преподаватель хочет привлечь к участию каждого обучающегося. Формат такой работы, близкий по принципу к общению на стенах соцсетей, привлекателен простотой и понятностью.

5. Использование в педагогической практике конкретных, материальных примеров. Этот метод подразумевает просмотр фильмов или роликов, прослушивание подкастов (иногда в качестве домашнего задания) с последующим обсуждением в аудитории, организацию экскурсий.

6. Методика шести мыслительных шляп Э. де Боно. Данная методика относится к категории «ролевые игры». Организуется круглый стол – дискуссия или обмен мнениями.  Каждый студент выступает в заданной роли: 6 шляп – 6 ролей, которые подразумевают определенные, зачастую различные точки зрения на проблему.

Результаты и обсуждения

Подводя итог, можно сказать, что среди характерных особенностей обучения иностранному языку современного поколения, которому присуще клиповое мышление, следует выделить увеличение значимости разнообразия видов деятельности в ежедневной педагогической практике, максимально возможную визуализацию изучаемого материала, частую смену средств и методов, направленных на развитие долгосрочной памяти, способности к сосредоточению, аналитических навыков и логического мышления.

Оформление текста в виде выделения ключевых моментов, подача материала в графическом виде, характерном для фрагментарного/клипового усвоения информации, будут способствовать его запоминанию, что важно учитывать при разработке электронных учебников иностранного языка.

Реалии XXI века ставят перед преподавателями новые задачи: вынуждают менять те традиционные подходы в обучении, которые утрачивают свою эффективность в условиях развития современного общества; требуют гибкости и чуткости при взаимодействии с аудиторией, поиска новых способов и методов преподавания иностранного языка и профессионального общения.

Т.В. Семеновских описывал важность выстраивания информационно-коммуникативной среды при работе с современными студентами. Информационно-коммуникативная среда вуза позволяет широко использовать информационные технологии в процессе обучения. Задача преподавателя в этой связи заключается в обучении и развитии в студентах навыка фильтровать «информационный мусор» [9].

Таким образом, цель вузовского образования должна заключаться в формировании и развитии у студентов навыков и умений не просто извлекать и воспринимать необходимую информацию, но и анализировать, критически осмысливать и рационально применять ее в своей профессиональной и повседневной практике.


Список литературы

1. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Москва: Издательство Юрайт, 2022, 429 с.
2. Noam Chomsky. Language and Mind. Cambridge University Press; 3rd edition (January 30, 2006), Cambridge, UK, 206.
3. Грановская Р.М. Люди с клиповым мышлением элитой не станут. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125.html (дата обращения: 30.06.2021).
4. Вронский О. Г. Научно-инновационная деятельность педагогического вуза: традиции, проблемы, перспективы. Материалы VII Международной научно-практической конференции, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Международная академия наук педагогического образования. Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012, с. 81-84.
5. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. Материалы всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Москва, «Институт психологии РАН», 2009, с. 110-112.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: Издательство «Смысл», 2020, 527 с.
7. Malcolm Gladwell. Blink: The Power of Thinking without Thinking. Penguin Books Ltd, London, England, 2006, 277.
8. Steven Pinker. The Language Instinct: How the Mind Creates Language. Penguin Books Ltd,, 2015, 528.
9. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» — феномен современности. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 14.10.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: