Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 159.99

Дата публикации 30.11.2022

Психолого-педагогическое сопровождение семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Борисова Елена Олеговна
Педагог-психолог первой квалификационной категории, МАОУ Лицей №21, РФ, г. Химки, elena@kozeeva.com

Аннотация: В статье автор рассматривает психолого-педагогическое сопровождение семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Выявляются проблемы личности, проблемы особенного родительства. Проводится параллель между понятием «ребенок с особыми образовательными потребностями» и «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Автор рассматривает, какая работа должна вестись педагогом-психологом с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, говорит о необходимости разработки и внедрения в дошкольные учреждения программы психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ.
Ключевые слова: семья, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, особое родительство, стресс, кризисы в жизни семьи, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование.

A family raising a child with special educational needs: psychological features

Borisova Elena Olegovna
Teacher-psychologist of the first qualification category, MAOU Lyceum No. 21 of the Russian Federation, Khimki

Abstract: the article, the author examines the psychological and pedagogical support of a preschool child's family with disabilities in the conditions of inclusive education. Personality problems, problems of special parenting are revealed. A parallel is drawn between the concept of "child with special educational needs" and "child with disabilities". The author considers what kind of work should be carried out by a teacher-psychologist with families with children with disabilities, speaks about the need to develop and implement a program of psychological and pedagogical support for families of preschoolers with disabilities in preschool institutions.
Keywords: family, limited health opportunities, special educational needs, special parenthood, stress, crises in family life, psychological and pedagogical support, inclusive education.

Правильная ссылка на статью
Борисова Е.О. Психолого-педагогическое сопровождение семьи дошкольника с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semi-doshkolnika-s-ovz-v-usloviyakh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.11.2022)

«… Именно в семье создаются уникальные условия

для формирования ценностных ориентаций, установок

эмоционального отношения к другим людям,

что создает основу, для развития личности ребенка в целом».

Семья – является источником и эталоном человеческого поведения. Ребенок с раннего детства копирует поведение родителей и решение своих детских, а потом и взрослых проблем осуществляет, используя образцы решений, принимаемых в его семье. Целью воспитания ребенка является подготовка полноправного, сознательного члена общества, который смог бы быть его активным участником. Но бывают ситуации, когда обычный путь развития недоступен для ребенка и необходимо использование специальных методов и приемов воспитания.

В настоящее время, одной из важных, актуальных и наиболее дискуссионных проблем современного образования в нашей стране является образование детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день, ребенок с особыми образовательными потребностями – это уже не новое понятие для окружающей нас действительности. Стоит начать с того, что дети с особыми образовательными потребностями – это дети, которые нуждаются в особом маршруте для получения необходимых знаний, которые их нормотипичные сверстники получают обычным образом.

Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется в научной литературе, как наиболее точный аналог термина «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Безусловно, введение и того и другого термина явилось объективной необходимостью и, в конечном итоге, должно помочь вытеснить такие понятия, как «аномальные дети», «дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями развития» и другие определения, которые, указывают на неполноценность и ненормальность человека. Поражает глубина мысли Л.С. Выготского [2], который писал по этому поводу следующее: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, а возможно шире практиковать их общение с остальными детьми». Эта фраза является ключом к пониманию всего смысла инклюзивного образования.

Основная цель нашего исследования – разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Для реализации цели исследования использовался комплекс методов. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; изучение личных дел детей; методы психодиагностики и математической статистики.

Современный образовательный процесс в нашей стране построен таким образом, что каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность, развиваться в характерном, доступном именно для него темпе, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями. С момента введением ФГОС педагогический процесс стал включать в себя принципы инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Нельзя забывать, что ограниченные возможности здоровья не всегда связаны с инвалидностью, так как не каждый ребенок с инвалидностью нуждается в специальных условиях. Поэтому важно прнимать, что ребенок с особыми образовательными потребностями – это не всегда ребенок-инвалид.

Дети с ОВЗ получили возможность обучаться навыкам взаимодействия, полноценно развиваться, быть включенными в реальный мир, который должен быть один для всех. Для них продумано множество видов помощи, методик социализации и коммуникации. Но в этой проблеме, как было уже сказано выше, есть еще участники и, если им не уделить достаточно внимания, они могут все старания специалистов, работающих с ребёнком свести на «нет» — это родители особенных детей.

Интерес к проблеме психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире. Проблемами детско-родительских отношений в семьях, где воспитывают ребенка с ОВЗ, частично представлено в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Н. Смирновой. Рассматриваемой проблеме посвящены работы таких отечественных авторов, как Т.А. Добровольской, М.М. Семаго и др. Проблема психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ по существу, не изучена. Лишь в некоторых работах (P.M. Боскис, Т.А. Власовой, А.Г. Басовой, А.И. Метт, К.А. Микаэльяна) приводятся отдельные рекомендации [1].

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ ежедневно вовлечена в повседневные заботы и трудности, которые редко встречаются в жизни других семей, имеющих нормотипичных детей. Рождение ребенка, в большинстве случаев, представляет собой радостное и волнительное событие для родителей. Но если рождение здорового и крепкого малыша приносить в семью счастье, гордость и радость, то появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья является для многих тяжелым жизненным испытанием. В такой ситуации проявляются неоднозначные реакции родителей, но в большинстве своем они проявляются, как сильнейший психологический стресс и ситуация расценивается ими, как жизненный крах. Л.М. Колпакова [4] в своих исследованиях говорит о том, что родители детей с ОВЗ, в большинстве случаев, осознают проблемы, связанные с лечением и здоровьем своего ребенка, но проблемам общения с ребенком, потребностям его внутреннего мира не придают большого значения.

Семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения и очень часто самые близкие люди оказывают на детей больше влияния, чем все остальные. Именно микроклимат семьи, её принятие особенного ребенка, психологическое состояние ее членов играет большую роль в формировании личности ребенка. Занимаясь с детьми с особыми образовательными потребностями, нельзя не заметить, как дети отличаются друг от друга в психологическом плане. Я провожу прямую параллель с внутренней семейной ситуацией и психологическим состоянием особенного ребенка. Если семья внутренне не принимает ребенка с ОВЗ, то и сам ребенок чувствует себя ненужным, изгоем. В результате - потенциал личности теряется.

Исследователи выделяют следующие уровни качественных особенностей, присущие семьям с особенными детьми (Иванова Е.В., Ткачева В.В.) [6]:

1. Соматический уровень. Постоянные психологические перегрузки нервной системы, вызывают у родителей не прекращаемое беспокойство, хроническую усталость, апатию, неудовлетворенность своим собственным состоянием. Семьи, в которых присутствует ребенок с ОВЗ постоянно находятся в состоянии хронического стресса, т.к. выпавшие на долю родителей переживания, превышают допустимый уровень психологической нагрузки, что может быть причиной соматических заболеваний и вегетативных расстройств родителей. Матери больных детей испытывают колебания артериального давления, жалуются на бессонницу и частые и сильные головные боли. Чем старше становится ребенок, тем явнее у некоторых матерей появляются проблемы со здоровьем.

2. Социальный уровень. Рождение ребенка с особенностями развития приводит к определенной социальной изоляции его семьи. Общество не всегда понимает проблемы особенных семей, и лишь небольшой процент таких семей ощущает поддержку и понимание окружающих. Родители избегают общения с друзьями, соседями, сверстниками ребенка, иногда испытывают реакцию стыда, в связи с его внешнем видом и ограничивают его социальные контакты. Окружающие настороженно относятся к детям с особенностями.

3. Психологический уровень. На психологическом уровне происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей. Появление в семье ребенка с ОВЗ меняет сложившийся уклад жизни, семейные связи и отношения. Если в семье гармоничные отношения между супругами, то велика вероятность осуществления взаимной поддержки в воспитании особенного ребенка, если же нет – возникают трудности, семейные и личные проблемы. Не выдержав трудностей, родители могут изолироваться от общества, они отгораживаются от близких, друзей и знакомых, от всего мира и предпочитают переносить свое горе в одиночку. Очень часто возникают проблемы материального, профессионального, социального и эмоционального плана. Рождение особенного ребенка можно рассматривать как кризис невозможности (когда жить, как раньше уже нет возможности, а как дальше жить неизвестно), разрешение которого требует высокой адаптивности, гибкости, сплоченности семьи, ее готовности к изменению ролевой структуры и паттернов общения соответственно новым условиям ее функционирования. Поэтому так важно, занимаясь проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, уделять внимание работе с их семьями.

Психологические проблемы и трудности родителей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, можно разделить на три группы:

1. Проблемы личности - проблемы родителей как взрослых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2. Проблемы супружества - проблемы родителей как супругов, связанных семейными узами;

3. Проблемы особого родительства - проблемы и трудности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для эффективной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском образовательном учреждении необходимо поддерживать и сохранять психическое и психологическое здоровье членов семьи, имеющих такого ребенка. Зачастую со стороны родителей возникает агрессивная, враждебная реакция, направленная на педагогов, работающих с их ребенком. Эти реакции совершенно естественны и объяснимы, и педагоги, которые работают с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, должны относиться к ним с пониманием – это проявление психологической защиты и выход накопившейся негативной энергии, который помогает родителям снизить тревогу.

Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования направлена на изменение детско-родительских и супружеских отношений в семье. Выстраивая программу сопровождения в ключе гуманистического подхода, мы трактуем это понятие гораздо шире – как принятие самого себя.

Программа включает в себя диагностику ребенка с ОВЗ, консультации, психокоррекционные тренинги и круглые столы для родителей особенных детей, помощь в направлении ребенка на ПМПК, сопровождение ребенка, составление индивидуального маршрута.

Работа с нормотипичной семьей не всегда бывает легкой, а с семьей, воспитывающей особенного ребенка – гиперсложной. Для специалиста такая работа требует огромных душевных затрат. Педагог-психолог должен постараться включить родителя в учебный, коррекционный процесс, т.е. сделать его полноправным участником. А родитель, со своей стороны, должен четко понимать, какую помощь ждет от него специалист. Необходимо предоставить возможность учиться не только детям, но и их родителям, ведь их вовлечение в коррекционно-педагогический процесс является важным условием эффективной работы специалистов с детьми с ОВЗ.

Чтобы работа с родителями особенных детей строилась эффективно педагогу-психологу на начальном этапе необходимо разобраться в эмоциональных отношениях в семье [5]. Ведь психологу приходится иметь дело со взрослыми людьми, которые находятся на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ОВЗ. Необходимо постараться понять, насколько члены семьи готовы говорить о своей проблеме, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу в доу, каковы их ожидания и установки, готовы ли они идти на сотрудничество со специалистами, которые будут оказывать помощь их ребенку.

В.С. Соммерс [3] в своих исследованиях выделяет несколько типов отношения родителей к своему ребенку с особенностями развития:

1. Безусловное принятие ребенка и его особенностей. Родитель понимает и принимает своего ребенка и его заболевание, объективно его воспринимает, поддерживает ребенка и дает ему и его способностям и возможностям адекватную оценку, транслирует к нему любовь и прочную привязанность. Родители не боятся вовлекать ребенка в домашние дела, пытаются привить ему полезные бытовые привычки, сформировать навыки самообслуживания.

2. Реакция отрицания. Родители отрицают факт наличия у ребенка ограниченных возможностей здоровья, строят амбициозные планы касательно образования и будущей профессии своего ребенка, что говорит о том, что родитель не хочет принимать и признавать факт наличия у своего ребенка особенностей и ограничений.

3. Реакция чрезмерной защиты и опеки. Родители постоянно испытывают чувство жалости и сочувствия к своему ребенку, демонстрируют чрезмерную опеку, которая выражается в том, что родители стараются все делать за ребенка, не давая ему шанса сделать собственные самостоятельные шаги  и, таким образом воспитывают в своем ребенке инфантилизм, считают его социально неприспособленным, не дают возможности развиваться его потенциальным способностям и способностям. Родители не допускают ребенка к семейным делам, ребенок получает статус неприспособленного и неумелого.

4. Скрытое отвержение ребенка. Родитель скрывает свое отрицательное отношение за маской чрезмерной заботливы, чрезмерно внимательным воспитанием. Такие родители часто «перегибают палку» выполняя свои обязанностей, стараются быть идеальной педантичной матерью или отцом.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Родитель открыто демонстрирует отвращение к своему ребенку, при полном осознании своих враждебных чувств. Родители отказываются общаться с ребенком, им не интересны его занятия и потребности.

Зачастую, родители детей с ОВЗ испытывают колоссальное чувство вины. Это чувство вины можно условно разделить на несколько категорий:

  • Истинная вина. Такая вина возникает у родителей при осознании, что они поздно обратились к специалистам, упустили драгоценное время, поздно осознали наличие особенностей развития.
  • Невротическая вина. Такой вид вины проявляется при возникновении внешнего источника обвинений. Например, это могут быть близкие родственники, задающие вопрос: «Куда же вы смотрели?». А также это могут быть специалисты («Где вы были раньше?», «Почему бездействовали?») – случайно брошенные фразы могут колоссально усилить невротическую вину.
  • Экзистенциальная вина. Данный тип вины переживают очень хорошие родители. Такому типу вины характерно несоответствие реального нашего Я, Я – идеальному.

Выделим основные этапы программы психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования:

  1. Этап знакомства. Включает в себя два уровня: заочный и очный. Заочный этап состоит в изучении педагогами и специалистами учреждения материалов личного дела ребенка.

Началом очного этапа можно считать первое родительское собрание. Очный этап включает в себя:

  • Психологическое просвещение.
  • Информирование родителей о результатах диагностики ребенка и обсуждение задач и содержания коррекционно-образовательной работы.
  • Оформление стендовой информации, где для родителей в доступной и наглядной форме представлена информация: список литературных источников, ссылки на научные статьи, рекомендации специалистов и т. д.
  1. Наглядное обучение родителей. Данное направление работы включает в себя открытые занятия, проводимые для родителей специалистами и педагогами дошкольного учреждения, тематические праздники, утренники.
  2. Консультирование. Проводится по инициативе педагога-психолога или по запросу родителей. Предусматривает комплексную помощь родителям в вопросах коррекционной работы, обучения и воспитания, а также социализации.
  3. Мониторинг. Педагогом-психологом проводится анкетирование и опросы по графику и по запросам администрации, родителей и других специалистов.
  4. Рефлексия. Данный этап очень важен и помогает родителям и педагогам дать оценку эффективности проведённой коррекционной работы, провести анализ результатов, исправить допущенные ошибки.

Программа психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования призвана донести до родителей мысль о том, что, чем больше они относятся к своему ребенку как к нормотипичному: играют с ним, разговаривают, занимаются, дурачатся, занимаются и своим любимым делом, общаются с друзьями, не отгораживаются от внешнего мира, тем полноценнее будет жизнь и их и ребенка. Необходимо поощрять их стремления в участии в родительских ассоциациях, фондах, групп поддержки, где родители смогут получить неспецифическую помощь семей, оказавшихся в той же самой ситуации.


Список литературы

1. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья/ Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагогов интегрированного образования: Мат-лы межд. науч.-практ.конф. (Волгоград, 15-17 ноября 2010 г.) / Состав.: С.Г. Ярикова, Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. Волгоградский госуд. соц.-пед. ун-тет: Волгоград, 2010.- С. 72-76
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии Текст. / Л.С. Выготский.- СПб.: Лань, 2003. 654 с.
3. Зеленская Ю.Б., Милованова О.В. Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст]: материалы всерос. науч.-практ. конференции. /Науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. – Екатеринбург, 2010. – С. 90-92.
4. Колпакова Л.М. Особенности психологического климата в семье ребенка-инвалида. // Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. - Т. 4. С. 326-329.
5. Стребелева Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, А.В. Зацепина // Дефектология. – 2005. – №1. – С. 3-10.
6. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 64 с



Расскажите о нас своим друзьям: