Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 159

Дата публикации 30.11.2022

Компоненты сформированности коммуникативной компетенции младших школьников с общим недоразвитием речи

Штейн Валерия Павловна
магистр, ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, lera2297@mail.ru
Научный руководитель Косыгина Елена Александровна
к.п.н., доцент, ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, elena.cosigina@yandex.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена диагностическому аспекту логопедической работы, направленной на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР). В статье обосновывается актуальность проблемы, ее практикоприменимость, проводится краткий обзор литературных источников, проводится обсуждение результатов исследования сформированности коммуникативной компетенции младших школьников, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими первичной речевой патологией.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные навыки, речевое общение, речевой этикет, речевая патология, первичный дефект, общее недоразвитие речи, младший школьный возраст.

Communicative competence components of junior schoolchildren with general speech undevelopment

Shtejn Valerija Pavlovna
Master's degree, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia
Scientific adviser Kosygina Elena Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia

Abstract: This article is devoted to the diagnostic aspect of speech therapy work aimed at the formation of communicative competence in younger students with general speech underdevelopment (GSD). The article substantiates the relevance of the problem, its practical applicability, a brief review of literary sources, a discussion of the results of a study of the formation of communicative competence of younger students, and determines the main directions of correctional and developmental work with children suffering from primary speech pathology.
Keywords: communicative competence, communication skills, speech communication, speech etiquette, speech pathology, primary defect, general underdevelopment of speech, primary school age.

Правильная ссылка на статью
Штейн В.П., Косыгина Е.А. Компоненты сформированности коммуникативной компетенции младших школьников с общим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/komponenty-sformirovannosti-kommunikativnoj-kompetentsii-mladshikh-shkolnikov-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Модернизация российской системы начального и общего образования на современном этапе определяет необходимость нового качества обучения как приоритетную задачу современной образовательной политики. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблемы, возникающие на протяжении многих лет при реализации традиционных образовательных программ. Указанные проблемы заключаются, прежде всего, в том, что дети (в особенности, младшеклассники) могут овладеть набором теоретических знаний, однако испытывают трудности в деятельности, требующей использования этих знаний на практике, при решении жизненных задач. В связи с этим особое внимание сегодня уделяется ключевым компетенциям учащихся. Одной из ведущих компетенций ребенка младшего школьного возраста является коммуникативная компетенция, многими исследователями она признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций [1].

Обратимся с терминологии, используемой в данном исследовании. При анализе понятия «коммуникативная компетенция», мы опираемся на научные взгляды С.Г. Батыревой. Согласно автору, коммуникативная компетенция – это владение языковым материалом, умение соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, а также способность организовать речевое общение с учетом социальных норм и коммуникативной целесообразности высказывания [2]. Интересной является и точка зрения Л.В. Трубайчук, понимающей под коммуникативной компетенцией совокупность личностных качеств, способствующих установлению социальных связей, содержанием которых является взаимопонимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении [9].

И.А. Гришанова подчеркивает, что для овладения коммуникативными навыками наиболее благоприятными является именно младший школьный возраст в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, межличностному общению [4]. Как отмечает С.Г. Батырева, коммуникативная компетенция младших школьников понимается как способность и готовность ребенка осуществлять общение с окружающими его индивидами [2].

Д.А. Иванов отмечает, что современные школьники (в особенности, первоклассники) в различной степени испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью, причинами которых могут быть низкий уровень речевого развития, первичные и вторичные речевые нарушения, малый словарный запас. Это могут быть особенности и неречевого развития: заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, замкнутость [5]. Однако мы полагаем, что повышенного внимания требуют первоклассники, чьи нарушения являются первичными, следовательно, более тяжелыми, и представляют большую сложность в коррекционном плане. Мы считаем, что диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия с указанной категорией детей являются наиболее важным аспектом дефектологической работы в условиях начальной школы, поскольку от своевременного овладения речью и коммуникативной компетенцией в значительной степени зависит успешность школьного обучения.

Сегодня одним из самых распространенных речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР). Согласно данным Минздрава РФ на 2020 год, распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах России колеблется от 30,7% до 92,6% от общего числа детей [7]. Первичная речевая патология сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, обуславливает наличие стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда и вовсе делает невозможным развитие коммуникативной компетенции детей. Несовершенство отдельных составляющих коммуникативной компетенции не обеспечивают процесса свободной коммуникации, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению нужными знаниями, умениями и навыками, а также отрицательно влияют на личностное развитие. Замедленный темп формирования коммуникативной компетенции сильно отражается на обучаемости и социальном развитии детей с общим недоразвитием речи, что обуславливает необходимость проведения диагностических и коррекционных мероприятий.

Теоретическую значимость изучаемой проблематики вы усматриваем в сформированных представлениях о коммуникативной компетенции младших школьников как метапредметном результате начального общего образования, а также взаимообусловленной совокупности компонентов, необходимых для реализации коммуникативной деятельности на уровне начальной школы: знания младших школьников о видах и способах коммуникации, мотивы и ценности коммуникативной деятельности, коммуникативные действия и позитивный опыт их применения.

С целью определить исходный уровень коммуникативной компетенции первоклассников, нами было проведено пилотное исследование на базе МБОУ СШ с. Частая Дубрава Липецкого р-на Липецкой обл. В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов в количестве 42 человек. Дети были поделены на две группы: 13 школьников имеют диагноз «общее недоразвитие речи» II и III уровня («ОНР»), 29 – не имеют особенностей развития («норма»).

Для достижения поставленной цели нами был использован комплекс эмпирических методов, а именно: включенное наблюдение, беседа, анализ продуктов речевой деятельности, игровой метод (недирективный подход), качественный (интерпретационный метод) и количественный анализ данных (t-критерий Стьюдента).

В качестве инструментов нами были применены следующие методики: «Диагностика ведущих форм общения» М.И. Лисиной [6], «Рукавички» Г.А. Цукерман [8], «Исследование умений ребенка вести диалог» И.А. Бизиковой [3]. Диагностический материал подбирался нами с учетом критериальных характеристик коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте, а именно: дискурсивно-стратегический, социальный, лингвистический. Так, дискурсивно-стратегический компонент измеряет сформированность ведущих форм общения, способность выбирать средства общения в зависимости от ситуации, навыки программирования высказывания; социальный – оценивает продуктивность взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, аргументировать свое мнение; и лингвистический – оценивает уровень владения языковыми средствами общения, качество речи, сформированность основных ее сторон, знание речевого этикета. Сформированность каждого критерия оценивалась как высокая, средняя или низкая.

Перейдем к обсуждению результатов. Так, исследование дискурсивно-стратегического критерия позволило получить следующие данные (табл. 1):

Таблица 1. Сформированность дискурсивно-стратегического компонента коммуникативной компетенции, в баллах (ср. знач.)

Формы общения

ОНР

Норма

Ситуативно-деловая

4,3

4,8

Внеситуативно-деловая

3,2

4,7

Внеситуативно-личностная

1,7

4,1

Анализируя полученные данные, мы можем увидеть, что ситуативно-деловая форма общения (СД) сформирована в достаточной степени у обеих исследуемых групп. Средний показатель детей с ОНР по данному параметру составляет 4,3 (из 5 возможных), детей с нормальным развитием – 4,8. Такие данные свидетельствует о том, что все дети могут использовать при общении предметно-действенные операции (как совместно с речью, так и без нее), способны ориентироваться на взрослого и подрожать ему, вступать с ним во взаимодействие. Данная форма общения складывается, как правило, к 3 годам. Исследование показало, что у абсолютного большинства детей данная форма общения развита на достаточном уровне.

Далее у групп наблюдаются различия: внеситуативно-познавательная форма общения (ВП), подразумевающая совместную деятельность ребенка и взрослого, развита у школьников с ОНР достаточно слабо: средний показатель сформированности в данной группе составляет 3,2, в то время как в группе нормальных сверстников – 4,7. Результаты свидетельствуют о недостаточной несформированности познавательных потребностей, а также потребностей в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Это выражается в замкнутости, неконтактности детей с ОНР, отсутствии интереса ко взрослому (если это не родственник или иное значимое лицо) и взаимодействию с ним. Также у детей с ОНР отмечается недостаточное развитие наглядно-образного мышления, воображения, что препятствует продуктивному межличностного взаимодействию, снижая коммуникативную компетентность. Внеситуативно-познавательная форма общения в норме складывается у ребенка до 5 лет, что указывает на значительное отставание детей с ОНР и нормы.

Внеситуативно-личностная форма общения (ВЛ) у школьников с ОНР оказалась практически не сформированной (1,7), в то время как у большинства первоклассников, не имеющих первичных речевых нарушений, уровень ее развития адекватен возрасту (4,1). Это указывает на низкий уровень эмпатии школьников с ОНР, несформированность морально-нравственных ценностей. Ребенку с первичным речевым дефектом свойственно сильное отставание в развитии эмоциональной, мотивационно-потребностной сферы личности, что делает полноценное развитие внеситуативно-личностной формы общения невозможным. Детям с ОНР свойственна низкая произвольность поведения, что также указывает на то, что психическое, коммуникативное и социальное развитие соответствует более младшему возрасту.

Таблица 2. Сформированность социального компонента коммуникативной компетенции, в %

Формы общения

ОНР

Норма

Низкий

54

14

Средний

38

41

Высокий

8

45

Исследование социального критерия коммуникативной компетенции выявило преимущественно низкий уровень продуктивности совместной деятельности у младших школьников с ОНР: более половины детей (54,4%) проявили безразличное отношение к совместной творческой деятельности со сверстником, 38% показали среднюю включенность и только 8% – высокую. Это указывает на низкую произвольность поведения и деятельности, неумение договариваться, отстаивать собственную точку зрения, а также выслушивать и принимать чужую. Среди детей условной нормы большинство показало средний (41%) или высокий (45%) уровень продуктивности межличностного взаимодействия, что указывает на достаточное развитие социального аспекта коммуникативной компетенции у первоклассников в норме.

Таблица 3. Сформированность лингвистического компонента коммуникативной компетенции, в %

Формы общения

ОНР

Норма

Низкий

61

17

Средний

39

49

Высокий

0

34

Результаты исследования показывают, что лингвистический компонент, включающий владение основными языковыми средствами общения, развит у школьников с ОНР в наименьшей степени: 61% показали низкий уровень, 39% – средний. Высокого уровня в выборке выявлено не было. Это говорит о том, что ядерный дефект оказывает сильное влияние на формирование всех сторон речи: произносительной, лексической, грамматической. В некоторых случаях отмечаются и недостатки просодики. Также мы отметили явные недостатки связной речи: как монологической, так и диалогической. Дети с ОНР крайне редко задают вопросы собеседнику, а если и задают, то вопросы шаблонны, однообразны; в диалоге пассивны, чаще всего дают односложные ответы. По собственной инициативе в общение вступают редко, почти не знакомы с правилами речевого этикета, почти не прибегают к нему, в их обращениях преобладает недоброжелательность. У детей с нормальным развитием преобладает средний уровень сформированности навыков речевого общения (49%). Это свидетельствует о том, что лингвистический компонент является достаточно трудным в освоении, и владение им на 6-7 году жизни еще не совершенно, однако школьники без речевой патологии стремятся активно использовать разнообразные речевые конструкции в общении, что является значимым фактором развития коммуникативной компетенции в будущем.

Таким образом, исследование показало, что коммуникативное развитие детей с ОНР отличается качественным и количественным своеобразием: у них практически не сформирована внеситуативно-личностная форма общения (ведущая у детей 6-7 лет), развитие мотивационно-потребностной сферы значительно отстает от возрастной нормы. Недостаточность коммуникации обусловлена первичными речевыми нарушениями: несформированностью лексической, грамматической, произносительной стороны речи. Связная речь развита слабо. На фоне первичной речевой патологии у детей развиваются вторичные дефекты: замедление темпов развития всех психических функций, нарушения социального взаимодействия.

Подтвердим значимость выявленных различий, применив t-критерий Стьюдента для независимых выборок. T-критерий для независимых выборок используется в том случае, когда были получены два отдельных набора независимых и идентично распределенных выборок и сравнивается одна переменная из каждой из двух независимых групп (в нашем случае – группа детей с ОНР и группа детей с нормативным развитием).

Далее систематизируем полученные результаты в таблицу (табл. 4) и интерпретируем их:

Таблица 4. Корреляционная матрица показателей значимости различий

 

Значимость[1]

Tэмп

Двухсторонняя значимость[2]

Дискурсивно-стратегический

0,153

7,157

0,002 *

Социальный

0,165

6,798

0,003 *

Лингвистический

0,210

6,432

0,001 *

Общий уровень развития коммуникативной компетенции

0,139

4,177

0,001 *

 

[1] Правомерность использования t-критерия Стьюдента для данных величин

[2] Уровень статистической значимости Тэмп

Таким образом, мы можем увидеть, что все полученные значения в столбце «Значимость»>0,005, это означает, что использование t-критерия Стьюдента правомерно для исследуемых величин. Далее мы видим, что в столбце «Двухсторонняя значимость» среди величин значимыми (<0,005) являются все полученные значения: дискурсивно-стратегический (0,002), социальный (0,003), лингвистический (0,001). Полученные данные позволяют предметно говорить о специфике развития коммуникативной компетенции у лиц с ОНР: отставание в развитии всех компонентов речевой системы (звукового состава, словаря и грамматического строя), замедленное развитие монологической и диалогической речи, что влияет на коммуникативные навыкм, закономерно снижая их качество.

Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, мы наметили основные направления логопедической работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с ОНР: создание условий для проявления речевой активности, подражательности, преодоление речевого негативизма; формирование грамотной, связной монологической и диалогической речи; формирование устойчивой потребности в общении, навыков совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; развитие умения выполнять различные социальные роли.


Список литературы

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19-27.
2. Батырева С.Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников / С.Г. Батырева // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 32-35.
3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи детей в игре / О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
4. Гришанова, И.А. Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников / И.А. Гришанова // Вестник УдмГУ. – 2012. – Вып. 2. – С. 30-36.
5. Иванов Д.А. Коммуникативная компетентность. Оценка ключевых компетенций в учебном процессе / Д.А. Иванов // Школьное планирование. – 2008. – №5. – С. 75-76.
6. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с.
7. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. – 256 с.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. – Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
9. Трубайчук Л.В. Компетентностная модель дошкольного и начального образования: коллективная монография / Л.В. Трубайчук и др. – Челябинск: Образование, 2009. – 229 с.

Расскажите о нас своим друзьям: