Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022
УДК 37.013(575.2)
Дата публикации 30.11.2022
Информационно-цифровая компетентность будущих педагогических работников
Ажыкулов Сапарбек Мажитович
к.пед.наук, и.о.доцента, Жала-Абадский Государственный Университет
Аннотация: Использование современных интернет технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем. Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность. Ценность цифровой образовательной среды в том, что она способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.
Ключевые слова: дистационное образование, мультимедийные технологии, образовательные ресурсы, цифровые технологии, кадровый потенциал, ресурсные центры, виртуальные сети.
Candidate of Pedagogical Sciences, Acting Associate Professor Zhala-Abad State University
Abstract: The use of modern Internet technologies gives the teacher the opportunity to conduct any lesson at a higher technical level, saturate the lesson with information, and help to quickly carry out a comprehensive test of knowledge assimilation. Students more deeply and consciously perceive information presented in a bright, unusual way, which makes it easier for them to learn complex topics. Using the tools of the digital educational environment in the classroom allows you to organize independent research activities. The value of the digital educational environment is that it contributes to the formation of many of the most important qualities and skills that are in demand by the society of the XXI century and determine the personal and social status of a modern person: information activity and media literacy, the ability to think globally, the ability to continue education and solve creative problems, the willingness to work in a team, communication skills and professional mobility, civil consciousness and legal ethics are brought up.
Keywords: distance education, multimedia technologies, educational resources, digital technologies, human resources, resource centers, virtual networks.
Ажыкулов С.М. Информационно-цифровая компетентность будущих педагогических работников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/informatsionno-tsifrovaya-kompetentnost-budushhikh-pedagogicheskikh-rabotnikov.html (Дата обращения: 30.11.2022)
Информационная компетентность является одной из основных, она заключается в готовности вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, вести документацию на электронных носителях.
Процесс информатизации современных ВУЗов находится на том этапе, когда имеется достаточный материальный и кадровый потенциал и необходимо более эффективно использовать эти ресурсы в решении самых разнообразных задач в педагогическом процессе от управления образовательной системой до обучения и воспитания студентов. С этой целью в университетах разрабатываются локальные программы информатизации образовательной среды. За годы внедрения компьютерных технологий в системе высшего образования многое изменилось. Постоянно увеличивается количество компьютеров на одного студента. Заметно увеличивается и технический потенциал, он включает цифровые видеокамеры, фотоаппараты, интерактивные доски, систему беспроводной связи, устройство оцифровки изображений, музыкальный центр, проекторы и другое оборудование. Количество компьютерных классов в университетах также неуклонно растет. При хорошей обеспеченности университетов компьютерной техникой, один из компьютерных классов может использоваться только для обучения информатике, другие — для обучения иностранному языку или работать как ресурсный центр. Наличие локальной сети с выделенным сервером позволяет оперативно передавать необходимую информацию любому члену коллектива, у которого есть оборудованное компьютером рабочее место, а установленная антенна, системы Wi-Fi, решает проблему связи с педагогами в случае размещения университета в нескольких зданиях. С помощью этой же антенны может устанавливаться связь с домашним компьютером инженера по обслуживанию компьютерной техники. Все компьютеры, включенные в локальную сеть, имеют выход в Интернет, что также значительно расширяет возможности образовательной среды и повышает инновационные потенциалы педагогической деятельности.
Развитие инфраструктуры и оснащение компьютерной техникой образовательной организации позволяет активизировать процессы совершенствования управления в системе образования на основе использования специализированных программных продуктов и участия в образовательно-социальных виртуальных сетях. Так, например, в университетах, где создана база данных по учащимся и учителям в университете, существует возможность автоматизировать отчетность, проводить тарификацию, проводить статистические исследования среди учащихся и преподавателей. Эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и электронных дневников, который осуществляется на базе образовательной сети, который перешел уже в разряд повседневной педагогической деятельности. Сервисы виртуальной сети соответствуют единым требованиям к информационным системам и административным регламентам по ведению электронных журналов успеваемости и дневников, позволяют осуществлять оказание государственных услуг в сфере образования в электронном виде в соответствии с законодательством. На страницах накапливается электронное портфолио учащихся, учителями университета ведутся консультации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации, олимпиадам.
Эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий невозможно без решения проблем повышения ИКТ-компетентности педагогов, предполагающей готовность к организации обучения в современной электронной среде, наличие специальных навыков и приёмов разработки электронных курсов, владение приёмами электронного взаимодействия, методами и формами электронного обучения. Овладению педагогами этими технологиями способствует система методической службы в университете. Она может осуществляться на базе ресурсного центра, в котором во многих университетах установлено оборудование видеоконференцсвязи. С помощью этого оборудования педагоги и руководители образовательного учреждения участвуют в семинарах, конференциях, принимают участие в совещаниях различного уровня. Использование видеоконференций связи — это еще один способ повышения квалификации педагогов. Сеансы видеоконференцсвязи позволяют педагогам школы и руководящим работникам без выезда в различные города принимать участие в семинарах, вебинарах и конференциях. Принципиально новой формой самореализации и профессионального роста педагога является участие в сетевых проектах. Как показывает анализ существующих электронных ресурсов педагогического содержания, уже большое количество педагогов вовлечены в процесс размещения и презентации информации об опыте своей работы на страницах самых разнообразных сетевых сообществ. Комплекты мультимедиа, компьютерные лаборатории широко применяются педагогами, как в образовательном процессе, так и исследовательской деятельности учащихся. Уже стало традицией проводить научно-исследовательские конференции для учащихся старших курсов по информационным технологиям, где учащиеся защищают свои разработки. Сетевые конференции, конкурсы и олимпиады — принципиально новая форма обучения в Интернете, формирующая заинтересованность в результатах, подталкивающая к самообразованию и саморазвитию работников образования. Следует отметить результативность и положительную динамику участия в интернет-конкурсах и олимпиадах среди педагогов и учащихся. Формы дистанционного обучения используются и в работе с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в рамках реализации направления «Развитие дистанционного образования инвалидов» национального приоритетного проекта «Образование» учащиеся обучаются в дистанционном режиме по общеобразовательным дисциплинам.
С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в университете. Появляются новые студии, а старые активно используют информационные технологии в своей работе. С советских времен многие школы сохранили традицию выпуска Вестников, и в современной информационной среде значительно усовершенствовали технологию работы над ней. Современная компьютерная техника позволяет расширить как учебную, так и воспитательную работу. Современный актовый зал хорошо оборудован: имеется проектор, светомузыкальная установка, компьютер для управления светом и музыкой, медиатека насчитывает сотни дисков по всем предметам, административной работе и внеурочной деятельности. Педагоги отмечают, как одни из лучших, комплекты электронных карт по некоторым предметам и их можно использовать для интерактивной доски и это заметно облегчает работу с картой. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что информационная среда образовательного учреждения и ИКТ-компетентность педагогов оказывают влияние друг на друга. Несомненно, успех информатизации во многом зависит от наличия технологических (аппаратных и программных), информационных и организационных ресурсов, продуманной политики руководства образовательной организации в сфере формирования информационной инфраструктуры, от степени участия обучающихся и родителей в наполнении ИКТ — насыщенной образовательной среды. И всё же многое определяется ИКТ-компетентностью педагогов, их мотивацией к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Результаты анкетирования педагогов для определения частоты использования информационно–коммуникационных технологий показали, что чаще всего учителя пользуются общими навыками (ввод и форматирование текста, создание таблиц, графиков, диаграмм, использование шаблонов), второе место заняли такие умения как вставка рисунка, ввод простых формул; а реже всего, как ни странно, преподавателю создают рисунки и презентации, а также пользуются поисковыми системами и электронной почтой. Наряду с этим мы выяснили, что примерно половина опрошенных нами преподавателей относится к слабым пользователям, примерно треть — к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме. Для успешной реализации стратегии информатизации необходимо убеждать преподавателей, в первую очередь, самим ежедневно пользоваться эффективной для решения профессиональных задач компьютерной техникой, осваивать пользовательские навыки, во-вторых, наращивать компьютерный парк университета, совершенствовать информационную среду, и в-третьих, обеспечить рост мотивации профессиональной деятельности педагогов, создать условия для повышения их информационно-коммуникационной компетентности.
В условиях цифровизации сферы образования профессиональная деятельность педагога радикально меняется. Педагог становится в первую очередь «организатором и мотиватором индивидуальной и групповой учебной деятельности обучающихся, посредником между виртуальным и реальным миром, наставником, навигатором по реальному социальному и профессиональному миру, своего рода “интегратором” различных жизненных пространств цифрового поколения» [4].
В связи с этим вопросы подготовки будущих педагогов, владеющих умениями и навыками организации образовательного процесса в цифровой среде, использующих цифровые технологии в своей профессиональной деятельности и знающих особенности «цифрового поколения» и методы его обучения и воспитания, являются чрезвычайно актуальными и становятся предметом научно-педагогических исследований и широкой общественной дискуссии. Педагогические вузы пересматривают программы подготовки бакалавров педагогического направления подготовки. Результатом такой деятельности должен стать выпускник, обладающий высоким уровнем владения навыками работы с цифровыми устройствами, педагогическими технологиями и методами создания и использования цифровых образовательных ресурсов для повышения эффективности учебного процесса.
Таким образом, структура профессиональной компетентности педагога дополняется новой составляющей – цифровой компетентностью, а уровень профессионализма педагога напрямую зависит от уровня владения этой компетентностью. Для решения данной проблемы необходимо формировать у будущих учителей цифровую профессиональную компетентность.
Профессиональная компетентность будущего педагога, овладение им соответствующими видами деятельности строятся на основе системно-деятельностного подхода в педагогическом образовании. По мнению А. В. Хуторского, сущность системно-деятельностного подхода заключается в том, что знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности [5]. В условиях цифровизации системы высшего образования и необходимости формирования цифровой профессиональной компетентности будущего учителя системно-деятельностный подход к изучению данного феномена приобретает особую актуальность.
Цифровая трансформация образования идет быстро, постоянно обновляется и расширяется список цифровых технологий для осуществления образовательного процесса. Достижение студентом необходимого для профессиональной деятельности уровня цифровой компетентности предполагает приобретение им не только умений и навыков организации учебного процесса в цифровой образовательной среде, но и достижение личных навыков и умений в этой области, рефлексию своей деятельности, развитие мотивации к дальнейшему изучению цифровых технологий. В этих условиях обучение будущих педагогов должно способствовать выработке у них готовности осуществлять виды деятельности с приставкой «само»: самостоятельность, самомотивация, самообразование, саморазвитие, самоопределение и т. д.
Таким образом, что осмысление, описание и структурирование цифровых компетенций учителя, складывающееся в профессиональную цифровую компетентность педагога, является приоритетным направлением научных исследований и свидетельствует о расширении содержания его деятельности, изменении требований к подготовке и условиям профессионального развития педагогического работника.
В нашем исследовании под цифровой компетентностью педагога будем понимать постоянно обновляющуюся в условиях совершенствования цифровых технологий совокупность компетенций, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, и предложим компонентное наполнение этого понятия.
Список литературы
1. Невзорова А. В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1782/ (дата обращения: 22.12.2018).
2. Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
3. Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»// Педагогическое Образование В России, 2015, № 7, С.6-15.
4. Blinov, V. I. et al. (2019). Proekt didakticheskoj koncepcii cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya, Izdatel'stvo “Pero”, Moscow, p. 45 (in Russian).
5. Hutorskoj, A. V. (2012). Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v obuchenii: nauch.-metod. posobie, Ejdos, Institut obrazovaniya cheloveka, Moscow, p. 3 (in Russian).