Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 159.9

Дата публикации 30.11.2022

Проблематика развития стиля достижения профессионализма

Чернышенко Эдуард Александрович
кандидат психологических наук, преподаватель, Военный университет Минобороны России, Москва chernyshenko_eduard@mail.ru

Аннотация: В статье представлены современные теоретические подходы к развитию стиля достижения профессионализма. Рассматриваются концептуальные характеристики стиля: эффективность, результативность, адаптивность и оптимальность. Описываются сущностные отличия индивидуальных и типических стилей. Развитие стиля достижения профессионализма рассматривается как процесс согласования индивидуального стиля с одним из эффективных типических стилей, к которому субъект труда имеет индивидуально-психологическую склонность.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная деятельность, стиль, развитие, индивидуальность, факторы, условия.

The problems of development the style of achievement professionalism

Chernyshenko Eduard A.
PhD of Psychological Sciences, lecturer, Military University of the Ministry of Defense of Russia, Moscow

Abstract: This article presents modern theoretical approaches to the development of the style of achieving professionalism. The conceptual characteristics of the style are considered: efficiency, effectiveness, adaptability and optimality. The meaningful differences between individual and typical styles are described. Development of the style of achievement professionalism is considered as a process of alignment of individual style with one of the effective typical styles, to which the subject of labor has individual-psychological inclination.
Keywords: individuality, professionalism, professional activity, style, development, factors, conditions.

Правильная ссылка на статью
Чернышенко Э.А. Проблематика развития стиля достижения профессионализма // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problematika-razvitiya-stilya-dostizheniya-professionalizma.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Достижение человеком высокого уровня профессионализма в той или иной сфере профессиональной деятельности во многом зависит от способа самоорганизации профессионального развития, определяемого как стиль достижения профессионализма [13]. Стиль достижения профессионализма выражается в устойчивых особенностях психической саморегуляции, самодетерминации и самоидентификации личности, и проявляется в особенностях структурирования субъектом труда своего профессионального опыта, осознания им своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении, в особенностях саморегуляционных процессов планирования профессионального развития, самоконтроля и самодетерминации при реализации макроциклов профессиональной деятельности, осуществляемых в соответствии с программой профессионального развития. Стиль достижения профессионализма может быть эффективным и неэффективным с точки зрения качественных характеристик профессионализма. При этом он имеет следующую типологию: эффективные стили – гармоничный, самодостаточный, карьерный; неэффективный стиль – избегающий [14]. Эффективный стиль достижения профессионализма не является данностью, он развивается в процессе профессионализации субъекта труда на основе имеющихся у него, то есть сформированных в процессе онтогенетического развития, стилевых  особенностей самодетерминации, самоидентификации и саморегуляции. Но всегда ли эти индивидуальные особенности составляют основу эффективного стиля достижения профессионализма?

Исследования проблематики стиля любого генеза показали, что индивидуальный стиль не всегда является наилучшим и наиболее результативным, а приспособление деятельности к человеку через индивидуальный стиль может вступать в противоречие с ожидаемым предметным результатом. Использование индивидуального стиля приводит в большей мере к эмоциональному удовлетворению от деятельности, чем к превосходящим результатам. Если же человек выбирает определенный способ осуществления деятельности только потому, что он более эффективен для выполнения данного вида деятельности, то этот способ характеризует деятельность, а не индивидуальность. В этом случае целесообразность деятельности не гарантирует ее рациональности, как не гарантирует и соответствие средств и цели друг другу. И зачастую такой стиль не отвечает требованию оптимальности по отношению к затрачиваемым психологическим ресурсам субъекта [12].

С другой стороны, в отношении вопросов профессионального развития правильнее говорить не о целесообразности, а о целенаправленности. То есть, используя понятие индивидуального стиля достижения профессионализма, необходимо иметь в виду целенаправленность деятельности по организации профессионального развития, наличие ее предварительной идеальной схемы, безотносительно характеристик рациональности. В соответствии с этим индивидуальный стиль достижения профессионализма всегда будет определенным социально заданным нормативным проектом, основанным на идеальном образе субъекта труда.

Следовательно, в отношении стиля достижения профессионализма, как стилевой характеристики индивидуальности высшего – социально-психологического порядка, следует избегать крайних исследовательских подходов, которые сложились в отечественной психологии. С одной стороны, стилевые характеристики тесно привязываются к индивидуальности, которые исключают сознательную вариативность в стиле без потерь в характеристиках оптимальности и результативности. С другой стороны, современные исследователи говорят о свойствах ситуативности стиля и возможности сознательного выбора того или иного стиля сообразно сложившейся ситуации во внешней среде. При этом утверждается, что чем большим репертуаром стилей личность располагает в своем психологическом арсенале, чем произвольнее она варьирует этими средствами, тем выше устойчивость индивидуальности в постоянно изменяющихся жизненных ситуациях [1, с. 552].

Следует заметить, что в данном исследовательском дуализме заложено глубокое противоречие к пониманию сущности стиля человека. С одной стороны, постулируется, что «… тот или иной стиль выбирается потому, что он наиболее эффективен и в наибольшей степени повышает продуктивность деятельности», а с другой стороны, «что наиболее адекватный данному человеку индивидуальный стиль порождает состояние удовлетворенности, комфортности» [6, с. 112]. Однако, одновременное выполнение данных условий не всегда возможно. Нельзя говорить и об абсолютной эффективности деятельности, поскольку однозначные критерии для предпочтения одной формы деятельности другой фактически отсутствуют. Понятие же индивидуального стиля исходит из того, что эти критерии для любого вида деятельности есть и они абсолютны. Необходимо учитывать и то, что деятельность может быть социально не рациональной, но рациональной в индивидуальном плане, то есть направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей человека за счет использования таких средств, которые противоречат требованиям социума. Дальнейшие исследования стилевых проявлений индивидуальности привели к тому, что изменились взгляды на индивидуальный стиль как на адаптивное психическое образование. Было установлено, что стиль может способствовать как адаптации человека к деятельности, так и адаптации деятельности к человеку, а также и тому и другому одновременно [11].

Для снятия напряженности подобного исследовательского дуализма возникла необходимость в различении собственно индивидуальных и типических стилей. Исследователи пришли к выводу, что поскольку стиль связан с типологическими особенностями личности, правильнее говорить не об индивидуальном, а о типическом стиле, присущем определенному типу людей, но не исключительно одному человеку как индивидуальности. Дальнейшие исследования стиля осуществлялись с позиций деятельностного подхода психологии, в рамках которого индивидуальность человека рассматривалась сквозь призму порождающей ее активности. Традиционным стало понимание стиля как типологически обусловленной индивидуально-своеобразной устойчивой системы способов выполнения того или иного вида деятельности. Изучаемые параметры стиля в большей мере характеризовали предпочитаемую субъектом стратегию выполнения деятельности, которая ставилась в зависимость от психических закономерностей и порождающих их факторов, а также определялась сознанием и рационально поставленной целью. В рамках деятельностного подхода индивидуальные стили стали изучаться как стили типические, задаваемые объективными требованиями деятельности.

Следовательно, в контексте целенаправленной деятельности по самоорганизации профессионального развития следует также говорить не об индивидуальном стиле достижения профессионализма, а о типических стилях, которые становятся индивидуальными по мере взаимной адаптации человека и осуществляемой им метапрофессиональной деятельности. Характеристики рациональности или целесообразности того или иного стиля достижения профессионализма проявляются лишь во взаимосвязи с конкретным субъектом труда. В этом случае типические стили достижения профессионализма приобретают свойства индивидуального стиля по мере развития самодетерминационных, самоидентификационных и саморегуляционных стилевых характеристик субъекта и их максимального согласования с соответствующими характеристиками одного из типических стилей достижения профессионализма. То есть степень рациональности стиля достижения профессионализма находится в прямой зависимости от степени рассогласования индивидуальных стилевых характеристик со стилевыми характеристиками того или иного типического стиля достижения профессионализма. Рассогласование стилей устраняется путем развития соответствующих личностных характеристик, а затраты ресурсов на согласование характеристик стилей определяют степень рациональности того или иного типического стиля для конкретного субъекта труда. Следовательно, одним из ключевых вопросов в исследовании стиля достижения профессионализма становится проблематика его развития до уровня одного из эффективных типических стилей, к которому субъект труда имеет индивидуально-психологическую склонность.

В связи с этим, если понимать развитие стиля достижения профессионализма как процесс качественных изменений в психических свойствах, характеризующих особенности самодетерминации, самоидентификации и саморегуляции субъекта труда, то далее следует рассмотреть природу движущих сил развития личности в целом, которые позволили бы понять сущность развития стиля достижения профессионализма в частности.

В психологии проблема определения движущих сил развития личности чаще всего рассматривается как поиск соотношения роли среды и наследственности [8, с. 229–223]. В целом все движущие силы развития личности можно условно разделить на внутренние и внешние. Внутренними движущими силами развития личности выступают психологические факторы, которые непосредственно обусловливают это развитие. Под психологическими факторами [от лат. factor – делающий, производящий] понимается «… любое психическое явление, ставшее движущей силой другого явления» [10, с. 159]. Психологические факторы развития – это, прежде всего, «потенциал самого субъекта развития, те возможности, желания, способности, потребности, влечения, которые у него имеются. К психологическим факторам развития личности можно отнести многие компоненты подструктур личности от биопсихических свойств до мировоззрения» [15, с. 15].

В рамках исследования проблематики развития стиля достижения профессионализма, следует говорить и о внешних движущих силах, которые имеют в качестве своего источника систему общественных отношений. Внешние движущие силы развития личности, основные направления ее развития, цели развития тесно связаны с психологическими условиями, в которых происходит процесс развития. В психологии под условиями понимается «совокупность явлений внешней и внутренней среды вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления; причем это влияние опосредовано активностью личности, группы людей» [4, с. 172]. В качестве внешних движущих сил развития выступают, например, заинтересованное окружение, определенные события, обстоятельства жизни.

Современные исследования природы стиля человека, привели к пониманию важных закономерностей в его развитии, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам, в том числе и к стилю достижения профессионализма. Первое это то, что регламентированность осуществления какой-либо деятельности должна оставлять для человека некоторую свободу внутри границ этой деятельности, позволяющую ему проявлять свою индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств для их достижения и реализации самой деятельности. Из этого положения следует, что стиль появляется там, где есть свобода самовыражения человека. Если деятельность жестко регламентирована и алгоритмизирована, индивидуальному стилю трудно проявиться в таких условиях. Следовательно, эффективный стиль достижения профессионализма формируется и развивается в условиях свободы самоорганизации профессионального развития и широких возможностей дальнейшей самоактуализации в профессиональной деятельности. В таких условиях из всего многообразия способов самоорганизации профессионального развития, субъект труда будет использовать именно тот способ, который и составляет его индивидуальный стиль достижения профессионализма. В этом случае одним из субъективных критериев эффективности стиля достижения профессионализма будет служить ощущение удовлетворенности профессиональной деятельностью, желание ставить перед собой новые цели профессионального развития, а также чувство уверенности в своих силах и способности достичь эти цели.

Второй аспект состоит в том, что в развитии любого индивидуального стиля необходима личностная вовлеченность человека в деятельность. Стиль формируется только при наличии положительного отношения к деятельности и стремления сделать ее как можно лучше. В.С. Мерлин и Е.А. Климов, выделяя характерные признаки индивидуального стиля деятельности, определяют те из них, от которых зависит успешность ее результатов [16; 7]. Отмечается, что формы и способы реагирования, образующие индивидуальный стиль, будучи типологически обусловленными, по своему качественному своеобразию, формируются в процессе воспитания, в форме овладения данной деятельностью. Способы действия, характеризующие индивидуальный стиль, являются типологически обусловленными и составляют систему взаимообусловленных свойств, некоторый единый синдром. Они являются характерными для данного человека, то есть представляют собой общий (обобщенный) подход к решению определенных задач.

Следовательно, проблема развития стиля достижения профессионализма выступает как необходимость создания условий, при которых субъект труда мог бы успешно реализовать свойственные ему способы самоорганизации профессионального развития. Для этого надо знать следующее: во-первых, какие существуют типические стили достижения профессионализма; во-вторых, какие психические ресурсы, какие внутренние психологические факторы создают наиболее благоприятные возможности для актуализации того или иного типического стиля достижения профессионализма, являющегося эффективным в контексте индивидуальности конкретного субъекта труда; и, в-третьих, какие условия внешней среды необходимо создать, чтобы обеспечить управляемый процесс согласования индивидуальности с соответствующим типическим стилем достижения профессионализма.

Отметим, что в психологии имеется ряд концепций развития психических свойств личности человека. Во-первых, концепции, в которых ведущая роль в развитии отводится внешним (социальным, средовым, объективным и т.д.) условиям. Во-вторых, концепции, в которых ведущая роль в развитии приписывается внутренним (субъективным, врождённым и т.д.) условиям. В-третьих, теории конвергенции, в которых доказывается, что на процесс развития влияют как внешние, так и внутренние условия развития. Именно третий подход к детерминации психического развития, в различных вариациях, является в настоящее время доминирующим.

Таким образом, развитие стиля достижения профессионализма представляет собой процесс качественных изменений в психических свойствах субъекта труда, характеризующих его стилевые особенности самодетерминации, самоидентификации и саморегуляции и выражающихся в индивидуальном способе самоорганизации профессионального развития. Следовательно, в целях повышения эффективности профессиональной деятельности субъекта труда целесообразно использовать имеющиеся у него ресурсы индивидуального стиля достижения профессионализма посредством развития соответствующих характеристик личности до уровня одного их эффективных типических стилей достижения профессионализма, к которому субъект имеет индивидуально-психологическую склонность.


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
2. Дабежа В. В., Кананэу Л. Г. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности как цель и предмет профессионального становления // вестник приднестровского университета. серия: гуманитарные науки. – 2022. – № 1 (70). – С. 77–81.
3. Золоторева О. Ю. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2021. – № 6. – С. 89–91.
4. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы : справочное издание. – М., 1992. – 182 с.
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 940 с.
6. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М. : Педагогика, 1986. – 253 с.
7. Мерлин В. С. Типологически обусловленные особенности в труде и производственном обучении ткачих // Проблемы психологии личности и психологии труда / Под ред. В. С. Мерлина. – Пермь, 1960. – С. 5–57.
8. Петровский А. В. Психология в России: XX век. – М. : Изд-во УРАО, 2000. – 312 с.
9. Пилигин, А. А. Развитие жизненного стиля в рамках концепции «системное формирование жизненного пути личности» / А. А. Пилигин // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XLIV Международной научно-практической конференции. – Пенза : Наука и Просвещение, 2021. – С. 306–308.
10. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 1984. – 174 с.
11. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред. А. В. Либина. – М. : Смысл, 1998. – 310 с.
12. Толочек В. А. Стили деятельности: ресурсный подход. – М. : ИП РАН, 2015. – 366 с.
13. Чернышенко Э. А. Стилевые особенности достижения профессионализма // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6. № 4А. – С. 51-62.
14. Чернышенко Э. А. Стилевые особенности достижения профессионализма: анализ и обобщение результатов эмпирического исследования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. № 2А. – С. 223-230.
15. Шляпникова О. А. Профессиональное развитие личности : учебное пособие / О. А. Шляпникова. – Ярославль : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2012. –132 с.
16. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969. – 278 с.

Расскажите о нас своим друзьям: