Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 796

Дата публикации 30.11.2022

Психология национальных игр

Эшанкулов Муса Аллакулович
преподаватель физической культуры, Бишкекского финансово-экономического техникума им. А. Токтоналиева при АГУПКР

Аннотация: Народные игры и физические упражнения во многих случаях представляют собой ценное, выкристаллизовавшееся в веках средство всестороннего физического и нравственного развития молодежи. Они достойны того, чтобы их хранили так же бережно, как мы храним. Нельзя забывать, что из среды молодежи, занимающейся национальными видами спорта.
Ключевые слова: народные традиции, энациональные игры, этноспорт, культура, самобытность.

Psychology of national games

Eshankulov Musa Allakulovich
Teacher of physical culture, Bishkek Financial and Economic College named after A. Toktonaliev at ASUPKR

Abstract: Folk games and physical exercises in many cases are a valuable means of the comprehensive physical and moral development of young people, crystallized over the centuries. They deserve to be kept as carefully as we keep them. We must not forget that from among the youth involved in national sports.
Keywords: folk traditions, ethnic games, ethnosport, culture, originality.

Правильная ссылка на статью
Эшанкулов М.А. Психология национальных иг // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologiya-natsionalnykh-igr.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Традиции физического воспитания народов мира разнообразны и увлекательны. За время существования человечества появилось и сохранилось огромное количество материалов, наглядно показывающих поступательное развитие традиций физического воспитания от простейших видов до современного состояния. История прослеживает эволюцию возникновения и развития традиций физической культуры с древнейших времен и до наших дней. Она знакомит нас с происхождением и распространением в мире идей, теорий и систем традиций, средств, форм, методов, физического воспитания, существующих в различные периоды развития человеческого общества.

Помимо сохранения народных традиций, национальные виды спорта оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи. В культуру каждого народа входят созданные им виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Многие из них имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни.

С давних времен без народных игр и развлечений не проходило ни одно мероприятие. Но что такое народные игры? Народные игры - это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Этнические игры и физиологические упражнения являются важным средством всестороннего физического и нравственного становления молодежи. Игры всегда являлись главными составляющими кочевой культуры народа, поскольку они всесторонне развивали человека, совершенствуя и укрепляя такие качества и навыки, как сила, смелость, ловкость, хитрость, меткость, выносливость, а особенно, навыки верховой езды. Помимо перечисленных качеств так же приобретались доброта, самопожертвование, благородство и взаимовыручка, так как во многих играх принимало участие большое количество состязавшихся, и если кому-то требовалась помощь, то человек с большим и чистым сердцем всегда оказывал ее, тем самым показав, что дело не только в физической силе, но и в духовной.

Культура Кыргызстана формировалась под сильным воздействием кочевой жизни. Кроме того, на неё оказали влияние культуры России, Персии и Турции, и все же она осталась довольно самобытной и уникальной. Связь кыргызской культуры с природой прослеживается везде: от дизайна до музыки. Одним из самых известных примеров кыргызской культуры является эпос «Манас» - невероятно длинное стихотворение, которое передавалось устно от одного поколения к другому.

Будучи кочевниками, кыргызы всегда жили в тесном контакте с природой. От их жилья до одежды - все предназначалось для адаптации к изменениям погоды и смене места. Юрты легко разбираются и переносятся с места на место, их можно утеплить на зиму или наоборот сделать более прохладными для лета. Ширдакс и туш-кыз (войлочные ковры и вышивка на стенах), которые можно увидеть в юрте, также вдохновлены природными формами. Даже одежда изготовлялась из натуральных материалов и была удобной, но в то же время красивой.

Лошади были и остаются знаковыми животными в кыргызской культуре. Они служили транспортным средством, играли важную роль в войнах, их мясо использовалось в некоторых традиционных блюдах, а из кобыльего молока делали напиток кымыз. Также без лошадей не обходились брачные церемониии, а ещё их могли использовать в качестве приданого или оплаты за что-либо. Некоторые музыкальные инструменты были специально сделаны таким образом, чтобы на них можно было играть сидя верхом на лошади, а в традиционной кыргызской музыке можно услышать стук копыт.

Поэтому неудивительно, что верховая в кыргызской культуре во все времена ценилась верховая езда. Спорт - это способ тренировки как наездников, так и лошадей, помогающий лучше подготовиться к охоте и битве. Соревнования на скорость и точность среди собак и хищных птиц выявляли лучших охотников, которые были особенно важны зимой.

Хоть Кыргызстан и является современной страной, многие из вышеперечисленных особенностей сохранились по сей день. Культура Кыргызстана – предмет гордости народа, ежегодно для её сохранения и распространения проводится множество мероприятий. Путешественника, который остановится в доме местной семьи, ждёт невероятно интересное знакомство с традициями кыргызов и аспектами местной культуры.

Спорт в Кыргызстане - это не просто отдых, а тренировка силы воли. Люди должны были быть сильными и изобретательными, чтобы выжить в горах и степях, а спортивные состязания помогали им обрести необходимые для этого навыки. Спорт также отражал традиции и ценности кыргызского народа, на протяжении веков помогая ему передавать свою культуру из поколения в поколение.

Самые популярные спортивные соревнования в Кыргызстане - это конные игры. Кок-Бору –игра, в которой разбившись на команды по восемь человек, наездники верхом на лошадях сражаются за тушу козла, а завладев ею, должны забросить в ворота соперника, за что им даются очки. Как от наездника, так и от лошади требуется большой запас выдержки и силы воли, а также терпимость к боли. Ещё наезднику нужно быть достаточно сильным и подготовленным физически, чтобы поднять с земли тушу и бороться за трофей с другим игроком; в то же время нужно уворачиваться и отбивать атаки соперников, а это невозможно проделать без ловкости. Наконец, победу можно добыть, только работая сообща, став единой командой и четко понимая своих партнеров. Регулярные игры в кок-бору в давние времена были для мужчин Кыргызстана самой настоящей тренировкой перед войной и охотой.

Игра популярна в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, Пакистане, Китае, Турции, Монголии и субъектах России.

Интересно, что название этой игры придумал знаменитый писатель Чингиз Айтматов. Впервые слово «козлодрание» появилось в его повести под названием «Прощай, Гульсары!».

Кок-Бору – конная игра, когда, разбившись на команды по восемь человек, наездники верхом на лошадях сражаются за тушу козла, а завладев ею, должны забросить в ворота соперника, за что им даются очки.

Борьба – ещё один популярный вид спорта в Кыргызстане. Борьба не только укрепляет силу атлета, но также развивает в нём ловкость, координацию и способность к стратегическому мышлению. Во времена кочевников все эти качества были особенно важны для выживания в суровом климате.

Соревнования в охотничьем мастерстве помогали развивать способности охоты с хищными птицами и собаками. Хищных птиц тренировали для помощи в охоте, однако они никогда не становились полностью одомашненными.

Борьба всадников, или (оодарыш). В награду победитель получал сто боевых скакунов арабской породы и триста кобылиц. Эр эниш (оодарыш) - традиционная кыргызская борьба всадников. Правила и аксессуары данного вида борьбы свидетельствуют о том, что этот вид был порожден военными нуждами. Так, правилами разрешались опасные действия, которые выполнялись без страховки. Их можно расценивать как приемы жестокой, боевой, рукопашной схватки с целью одержать победу над врагом. Например, захваты за ребра, за мышцы рук, выворачивание суставов. Как уменье и сила всадника, так и коня имеют равное значение в этой игре. Конь для эр эниш должен быть выносливым и сильным, обладать устойчивостью, маневренностью, безукоризненным подчинением поводу всадника.

Этноспорт – это форма сохранения игрового наследия; представляет собой систему восстановления навыков этнодвигательности, присущих традиционному образу жизни и утраченных в условиях урбанизации.

Этноспорт (от др.-греч.ἔθνος — «этнос» (народ) и «спорт») — совокупность традиционных видов физической активности, методов их сохранения и развития, описанная в теории этноспорта культуролога Алексея Кыласова[1].

А. В. Кыласов использует данное определение в качестве основного понятия в теории этноспорта — неизбежного изменения институтов современного спорта, его структуры и расширения используемого понятийного аппарата в пользу поощрения культурного разнообразия глобализирующегося мира. Исходя из этого базисного положения, этноспорт представляет собой институциональную форму единого социокультурного пространства для традиционных видов физической активности (без образования спортивных организаций), спортивных федераций национальных видов спорта, и повсеместно возрождающихся в качестве исторических реконструкций традиционных игр. [2.С.207.]

Этноспорт – это новая институциональная форма, объединяющая культуру и спорт, он направлен на поощрение празднично-обрядовой 25 культуры и безотказную работу механизмов наследования традиционных игр [3].

Этноспорт представляет собой альтернативную форму развития спорта, в нем ставится цель сохранения игрового наследия человечества и реализуются задачи поощрения и развития традиционных видов физической активности, составляющих основу традиционных игр.

Вследствие проделанных мной изучений обнаружены сущность, разновидности, формы, а также виды кыргызских всенародных обычаев, игр и развлечений. Представляя собой одно из основных средств отдыха и проведения досуга, они являлись значительным элементом этнической концепции обучения и воспитания растущего поколения. Физическая культура кыргызского народа возникнув в глубокой древности и на протяжении непрерывного исторического развития имело жизненно важное значение в проведении массовых народных подвижных игр и стало частью его общей культуры.


Список литературы

1. Айтматов Ч. Прощай, Гульсары! Бишкек: Кыргызстан, 1966.С.248. -416с. Режим доступа:https:// sport.rambler.ru / / (Дата обращения: 08.12.2022).
2. Тагаев М.И. Развитие физической культуры и спорта у кыргызов (исторический аспект).Диссертация. Б.,2018. 22с.-164С. http://ru.ethnosport.org/lusorica/1-1.htm (Дата обращения:09.12.2022).
3. Тагаев М.И. Развитие физической культуры и спорта у кыргызов (исторический аспект).Диссертация. Б.,2018. 22с.-164С. http//www.dic.academic.ru (Дата обращения: 09.12.2022).
4. Кыласов А. В. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма/ А.В. Кыласов.– М., 2010. С.207.– 326 с.
5. Тагаев М.И. Развитие физической культуры и спорта у кыргызов (исторический аспект).Диссертация. Б.,2018. 25с.-164С. http//www.ethnosport.ru›lusorica/1-1.htm(Дата обращения: 10.12.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: