Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 373.24

Дата публикации 30.11.2022

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Крыма

Рыморенко Татьяна Юрьевна
преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», РФ, г. Симферополь, rymorenko@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается актуальность ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Крыма как эффективного средства развития детского художественного творчества данного региона. Перечислены педагогические условия, необходимые при овладении учебным материалом по декоративно-прикладному искусству. На основе анализируемой литературы даются методические рекомендации по применению в детском саду разнообразных методов и приемов, используемых в процессе работы над орнаментом. Раскрываются этапы ознакомления дошкольников с основами выполнения декоративной аппликации.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, региональный компонент, эстетическое развитие, дошкольный возраст, орнамент, аппликация

Familiarization of preschool children with the decorative and applied art of the peoples of the Crimea

Rymorenko Tatiana Yuryevna
teacher of the Department of Preschool and Primary Education, State budgetary educational institution of additional professional education "Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education", Russia, Simferopol

Abstract: The article considers the relevance of familiarizing preschool children with the decorative and applied art of the peoples of the Crimea as an effective means of developing children's artistic creativity in this region. The pedagogical conditions necessary for mastering the educational material on decorative and applied arts are listed. On the basis of the analyzed literature, methodological recommendations are given for the use in kindergarten of various methods and techniques used in the process of working on the ornament. The stages of familiarization of preschoolers with the basics of performing decorative applications are revealed.
Keywords: decorative and applied art, regional component, aesthetic development, preschool age, ornament, applique.

Правильная ссылка на статью
Рыморенко Т.Ю. Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Крыма // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/oznakomlenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-dekorativno-prikladnym-iskusstvom-narodov-kryma.html (Дата обращения: 30.11.2022)

В дошкольной образовательной организации для детей необходимо создавать дополнительные методические условия при изучении декоративно-прикладного искусства на основе регионального компонента. Сложно переоценить значимость формирования представлений о народном искусстве у ребенка дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство – особая сфера деятельности людей, направленная на эстетизацию окружающей человека среды. Каждый народ в период своего формирования создавал необходимые ему в быту вещи и предметы, орудия труда. Стремление сделать их не только полезными, но и красивыми давало возможность развития художественного диапазона в работе для мастеров того или иного промысла. Накопленный многовековой опыт создания предметов быта и орудий труда сейчас систематизируется, изучается и сохраняется. Мифы и легенды различных народов дошли до наших дней, благодаря изделиям декоративно –прикладного искусства [1]. Большое количество исследователей декоративно-прикладного искусства посвятили свои труды данной теме. Такая работа проводились О. Желтухиной, И. Заатовым, С. Р. Изидиновой, З. Ниматуллой, Л. Петренко, Л. И. Рославцевой, М. Чурлу, С.Э. Ермаковым, Д.А. Гавриловым и многими другими авторами, творческое наследие которых, использовано педагогической наукой для подготовки будущих учителей и воспитателей для преподавания декоративно-прикладного искусства.

Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Специфика детского творчества, раскрывалась в работах Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. Т. Кудрявцева, Н. А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.

Т. Н. Доронова говорит, что детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога –  опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность [2].

В. Б. Косминская обращает внимание на то, что одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также         учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания [3].                        

При создании программ по изобразительной деятельности для дошкольников для изучения элементов декоративно-прикладного искусства отведено достаточно много времени. Это связано с тем, что дети, изучая орнаменты, росписи, изображения предметов декоративно-прикладного искусства как губка впитывают в себя представления об укладе жизни, обычаях, традиций разных народов. В Крыму проживает большое количество различных национальностей. Каждая семья сохраняет определенные национальные традиции, верования, семейные реликвии. Задача воспитателя при изучении с детьми народного творчества представить информацию о разных народах на доступном уровне. Подача учебного материала может быть сформирована таким образом: 1) ознакомление с народностями, проживающими в Крыму (показ иллюстраций, отображающих национальные костюмы, орудия труда, предметы быта русского, украинского, крымско-татарского   народов и т.д.; 2) проведение сравнительной характеристики росписей, орнаментов их символики и способов их изображения; 3) изучение элементов каждой росписи при выполнении задания, начиная с простых и постепенно усложняя элементы; 4) выполнение завершающего задания по каждой теме; 5) проведение выставки работ детей по декоративному рисованию.

  В процессе проведения занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству необходима живая, эмоциональная обстановка. Воспитатель подчеркивает красоту предметов народного творчества, их пластичность, яркость и самобытность. В процессе такого занятия у детей формируется отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения. Рассматривание с детьми образца декоративно-прикладного искусства оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетическое чувство. Этому будет способствовать образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов.

В реальном педагогическом процессе воспитатель применяет разнообразные методы и приемы обучения в динамическом единстве: изобразительное искусство; музыкальное сопровождение; сенсорное восприятие. А педагогические условия необходимые при овладении темой связанной с декоративно-прикладным искусством должны отвечать следующим требованиям: 1) создание в группе уголка из предметов быта, относящихся к декоративно-прикладному искусству; 2) подготовленность и компетентность воспитателя по теме декоративно-прикладного искусства; 3) умение воспитателя показать лично выполнение каждого элемента той или иной росписи, выполняемого на занятии с детьми; 4) умение воспитателя составлять декоративные орнаментальные композиции для занятий с детьми дошкольного возраста с учетом их возрастных  физических и психологических особенностей.

После такого цикла занятий по декоративно-прикладному искусству дети дошкольного возраста будут иметь представление о разных орнаментальных мотивах, их символике, укладе жизни той или иной национальности, проживающей в Крыму. Так как творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [2].

Декоративность (от латинского слова decorate – украшать) – способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью [4]. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов.

В Крыму обучение дошкольников декоративной аппликации проходит в изучении различных узоров, народной символики. Например, излюбленными и наиболее популярными мотивами крымских татар является «древо жизни», «вазон», символизирующие семейный род и его продолжение. Древо связано с жизнью всего рода и его благополучия и означало пожелание мужчине физической, мужской силы, стабильности, достатка, мощи, плодородия, продолжения рода. Наличие в изображении родового древа симметрии, устойчивости, в центре мужского, по краям женских и детских знаков определяло его как родовой герб – амулет, знак мира, единства, счастья и процветания семьи. «Древо» («вазон») в работах трансформируется в цветущий куст, в основе которого лежит изображение кипариса, тюльпана, плода граната.

Орнамент на тканях и одежде крымских татар имеет свою символику, знаковую систему, связанную с религией, обычаями, культурными традициями. В мусульманском искусстве для изображения человека было принято использовать аллегорию цветов, среди которых особенно ценилась роза как символ человека в расцвете своих жизненных и духовных сил. Другой не менее распространенный мотив – тюльпан, символизирует «объяснение в любви» [5]. Сегодня эти   орнаментальные мотивы применяются мастерами в вышивке интерьерного текстиля, деталей одежды, сувенирной продукции, ювелирных украшениях. Современные мастерицы, изучив и восстановив традиционные крымско-татарские швы, комбинируя их с жемчугом, блестками, и особенно бисером, добавляя новые приемы, получают бесконечное множество вариаций орнамента. Особое направление получила вышивка золотом на бархатной (красной, зеленой, фиолетовой) насыщенной цветом ткани. Увлечение контрастом яркого блестящего золота и темного бархата подтверждает отпечаток узбекской культуры в крымско-татарских традициях, в которых такое явление имело место только в праздничной одежде богатых слоев населения. Крымско-татарские орнаменты в основном растительные (цветы, бутоны, листья деревьев, плоды; встречается орнамент архитектурный (минареты, мечети, дома, города); употребляются все оттенки золотого цвета; изделия вышивок предназначены для интерьеров жилищ и подарков с использованием различных линий, бордюров.

Также большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать: делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов с выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма.

М. Чурлу, Т. Сакирдонова разработали методические приемы обучения крымско-татарскому декоративно-прикладного искусству в детском саду и начальной школе. Так         М. Чурлу предлагает следующие приемы воспроизведения орнаментов крымскотатарских вышивок, которыми должны овладеть на технологическом и методическом уровне воспитатели дошкольных учреждений: воспроизведение первоначального рисунка карандашом или ручкой на бумаге от руки; расцвечивание кистью мест вышивания нитками, а также имитирование аппликацией из золотой и серебристой фольги различной фактуры мест вышивки золотистыми и серебряными нитями из металла.

В методическом пособии Т. Сакирдоновой предусмотрен педагогически целесообразный набор образцов узоров для каждого занятия. Учитывается выбор в зависимости от впечатлений, знаний и умений детей дошкольного возраста. Таблицы дают возможность выбрать элементы узора, но в ином их расположении и цвете, благодаря чему получается другая композиция. Все работы требуют овладения всего лишь несколькими приемами исполнения. Из одних и тех же элементов крымско-татарского орнамента при разной их группировке и цветовых комбинациях можно создать большое количество работ, состоящих из разных растительных форм.

Распространено в Крыму изучение Петриковской росписи. Стилистические черты украинской Петриковской росписи, в основе которой лежит растительный орнамент и характерные приемы кистевого письма хорошо узнаваемы. Издавна славились мастера настенной росписи, декорирования отдельных предметов меблировки крестьянского дома и деревянной утвари. Они виртуозно владели разнообразными приемами свободного и кистевого письма, а также дробными и тонкими мазками, выработанными опытом декорирования изделий, рисования малых форм. Роспись выполняли специальными кистями из кошачьей шерсти, позволяющими делать не только широкие мазки, но и тончайшие, едва заметные штрихи. При этом в краску добавляли суспензию яичного белка и желтка, что усиливало интенсивность цвета и повышало выразительность мазка, обретающего черты пластичности.

В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник по орнаменту стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальными предметами окружающего мира. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются. Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов орнамента, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Декоративная трактовка реального предмета, его стилизация, как продукт творческой фантазии человека, создает радостную приподнятость и праздничность народного искусства. Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности бытовых предметов узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду. Этот процесс имеет несколько этапов: приобщение детей дошкольного возраста к различным техникам художественного творчества своего региона; развитие у детей художественного вкуса, образного и логического мышления; улучшение восприятие формы, ритма, цвета. Реализация творческих способностей детей происходит в процессе художественного конструирования русских, крымско-татарских, украинских орнаментов по собственному замыслу. Необходимо выделение главных   особенностей орнаментальных композиций,    выполняемых детьми на занятии по декоративно-прикладному искусству. Оправдано применение в аппликационных работах устойчиво повторяемых форм орнаментов в небольшом количестве. Работа на занятии ведется с шаблонами двумя способами: обведение шаблонов с последующей раскраской или переведение рисунков на обратную сторону цветной бумаги с последующим вырезанием и наклеиванием в технике аппликации. Используя полученные сведения о системе элементов и композиционных схем, о принципах составления и расцвечивания элементов холомской росписи, крымско-татарского орнамента, петриковской росписи воспитатели смогут самостоятельно подбирать образцы русского, крымско-татарского орнамента и украинской росписи, пополняя собственные таблицы элементов, композиционных схем и копий.

Таким образом, ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Крыма несет в себе большие потенциальные возможности в развитии их творческих способностей и актуально в наши дни. Дети учатся составлять различные орнаментальные композиции на основе традиционных декоративных элементов в аппликационных работах. Дошкольники знакомятся со стилистическими особенностями народных орнаментов, с   их применением в оформлении предметов быта. Занятия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством служат улучшению эстетического восприятия культурного наследия, сенсорному развитию, адаптации детей в обществе. У детей появляется интерес к народному искусству конкретного этноса. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественными народными промыслами, даёт богатый мате­риал для понимания особенностей этносов, мето­дов и средств их социализации применительно к той или иной культуре, тому или иному времени и месту.


Список литературы

1. Символы в традициях восточных славян / С.Э. Ермаков, Д.А. Гаврилов. – М.: Вече, 2018. – 302 с. – (В поисках утраченного наследия).
2. Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2–7 лет: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011. 240 с.
3. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 2012. 128 с.
4. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре: конспекты занятий. М: «Издательство «Скрипторий», 2011. 152 с.
5. Акчурина-Муфтиева Н. М. Терминологический словарь крымско-татарского декоративно-прикладного искусства. Симферополь: КРП «Издательство «Крыучпедгиз», 2007. 120 с.
6. Искусство народов Крыма. Культуротворческие особенности искусства народов Крыма: история и актуальность: сборник тезисов докладов / Под общей ред. С.В. Тумаковой – доктора экономических наук; составитель – кандидат искусствоведения А.И. Коваленко. – Севастополь: ЛНАИ 2013. – 130 с.

Расскажите о нас своим друзьям: