Социальная психология | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 316.6

Дата публикации 30.11.2022

Социально-психологические факторы формирования этнических стереотипов у подростков

Леонтьев Арсений Владимирович
бакалавр, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, st092173@student.spbu.ru
Гречишникова Екатерина Александровна
бакалавр, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург st076483@student.spbu.ru
Гуриева Светлана Дзахотовна
Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ., г. Санкт-Петербург, gurievasv@gmail.com

Аннотация: Данная статья представляет собой теоретический обзор этнических и социальных стереотипов в трудах социологов и психологов в течении истории, а также особенности формирования и провоцирующие факторы у подростков. За основу работы были взяты материалы отечественных и зарубежных исследований с эмпирическими данными. В результате аналитического обзора, были сделаны выводы относительно особенностей и факторов формирования у подростков. Так, были сделаны выводы, что все факторы формирования этнических стереотипов у подростков можно разделить на внешние и внутренние. К первым можно отнести особенности психологического содержания данного периода. К вторым, влияние среды, в частности: семья, школа, социум.
Ключевые слова: Социальный стереотип, Этнический стереотип, Подростковый период, Факторы формирования этнического стереотипа, Социально - психологические особенности подростков.

Socio-psychological factors of formation of ethnic stereotypes in adolescents

Leontiev Arseniy Vladimirovich
Student of the Faculty of Psychology, St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg, st092173@student.spbu.ru
Grechishnikova Ekaterina Aleksandrovna
Student of the Faculty of Psychology, St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg, st076483@student.spbu.ru
Gurieva Svetlana Dzakhotovna
Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Social Psychology, St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg, gurievasv@gmail.com

Abstract: This article is a theoretical review of ethnic and social stereotypes in the works of sociologists and psychologists throughout history, as well as the features of formation and provoking factors in adolescents. The work was based on the materials of domestic and foreign studies with empirical data. As a result of the analytical review, conclusions were drawn regarding the characteristics and factors of formation in adolescents. Thus, it was concluded that all factors of the formation of ethnic stereotypes in adolescents can be divided into external and internal. The first ones include the peculiarities of the psychological content of this period. To the second, the influence of the environment, in particular: family, school, society.
Keywords: Social stereotype, ethnic stereotype, adolescence, factors of ethnic stereotype formation, Socio - psychological characteristics of adolescents.

Правильная ссылка на статью
Леонтьев А.В., Гречишникова Е.А., Гуриева С.Д. Социально-психологические факторы формирования этнических стереотипов у подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialno-psikhologicheskie-faktory-formirovaniya-etnicheskikh-stereotipov-u-podrostkov.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Введение

В тот момент, когда человек из одного племени, встретил человека из другого племени, представление о мире разделилось на «своих» и «чужих». Как правило, информации о «чужих» не хватало, и на помощь пришли этнические стереотипы. Но по прошествии многих лет, даже когда появилось достаточно много информации о других народах, этнические стереотипы не исчезли. В современный век высоких технологий, гуманности и толерантности, этнические стереотипы нашли свое место в умах множества людей, затрагивая все слои общества и группы населения. Они существенно осложняют межэтническую коммуникацию, культурный обмен и развитие глобализации. В условиях нашей многонациональной страны, они создают проблемы для мирного сосуществования народов, живших в мире на протяжении многих лет.

Наиболее уязвимые цели для появления стереотипов это подростки. В силу особенности своего окружения и психического содержания этого периода, они легко поддаются навязыванию стереотипного мышления и агрессивного поведения по отношению к другим этническим группам. Стереотипы и паттерны, сформированные в подростковом возрасте, очень ригидны и способны сохраняться на многие годы вперед. Поэтому важно изучать и понимать какие социально-психологические факторы делают подростков такими уязвимыми к этническим стереотипам. Именно это и является первоочередной задачей данного исследования: установление, какие именно факторы и по каким причинам, могут оказывать такое значительно влияние на формирование этнических стереотипов и установок, и при каких условиях они имеют наибольшее влияние.

Современные исследования этнического стереотипа

С современными технологиями, ускоренной коммуникацией и перемещениями провоцируется ситуаций высокой этнической напряженности. Причины этого можно условно разделить на глобальные и региональные. К глобальным можно отнести: Повышение объёма  международных миграционных потоков (12, С. 177 – 196;  1, С. 1 – 4), необходимость мирного сосуществования в условиях распространения глобализации (20, С. 43 – 48), этническое возрождение народов мира, укрепление этнической идентичности, возникает как ответ на глобализацию. К региональным, то есть причинам характерным для России:: внутренняя миграция (12, С. 177 - 196;  1, С. 1 – 4), высокой степени сложности межнациональные отношения внутри стран СНГ и России.

Этнические стереотипы так же являются одной из проблемных областей в межэтническом общении. Одной из проблемных областей в межэтническом общении являются этнические стереотипы. Исследование О.Е. Хухлаева, И.М. Кузнецова, Н.В. Ткаченко (31, С. 527 - 541), показывает, что наличие националистических или этнических установок может существенно испортить отношение к окружающим людям.

Поэтому неудивительно, что исследования в этой области идут активные исследования на Западе (33, С. 1750; 34, С. 881-896). В течение последних 20-30 лет активно разворачиваться психологические исследования стереотипа. Например, исследования в области этнопсихологии Т.Г. Стефаненко, В.С. Агеева и Г.У. Кцоевой. Важным направлением этих исследований является изучение влияние этнических стереотипов на разные аспекты жизни человека и взаимодействиями с людьми. Например, на межличностное взаимодействие в организации (13, C. 241-245), при обучении в группе (3, С. 46-49) и при коммуникации в молодежной среде (10, С. 159-161).

 Активно исследуются автостереотипы и гетеростереотипы в этнических меньшинствах: особенности этнических стереотипов студентов Бурятии Степановой О.К. (28, С. 4- 22) и исследование Беляева Сергея Ивановича «Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан» (2, С. 18).

Есть исследования, в которых изучаются этнические стереотипы и толерантность в разных социальных группах, различающиеся на предмет типа проживания (9, С. 162-169), насыщенности этноконтактами социальной среды в полиэтническом регионе (5, С. 89-95; 6, С. 282-292) или формы образования (17, С. 37-47). Также изучаются факторы, которые способны противостоять появлению негативных этнических стереотипов. В частности, исследование о факторах, которые влияют на этническую толерантность молодежи  (27, С. 210-210).

Но наблюдается недостаток исследований этнических стереотипов среди подростков. В этом направлении исследований можно выделить исследование «Тенденции и варианты этнической социализации подростков» С.Б. Дагбаевой (7, С. 140 – 156.). Однако, в целом выделяется тенденция исследования в первую очередь взрослую возрастную группу, тогда как подростковому возрастному периоду уделяется непропорционально мало внимания по отношению к важности этого периода. В этот период происходит переход от детства к взрослости, и все стороны психики подвергаются качественной перестройке. Так же, мало уделяется факторам формирования этнических стереотипов у подростков, как это делается в западной психологии и социологии.

Понятие социального и этнического стереотипа

Согласно психологическому словарю Немова Р.С., стереотип – «это система относительно стабильных (фиксированных), чрезмерно упрощенных убеждений (установок, отношений), касающихся   определенной   социальной группы людей» (21, С. 417).  Впервые этот термин в контексте социальных отношений использовал Уолтер Липпман, в своей книге «Общественное мнение» (англ. Public Opinion). Согласно ему, стереотип это устойчивые, ригидные, структурированные, лишенные многообразия картины мира. Социальный стереотип обеспечивает, во-первых, экономию сил и времени при восприятии действительности, во-вторых, позволяет защищать ценности и поддерживать стабильность самооценки (38, С. 79-115).

Спустя время стереотип стали рассматривать не только как негативное, но и позитивное явление. Психолог и социолог Гордон Уиллард Оллпорт, признавал необходимость такой категоризации, как фундаментального процесса познания (35, P. 275-279).

Отечественная психология тоже активно занималась изучением социального стереотипа. Русский психолог В.А. Ядов рассматривал социальный стереотип в контексте социальных установок и считал, что в его основе лежит такой психологический феномен, как генерализация (упрощающее манипулирование собственным опытом), который играет очень двоякую роль (14, С. 196 - 197).

Самым популярным объектом исследования среди социальных стереотипов, является стереотип этнический. Это обусловлено его массовостью представленности в обыденном сознании людей. История этнического стереотипа началась примерно с того же момента, что и история социального. Первое эмпирическое исследование этнического стереотипа было произведено в Принстонском университете в 1933 году, под руководством Д.Кацом и К.Брейли. Студенты должны были выделить наиболее характерные черты для той или иной нации. Обнаружилась высокая степень согласия среди студентов относительно характеристик для разных наций. Например, немцам приписывали способность к точным наукам, а афроамериканцам суеверие (23, С.63-67).

Исторически сложилось так, что при попытках дать определение стереотипу в западной науке, психологи подходили к нему сквозь призму этнических предрассудков. Так, Р. Браун и Д.Т. Кэмпбелл видели в основе стереотипа этноцентризм, то есть определял стереотип как явление, которое не может быть объективным по своей природе (14, с. 196-197).

Но при переходе с описательного уровня исследования этнического стереотипа на объяснительный, были раскрыты структурные характеристики этнического стереотипа и этнических взаимоотношений в целом. Это создало платформу для обсуждения природы стереотипа и его свойств в многих науках, таких как: этнография, этнология, социальная психология, социология и другие смежные дисциплины.

В психологии и ее разделе, социальной психологии, некоторые определения или представления о свойствах этнического стереотипа, основывались на психологических подходах к понятию личности человека. В рамках психодинамический подход можно выделить два взгляда на основе генезиса стереотипа. В рамках первого, акцент делается личности, как причине формирования стереотипа (14, С. 83-88.). Вторая теория, социальная, основывается на социальном влиянии в формировании стереотипа. Ее последователи (З. Фрейд, С. Московичи, К.-Г. Юнг), говорят о социальном генезисе стереотипа. Первостепенным фактором формирования тут является на характеристики личности человека, но его социальное окружение: семья, друзья, коллеги.  В своих работах З. Фрейд и С. Москович выделяет основные характеристики стереотипов: некритичность, ирреальность, аффективность.

В рамках когнитивного подхода, стереотипизация объясняется закономерностями процесса познания. Среди представителей этого подхода можно выделить: Г. Тэджфел, Т.К. Трейлер, Д.Л. Гамильтон. В целом, можно обобщить, что они представляли образование стереотипа из логики упрощения познания, стремление экономить энергию. Это ускоряет принятие решений, но может привести к непредсказуемым результатам, как это было в исследование с американскими полицейскими и влияние на их действия убеждений (36, P. 82). С точки зрения такого подхода, стереотип не иррациональнй или плохой, так как он отражает субективно-рациональное, выборочное восприятие индивида. Такие исследования толкают нас к мысли о том, что во многих профессиях человек-человек, нам необходимо учитывать фактор этнических предубеждений (39, P. 107-114.). Стереотип не точен, лишь в силу несовершенства процессов познания у человека (21, С. 49-58). Принято выделять три основные концепции в рамках когнитивного подхода: Стереотип как социальная установка, стереотип как образ и стереотип как представление.

В рамках диспозиционного подхода личности, этнический стереотип рассматривается как яркое выражение социальной установки. Согласно В.А. Ядову, социальная установка рассматривается как диспозиция, имеющая системное значение и в которой включены все жизненные устремления личности, обеспечивающие целенаправленное формирование состояния готовности человека к деятельности (14, с. 196-197).

Основные свойства и характеристики этнического стереотипа

Раскрыв подходы к понятию социального и этнического стереотипа, необходимо лучше разобрать свойства и характеристики этих явлений. Это облегчит понимание самого феномена и раскроет его качества.

Настолько, насколько понятие стереотипа спорное и имеет множество подходов, так и его характеристики вызывают по сей день много дискуссий. Но большинство авторов, при их составлении исходят из тенденции нашей психики – конкретизация и упрощение. На Западе, говоря о свойствах стереотипов, в первую очередь упоминают пять, которые выразил Тэшфил, он суммировал все выводы исследований в области этнических и социальных стереотипов и выделали 5 главных признаков:

• Не развитый когнитивный компонент.

Тут необходимо сказать, что большинство исследователей выделяют в структуре стереотипа когнитивный, аффективный и социальный компонент (4, С. 93-95). Когнитивный компонент у стереотипа слабо развит, в то время как аффективный компонент, наоборот, очень насыщен.

⦁              Поляризованность оценки.

Это проявляется в 4 взаимосвязанных процессах, которые описал Тэшфил: максимизации межгрупповых различий; максимизации внутригруппового сходства; минимизации межгруппового сходства; минимизации внутригрупповых различий

⦁             Жесткая фиксированность стереотипов, устойчивость.

В качестве доказательства наличия этого свойства, Стефаненко приводит эксперимент, предметом которого было содержание стереотипов у трех поколений студентов Принстонского университета. В течение более полувека, у студентов сохранялись этнические стереотипы, не смотря на меняющиеся социально-культурные условия.

⦁             Интенсивность эмоционального проявления

Здесь сказывается сильно выраженный аффективный компонент, о котором говорилось выше, в противовес слаборазвитому когнитивному компоненту. Выраженности эмоционально-оценочного характера стереотипа отмечает Стефаненко (29, С. 120 - 126 с.).

⦁             Концентрированное выражение свойств социальных установок

Стереотипы могут выступать в качестве регуляторов поведения групп.

Стефаненко выделяет шестое свойство, кроме этих пяти. Этим свойством, в концепции Стефаненко является согласованность, под которой подразумевается степень единодушие среди членов стереотипизирующей группы. Этническими стереотипами можно считать те представления, которые разделяет большинство этнической группы, которая эти стереотипы производит (29, С. 120 - 126 с.).

Социально - психологические особенности подростков

Прежде чем раскрыть социально-психологические особенности данного периода развития человека, необходимо раскрыть границы подросткового возраста.

Одну из первых научных периодизаций предлагает З. Фрейд. Этапы этой периодизации были основаны на разрешении сексуальных конфликтов, в том числе и подростковый. В рамках концепции З. Фрейд он называется «Генитальный период» и протекает с 12 лет (когда завершается латентная фаза) до 18. По мнению автора, этот этап – завершающие звено развития личности.  Он характеризуется активным проявление либидо (сексуальной энергии), которая может перенаправлять так же на спорт, творчество и учебную деятельность.

Эриксон опирался в установке границ подросткового возраста на эту теорию психосоциального развития Фрейда. Но этапы развития личности связал не с психосексуальными, а с социальными конфликтами. Так, на подростковый период выпадает кризис идентичность или смешение ролей и длится он с 11 до 20 года. Согласно Эриксону, юноши и девушки в этот период ищут базисные ценности и установки, охватывающие различные роли (26, С. 32 - 45).

Отечественные психологи дифференцировали периодизацию подросткового возраста на основе пола ребенка, как например В.Н. Дружинин в своей книге «Экспериментальная психология» (30, С. 148-151).

Таким образом, в периодизации развития личности, в общем, и подросткового периода, в частности, встречается много противоречий и разных теорий. Здесь и далее мы будем исходить из официальной периодизации ООН, согласно которой, подростковый возраст протекает с 10 до 19 лет.

Доминирующее новообразование у подростка - чувство взрослости. Оно может выступать как маркер начала этого возраста. Этот тезис подтверждает Д.И. Фельдштейн, выделяя «чувство взрослости», как главную психологическую особенность подросткового возраста. Анализируя проявления «чувства взрослости» Д.Б. Эльконин выделил объективную взрослость и субъективную взрослость, последнее и олицетворяет собой “Чувство взрослости”.

Крайне сложно определить содержание и стадию развития этого новообразование. Приблизительно это можно выяснить по внешним проявлениям. К ним Д.Б. Эльконин отнес возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы к нему относились как к взрослому. Как правило, это внешнее проявление появляется первым и является основным. Вторым по значимости показателем является стремление ребенка делать все самостоятельно, оградить некоторые сферы своей жизни от взрослых. Третьим показателем является наличие своей независимой линии поведения или взглядов. Важной особенностью вышеперечисленных моментов является неосознанный характер переживаний (22, С. 39-54).

Очень тесно с «чувством взрослости» связана самооценка и самосознание подростка. Согласно Л. С. Выготскому, в своем развитии оно проходит три сложных этапа:

⦁             Первый этап, это первоначальные аффективные самоощущения ребенка.

⦁             Второй этап – это наполнение этих аффектов смысловым содержанием со стороны окружающих помимо воли ребенка, который присваивает это смысловое содержание.

⦁             Третий этап – это этап, приходящийся полностью на подростковый возраст - проявление самосознанием через внутреннюю рефлексию аффективно-смыслового содержания (22, С. 39-54).

Продукт самосознания – Я – концепция, может быть обобщена с помощью четырех измерений. Во - первых, это общая Я – концепция, видение подростком себя со стороны. Во – вторых, переходная Я – концепция, она зависит от результатов, настроения, окружающих людей. В -третьих, социальная Я-концепция, то, как человеку кажется, его видят другие люди. И наконец, четвертое измерение, идеальная Я – концепция – образ того, кем хотел бы быть подросток (24, С. 312-327). Наша Я-концепция значительно определяется мнением других о нас. Особенно «значимых других». К значимым другим относятся родители. Так, например, при наличии конфликта между ними или развода, отмечается заниженная самооценка у подростка и плохо развитая Я-концепция. К другим внешним факторам относится социально-экономический статус, стресс, расовая и гендерная принадлежность. Особенно стоит выделить последний пункт. Самооценка парней не так сильно зависит от физической привлекательности и социальных сетей, как у девушек. (24, С. 312-327).

Самооценка очень связана с Я - концепцией. Я –концепция формируют основу самооценки. Поэтому хорошая самооценка – это высокое соответствие между Я-концепцией и идеальным Я.

С наступлением пубертатного периода в младшем подростковом возрасте значительно падает самооценка у всех подростков. Это возникает по причине более строго отношения к своему «Я-настоящему» и повышению планки «Я-идеального». Подростки начинают строже себя оценивать свой внешний вид и интеллектуальные способности. Такая самооценка сопровождается стеснительным поведением и стремлением подчинить Я-концепцию (24, С. 312 - 327). Следует отметить, что сильное влияние на самооценку начинает оказывать оценка сверстников. У младших подростков самооценка ситуативна, у старших она становится более устойчивой (26, С. 32 - 45).

Для эмоционально-волевой сферы подростка характерно преобладание возбуждения над торможением. (26, С. 32 - 45).  Она включает в себя резкие перепады настроения, высокую чувствительность подростков к чужому мнению и полярность сентиментальности и чёрствости в разных моментах. Возникает потребность в общении не только с родителями, но и с сверстниками, обменом с ними переживаниями и эмоциями.

Одной из задач эмоционального развития подростка в этот период – достижение эмоциональной независимости от родителей. Завершением этого сложного процесса является эмоциональная автономия – избавления от детской эмоциональной зависимости от родителей (12, С. 17 – 77.).

В мотивационно – потребностной сфере тоже есть существенные изменения в подростковом возрасте. Мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательной цели и осознано принятого решения (26, С. 32 - 45).

Возникновение опосредованных мотивов создает «рычаг» управления поведения подростка. Доминирующим мотивом становится стремление занять достойное социальное положение среди сверстников. Среди потребностей наиболее центральным становится уважение его как личности и автономности. Но при это ощущается серьезная не хватка силы воли (12, С. 17 – 77).

Безусловно, говоря о развитие личности и особенностях психического содержания подростка этого периода, нельзя не сказать и социальном его развитии. Укрепление связей с сверстниками способствуют потребности к аффилиации. Типичная черта подростковых групп – высокая конформность, которая проявляется в стремлении кооперироваться с сверстниками и сбиваться в группы. На фоне развития личности происходит дистанцирование от родителей.

Таким образом, подростковый возраст очень насыщен психологически и очень сенситивен к социальному влиянию. Особенности психики подростка, делают его очень уязвимым к внешнему влиянию.

Влияние психологических особенностей подростка на формирование стереотипов

Как уже было сказано выше, подростковый этап жизни очень сенситивный период.  Зачастую подростки становятся жертвами стереотипов, в силу несформированности своей личности и влияния внешних факторов. А между тем, стереотипы и предубеждения, сформировавшиеся в первой половине жизни могут быть достаточно ригидны.

В первую очередь обратимся к внешним факторам. Одним из них является поликультурное окружение и этноконтактность среды. Эти факторы очень серьезно сказываются на формировании стереотипов. Так, подростки в полиэтнической среде менее склонны к конфликтам, а так же демонстрируют межличностную чувствительность и толерантность (8, С. 87-103). Так же есть исследования, доказывающие влияние этноконтактности среды на формирование стереотипов (9, С. 162-169). Так, в среде с высокой этноконтактностью, наблюдается существенно меньше негативных представлений о других этносах. Поэтому особенности этноконтактной среды необходимо учитывать (32, С. 63-79).

Другим внешним фактором является статус «большинства - меньшинства» позиция социально значимых для подростка людей. У групп этнического большинства формирование стереотипов начинается раньше, чем в группах этнического большинства (32, С. 63-79).

Так же на формирование стереотипов оказывает социальное окружение человека, в частности семья. Семья очень важный институт в жизни подростка, проводящий множество видов социализации, в том числе этнической. Такое социализирующее влияние не всегда содержит в себе положительное отношение к другим этносам. Кроме того, этот процесс очень противоречив. Нередко подросток стремится отвергать культуру родителей, стремясь обрести свое «лицо». С другой стороны, подросток так или иначе несет в себе духовное наследие культуры родителей. Но острое непринятие этого может выражаться в радикальных формах, близких к экстремистским. В основе этого могут лежать в том числе этнический стереотипы, сформированные не «благодаря», а «вопреки» семьи.

Но еще чаще доходит до крайности, когда школа или родители не уделяют внимание развитию эмоциональной культуры ребенка. В такой ситуации, развитие может протекать стихийно, под влиянием потребности в аффиляции подросток может прибиться к “плохой” компании, где ему могут навязать этнические стереотипы и предубеждения. Другим аффективным агентом влияния в современных реалиях может выступить СМИ и интернет. В итоге может формироваться эмоциональная глухота и не самые лучшие социальный качества (25, С. 7).

Ряд других внутренних характеристик и особенностей повышают риск усвоение негативных этнических предубеждений и стереотипов, как например, потребность в принадлежности к группе, с вытекающим отсюда жестким разделением на «своих» и «чужих» и активное формирование собственного мировоззрения, что влечет за собой активное познание и применение полученных знаний (не всегда научно-точных) на практики. Высокая конформность, может приводить к стремлению расставлять приоритетов в соответствии с мнением референтной группы, что так же может быть фактором формирования этнических стереотипов (16, С. 199-218).

Так же в качестве социально-психологического фактора этнических стереотипов принято выделять структуру ценностных ориентаций подростка, чье активное формирование происходит в этот период. Для лиц, с низкой толерантностью характерна высокая значимость прагматических ценностей, независимости, свободы и развлечения. Для лиц с более выраженной толерантность, характерна ориентация на ценности социальной ответственности (семья, работа, общество) (11, С. 32-43).

Заключение

С момента формулирования понятия «социальный стереотип», исследования в этой области не теряли своей актуальности. Но в последние годы, это направление изучения стало еще более популярным в силу обострения старых межэтнических проблем и появления новых. В этой статье был сделан акцент на корне социальных стереотипах, а именно на социально-психологических факторах формирования этнических стереотипов у подростков, на особенностях подростка и то, как эти особенности влияют на формирования этнических стереотипов.

Работа раскрывает проблему, которая заключается в высокой уязвимости подростков к формированию у них негативных этнических установок, под воздействием факторов, характерных для этого периода. В силу процесса формирования личности и высокой сенситивности к внешним факторам, ребенок легко может “приобрести” этнические стереотипы.

Конечно, данная работа не охватывает все современные исследования в области этнических стереотипов у подростков, но отражает наиболее значительные закономерности и исследования в этой области и может послужить основой, теоретической базой для дальнейшим эмпирических исследований.

Так, на базе данного теоретического материала, возможно проведение эмпирического исследования по влияния внешних факторов (прежде всего среды) на формирование стереотипов. Так же, можно исследовать, какой формат обучения для подростков будет ассоциироваться с большим уровнем толерантности. Такие исследования были полезны для предотвращения роста межэтнической напряженности как в России, так и зарубежом.


Список литературы

1. Алистанова З.Ф. Исследование этнических стереотипов: подходы и методы // Теория и практика общественного развития. 2018. Вып. 4. С. 1 - 4.
2. Баляев С. И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан //Автореф. дисс. на соискание ученой степ. канд. псих. н. Самара: Мордовский государственный университет. – 1999. – С. 18.
3. Борисова М. Д. Влияние стереотипов иностранных студентов при обучении английскому языку //Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в вузе и школе. – 2018. – С. 46-49.
4. Галушко В.Г. Проблема интерпретации стереотипов и предрассудков в этнокультурных отношениях // Инновационная наука. 2019. Вып. 11. - С 93-95.
5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений // Сибирский психологический журнал. Федеральное агентство по образованию, Гл. ред. Г.В. Залевский, Томск, Томский государственный университет, 2009. № 32. – С. 89-95.
6. Гуриева С.Д. Установка и формирование системы межэтнических отношений // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. Часть 1. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2009. – 296 с., С. 282-292.
7. Дагбаева С.Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков // Российский психологический журнал. 2018.Вып. 1. С. 140 –156.
8. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Плеханова Д. Д. Исследование межэтнических отношений студентов в условиях поликультурной среды //Концепт. – 2021. – №. 12. – С. 87-103.
9. Дубовый Л. М., Ефремкина И. Н. Зависимость толерантности и этнических стереотипов подростков от типа проживания //Вестник Самарского государственного университета. – 2008. – Вып. 64. С. 162-169.
10. Дьячкова М. М. Влияние этнических стереотипов на процесс коммуникации в молодежной среде (на примере студентов Удмуртского государственного университета)// итоговая студенческая научная конференция УдГУ. - 2019. - С. 159-161.
11. Журавлева Н. А. Социально-психологические факторы толерантного отношения к взглядам и мнениям других людей //Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – №. 2. – С. 32-43.
12. Завалишин А.Ю., Костюрина Н.Ю. Этнические стереотипы: экспликация и анализ // ЖССА. 2017. Вып. 2. - С. 177 – 196.
13. Зайцева, А. А. Национальные стереотипы как причина возникновения межличностного конфликта в организации / А. А. Зайцева // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : материалы Международной студенческой научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Х.И.Лейбовича, Тверь, 23–24 апреля 2020 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 241-245.
14. Ильюшкин В. В. Социально-психологические особенности национальных стереотипов // Наука, техника и образование. 2015. Вып. 4 (10). - C. 196 -197.
15. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // European research. 2014. № 1 (1). С. 83-88.
16. Истомина О. А., Комарова А. В. Этнические стереотипы подростков 15-16 лет г. Владивосток //Вестник Морского государственного университета. – 2007. – Вып. 21. – С. 199-218.
17. Кашапов M. M., Волченкова A. A. Толерантность подростков в контексте инклюзивного образования //Ярославский психологический вестник. – 2020. – №. 1. – С. 37-47.
18. Крутецкий В. А. Психология подростка. – ОЛМА Медиа Групп, 1959. С. 17 – 77.
19. Лукьященко И. Е. Социальные стереотипы: когнитивный подход //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2009. – Т. 9. – Вып. 6. – С. 49-58.
20. Медведева А.В. Этнические стереотипы в современных условиях: теоретические подходы и изучение на эмпирическом уровне // Теория и практика общественного развития. 2014. Вып. 8. - С. 43 – 48.
21. Немов Р. С. Психологический словарь. – 2007. 417 с.
22. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» //Психологическая наука и образование. – 2006. – Т. 11. – Вып. 2. – С. 39-54.
23. Патутина К. А. Формирование этнического стереотипа //Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2019. – №. 1. – С. 63-67.
24. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста 12-е изд. — СПб.: Питер,. – 2010. С. 312 - 327
25. Репринцев А. В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы //ББК 74.1. 74.2 П 78. – 2018. – С. 7.
26. Савенышева С.С., Василенко В.Е., Стрижицкая О.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2011. С. 32 – 45.
27. Садовникова Н. О., Веденяпина Е. А. Психологические особенности этнической толерантности молодежи //Международный студенческий научный вестник. – 2018. – №. 5. – С. 210-210.
28. Степанова О. К. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н. : Спец. 19.00.05 / Степанова Ольга Константиновна; [Ин-т молодежи]. - М., 1999 С. 4 - 22
29. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект» 1999 – 120 - 126 с.
30. Устинова Е. А. Возрастные границы подросткового периода //Интеллектуальные ресурсы -региональному развитию. – 2019. – Т. 5. – №. 1. – С. 148-151.
31. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Ткаченко Н. В. Разработка и адаптация методики" Шкала этнонациональных установок" //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15. – №. 3. С. 527 - 541
32. Чибисова М. Ю., Зверева М. А. Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка (на примере русских и еврейских подростков) //Социальная психология и общество. – 2011. – Т. 2. – №. 2. – С. 63-79.
33. Burnett M. et al. The development of academic and nonacademic race stereotypes in African American adolescents //Developmental Psychology. – 2020. – Т. 56. – №. 9. – С. 1750.
34. Ghavami N., Peplau L. A. Urban middle school students’ stereotypes at the intersection of sexual orientation, ethnicity, and gender //Child development. – 2018. – Т. 89. – №. 3. – С. 881-896.
35. Jones J. M., Splan E. D. Personality and Prejudice //The Wiley encyclopedia of personality and individual differences: Clinical, applied, and cross‐cultural research. – 2020. – P. 275-279.
36. Greitemeyer T. The police officer’s dilemma: The relationship between violent video game play and responses in a first-person shooter task //Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications. – 2020. – Т. 32. – №. 2. – P. 82.
37. Kahn K. B., Martin K. D. The social psychology of racially biased policing: Evidence-based policy responses //Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. – 2020. – Т. 7. – №. 2. – P. 107-114.
38. Lippmann . Public Opinion. New York: Harcourt, Brace & Co., 1922. - P. 79-115.

Расскажите о нас своим друзьям: