Социальная психология | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 159.9

Дата публикации 22.06.2020

Взаимосвязь характеристик родительского отношения и агрессивности подростков

Аттинг Анастасия Юрьевна
Магистрант 1 курса ХГУ им.Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, shoki29@mail.ru
Научный руководитель Калягина Елена Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, elena.kalyagina@rambler.ru

Аннотация: В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи параметров родительского отношения и агрессивности подростков; выявлены характеристики родительского отношения, способствовавшие адекватному поведению подростков (принятие, кооперация, симбиоз).
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, подростковый возраст, детско-родительские отношения, типы родительских отношений.

The relationship between the features of parenting and aggressiveness of adolescents

Atting Anastasia Yurievna
1rd year master student of KSU. N. f. Katanova, Russia, Abakan
Scientific adviser Kalyagina Elena Aleksandrovna
Candidate of psychological Sciences, associate professor, INPO KSU. N. F. Katanov, Russia, Abakan

Abstract: The article presents an analysis of aggressive behavior and the characteristics of the influence of parent-child relations on the aggressive behavior of adolescent children; the types of aggression are described; the problem of the relationship between the features of parental attitude and aggressiveness of adolescents is investigated; identified features of parental relationships that contributed to the adequate behavior of adolescents (adoption, cooperation, symbiosis).
Keywords: aggression, aggressiveness, aggressive behavior, adolescence, parent-child relationships, types of parental relationships

Правильная ссылка на статью
Калягина Е.А., Аттинг А.Ю. Взаимосвязь характеристик родительского отношения и агрессивности подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-kharakteristik-roditelskogo-otnosheniya-i-agressivnosti-podrostkov.html (Дата обращения: 22.06.2020)

В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками.

На современном этапе развития общества острой становится проблема увеличения количества подростков с агрессивным поведением, которое приводит к различным формам девиации.

Исследования последних десятилетий подтверждают значимость изучения детско-родительских отношений [1, 3].

Семья является тем социальным институтом, благодаря которому происходит дальнейшая интеграция личности ребенка в сложную для него систему социальных взаимодействий и отношений. Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А. Е. Личко (1989), Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса (1999), А. Я. Варги (1997), А. И. Заха­рова (1997) [2, с. 41].

Рассматривая проблему исследования, необходимо отметить, что агрессивность и агрессия имеют разное значение.

«Агрессия – любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [5, с.7].

Агрессивность – устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению» [4, с. 9 – 10].

К агрессивности близко подходит понятие враждебности. А. Басс разделил понятия «агрессии» и «враждебность» и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность» [4, с. 7].

Мы предположили, что существует взаимосвязь характеристик родительского отношения и агрессивность подростков:

  1. Высоким показателям выраженности родительского отношения «кооперация» и «симбиоз» соответствует низкий уровень агрессии подростков;
  2. Высоким показателям выраженности параметров родительского отношения «отвержение» и «эмоциональная дистанция» соответствует высокий уровень агрессии подростков.

Для исследования мы использовали методики:

  • Опросник агрессивности (Басса-Дарки);
  • Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская);
  • Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

В исследовании участвовали 30 подростков в возрасте 11-12 лет, мальчиков 14  и девочек 16, среднего образовательного учреждения села Нижний Суэтук.

Первый этап обследования направлен на изучение агрессивности подростков по методике Басса-Дарки.

После проведенного опроса результаты по видам агрессии в процентном соотношении по уровням, представлены в таблице (Таблица 1). 

Таблица 1. Уровень агрессии у подростков 11-12 лет

         Уровень агрессии

Вид агрессии

Низкий (%)

Средний(%)

Высокий(%)

Физическая

33

33

33

Косвенная

10

53

37

Раздражение

37

43

20

Негативизм

30

23

40

Обида

46

36

17

Подозрительность

67

20

13

Вербальная

30

23

47

Чувство вины

90

7

3

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Суммируя показатели этих шкал, нами был высчитан индекс агрессивности и индекс враждебности. Результат  агрессивности 30 испытуемых подростков составил в процентном соотношении: 37% высокий уровень, 30% средний уровень и низкий 33% (Рисунок 1).

Рисунок 1. Показатели индекса агрессивности испытуемых подростков

Исходя из полученных данных, высокий индекс враждебности составил у 37%, средний 43% и низкий у 20% (Рисунок 2).

Рисунок 2. Индекс враждебности испытуемых подростков

Второй этап обследования направлен на выяснения сложившейся ситуации в семье, родительско-детским отношениям. На данном этапе мы воспользовались Методикой И.М. Марковской -  Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» и Методикой А.Я. Варга, В.В. Столин - Тест-опросник «Родительского отношения к детям».

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям (Таблица 2).

Таблица 2. Общие групповые показатели отношения родителей к ребенку, количество семей

Параметры

Количество семей

Проценты (%)

Принятие-отвержение

12

40

Симбиоз

5

17

Авторитарная гиперсоциализация

7

23

Кооперация

5

17

Маленький неудачник

1

3

По результатам тест-опросника Варга А.Я, более выраженными являются типы отношения:

«Отвержение» - 40%. Взрослые испытывают в основном по отношению к ребенку негативные чувства: злобу, раздражения, досаду, разочарование, даже ненависть. Такие взрослы как правило, считают своего ребенка неудачником, считая, что ребенок не добьется успеха в жизни. Родителя не уважают своего ребенка, третируют его.

«Авторитарная гиперсоциализация» - 23%. Родитель ведет себя авторитарно, требует безоговорочного подчинения и послушания, держа ребенка в строгих рамках, он старается навязать свое мнение, тщательно следит за социальными достижениями ребенка.

«Симбиоз»  - 17%. Взрослые устанавливают дистанцию между собой и ребенком. У родителя повышенная тревога за ребенка, они всячески препятствуют самостоятельности подростка.

«Кооперация» - 17%. Родитель заинтересован в делах ребенка. Он стремится поддержать его во всех начинания, ведет постоянное участие в жизни ребенка. Взрослые всячески поощряют все начинания ребенка, гордятся им, стараются быть с ним на равных.

«Маленький неудачник» - 3%. Стремятся  инфантилизировать ребенка, Ребенок в таких отношениях подвержен дурному влиянию. Родители не доверяют своему ребенку, постоянно подчеркивают его неумелость. Взрослый стремиться оградить ребенка от трудностей в жизни.

Исходя из полученных данных опросника "Взаимодействие родителя с ребенком" И.М.Марковской, можно проследить взаимосвязь отношения родителей к детям. В большинстве семей 45% уровень требовательности, строгости, контроля к своему ребенку оказался высоким, так же уровень по шкале эмоциональной дистанции, отсутствия сотрудничества был на высоком уровне 37%. Показатели по шкалам сотрудничества, принятия и эмоциональной близости показатель составил 18%.

Для выявления связи характеристик детско-родительских отношений и агрессивности у подростков нами был использован Rs-критерий корреляций Спирмена. В качестве показателя агрессивности был выбран индекс агрессивности. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Взаимосвязь показателей отношения родителей к ребенку с индексом агрессивности

Параметры

Значение критерия Rs-Спирмена

p-level

Принятие-отвержение (мать)

-0,87

0,0001

Принятие-отвержение (отец)

-0,88

0,0001

Кооперация (мать)

-0,81

0,0001

Кооперация (отец)

-0,87

0,0001

Симбиоз (мать)

-0,87

0,0001

Симбиоз (отец)

-0,87

0,0001

«Маленький неудачник» (мать)

0,62

0,001

«Маленький неудачник» (отец)

0,48

0,01

Мягкость-строгость (мать)

0,72

0,0001

Мягкость-строгость (отец)

0,73

0,0001

Автономность-контроль (мать)

-0,51

0,01

Автономность-контроль (отец)

-0,5

0,01

Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость (мать)

-0,92

0,0001

Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость (отец)

-0,93

0,0001

Отвержение-принятие (мать)

-0,91

0,0001

Отвержение-принятие (отец)

-0,92

0,0001

Отсутствие сотрудничества-сотрудничество (мать)

-0,94

0,0001

Отсутствие сотрудничества-сотрудничество (отец)

-0,93

0,0001

Несогласие-согласие (мать)

-0,91

0,0001

Несогласие-согласие (отец)

-0,89

0,0001

Непоследовательность-последовательность (мать)

0,87

0,0001

Непоследовательность-последовательность (отец)

0,89

0,0001

Как видно из таблицы 3, обнаружены значимые связи агрессивности подростков с такими характеристиками детско-родительских отношений, как отвержение, отсутствие стремления к кооперации, высокая эмоциональная дистанция, строгость, высокая автономность, несогласие между ребенком и родителями, последовательность в воспитании со стороны обоих родителей. Это означает, что родителям младших подростков, склонных к проявлению разных видов агрессивного поведения, свойственно испытывать отрицательные эмоции (раздражительность, злость, досаду и т.д.) по отношению к детям, в воспитании придерживаться строгих правил и быть последовательными в их применении, в т.ч. в наказании за их нарушение, держать с детьми дистанцию, четко соблюдая ролевые позиции в коммуникации, использовать авторитарные способы взаимодействия. Фактически, полученные результаты подтверждают, что агрессивное поведение подростка формируется под влиянием семьи за счет демонстрации модели агрессивного поведения или попустительского отношения к ребенку.

Экологичные отношения между родителями и дети характеризуются общими интересами, вниманием друг к другу, постоянным контактом. Во многих, семьях с отрицательным микроклиматом возникает отчуждение, грубость, стремление делать все назло, агрессия и демонстрация неповиновения.

В ходе нашего исследования мы подтвердили, что существует взаимосвязь между характеристиками детско-родительских отношений и проявлением агрессии у подростков в младшем подростковом возрасте.  Нами было обнаружено, что «отвержение» и «эмоциональная дистанция» родителей связаны с высоким уровнем агрессивности младших подростков, а при «кооперации» и «симбиоз» проявляется низкий уровень агрессивности. Если не помочь подростку контролировать свою агрессию вовремя, то в дальнейшем это грозит склонностью к разгульному образу жизни и укоренившемуся девиантному поведению.


Список литературы

1. Глод Н.В. Взаимосвязь насилия в семье и агрессивности подростков // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума. 2018. С. 313-315.
2. Калягина Е.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. 162 с.
3. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т.6. №2. С. 15
4. Петровский А.В. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494с.
5. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999. С. 216 – 251.
6. Симонян М.В. Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков // Молодой ученый. 2018 № 19 (205). С. 384

Расскажите о нас своим друзьям: