Социальная психология | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020
УДК 159.9
Дата публикации 22.06.2020
Взаимосвязь характеристик родительского отношения и агрессивности подростков
Аттинг Анастасия Юрьевна
Магистрант 1 курса ХГУ им.Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, shoki29@mail.ru
Научный руководитель Калягина Елена Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, elena.kalyagina@rambler.ru
Аннотация: В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи параметров родительского отношения и агрессивности подростков; выявлены характеристики родительского отношения, способствовавшие адекватному поведению подростков (принятие, кооперация, симбиоз).
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, подростковый возраст, детско-родительские отношения, типы родительских отношений.
1rd year master student of KSU. N. f. Katanova, Russia, Abakan
Candidate of psychological Sciences, associate professor, INPO KSU. N. F. Katanov, Russia, Abakan
Abstract: The article presents an analysis of aggressive behavior and the characteristics of the influence of parent-child relations on the aggressive behavior of adolescent children; the types of aggression are described; the problem of the relationship between the features of parental attitude and aggressiveness of adolescents is investigated; identified features of parental relationships that contributed to the adequate behavior of adolescents (adoption, cooperation, symbiosis).
Keywords: aggression, aggressiveness, aggressive behavior, adolescence, parent-child relationships, types of parental relationships
Калягина Е.А., Аттинг А.Ю. Взаимосвязь характеристик родительского отношения и агрессивности подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-kharakteristik-roditelskogo-otnosheniya-i-agressivnosti-podrostkov.html (Дата обращения: 22.06.2020)
В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с подростками.
На современном этапе развития общества острой становится проблема увеличения количества подростков с агрессивным поведением, которое приводит к различным формам девиации.
Исследования последних десятилетий подтверждают значимость изучения детско-родительских отношений [1, 3].
Семья является тем социальным институтом, благодаря которому происходит дальнейшая интеграция личности ребенка в сложную для него систему социальных взаимодействий и отношений. Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А. Е. Личко (1989), Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса (1999), А. Я. Варги (1997), А. И. Захарова (1997) [2, с. 41].
Рассматривая проблему исследования, необходимо отметить, что агрессивность и агрессия имеют разное значение.
«Агрессия – любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [5, с.7].
Агрессивность – устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению» [4, с. 9 – 10].
К агрессивности близко подходит понятие враждебности. А. Басс разделил понятия «агрессии» и «враждебность» и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность» [4, с. 7].
Мы предположили, что существует взаимосвязь характеристик родительского отношения и агрессивность подростков:
- Высоким показателям выраженности родительского отношения «кооперация» и «симбиоз» соответствует низкий уровень агрессии подростков;
- Высоким показателям выраженности параметров родительского отношения «отвержение» и «эмоциональная дистанция» соответствует высокий уровень агрессии подростков.
Для исследования мы использовали методики:
- Опросник агрессивности (Басса-Дарки);
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская);
- Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).
В исследовании участвовали 30 подростков в возрасте 11-12 лет, мальчиков 14 и девочек 16, среднего образовательного учреждения села Нижний Суэтук.
Первый этап обследования направлен на изучение агрессивности подростков по методике Басса-Дарки.
После проведенного опроса результаты по видам агрессии в процентном соотношении по уровням, представлены в таблице (Таблица 1).
Таблица 1. Уровень агрессии у подростков 11-12 лет
Уровень агрессии Вид агрессии | Низкий (%) | Средний(%) | Высокий(%) |
Физическая | 33 | 33 | 33 |
Косвенная | 10 | 53 | 37 |
Раздражение | 37 | 43 | 20 |
Негативизм | 30 | 23 | 40 |
Обида | 46 | 36 | 17 |
Подозрительность | 67 | 20 | 13 |
Вербальная | 30 | 23 | 47 |
Чувство вины | 90 | 7 | 3 |
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Суммируя показатели этих шкал, нами был высчитан индекс агрессивности и индекс враждебности. Результат агрессивности 30 испытуемых подростков составил в процентном соотношении: 37% высокий уровень, 30% средний уровень и низкий 33% (Рисунок 1).
Рисунок 1. Показатели индекса агрессивности испытуемых подростков
Исходя из полученных данных, высокий индекс враждебности составил у 37%, средний 43% и низкий у 20% (Рисунок 2).
Рисунок 2. Индекс враждебности испытуемых подростков
Второй этап обследования направлен на выяснения сложившейся ситуации в семье, родительско-детским отношениям. На данном этапе мы воспользовались Методикой И.М. Марковской - Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» и Методикой А.Я. Варга, В.В. Столин - Тест-опросник «Родительского отношения к детям».
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям (Таблица 2).
Таблица 2. Общие групповые показатели отношения родителей к ребенку, количество семей
Параметры | Количество семей | Проценты (%) |
Принятие-отвержение | 12 | 40 |
Симбиоз | 5 | 17 |
Авторитарная гиперсоциализация | 7 | 23 |
Кооперация | 5 | 17 |
Маленький неудачник | 1 | 3 |
По результатам тест-опросника Варга А.Я, более выраженными являются типы отношения:
«Отвержение» - 40%. Взрослые испытывают в основном по отношению к ребенку негативные чувства: злобу, раздражения, досаду, разочарование, даже ненависть. Такие взрослы как правило, считают своего ребенка неудачником, считая, что ребенок не добьется успеха в жизни. Родителя не уважают своего ребенка, третируют его.
«Авторитарная гиперсоциализация» - 23%. Родитель ведет себя авторитарно, требует безоговорочного подчинения и послушания, держа ребенка в строгих рамках, он старается навязать свое мнение, тщательно следит за социальными достижениями ребенка.
«Симбиоз» - 17%. Взрослые устанавливают дистанцию между собой и ребенком. У родителя повышенная тревога за ребенка, они всячески препятствуют самостоятельности подростка.
«Кооперация» - 17%. Родитель заинтересован в делах ребенка. Он стремится поддержать его во всех начинания, ведет постоянное участие в жизни ребенка. Взрослые всячески поощряют все начинания ребенка, гордятся им, стараются быть с ним на равных.
«Маленький неудачник» - 3%. Стремятся инфантилизировать ребенка, Ребенок в таких отношениях подвержен дурному влиянию. Родители не доверяют своему ребенку, постоянно подчеркивают его неумелость. Взрослый стремиться оградить ребенка от трудностей в жизни.
Исходя из полученных данных опросника "Взаимодействие родителя с ребенком" И.М.Марковской, можно проследить взаимосвязь отношения родителей к детям. В большинстве семей 45% уровень требовательности, строгости, контроля к своему ребенку оказался высоким, так же уровень по шкале эмоциональной дистанции, отсутствия сотрудничества был на высоком уровне 37%. Показатели по шкалам сотрудничества, принятия и эмоциональной близости показатель составил 18%.
Для выявления связи характеристик детско-родительских отношений и агрессивности у подростков нами был использован Rs-критерий корреляций Спирмена. В качестве показателя агрессивности был выбран индекс агрессивности. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Взаимосвязь показателей отношения родителей к ребенку с индексом агрессивности
Параметры | Значение критерия Rs-Спирмена | p-level |
Принятие-отвержение (мать) | -0,87 | 0,0001 |
Принятие-отвержение (отец) | -0,88 | 0,0001 |
Кооперация (мать) | -0,81 | 0,0001 |
Кооперация (отец) | -0,87 | 0,0001 |
Симбиоз (мать) | -0,87 | 0,0001 |
Симбиоз (отец) | -0,87 | 0,0001 |
«Маленький неудачник» (мать) | 0,62 | 0,001 |
«Маленький неудачник» (отец) | 0,48 | 0,01 |
Мягкость-строгость (мать) | 0,72 | 0,0001 |
Мягкость-строгость (отец) | 0,73 | 0,0001 |
Автономность-контроль (мать) | -0,51 | 0,01 |
Автономность-контроль (отец) | -0,5 | 0,01 |
Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость (мать) | -0,92 | 0,0001 |
Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость (отец) | -0,93 | 0,0001 |
Отвержение-принятие (мать) | -0,91 | 0,0001 |
Отвержение-принятие (отец) | -0,92 | 0,0001 |
Отсутствие сотрудничества-сотрудничество (мать) | -0,94 | 0,0001 |
Отсутствие сотрудничества-сотрудничество (отец) | -0,93 | 0,0001 |
Несогласие-согласие (мать) | -0,91 | 0,0001 |
Несогласие-согласие (отец) | -0,89 | 0,0001 |
Непоследовательность-последовательность (мать) | 0,87 | 0,0001 |
Непоследовательность-последовательность (отец) | 0,89 | 0,0001 |
Как видно из таблицы 3, обнаружены значимые связи агрессивности подростков с такими характеристиками детско-родительских отношений, как отвержение, отсутствие стремления к кооперации, высокая эмоциональная дистанция, строгость, высокая автономность, несогласие между ребенком и родителями, последовательность в воспитании со стороны обоих родителей. Это означает, что родителям младших подростков, склонных к проявлению разных видов агрессивного поведения, свойственно испытывать отрицательные эмоции (раздражительность, злость, досаду и т.д.) по отношению к детям, в воспитании придерживаться строгих правил и быть последовательными в их применении, в т.ч. в наказании за их нарушение, держать с детьми дистанцию, четко соблюдая ролевые позиции в коммуникации, использовать авторитарные способы взаимодействия. Фактически, полученные результаты подтверждают, что агрессивное поведение подростка формируется под влиянием семьи за счет демонстрации модели агрессивного поведения или попустительского отношения к ребенку.
Экологичные отношения между родителями и дети характеризуются общими интересами, вниманием друг к другу, постоянным контактом. Во многих, семьях с отрицательным микроклиматом возникает отчуждение, грубость, стремление делать все назло, агрессия и демонстрация неповиновения.
В ходе нашего исследования мы подтвердили, что существует взаимосвязь между характеристиками детско-родительских отношений и проявлением агрессии у подростков в младшем подростковом возрасте. Нами было обнаружено, что «отвержение» и «эмоциональная дистанция» родителей связаны с высоким уровнем агрессивности младших подростков, а при «кооперации» и «симбиоз» проявляется низкий уровень агрессивности. Если не помочь подростку контролировать свою агрессию вовремя, то в дальнейшем это грозит склонностью к разгульному образу жизни и укоренившемуся девиантному поведению.
Список литературы
1. Глод Н.В. Взаимосвязь насилия в семье и агрессивности подростков // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума. 2018. С. 313-315.
2. Калягина Е.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. 162 с.
3. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практики воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т.6. №2. С. 15
4. Петровский А.В. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494с.
5. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999. С. 216 – 251.
6. Симонян М.В. Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации характера младших подростков // Молодой ученый. 2018 № 19 (205). С. 384