Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018
УДК 159.923
Дата публикации 31.01.2018
Взаимосвязь эго-состояния личности и мотивации успеха
Никоненко Наталья Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин, Сергиево-Посадского филиала МПГУ
Аннотация: В статье рассматривается наличие взаимосвязи между расширенными эго-состояниями (предложенными в теории трансактного анализа) и мотивацией личности на успех.
Ключевые слова: трансактный анализ, эго-состояния, заботливый родитель, адаптивный ребенок, свободный ребенок, мотивация успеха
The candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Disciplines, Sergiev Posad branch of MPGU
Abstract: The article considers the existence of the relationship between extended ego states (proposed in the theory of transactional analysis) and the motivation of the individual to succeed.
Keywords: transactional analysis, ego states, caring parent, adaptive child, free child, motivation for success
Трансактный анализ – направление психотерапии, методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном. Целью терапевтической работы является анализ и проработка проблем личности. Через осознание происходит осмысление жизненной ситуации, принятие решения об изменении и коррекции некоторых структурных элементов и жизненного сценария, реализация этих изменений.
Эго-состояния
Строительными элементами в структуре личности являются эго-состояния, которые Э. Берн определяет как доступные наблюдению психологические позиции, принимаемые человеком.
Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Структурная модель описывает три различные эго-состояния и традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями.
Р – Эго-состояние Родителя: руководствуется долженствованием, нормами и правилами. В данном состоянии выделяют Контролирующего и Заботливого Родителя.
В – Эго-состояние Взрослого: рациональное поведение, направленное на реальную ситуацию, мысли и чувства «здесь и сейчас».
Ре – Эго-состояние Ребенка: желания, мечты, спонтанное поведение, эмоциональность. Эго-состояние ребенка может быть: Адаптивным и Свободным.
Используемая нами расширенная система трех эго-состояний показана на рис.1.
Рис. 1. Расширенная система эго-состояний
Критикующий (Контролирующий) РодительПозитивное – защищает, подсказывает, указывает, направляет, помогает, даёт рекомендации.Негативное проявление – директивный, требует послушания, ограничивает, запрещает, командует, контролирует, наказывает. Считает себя безоговорочно правым.Воспитывающий (Заботливый) РодительПозитивное проявление – поддерживает, заботится, ухаживает, вдохновляет, поощряет, подсказывает, усиливает потенциал и ресурсы человека.Негативное проявление – гиперопекает, излишней заботой может подавить инициативу, делает за человека то, что он и сам может сделать.ВзрослыйАнализирует факты, делает выводы, принимает ответственные решения, воплощает свои идеи в жизнь. Понимает и принимает реальность. Является носителем самосознания.Приспособившийся (Адаптивный) ребенокПозитивное проявление – ответственный, послушный, воспитанный, дисциплинированный. Негативное проявление – безынициативный, покорный, «запуганный» или бунтующий, эмоционально неустойчивый.Свободный ребенокВнутренняя свобода, творческий, раскрепощенный, спонтанный, непосредственный.
Мотивация
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. Человек, мотивированный на успех, ставит перед собой реальные цели и стремится к их достижению. Он анализирует различные варианты и собственные возможности, способы привлечения различных ресурсов. Неудачи воспринимаются как временные трудности, которые можно преодолеть. Тогда ищется способы и возможности решений. Если трудности непреодолимы, человек, мотивированный на успех, пересматривает свои цели и ставит новые. Поведение вариативное и гибкое. Принимая решения, они руководствуются реальными возможностями, находят способы достижения цели, имеют запасные варианты в случае неудачи, умеют использовать внешние и внутренние ресурсы.
В основе активности человека лежит вера и потребность в успехе. Такие люди активны, ответственность берут на себя, обычно уверены в себе. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. Такой человек старается избежать трудностей, наказания, неуспешности. У него присутствует страх неудачи, поэтому такие люди безынициативны, неактивны. Ответственность предпочитают переложить на других. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.
Гипотеза: мы предполагаем, что между следующими элементами есть прямая корреляционная связь:
- Заботливый родитель – мотивация на успех
- Адаптивный ребенок – мотивация на успех
- Взрослый – мотивация на успех
Исследование проводилось в декабре 2017 года, участие в котором приняли 20 человек, в возрасте 20-45 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
- Опросник функциональных эго-состояний (разработан J.Hay, адаптирован В.Е. Гусаковским);
- Опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН).
Проведя исследования и обработав полученные данные, мы воспользовались методом математического анализа – критерием Спирмена.
В таблице 1 мы представляем итоговые данные после математической обработки.
Таблица 1. Эмпирические значения r-критерия Спирмена
Эго-состояния | |||||
Контролирующий родитель | Заботливый родитель | Взрослый | Свободный ребенок | Адаптивный ребенок | |
Мотивация
| -0.034 | 0.671 | 0.438 | -0.311 | 0.666 |
Анализируя данные таблицы 1, мы видим, что мотивация успеха выше, когда более выражено эго-состояния Заботливый родитель, Адаптивный ребенок.
- Заботливый родитель – мотивация успеха. Такие люди заботятся о себе и об окружающих. Их критика проявляется в меньшей степени, чем, например, у Контролирующего родителя. Уверенны в себе, в своих силах, инициативны и ответственны. Исходя из этого, мотивация таких людей будет направлена на успех.
- Адаптивный ребенок – мотивация успеха. Такие люди воспитаны, придерживаются этики и морали. Они четко знают общие разумные правила в достижении успеха.
Таким образом, человеку, ориентированному на достижение успеха в конкретных сферах или успеху жизни в целом, как направлением проработки эго-состояний и терапии в технике трансактного анализа, следует развивать позитивные составляющие Заботливого родителя и Адаптивного ребенка.
Список литературы
1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006. — 320с.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Питер, 2004.
3. Макаров В.В. Трансактный анализ - Восточная версия. – М.: Речь, 2008. – 583с.
4. Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн. Современный трансактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 750с.
5. http://it-boost.com/roditel