Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018

УДК 37.032

Дата публикации 31.01.2018

Внеаудиторная работа с инофонами: этапы реализации межвузовского инновационного проекта «Любовь спасет мир»

Самойлова Инна Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языковой подготовки белорусских и иностранных граждан Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Беларусь
Шумская Лилия Михайловна
кандидат филологических наук, доцент кафедры языковой подготовки белорусских и иностранных граждан Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Беларусь
Черкес Татьяна Владимировна
старший преподаватель кафедры языковой подготовки белорусских и иностранных граждан Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Беларусь

Аннотация: В статье рассматриваются возможности внеаудиторных мероприятий для формирования этнической толерантности, коммуникативной компетентности, способствующие приобщению к культуре страны изучаемого языка. Авторами предложен комплекс подготовительных аудиторных и внеаудиторных мероприятий, а также технические и организационные рекомендации, способствующие успешной реализации проекта.
Ключевые слова: внеаудиторная работа, иностранные студенты, концепция поликультурности, культурно-аксиологическая адаптация, этническая толерантность

Extra-curricular activities with foreign language speakers: stages of realization of the inter-university innovation project “Love will save the world”

Samojlova Inna
PhD in Philological Sciences, Doctor, Head at the Department of Language Training of Belarusian and Foreign Citizens of Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus
Shumskaya Lilya
PhD in Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Language Training of Belarusian and Foreign Citizens, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus
Cherkes Tatyana
senior lecturer of the Department of Language Training of Belarusian and Foreign Citizens, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus

Abstract: The article studies the possibilities of extra-curricular activities for the formation of ethnic tolerance and communicative competence, thus helping the foreign students to get acquainted with the culture of the country of the studied language. The authors offer a set of preparatory classroom and extra-curricular activities, as well as technical and organizational recommendations that contribute to the successful implementation of the project.
Keywords: extra-curricular activities, foreign students, concept of multiculturalism, literary script, foreign students, cultural and axiological adaptation, ethnic tolerance

Как известно, к значимым результатам современного процесса обучения методисты относят «сформированные у ученика черты вторичной языковой личности определенного уровня, позволяющие ему участвовать в межкультурном общении» [1, с. 61]. Следовательно, наиболее важным в образовательном процессе современного поликультурного пространства является формирование этнической толерантности, эмпатии, коммуникативной компетентности, уверенности в себе. При работе с иностранцами это открывает новые возможности для постепенного приобщения к культуре новой страны; путем освоения и принятия аксиологических ориентиров данной страны, ее традиций поэтапное формирование этнической толерантности приводит инофонов к овладению моделями эффективной межкультурной коммуникации. По мнению Е.И Пассова, «ценности определяют главное для человека – его направленность и развитие» [4, с. 17].

Одновременно комплекс образовательных, воспитательных и социокультурных мероприятий ведет к становлению личности, способной к  полинациональному диалогу, способствует предотвращению угрозы неполного межкультурного понимания  среди представителей различных народностей и религиозных конфессий. Подобные проекты, как отмечают Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин, «позволяют не только развивать речевые навыки и умения студентов, но также формировать у них страноведческие знания, расширять их кругозор, стимулировать интерес к изучению русского языка и русской культуры» [2, с. 226].

В процессе культурно-аксиологической адаптации универсанты приобретают знания, умения и навыки, способствующие гармоничному усвоению ценностей культуры, которые хранятся в русском языке – языке страны проживания и обучения инофонов. Постепенно усваивается культурный код данного сообщества, вследствие чего происходит процесс преодоления трудностей в области решения вопросов в сфере межнационального общения. В итоге реализуется концепция поликультурности, в результате которой универсанты приобретают не только лингвистические знания, но и  знакомятся с ценностями новой культуры – основой ментальности страны изучаемого языка.

Важная роль в формировании культуры межнациональных отношений, толерантности в студенческой аудитории принадлежит таким инновационным формам работы с иностранными студентами, как межвузовский проект. В данной работе, основываясь на практическом опыте, мы представим алгоритм проведения разноплановых мероприятий, объединенных в адаптационно-культурологическом образовательном проекте «Любовь спасет мир».

В статье предлагается комплекс подготовительных аудиторных и внеаудиторных мероприятий, а также технические и организационные рекомендации, способствующие успешной реализации проекта.

В структуру реализации инновационного проекта входят мероприятия, которые проходят поэтапно на  протяжении большого временного отрезка. Проведению  итогового мероприятия – межвузовского Конкурса чтецов –  предшествует большой по объему этап подготовительной работы, который направлен на развитие аналитического мышления, логики понимания, формирование риторических навыков, умений открытого публичного выступления. Нельзя не учитывать значимость подготовительной работы, проводимой преподавателями в аудиторное и во внеаудиторное время. Прежде всего, это дискурсы в рамках тем, коррелирующих с рубриками проекта: «Любовь как один из основополагающих аксиологических ориентиров современного поликультурного общества», «Семейные ценности в Беларуси и в мире», «Люблю тебя, мой край родной» и «Любовь – основа жизни на планете Земля». В рамках указанных тем необходимо донести до иностранных универсантов значимость для народов постсоветского пространства трагических событий Великой Отечественной войны – исторической травмы, память о которой до сегодняшнего дня хранится в сердцах людей.

Для осознания, эмоционального погружения в атмосферу событий, «прочувствования» ужаса военных лет нами проведен кинолекторий, включающий просмотр ряда фильмов военной тематики с их последующим обсуждением. Преимуществами такой формы организации внеаудиторной деятельности является то, что на кинолектории «учащиеся чувствуют себя обычными зрителями» [3, с. 226], они находятся в зале и переживают эмоциональное потрясение наравне с преподавателями, что способствует  органичному переходу к  последующему дискурсу о трагедии военных лет на уроках русского языка как иностранного. Исходя из практики работы, можем порекомендовать к просмотру фильмы «Помни имя твое» (режиссер С. Колосов), а также киноленту, снятую в начале XXI века – «Мы из будущего» (режиссер А.Малюков).

Необходимой частью подготовительного этапа организации мероприятия является анализ технических условий, потенциала использования сценического пространства и возможностей зрительного зала. Кроме того, для создания сценария мероприятия нужен список участников с указанием выбранных произведений. В рамках проекта проводятся репетиции участников выступлений, организуются прослушивания исполнителей музыкальных произведений,  проводится чтение литературного сценария с ведущими конкурса и собираются  все участники для генеральной репетиции; готовятся дипломы, закупаются призы для награждения участников мероприятия, происходит подготовка реквизита к украшению зрительного зала.

Для успешной реализации проекта разрабатывается Положение о проекте, в котором формулируются приоритетные цели и задачи, определяются условия участия, порядок, время и место проведения конкурса, утверждается состав оргкомитета и жюри, вырабатываются критерии оценки конкурсантов, составляется образец индивидуального листа члена жюри. Считаем целесообразным для успешной реализации проекта более детально остановиться на главных составляющих разработанного Положения.

Цели Проекта включают в себя:

– формирование поликультурной среды университетов и развитие в ней толерантной личности универсанта;

– выявление творческого потенциала иностранных слушателей и студентов;
– приобщение иностранных слушателей и студентов к культурным ценностям мирового сообщества, их духовному освоению.

 В Задачи Проекта входит:

– развитие творческого потенциала студентов в реализации возможностей в области изучения русского языка как иностранного;

– создание благоприятной среды для реализации активной творческой, жизненной и гражданской позиции иностранной молодежи;

– формирование иноязычной культуры молодежи разных стран;
– установление и развитие творческих отношений в молодежной среде;

– укрепление культурных связей между факультетами университета и другими высшими учебными заведениями.

В соответствии с Положением к участию в Проекте допускаются иностранные слушатели и студенты учреждений высшего образования города (региона), прошедшие обязательный предварительный отбор в ходе смотра-прослушивания преподавателями (сотрудниками) кафедры (факультета).

За месяц до проведения Проекта выбирается дата, время, место, порядок проведения, а также определяются основные этапы конкурса:
1)  внутривузовский (отборочный) – формирование списка участников;
2) региональный – выступление участников, определение и награждение победителей в различных номинациях.

Для проведения Проекта готовится литературный сценарий, в который включаются выступления участников и приглашенных гостей, музыкальные номера, видео и презентационное сопровождение, а также детально описывается процесс награждения лауреатов.

Каждый участник Проекта читает (одно) произведение русских поэтов или свое собственное стихотворение о любви. Выступления участников предполагает: озвучивание имени и фамилии автора произведения, название литературного произведения и собственно процесс декламации. Возможно (желательно) музыкальное и необходимо для оценивания жюри и зрителями презентационное сопровождение (содержащее обязательный минимум – фамилию, имя, отчество (если есть) участника и название высшего учебного заведения, которое конкурсант представляет). Приветствуется творческий подход к конкурсу и к исполняемому художественному произведению – использование дополнительных атрибутов, декораций, костюмов и т.д.

Выступление оценивается жюри по 10-бальной шкале. Состав жюри в количестве 9 человек формируется Оргкомитетом. В качестве членов жюри выступают не только преподаватели университетов, но и представители студенческой молодежи из числа белорусских и иностранных студентов.

Жюри утверждает критерии оценки выступления конкурсантов:

1) правильность эмоционально-смысловой трактовки;

2) точность воспроизведения текста;

3) правильность ритмики, интонации, произнесения звуков;

4) исполнение (культура речи, артистичность, оригинальность);

5) техника (соответствующий темп, правильность пауз);

6) дополнительный балл с пояснениями.

Итоговые места определяются в результате дифференцированного подсчета голосов членов жюри. Все участники Проекта получают дипломы участников и памятные подарки. Лучшие участники получают Дипломы I (первой), II (второй) и III (третьей) степени,  а особо отличившиеся, но не вошедшие в число лауреатов конкурсанты также награждаются дипломами в следующих номинациях: «За искренность выражения мысли»; «За выразительность декламации»; «За артистический талант», «За эмоциональность чтения»; «За оригинальность и убедительность»; «За правильность произношения»; «За актуальность темы»; «За творческие способности»; «За высокую гражданскую позицию». По результатам зрительского голосования вручается специальный диплом – «Диплом зрительских симпатий».

Такие образом, инновационный межвузовский проект «Любовь спасет мир» стимулирует развитие творческого потенциала иностранных обучающихся, служит средством расширения кругозора универсантов, способствует повышению мотивации к изучению русского языка;  в результате организации и воплощения в жизнь подобных проектов увеличивается заинтересованность в познании истории и культуры страны проживания и обучения. Многоэтапный процесс осуществления проекта органично приводит к реализации концепции поликультурности,  в результате которой у иностранных учащихся не только повышается уровень лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетентности, но и приобретаются новые аксиологические ориентиры, составляющие основу ментальности страны изучаемого языка.


Список литературы

1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. / Н.Д. Гальскова — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
2. Капитонова, Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин. – СПб.: Златоуст, 2006. – 272 с.
3. Олихвер, Л.В. Использование фильмов при изучении русского языка как иностранного / Л.В. Олихвер // Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры материалы Х Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 5 апреля 2016 г. – Краснодар: АПРИОРИ, 2016 – с. 149-155.
4. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): метод. пособие / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. – СПб: Златоуст, 2007. – 200 с.

Расскажите о нас своим друзьям: