Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 376

Дата публикации 25.11.2022

Особенности мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией

Косыгина Елена Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, Институт психологии и образования ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», г.Липецк, Российская Федерация, rudneva.angelina2018@yandex.ru
Руднева Ангелина Дмитриевна
магистр, Институт психологии и образования ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», г.Липецк, Российская Федерация, rudneva.angelina2018@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности взаимосвязи мелкой и артикуляционной моторики с речью у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено недостаточно изученному вопросу об особенностях мелкой моторики рук и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией. В статье рассмотрено само понятие дизартрии, особенности взаимосвязи моторики и речи. На основе изученной литературы по исследуемой теме выяснены особенности мелкой моторики рук и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, дошкольники, мелкая моторика, артикуляционная моторика, логопедия.

Features of fine and articulatory motor skills in preschoolers with dysarthria.

Kosygina Elena Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of Psychology and Education, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russian Federation
Rudneva Angelina Dmitrievn
Master's degree, Institute of Psychology and Education, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russian Federation

Abstract: The article discusses the features of the relationship of fine and articulatory motor skills with speech in preschool children. Special attention is paid to the insufficiently studied issue of the peculiarities of fine motor skills of the hands and articulatory motor skills in preschoolers with dysarthria. The article considers the very concept of dysarthria, the features of the relationship between motor skills and speech. Based on the studied literature on the topic under study, the features of fine motor skills of the hands and articulatory motor skills in preschoolers with dysarthria were clarified.
Keywords: dysarthria, preschoolers, fine motor skills, articulatory motor skills, speech therapy.

Правильная ссылка на статью
Косыгина Е.А., Руднева А.Д.Особенности мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-dvigatelnoj-sfery-v-strukture-proiznositelnoj-storony-rechi-u-doshkolnikov-s-dizartriej.html (Дата обращения: 25.11.2022)

По статистическим данным ПФР с каждым годом возрастает процент детей с различными нарушениями, у большинства из этих детей нарушены моторная и артикуляционная сферы. У детей с различными нарушениями развития наблюдается отставание в физическом развитии, которое влечет за собой нарушения речи и замедленный темп речевого развития [5]. Дизартрия является часто встречающимся нарушением речи, которое характеризуется органическим поражением центральной нервной системы и нарушением двигательной иннервации речевого аппарата. При наблюдении за детьми с дизартрией можно отметить нарушения в подвижности артикуляционной моторики, двигательно-координационных движениях, нарушения в межсенсорной координации, а также недостаточность кинестетических ощущений, что приводит к затруднению в овладении графомоторных умений [3].

Изучением важности развития моторной сферы у детей с дизартрией занимались такие ученые, как Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, С. В. Коноваленко, О.В. Правдина, М.М. Кольцова и др.

Преодоление нарушений и развитие мелкой и артикуляционной моторики, коррекция силы, точности и пластичности движений в коррекционной работе приобретает огромное значение, т.к. всё перечисленное имеет воздействие на психоэмоциональную стабилизацию дошкольника. При ее высоком эквиваленте развития происходит благоприятная почва для формирования у дошкольника произносительной стороны речи, навыков письма и чтения [2].

Исследования М.М.  Кольцовой приводят к такому факту, что уровень развития мелкой моторики взаимосвязан с уровнем развития речи: нарушения в мелкой моторике рук прямо пропорционально задержке речевого развития [3]. М.М. Кольцова предполагает, что кисти рук необходимо рассматривать как «орган речи», такой же, как артикуляционную моторику. Кинестетические импульсы рук позволяют стимулировать речевые области головного мозга, тем самым оправдывают использования упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с речевыми нарушениями.

Т.В Верясова в своем исследовании говорит, что «Развитие органов артикуляции в филогенезе неразрывно связано с прямохождением, высвобождением рук и формированием их дифференцированной моторики. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием артикуляционной моторики и дифференцированных движений рук» [2].

О.И. Крупенчук писал в своих работах «Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти» [4].

В департаменте коммуникативных расстройств штата Нью-Йорк провели ряд исследований влияния моторики на биомеханику речи и нейрофизиологические корреляты у детей при повреждениях головного мозга [8]. Ими были исследованы нейропластические изменения в моторике конечностей за счет динамических двигательных активностей, тем самым обнаружены изменения в возбуждении коры головного мозга, которые в последствие использовались для улучшения реабилитации речи. Этот метод считается наиболее привлекательным терапевтическим методом, так как он прост и недорог, чтобы задействовать определенные области мозга для «артикуляционной активности» (oromotor activity). Таким образом, скорость и степень речевой производительности связана с возбудимостью коры головного мозга с помощью динамических упражнений моторики рук.

З.В. Поливара в своих исследованиях отмечает, что у дошкольников с дизартрией наблюдаются нарушения в развитии мелкой и артикуляционной моторики [6].

Е.Ф. Архипова также указывает на то, что у дошкольников с дизартрией по сравнению с нормой задерживается захват мелких предметов, наблюдаются трудности по формированию графомоторных умений [1].

Проанализировав литературу по исследуемой теме, можно сделать вывод, что взаимосвязь мелкой и артикуляционной моторики с речью доказана. Но недостаточно изучен вопрос особенности мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией.

В нашей работе было проведен констатирующий эксперимент по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией в составе 10 человек 5-6 лет на базе ДОУ №123 г. Липецк.

При обследовании особенностей мелкой и артикуляционной моторики использовались диагностические задания М.О. Гуревич «развитие мелкой моторики рук» для оценки серийной организации движений рук и межполушарного взаимодействия, Е.Ф. Архиповой «пробы на праксис позы» для оценки оптико-кинестетической организации рук и диагностика Е.И. Рогова «перебор пальцев» для обследования динамической организации двигательного акта. Для качественного обследования артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией была выбрана методика по Е.Ф. Архиповой. При исследовании артикуляционной моторики проводился анализ: кинестетического и кинетического орального праксика, динамической артикуляционной координации, мимической мускулатуры и мимического тонуса.

По методике М.О. Гуревич задание выполнялось как левой, так и правой рукой, детям предлагалось выполнять упражнения пальцами рук по показу взрослого, для выявления особенностей координации движений мелкой моторики рук. Высокий уровень наблюдался только у одного ребенка. Он выполнял задание правильно, без помощи взрослого. Двое дошкольников показали средний уровень развития мелкой моторики, они допустили по одной ошибке. 8 детей сделали по две-три ошибки, и их определили к низкому уровню.

По методике Е.Ф. Архиповой дошкольникам предлагалось по подражанию складывать пальцы в «кольцо», «козу» и «зайчика». Высокий уровень наблюдался только у одного ребенка. Он выполнял задание правильно, без помощи взрослого. У 5 детей наблюдались трудности в выполнении моторных поз пальцами, требовалась помощь второй руки в показе «козы», «ножниц» и «кольца», у 4 детей наблюдались ошибки даже при оказании помощи. При выполнении заданий по координации движений обеими руками «кулак-ладонь» всем дошкольникам требовалась помощь, дети затрудняли в комментировании своих действий.

По методике Е.И. Рогова «перебор пальцев» обследовали динамическую организацию движений мелкой моторики рук [7]. Предлагалось поочередно касаться большим пальцем 2,3,4,5 пальца в быстром и медленном темпе. Двое дошкольников с небольшими усилиями помогали себе в выполнении задания в замедленном темпе. У 7 дошкольников наблюдалась дезавтоматизация движений на истощении. У одного ребенка выявлена выраженная персеверативность на истощении.

По результатам диагностики мелкой моторики у 2 детей обнаружен гипотонус мышц кисти рук, у 3 детей гипертонус мышц кисти рук. У 2 дошкольников были обнаружены синкенизии, 7 дошкольников старались загибать и удерживать позы при помощи своей второй руки.

Для обследования артикуляционной моторики нами была выбрана методика Е.Ф. Архиповой. У 70% дошкольников строение артикуляционного аппарата находится близко к норме, у 30% наблюдается высокое небо. При обследовании функций артикуляционного аппарата кинетического и кинестетического праксиса были обнаружены следующие результаты: у 5 дошкольников наблюдались трудности в переключении с одной артикуляционной позы на другую, медленный темп, двигательная неловкость, у второй половины дошкольников наблюдались двигательная гиперактивность и лишние движения; 9 дошкольников не могли долго удерживать артикуляционную позу, артикуляционные позы удерживали 2-3 секунды. У 4 детей наблюдались хаотичные артикуляционные движения. При диагностике динамического праксиса у всех детей присутствовали негрубые нарушения актов жевания и глотания, движения не выполнялись в определенной последовательности. У всех детей наблюдалось быстрое утомление, слабый мышечный тонус и нарушения в подвижности губ, языка. Отмечались нарушения в мимической мускулатуре: детям было сложно наморщить лоб, поднять и нахмурить брови. При обследовании мышц щек дошкольникам было сложно поочередно надувать и «втянуть» щеки.

Таким образом, при обследовании мелкой моторики у большинства дошкольников с дизартрией был выявлен низкий уровень, в частности обнаружены нарушения координации движений рук и тела, недоступна резкость движений, наблюдается гипертонус и гипотонус мышц, что может повлечь за собой слабую психоэмоциональную стабилизацию и отставание в формировании навыков письма.

Артикуляционная моторика также имеет ряд особенностей: движения медленные, скованные, недифференцированные. Выявлены нарушения в мимике и артикуляционном аппарате. Наиболее яркие нарушения проявляются при выполнении движений, которые требуют четкости и координации. Отмечаются нарушения кинестетической и кинетической организации орального праксиса, нарушения мимической мускулатуры и мышечного тонуса.  В артикуляционной моторике наблюдается дистония мышечного аппарата и синкенизии.

В совокупности всех перечисленных особенностей нарушений моторики у дошкольников с дизартрией оказывается огромное влияние на качество произносительной стороны речи в результате нарушенной иннервации речевого аппарата.

На основании данного обследования и сделанных выводов планируется создать программу коррекции и развития мелкой моторики и артикуляционной моторики в структуре произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией, учитывая индивидуальный характер нарушений.


Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007.
2. Верясова Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса: учебное пособие / Т. В. Верясова. – Екатеринбург. : Верхнепышминская типография, 2000. – 35 с.
3. Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. - Москва : Сов. Россия, 2000. - 210 с.
4. Крупeнчук O. И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй / О. И. Крупенчук. – М. : Литера, 2008. – 218 с.
5. Певзнер М.С, Ляпидевский С.С., Нейман Л.В., Каплан А.И. Клиническая характеристика аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова. - М., 1965.
6. Поливара З. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. -метод. пособие / З. В. Поливара - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 24 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с
8. Stipancic K.L., Kuo, YL., Miller, A. et al. The effects of continuous oromotor activity on speech motor learning: speech biomechanics and neurophysiologic correlates. Exp Brain Res 239, 3487–3505 (2021).

Расскажите о нас своим друзьям: