Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 159.99

Дата публикации 25.11.2022

Групповое консультирование с применением телесных техник как средство помощи женщинам в принятии собственного тела

Ершова Тамара Павловна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П Астафьева, РФ, г. Красноярск, samirashop@mail.ru
Научный руководитель Сафонова Марина Вадимовна
к.пс.н, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П Астафьева, РФ, г. Красноярск

Аннотация: В статье рассматриваются содержание и организация процесса группового консультирования с применением телесных практик как средства формирования принятия своего тела у женщин, а также полученные в ходе консультирования результаты. Реализация предложенной программы способствовала изменению удовлетворенности женщин своим телесным образом в положительную сторону. Таким образом, разработанная программа положительно сказалась на уровне телесного принятия, повысив его, самооценку и отдельные факторы.
Ключевые слова: групповое консультирование, женщины, образ тела, принятие своего тела.

Group Body Technique Counseling as a Means of Helping Women Accept Their Own Body

Ershova Tamara Pavlovna
undergraduate, Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva, Russian Federation, Krasnoyarsk
Scientific adviser Safonova Marina Vadimovna
Ph.D., Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva, Russian Federation, Krasnoyarsk

Abstract: The article discusses the content and organization of the process of group counseling with the use of bodily practices as a means of shaping the acceptance of one's body in women, as well as the results obtained in the course of counseling. The implementation of the proposed program contributed to a positive change in women's satisfaction with their body image. Thus, the developed program had a positive impact on the level of bodily acceptance, increasing it, self-esteem and certain factors.
Keywords: group counseling, women, body image, acceptance of one's body.

Правильная ссылка на статью
Ершова Т.П. Групповое консультирование с применением телесных техник как средство помощи женщинам в принятии собственного тела // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/gruppovoe-konsultirovanie-s-primeneniem-telesnykh-tekhnik-kak-sredstvo-pomoshhi-zhenshhinam-v-prinyatii-sobstvennogo-tela.html (Дата обращения: 25.11.2022)

В современном мире женское тело перешло в центр культурного внимания, что отражается в высокой значимости и актуальности принятия тела на уровне индивидуального сознания женщин. Это иллюстрируется растущей озабоченностью и недовольством собственным телом женщинами, неспособность самовыражения с его помощью; неумение управлять своим телом; возрастание частоты сексуальных и психосоматических дисфункций; низкий уровень заботы о физическом благополучии; широкое применение пластических операций и диет, а также других способов коррекции внешнего вида. Негативный образ тела увеличивает риск вовлечения в нездоровый образ жизни, такой как соблюдение диет или ограничение в еде, чрезмерные физические нагрузки и другие нарушения в питании или контроле веса.

Образ тела также может негативно влиять на отношение женщины к физической активности. Чувство неловкости или дискомфорта из-за внешнего вида, размера или формы тела может привести к тому, что женщины избегают физической активности. Это может быть связано с тем, что они чувствуют, что, будучи активными или занимаясь определенными видами деятельности, выставляют свое тело на всеобщее обозрение. В качестве альтернативы женщина может перенапрягаться или заниматься чрезмерной физической активностью, чтобы похудеть или изменить форму своего тела. Нормальный вариант решения предполагает регулярную физическую активность, направленную на поддержание или улучшение физической формы, и это занятие, которое доставляет удовольствие.

Проблема принятия женщинами собственного тела часто освещается в медицинском аспекте. Так, например, О. Саксон и Й. Вициск освещают проблему принятия собственного тела женщинами в период менопаузы [6]. Но тем временем проблема не находит должного научного осмысления в отечественных исследованиях.

Так, по мнению Е.Б. Станковской, представления о феномене телесного принятия в работах по психологии телесности, общей психологи и психологии личности, отличаются фрагментарностью и неполнотой, «сводясь к более узкому вопросу восприятия собственного тела» [4], часто с игнорированием гендерной или личностной составляющих.

Таким образом, перед нами встает задача более полного и последовательного раскрытия и психологического обоснования данного концепта, в частности, теоретических и практических вопросов принятия собственного тела у женщин 25-40 лет.

Психолог может использовать групповую терапию, чтобы помочь достичь целей в принятии своего тела. Групповое консультирование – это терапевтическое взаимодействие между консультантом и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. [7, c. 123] Весь процесс происходит в группе единомышленников, тех людей, которые столкнулись с аналогичной проблемой, поэтому групповое консультирование достаточно эффективно.

Танцевальная и двигательная терапия часто используются для развития большего доверия и понимания своего тела на основе создания внутренних переживаний, а не просто эстетической оценки своего тела.

Телесно-ориентированные методы при групповом консультировании женщин по принятию собственного тела можно разделить на три этапа.

Первый этап направлен на улучшение внутригрупповых коммуникаций и направлен на повышение коммуникативности и создание доверительной атмосферы [2].

На втором этапе происходит собственно пластический тренинг (танцевальная терапия, формокоррекционная ритмопластика, музыкально-подвижная игра и т.п.) [5]. Цель этапа состоит в том, чтобы передать методы релаксации и решить мышечное напряжение, научиться распознавать группу напряженных мышц и добровольно расслабляться.

Третий этап направлен на повышение чувствительности к организму, осознанию собственного языка тела, эмоциональной отзывчивости, «гомеопатия тела».

В случае нашего исследования, были выбраны 40 молодых женщин в возрасте 25-40 лет с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности собственным телом. На основании первичной диагностики была разработана программа групповых консультаций, направленных на изменение отношения к собственному телу и цель которой является повышение уровня принятия своего тела женщинами.

 В групповом консультировании применялись методы танцевально-двигательной терапии, метод группового обсуждения, работа в парах и тройках, арт-терапия, музыкотерапия, психогимнастика.

Схема консультативной сессии состояла для каждой танцовщицы из двух групповых встреч (первая и заключительная) и семи парно-групповых занятий танцевально-двигательной терапии.

Программа реализовывалась в три этапа:

1.        Ориентировочный (1 занятие)

2.        Реконструктивный (7 занятий)

3.        Закрепляющий (1 занятие)

Каждое занятие структурно состояло из 3 частей:

1. Вводная (приветствие, вводная часть перед мини-лекцией (при наличии)) – имеет цель снятие психоэмоционального напряжения, подготовку к восприятию дальнейшей программы, проверку домашнего задания.

2. Основная, содержит (при наличии) мини-лекции и психосоматические упражнения.

3. Заключительная – предназначена для подведения итогов, инструктажа по домашнему заданию.

Внутри каждой части разграничены этапы и блоки. Ниже представлена подробная схема занятия.

Таблица 1. Программа группового консультирования по проблеме принятия собственного тела

I Ориентировочный блок

Задачи I блока:

1.Знакомство с участницами и объединение их в подгруппы.

2. Установление эмоционального контакта с группой.

3. Установление правил поведения в группе

4. Создание благоприятного эмоционального фона в группе.

5. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Занятие

Цель занятия

Задачи занятия

Ход занятия

Время

1

Знакомство

Познакомить с взаимосвязью между образом тела и движением

- сообщение цели работы в группе

- установление контакта с группой

- ознакомление с графиком работы

Просмотр видеоролика

Беседа

Психосоматические упражнения «Солнечный свет», «Слепить скульптуру».

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

10 мин

10 мин

 

30 мин

 

30 мин

 

5 мин

5 мин

Итого: 1,5 часа

II. Конструктивный блок

Задачи II блока:

1. Формирование позитивного «Я-образа».

2. Выработка уверенного поведения.

3. Формирование адекватной самооценки, самоуважения.

4. Формирование позитивного самовосприятия.

5. Обучение приемам саморегуляции.

1 раздел. «Образ тела и введение в ТДТ»

2

Формирование позитивного «Я-образа»

Создание точки отсчета для поощрения размышлений о целостности телесного опыта. Вовлечение в переживание образа тела.

- снятие психофизиологических «зажимов»

- выработка позитивного восприятия своего тела

 

Приветствие

Обсуждение Д/З

Мини-лекция «Тело и его эмоциональные состояния»

Упражнение «Ледокол»

Рисование в парах 2D карты тела

Психосоматические упражнения «Медленное движение», «Следуй за мной».

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

5 мин

5 мин

10 мин

 

10 мин

10 мин

 

20 мин

 

 

20 мин

 

5 мин

5 мин

2 раздел. «Осознание, самоосознание, самовосприятие тела»

3

Повысить уровень самовосприятия стоп, голеней и дать оценку отношению участников к этим областям

- снятие мышечного напряжения

- развитие самопонимания, позитивного самовосприятия

Приветствие

Обсуждение Д/З

Мини-лекция «Положительное отношение к себе»

Психосоматические упражнения «Изменение уровня», «Обезьяны в ряд»

Упражнения на стопы и голени

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

5 мин

15 мин

15 мин

 

20 мин

 

 

10 мин

15 мин

 

5 мин

5 мин

4

 

Повысить уровень самовосприятия бедер и дать оценку отношению участников к этим областям

- снятие зажимов

- осознание и принятие своего тела

- развитие позитивного самовосприятия

Приветствие

Обсуждение Д/З

Мини-лекция «Важность самооценки»

Упражнения - Хула-хуп.

Психосоматические упражнения «Медленное движение», «Следуй за мной».

Упражнения ни исследование бедер

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

5 мин

5 мин

15 мин

 

5 мин

20 мин

 

 

5 мин

25 мин

 

5 мин

5 мин

5

Повысить уровень самовосприятия осанки и позвоночника и дать оценку отношению участников к этим областям

Управление самооценкой

- самораскрытие

- осознание уверенного поведения

Приветствие

Обсуждение Д/З

Мини-лекция «Я и мой внутренний мир»

Упражнение «Водопад», «Избавление от тревоги», «Самопрезентация»

Психосоматические упражнения «Просто дыши»

Упражнения на исследование позвоночника и осанки

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

5 мин

15 мин

10 мин

 

30 мин

 

 

 

5 мин

 

5 минут

10 мин

 

5 мин

5 мин

6

Повысить уровень самовосприятия осанки и плеч и дать оценку отношению участников к этим областям

Управление самооценкой

- самораскрытие

- формирование положительного самоощущения

- осознание уверенного поведения

Приветствие

Обсуждение Д/З

Мини-лекция «Уверенность»

Упражнение «Мнения», «Про ворону и павлина»

Психосоматические упражнения «Наживка и переключатель», «Переключение»

Упражнение на исследование осанки и плеч

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

5 мин

5 мин

15 мин

20 мин

 

 

 

 

 

5 мин

 

30 мин

5 мин

5 мин

7

Повысить уровень самовосприятия осанки и рук и дать оценку отношению участников к этим областям

Управление самооценкой

- самораскрытие

- формирование положительного самоощущения

- осознание уверенного поведения

Приветствие

Обсуждение Д/З

Мини-лекция «Блоки в теле»

Упражнения

Психосоматические упражнения «Негатив», «Новые слова для движений».

Упражнение на самоощущение рук

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

5 мин

5 мин

15 мин

 

 

20 мин

 

 

5 мин

30 мин

5 мин

5 мин

8

Упражнения для изучения качества движения и влиянии на него веса. Развитие положительного самовосприятия и самоощущения

 

- снятие мышечного напряжения

- формирование способности к межличностной чувствительности

- повышение уверенности в себе

Приветствие

Обсуждение Д/З

Мини-лекция «Самоуважение»

Упражнения с весом вдоль стены, с фитнес-резинкой. Упражнения с легким весом на дыхание, упражнения с большими воздушными шарами

Психосоматические упражнения «Звуки природы»

Упражнение на исследование веса

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

Домашнее задание

Подведение итогов

5 мин

5 мин

15 мин

 

25 мин

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

10 мин

20 мин

5 мин

5 мин

Итого по разделу: 10,5 часов

III. Закрепляющий блок

Задачи III блока:

1. Отработка навыков и умений, сформированных в ходе тренинговых занятий.

2. Обобщение и систематизация полученных знаний во время тренинга.

3. Рефлексия участников о проделанной ими работы над собой.

4. Подведение итога занятий.

9

Обсуждение собственного тела и его возможностей. Интервью об итогах занятий

- активизация полученного опыта, переживаний

- высвобождение накопившихся эмоции

Приветствие

Обсуждение Д/З

Интервью

Стандартные танцевально-разминочные упражнения.

 

5 мин

25 мин

35 мин

35 мин

 

Итого по разделу: 1,5 часа

На вводном занятии был обозначен контур заинтересованности о том, чтобы хотели присутствующие получить от данных занятий.

После второго занятия заметно повысился интерес к обсуждению вопросов, связанных с принятием себя. Начиная с третьего занятия наблюдался сдвиг в самооценке женщинами своего тела.

Начиная с занятия № 6 при выполнении стандартных танцевальных упражнений программы возросло стремление к самовыражению и импровизации, начала исчезать скованность при выполнении стандартных танцевальных движений. Занятие № 7 оказало влияние на усиление акцента к овладению эмоциями и чувственному самоконтролю.

В конце программы был проведен выборочный опрос среди ее участниц. Участницы делились мнениями относительно программы танцевально-двигательной терапии.

Женщины сообщили, что, хотя у них еще сохранилась неуверенность в себе, они стали менее восприимчивы к этому. Некоторые отметили, что, хотя их неуверенность в себе не изменилась, теперь они лучше понимают свое тело, что, по их мнению, является положительным моментом.

В целом у женщин значительно сократился разрыв между реальным и идеальным образом тела, возрос уровень позитивного рационального принятия, о чем свидетельствует сокращение расхождений между идеализированными и реальными физическими качествами (а также важностью этих идеализированных качеств) и уменьшение отрицательных эмоций образа тела в различных ситуационных контекстах.

Уменьшение идеализации параметров тела, воспринимаемых ранее как значимые, подтвердилось впоследствии в виде сокращения разрыва на уровне контрольного эксперимента в показателях методики «Исследование самоотношения к образу физического Я» А.Г. Черкашиной.

Наблюдение за танцевальными движениями участвующих в эксперименте женщин начиная с занятия № 4 показало рост непринужденности в сочетании с точностью движений, отсутствие зажатости. Начиная с занятия № 6 стала активнее проявляться импровизация в телодвижениях. Наблюдался рост осознанного распределения нагрузки между отдельными частями тела в танцевальных движениях.

В целом, можно говорить об успешности проведенных сессий ТДТ молодым женщинам в принятии собственного тела. 

После проведения всех консультаций был проведен повторный срез для отслеживания динамики изменений. Для этого были выбраны следующие методики: Исследование представлений о собственном теле при помощи Методика «Словесный автопортрет» В.Н. Куницыной; Исследование представлений о собственном теле при помощи опросника представлений о внешности ASI-R; Исследование самоотношения к образу физического Я» А.Г. Черкашиной; Исследование самоотношения к телу на основе методика «Оценочно-содержательной интерпретации компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В Белугиной; Исследование по шкале оценки тела BAS.

Если говорить о сравнении контрольного и констатирующего этапов, то произошло резкое снижение низкого уровня принятия своего тела практически по всем методикам (с сохранением на 2% ниже по методике В.А. Лабунской и на 5% ниже по методике А.Н. Куницыной значений низких показателей, переход низких показателей по всем методикам в зону средних или высоких).

1% респонденток (по факту 1 человек) можно отнести к низкому уровню принятия собственного образа тела. Однако это очень грубый показатель, основывающийся лишь на данных двух методик (А.Н. Куницына). Значительно сгладились показатели самооценки облика: при желании лучше выглядеть, появляются уже такие формулировки, как «фигура нормальная», «самовыражение на среднем уровне», «средняя пластичность», «отсутствие скованности».

При описании ягодиц, живота, линии бедер присутствуют не столь выраженная критика («стройность на среднем уровне»). Однако имеется заниженная самооценка в проекции межличностных отношений («малопривлекательная для мужчин»).

49% респонденток (19 человек) можно отнести к среднему уровню принятия собственного тела.  Они тратят достаточное время на свой внешний вид, не особо задумываются о привлекательности, хотя сравнивают в целом свою внешность с внешностью других. Однако признают незначительное влияние внешности на профессиональную и личную жизнь.  В целом удовлетворены частями собственного тела, непринятие отдельных частей собственного тела прослеживается редко на уровне лица/фигуры, отрицательные эмоции при описании отдельных частей тела практически отсутствуют (лицо, фигура). Вместе с тем основными самохарактеристиками являются такие, как: «лицо ухоженное», «фигура стройная», «образ достойный», «пластика и самовыражение достаточные».

50% респонденток (20 человек) можно отнести к высокому уроню принятия собственного тела. Они тратят достаточное время на внешний вид, находят себя привлекательными, как правило, сравнивают в свою пользу свою внешность с внешностью других людей. Их облик вызывает у них положительные эмоции. При этом в целом признают высокое влияние внешности на их личную жизнь. Также они имеют приоритеты достаточно респектабельного внешнего вида при наличии соответствующих возможностей. 

Вместе с тем их характеризует наличие самокритики, но в целом присутствуют такие характеристики, как «лицо выразительное», «фигура стройная», «произвожу впечатление», «ухоженная фигура», «самовыражение на должном уровне», «умение преподнести себя», «выразительный образ», «стройность в целом».

Достигнутые результаты могут свидетельствовать о том, что оценочные показатели в рамках методики «Словесный автопортрет» А.Н. Куницыной в сочетании с некоторыми параметрами неудовлетворенности телом («фигура угловатая», «не произвожу впечатления», «угловатые телодвижения», «недостаточная пластичность», «скованность телодвижений», «недостаточная раскрепощенность», «эффектность на среднем уровне», «некрасивые бедра», «стройность надо улучшить») составили правильную основу консультативной работы. При этом танцевально-двигательная терапия обеспечила существенный положительный сдвиг. Ее применение было обусловлено и особенностями негативных телесных характеристик, направленных в основном на поведенческие аспекты и элементы самовыражения, и хорошей возможностью ее применения на испытуемых с учетом его контингента (танцевальная школа).

С целью проверки достоверности различий нами была проведена статистическая обработка полученных результатов с использованием T-критерия Вилконсона. Между показателями до и после эксперимента обнаружены достоверные различия на уровне 0,99% значимости.

Таким образом, в результате проведения группового консультирования с элементами танцевально-двигательной и телесно-ориентированной терапии выросли как показатели удовлетворенности женщин своим телесным образом, так и показатели самооценки, самоуважения и принятия. Кроме того, выросли мотивационные показатели направленности на совершенствование внешнего облика, что доказывает наличие положительной взаимосвязи между танцевально-двигательной терапией и принятием телесного образа, а также способностью самовыражения, в том числе в танце. Реализованная программа положительно сказалась на уровне телесного принятия, повысив его, самооценку и отдельные факторы.


Список литературы

1.Барышева, Н.А. Особенности самоотношения и удовлетворенности телом у девушек// Общество: социология, психология, педагогика, 2020, № 1. – С. 3-8.
2.Баскаков, В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: сравнительный анализ существующих подходов // Сб. Телесность человека междисциплинарные исследования. М., 1991, С.54-61.
3.Мешкова Т.А. Концепция позитивного образа тела в современной зарубежной психологии. Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2 С. 55-69.
4.Станковская Е.Б. Структура и типы отношения женщины к себе в аспекте телесности. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. псих. наук. – М., 2011. – 29 с.
5.Хрестоматия по телесно-ориентировано психотерапии и психотехнике «Свободное тело»/ Ред.-сост. В.Ю. Баскаков. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. -224с.
6.Sakson-Obada О., Wycisk J. The body self and the frequency, intensity and acceptance of menopausal symptoms // National Library of Medicine. Menopause review. Prz Menopauzalny. 2017 Jun; 14(2): 82–89. [Электронный ресурс] – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4498027/ (дата обращения 21.07.2022).
7. Галустова О.В Психологическое консультирование: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005, - 240 с.
8. Иванова, И. Эмоционально-ориентированная терапия для содействия позитивному образу тела и его воплощению. Справочник по позитивному образу тела и воплощению: конструкции, защитные факторы и вмешательства. Издательство Оксфордского университета, 2019. – С. 277-287

Расскажите о нас своим друзьям: