Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022
УДК 378.1
Дата публикации 28.11.2022
Проблемы и риски цифровизации системы образования
Кондакова Ирина Владимировна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Аннотация: Данная статья посвящена актуальной на настоящем этапе развития общества проблеме внедрения цифровых технологий в систему современного образования. Внедрение цифровых технологий в последнее время становится все более значимым условием жизни в современном обществе. Элементы цифровизации, так или иначе, проявляются в любой сфере деятельности человека. В статье предпринята попытка рассмотреть основные проблемы, возникающие в процессе внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Автором прослеживаются проблемы и риски, возникающие в результате использования цифровых технологий в образовательном процессе и показываются возможности их использования в условиях современной информационной среды.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, риски цифровизации, система образования.
Ph.D. of Pedagogic Sciences, Docent, Associate professor at the Department of Pedagogy and Educational Technologies, Bunin Yelets State University, Russian Federation, Yelets
Abstract: This article is devoted to the problem of introducing digital technologies into the system of modern education, which is relevant at the present stage of the development of society. The introduction of digital technologies has recently become an increasingly important condition of life in modern society. Elements of digitalization, one way or another, are manifested in any field of human activity. The article attempts to consider the main problems that arise in the process of introducing digital technologies into the educational process. The author traces the problems and risks arising from the use of digital technologies in the educational process and shows the possibilities of their use in the modern information environment.
Keywords: digitalization of education, digital technologies, digital educational environment, risks of digitalization, education system.
Кондакова И.В. Проблемы и риски цифровизации системы образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-i-riski-tsifrovizatsii-sistemy-obrazovaniya.html (Дата обращения: 28.11.2022)
В настоящее время использование различных средств цифрового обучения в системе общего и профессионального образования находится в центре внимания не только педагогов - практиков, но и многих исследователей – теоретиков. Подобное пристальное внимание к вопросам цифровизации системы образования вышло на первые план в связи с тем, что общество уже давно живет в цифровом мире практически во всех сферах деятельности. Человеку необходимо постепенно приобретать качества, которые обеспечат ему возможность полноценно функционировать в современном цифровом поле, выполняя возложенные на него социальные функции и роли. По большей степени социализации человека в цифровом пространстве происходит стихийно, поэтому наиболее актуальным на современном этапе является практико-ориентированное образование, с учетом использования цифровых средств обучения, направленное на всестороннее развитие человека (общее и профессиональное). «Цифровые технологии сегодня повсеместно внедрены в учебный процесс и направлены на активизацию всех видов учебной и внеучебной деятельности» [1, с.152].
Использование цифровых технологий в образовательном процессе должно повышать качество образования и помогать обучающимся быстрее усваивать значительный объем учебной информации и длительно его удерживать в памяти, что соответствует ожиданием современных работодателей.
Таким образом цифровизация системы образования имеет огромный потенциал, однако, несет в себе и потенциальные риски.
Одним из первых проблемных моментов является то, что внедрение цифровизации в систему образования является явлением новым, следовательно, пока отсутствует разработанная и проверенная на практике теория, на которую могли бы опираться педагоги, работающие в новых условиях. Возможно, сложности, возникающие при освоении нового подхода к обучению, вызывают у многих учителей и преподавателей, работающих в системе среднего и высшего образования, непринятие цифровизации системы образования [2].
Характерной особенностью образовательного процесса является взаимодействие между обучающими и обучающимися, другими словами, передача важной информации происходит в процессе общения, которое не ограничивается только коммуникативной стороной. В процессе общения важна также его невербальная сторона, включающая мимику, выражение глаз, жесты, интонацию, артикуляцию, походку, постановку рук, позы и т.д. Обучающиеся лучше воспринимают информацию, подкрепленную телодвижением преподавателя (рук, головы), акцентированием важных для запоминания мест голосом и т.д. Известно, что даже смысл слова может меняться в зависимости от интонации и окрашенности речи. К сожалению, пока цифровая техника, предназначенная для образовательного процесса не может улавливать и воспроизводить все нюансы невербального общения.
В цифровой системе образования взаимодействие с преподавателем и речевое общение сводится к минимуму. Обучающийся большую часть времени находится один на один с компьютерной программой, или другим вариантом цифрового обучения, что значительно обедняет не только его словарный запас, но также влияет на развитие мышления, а перевод текста в смайлики и эмодзи приводит к постепенной потере навыков диалога и монологической речи.
Чтобы узнать ответ на тот или иной вопрос, молодые люди, чаще всего, не обращаются за помощью к справочнику, или учителю, а ищут его в интернете. Однако и здесь происходит процесс упрощения поиска информации, которая выдается пользователю без особых усилий с его стороны, т.к. значительно быстрее и проще спросить у голосового помощника типа Окей Google, Яндекс. Алиса, чем искать ответ в энциклопедии, или на тематических сайтах.
В настоящее время, поколение, рожденное в 2000-х годах, т.н. «Поколение «Z», «Зумеры», «Цифровые аборигены» считающееся наиболее «продвинутым» в цифровых технологиях, является примером того, как компьютерные технологии изменяют мышление, внимание, память и все жизненные установки [3]. «По наблюдениям исследователей, представители цифрового поколения отличаются фрагментарным мышлением (привычка получать большое количество информацию маленькими порциями и неумение выстраивать ее в логической последовательности и неспособность длительно поддерживать произвольное внимание). Неглубокое восприятие информации приводит к поверхностности суждений» [4]. Обучающиеся теряют способность вступать в диалог и конструктивно его поддерживать, т.к. взаимодействие с компьютерной техникой нельзя считать диалогом в полном смысле этого слова. Ответы на поставленные вопросы в процессе взаимодействия с компьютерной программой и развитие процесса идет по заранее запрограммированному пути, не имея «веера вариантов» для развития. Для компьютера любое противоречие равносильно неправильному ответу. В процессе же диалога с преподавателем идет не только процесс «вопрос-ответ», но и поиск истины, разрешение противоречий, которые являются движущей силой развития и движения вперед. В связи с этим использование компьютерных программ возможно даст наилучшие результаты при использовании их в качестве тренажера, помогающего закрепить или систематизировать уже приобретенные ранее знания, репетитора по строго определенному, не имеющему вероятностных вариантов использования кругу учебных задач. В данном случае цифровые носители являются вспомогательным средством для преподавателя, позволяющим ускорить передачу и обмен информацией.
Не менее серьезной проблемой, которая возникает в процессе всеобщей цифровизации образования является т.н. «утечка информации о пользователе» подключение ко всеобщей базе данных, когда вся информация о пользователе уже собрана из различных цифровых источников, систематизированы все интересы и предпочтения пользователя и автоматизированные системы предлагают ему информацию, исходя из уже сгенерированных данных [5]. Возникает заманчивая идея отказаться от учителя, как посредника, передающего знания, а о рисках отказа от живого диалога с преподавателем нами уже было сказано ранее.
Несмотря на вышеперечисленные риски большая часть образовательных организаций на современном этапе, активно используют цифровые технологии в образовательном процессе. [6].
По результатам опроса преподавателей ЕГУ им И.А. Бунина, было отмечено, что около 80% преподавателей имеют возможность передавать студентам материалы лекций через различные цифровые носители.
Около 85% преподавателей активно участвуют в общении в групповых чатах со студентами через различные мессенджеры, такие как WhatsApp, Telegram, ВКонтакте и т.д. Подобное общение позволяет оперативно обмениваться информацией с большим количеством пользователей, сокращая время и синхронизируя вопрос-ответ.
При подготовке к практическим и семинарским занятиям около 53% студентов пользуется основной или дополнительной литературой, через Университетскую онлайн библиотеку.
Презентация является средством, позволяющим преподавателю выделить из всего объема информации, передаваемой студентам материал, который направлен на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста, и значительно увеличить объем предъявляемой учебной информации по предмету. По данным опроса презентации лекционного материала используют 90 % преподавателей.
В заключение необходимо заметить, что современное образование столкнулось с серьезными изменениями, обусловленными внедрением новых цифровых технологий в образовательную практику, а также с проблемами поиска компромиссных решений, позволяющих эффективно сочетать инновационные и традиционные подходы к передаче информации. Несмотря на перечисленные нами риски внедрения цифровых технологий в образование, их использование в образовательном процессе соответствует требованиям современного общества и прогресса. Однако они ни в коей мере не смогут заменить живое взаимодействие учителя и ученика, преподавателя и студента, а будут служить дополнительным элементом образовательного процесса. При грамотном решении проблем, возникающих в процессе цифровизации системы образования, можно считать, что данный процесс принесет позитивные изменения, выведя наше образование на более высокий качественный уровень.
Список литературы
1. Иконникова Г.Ю. Лисовская Н.Б., Тужикова Е.С. Проблема цифровизации в современном образовании (на примере РГПУ им. А. И. Герцена) // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 2. С. 150-156.
2. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. URL: https://ioe.hse.ru/fao_distant (Дата обращения: 12.10.2022).
3. Коровин А. Дети в сети, или знакомьтесь: Поколение Z URL: http://www.pravmir.ru/deti-v-seti-ili-znakomtes-pokolenie-z (Дата обращения: 08.11.2022).
4. Психологические особенности поколения Z. URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html (Дата обращения: 08.11.2022).
5. Касперская Н.И. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации. Иван-Чай, 12 марта. URL: https://ivan4.ru/~ZPDWy (Дата обращения: 01.11.2022).
6. Современная цифровая образовательная среда в РФ. URL: http://neorusedu.ru/ (Дата: обращения 10.10.2022).