Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 378.1

Дата публикации 30.04.2021

Вуз в условиях пандемии: восприятие дистанционного и смешанного формата обучения студентами и преподавателями

Семёнкина Ирина Артуровна
канд. псих. наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета, РФ, г. Севастополь, isemyonkina@mail.ru
Павлова Татьяна Александровна
ассистент кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета, РФ, г. Севастополь, tatyana_bokhan@mail.ru

Аннотация: В статье предпринята попытка анализа реакции вуза на ситуацию перехода в дистанционный и смешанный формат функционирования в условиях глобальной пандемии; особенностей восприятия формата обучения с позиции преподавателей и студентов. Проведены два опроса студентов и преподавателей Севастопольского государственного университета относительно изменений в организации коммуникации и распределения времени, успеваемости, мотивации, видов учебной деятельности, предпочтений в выборе ресурсов, оценивания знаний и самообразования. Опросы показали различия в оценках ситуации реализации обучения в дистанционном формате преподавателями и студентами по ряду пунктов, в удовлетворенности уровнем сформированности информационно-коммуникационных компетенций, а также положительную оценку смешанного формата обучения. Отмечена ключевая роль электронной информационной образовательной среды вуза в обеспечении учебного процесса в чрезвычайной ситуации, необходимость ее развития и усовершенствования.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, дистанционный формат обучения, смешанный формат обучения, восприятие, информационные коммуникационные технологии, электронная образовательная информационная среда.

University in the shadow of the pandemic: perception of distance and blended learning formats by students and teachers

Semyonkina Irina Arturovna
PhD in Psychology, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Pavlova Tatyana Alexandrovna
graduate teaching assistant at the Department of Foreign Languages, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

Abstract: The article attempts to analyze the reaction of the university to the situation of transition to a remote and mixed format of functioning in the context of a global pandemic; the peculiarities of the perception of the teaching format from the perspective of teachers and students. Two surveys of students and teachers of Sevastopol State University were conducted regarding changes in the organization of communication and distribution of time, academic performance, motivation, types of educational activities, preferences in the choice of resources, assessment of knowledge and self-education. The surveys showed differences in the assessments of the situation of implementation of distance learning by teachers and students on a number of points, in satisfaction with the level of formation of information and communication competencies, as well as a positive assessment of the blended learning format. The key role of the electronic informational educational environment of the university in ensuring the educational process in an emergency, the need for its development and improvement is noted.
Keywords: COVID-19 pandemic, distance learning, blended learning, perception, information communication technologies, electronic educational information environment.

Правильная ссылка на статью
Семёнкина И.А., Павлова Т.А. Вуз в условиях пандемии: восприятие дистанционного и смешанного формата обучения студентами и преподавателями // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vuz-v-usloviyakh-pandemii-vospriyatie-distantsionnogo-i-smeshannogo-formata-obucheniya-studentami-i-prepodavatelyami.html (Дата обращения: 30.04.2021)

Со дня объявления 11 марта 2020 ВОЗ COVID-19 глобальной пандемией, весь мир вынужден существовать в условиях новой нормальности.

Первая шоковая реакция на ограничения и риски, связанные с пандемией, а также надежды на чудесное, универсальное и быстрое решение проблемы коронавируса, постепенно сменилась осознанием того факта, что пандемия не кратковременное явление, а серьезнейший вызов и реальная угроза нормальному функционированию целых государств. Периодически мы наблюдаем новые вспышки заболевания в разных регионах, а специалисты вирусологи предупреждают о возможности возникновения и распространения других, более контагиозных смертоносных заболеваний.

Сфера образования на всех уровнях, во всех без исключений регионах вынуждена оперативно адаптироваться к новым условиям, моделировать различные сценарии развития эпидемиологической ситуации и разрабатывать модели обеспечения эффективного, беспрерывного учебного процесса в условиях локдауна или любых других ограничений. 

В марте 2020 высшие учебные заведения в России в срочном порядке вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения в соответствии с приказами высших органов власти. Традиционные аудиторные занятия со студентами стали невозможными, что создало для всей системы высшего образования беспрецедентную ситуацию.

Значительная часть преподавателей скептически относится к формату дистанционного (онлайн) обучения в силу консервативности профессии, технофобии, недостаточного уровня специальных компетенций, отсутствия чёткого регламента в организации учебного процесса, рисков для здоровья и т.д.

Однако в условиях жесткой социальной изоляции навязанный дистанционный сценарий подтолкнул преподавателей к немедленной адаптации привычного режима работы.

Возникший кризис заставил высшие учебные заведения доказывать свою жизнеспособность: в минимальные сроки находить оптимальные решения для трансформации учебного процесса в дистанционном формате, используя все имеющиеся ресурсы. Стали очевидными многие проблемные места в организации работы вузов, необходимость имплементации инновационных преобразований. Учитывая исключительность ситуации, социальную напряженность и существующие риски, принятие решений и их реализация были крайне сложным и требовали огромных усилий от всех участвующих сторон.

Резкие и радикальные изменения в организации учебного процесса вуза в период пандемии оказали огромное влияние на все аспекты жизни и деятельности студентов, которые несмотря на достаточно высокий уровень навыков в сфере ИК технологий, также не имели практического опыта обучения исключительно в онлайн формате.

В последние десятилетия Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит., Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б.  активно исследуют проблемы трансформации вузов под влиянием цифровизации общества. Исследователи отмечают, что, хотя различные формы онлайн образование развивались с конца 20 тысячелетия, именно пандемия стала катализатором процессов их массового внедрения [2,3].   

Еще до объявления глобальной пандемии, Хасс А., Джозеф М., Лим Д.Х., Моррис М.Л., Куприц В., Уоллес Рэйвен М. обсуждали вопрос о неизбежности интеграции технологий и образования, и, как следствие, необходимость глубокого анализа способов повышения качества онлайн образования, учитывая вся совокупность значимых факторов, в том числе восприятие дистанционного формата учебного процесса студентами и преподавателями [6,12,13, 14,16].

Особый интерес представляют публикации Франелла Т., Скледара М. А., Скуканека Ш. Н., появившиеся по итогам проведения исследований в условиях пандемии. Во всем мире опубликованы десятки аналитических докладов, отражающих специфику и особенности перехода в дистанционный режим функционирования в разных странах [1,8,9,11].

Так в аналитическом отчете, подготовленном ВШЭ по итогам 2019-2020 учебного года, сделан вывод, что, в целом система высшего образования РФ справилась со стресс-тестом. Отмечается, что несмотря на чрезмерные жёсткость и отсутствие гибкости в образовательном процессе вузов, ситуация пандемии продемонстрировала потенциал цифровых технологий [1].

В публикациях таких авторов как Шахзад А.Н., Хан А., Бордлой Р., Дас П. и Дас К.  отмечается положительное восприятие студентами онлайн обучения в вузе, преимущества гибкости и удобства формата [7,10,14,15].

Наряду с публикациями, выделяющими позитивные аспекты и оценки вынужденного онлайн формата, исследователи Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б., Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н.   обращают внимание на низкий уровень поддержки цифрового формата, усталость со стороны всех участников образовательного процесса, и возможное отторжение его дальнейшего развития со стороны существенной части вузовского сообщества [3,5].

Окончательные выводы делать вероятно еще преждевременно, но полученный опыт позволяет строить рабочие гипотезы о перспективах развития онлайн/смешанного обучения.

В настоящее время недостаточно изучены особенности восприятия онлайн и смешанного обучения преподавателями и студентами в чрезвычайных условиях, что обусловило актуальность данного исследования.

Целью настоящего исследования является попытка анализа процессов адаптации организации учебного процесса в вузе в период глобальной пандемии; особенностей восприятия, проблем и вызовов дистанционного и смешанного формата обучения с позиции преподавателей и студентов.

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа: изучение научно-методической литературы, интернет-источников по теме исследования, а также эмпирический – письменные опросы, состоящие как из структурированных, так и неструктурированных вопросов, и дальнейшая обработка результатов опроса с использованием методов классификации и кластеризации.

Исследование проводилось в два этапа – в ноябре 2020 и марте 2021 года в Севастопольском государственном университете.

Для проведения первого опроса исследователи разработали два отдельных опросника для студентов и преподавателей, различавшихся формулировками и количеством вопросов. Вопросы касались изменений в организации коммуникации и распределения времени, успеваемости, мотивации, видов учебной деятельности, предпочтений в выборе ресурсов, оценивания знаний и самообразования.

В опросе приняли участие 200 аспирантов и студентов (очной и заочной формы обучения) Севгу, а также 100 преподавателей 11 институтов и Морского колледжа Севгу (действующих ассистентов, старших преподавателей, доцентов и профессоров). Опрос проводился добровольно, анонимно, с применением Google форм. Опросник для преподавателей состоял из 16 вопросов открытой и закрытой формы; опросник для студентов состоял из 19 вопросов открытой и закрытой формы.

Во втором исследовании приняли участие 2428 студентов (очной и заочной обучения) и преподавателей 11 институтов и Морского колледжа СевГУ. Опросник включал 6 вопросов закрытой и открытой формы. Опрос также проводился добровольно, анонимно, с применением Google форм.

В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» с 17 марта 2020 СевГУ начал работу в дистанционном формате, так как необходимо было организовать и обеспечить полноценный и непрерывный процесс обучения.

За время с начала пандемии университет прошел сложный путь развития электронной образовательной информационной среды (ЭОИС): от организации коммуникации в социальных сетях до разработки современной платформы, интегрировавшей сотни онлайн курсов и образовательных ресурсов по всем дисциплинам, для всех направлений подготовки.

Необходимо было организовать разработку цифрового образовательного контента, обмен идеями и опытом между сотрудниками подразделений, обучение персонала, и в сжатые сроки обеспечить наполнение онлайн курсов ЭОИС материалами. В целях эффективной подготовки и организации начала 2020/2021 учебного года базовой кафедрой «Корпоративные информационные системы» был разработан универсальный шаблон электронного дистанционного курса для электронной образовательной информационно-образовательной среды «СевГУ» на платформе MOODLE.

Усилия сотрудников университета были направлены на то, чтобы минимизировать чувства тревоги, изолированности, неуверенности у студентов, обеспечить оперативную и эффективную обратную связь, то есть   по возможности смягчить последствия пандемии в своей зоне ответственности.

Осенний семестр 2020-2021 учебного был реализован в смешанном формате, в соответствии с нормативными документами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. За период осеннего семестра в университете была полностью обновлена платформа ЭОИС: создан интуитивный интрефейс, платформа приобрела брендированный вид.

Весенний семестр 2020-2021 проходит в очном формате, с использованием элементов смешанного обучения на базе ЭОИС Севгу.

Таким образом, опросы были проведены после получения сотрудниками и студентами университета значительного опыта работы в дистанционном и смешанном форматах и формирования моделей реагирования на сложившиеся вызовы периода пандемии.

Сравнение ответов студентов и преподавателей показало различное отношение к ситуации реализации обучения в дистанционном формате по ряду пунктов. В частности, 25.9 % студентов и аспирантов, участвующих в опросе, отметили увеличение свободного времени, у 12.4% увеличилось время на сон. В то же время большинство преподавателей отмечают перегруженность работой: у 71.8% увеличился объем работы, у 57.3% увеличилось время, затраченное на проверку работ студентов. Большинство студентов удовлетворены своими информационно-коммуникационными компетенциями, тогда как 30.1% преподавателей отметили недостаточный уровень сформированности указанных компетенций.

Полученные результаты отражают с одной стороны объективный разрыв между поколениями студентов и преподавателей в аспекте восприятия ИКТ, с другой стороны разный уровень ответственности сторон образовательного процесса. Преподаватели, не имея готовых решений и системных рекомендаций, действовали методом проб и ошибок, часто отказываясь от наработанных в прошлом успешных практик. Дополнительное психологическое давление на преподавателей возникло также вследствие полного размывания границ между работой и личной жизнью, а также неопределенность перспектив в профессиональной деятельности.

По мнению 63.7% преподавателей дистанционное обучение осложняется отсутствием активной коммуникации внутри учебной группы, создает ощущение изолированности в процессе обучения. 61.2% студентов не испытывают таких проблем.

57 % опрошенных преподавателей выделяют компьютерное тестирование как эффективную форму учебной деятельности в дистанционном формате, а также 55 % - просмотр видео-лекций.

Как преподаватели, так и студенты считают лекции наиболее эффективной формой учебной деятельности (соответственно 52,4 % и 40,8%). Возможно, эта традиционная форма учебной деятельности даже в онлайн варианте была наиболее приближена к очной форме.

При этом 40,8% преподавателей считают эффективным проведение консультаций, и только 3 % студентов отметили важность консультаций. 14,9 % студентов предпочитают практические занятия.

В отношении проблем коммуникации в дистанционной форме, для студентов на первом месте оказалась проблема перегруженности заданиями (32.8%), ощущение потери личного контакта также значимо для 30,8 % студентов. Отсутствие регулярной «сверки часов» с преподавателем на очном занятии в аудитории, и возможность отложить выполнение заданий на неопределенный срок, может создавать у студентов иллюзию большого количества свободного времени и, в итоге, приводить к накоплению массива невыполненных работ.

Основными проблемами коммуникации для преподавателей со студентами в дистанционном формате стало ощущение потери личного контакта (36.9%); несвоевременная, некачественная обратная связь от студента (26,2 %), и отсутствие эмоциональной вовлеченности студентов (21, 4 %).

Анонимность онлайн формата, отсутствие или недостаточность обратной связи, живой и мгновенной реакции со стороны аудитории, не позволяет преподавателю оперативно вносить коррективы в ход учебного процесса, отслеживать качество усвоения нового материала.

Большинство участников обеих групп, участвующих в опросе отметили повышение активности в направлении самообразования. Преподаватели вынужденно пересматривали и оптимизировали свои курсы, а для этого изучали огромное количество цифровых ресурсов, анализировали их дидактический потенциал и внедряли в учебный процесс.

Несмотря на общую напряженность в обществе, все сложности адаптации профессорско-преподавательского состава к экстремальному переходу на дистанционный и смешанный формат обучения, риски снижения качества образования, неравенство в уровне цифровой компетентности среди профессорско-преподавательского состава и обучающихся, недостаточную подготовленность университетской ЭОИС к массовому обучению большого контингента, нехватку серверных мощностей, недостаточный  уровень материально-технического развития, второй этап опроса показал, что большинство участников  (68,8 %) считают смешанное обучение эффективным. При этом самостоятельную работу оценивают, как эффективную форму учебной деятельности 43,8 % опрошенных.

Среди выводов, сформулированных по истечении трех семестров, организованных в дистанционном и смешанном форматах обучения, стоит отметить глобальное переосмысление функционирования сферы высшего образования в контексте его интеграции с информационными технологиями.

Никогда еще образовательным учреждения не приходилось настолько оперативно перестраивать складывавшийся десятилетиями уклад (жесткое расписание, четкое распределение на виды работы, живое взаимодействие в аудитории и другие). Уникальный опыт, полученный в критической ситуации, позволил выявить проблемы, ограничения и слабые места традиционных моделей и форматов образования, а также «уязвимость» портфеля компетенций будущего и действующего специалиста.

В преподавательской деятельности особую актуальности приобрела информационно-технологическая компетенция, так как ускорились процессы внедрения инновационных технологий в учебный процесс. Преподаватели в сжатые сроки осваивали новые возможности ИКТ, LMS, MOOКов, социальных сетей. Учебные материалы, предназначенные для традиционного очного формата «с колес» адаптировали для работы в дистанционном формате: встраивали визуализацию, интерактивные приемы, включали поисковые системы, ЭБС, видео хостинги и другие интернет ресурсы. Преподаватели экспериментировали с разработкой контента в Word, PDF, Excel Filу, разнообразных аудио и видео форматах для различных платформ и приложений. Отсутствие или недостаточный уровень сформированности цифровых компетенций означал невозможность продолжения осуществления профессиональной деятельности в новой ситуации, что становилось мощнейшей внутренней мотивацией педагогов и, в конечном счете, стимулировало самообразование, творческий поиск и повышение квалификации. При этом преподаватели отметили большее количество негативных аспектов дистанционного формата обучения, чем студенты (увеличение затрат времени на проверку работ, объема работы и т.д.)

Формирование и развитие гибкой, эффективной ЭОИС университета выступает приоритетным направление в деятельности вуза, так как является критическим условием обеспечения качественного образования в современных условиях. Дальнейшее развитие ЭОИС вузов должно происходить на основе внимательного изучения полученного опыта, и с учетом новейших достижений в сфере ИКТ.

Смешанный формат обучения получил положительную оценку как эффективный в рамках исследования. Таким образом, апробированные в условиях пандемии подходы и решения, показали новые перспективы, возможности и потенциал дистанционных (онлайн) и смешанных форматов, а также их востребованность в чрезвычайных ситуациях.


Список литературы

1. Аналитический доклад Уроки "Стресс-теста ": вузы в условиях пандемии и после нее " [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www:hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94%D0%BE%D0%BA%0%BB%D0%B0%D0%B4. pdf. (Дата обращения: 20.04.2021)
2. Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование.2020. № 103. С. 6 - 8. М.: НИУ ВШЭ.
3. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 101-112.
4. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии [Авт. коллектив: А.В. Клягин и др.]. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 6 (36)).
5. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. №5. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www:cyberleninka.ru/article/n/perehod-vuzov-v-distantsionnyy-rezhim-v-period-pandemii-problemy-i-vozmozhnye-riski (дата обращения: 23.04.2021).
6. Hass A., Joseph M. Investigating different options in course delivery – traditional vs online: is there another option?", The International Journal of Information and Learning Technology, Vol. 35 Issue: 4, pp.230-239, www:doi.org/10.1108/IJILT-09-2017
7. Bordoloi, R., Das, P. and Das, K. (2021), "Perception towards online/blended learning at the time of Covid-19 pandemic: an academic analytics in the Indian context", Asian Association of Open Universities Journal, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/AAOUJ-09-2020-0079
8. Coronavirus and the impact on students in higher education in England: September to December 2020. Date Views 19.04.21 www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/educationandchildcare/articles/coronavirusandtheimpactonstudentsinhighereducationinenglandseptembertodece.
9. COVID-19 and higher education: Today and tomorrow. Date views 19.04.21 www.iesalc.unesco.org/en/wp-content/uploads/2020/04/COVID-19-EN-090420-2.pdf
10. Daniel, J. Education and the Covid 19 Pandemic, 2020.Date views 23.04.21 www:link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11125-020-09464-3.pdf
11. Farnell, T., Skledar Matijević, A., Šćukanec Schmidt, N. (2021). ‘The impact of COVID-19 on higher education: a review of emerging evidence’, NESET report, Executive Summary, Luxembourg: Publications Office of the European Union. doi: 10.2766/916313.
12. Lim, D.H.; Morris, M.L.; Kupritz, V. Online vs. blended learning: Differences in instructional outcomes and learner satisfaction. J. Asynchronous Learn. Netw. 2006, 11, 27–42.
13. Robinson, C.C.; Hullinger, H. New Benchmarks in Higher Education: Student Engagement in Online Learning. J. Educ. Bus. 2008, 84, 101–109.
14. Shahzad, A.H.; Khan, A. Virtual learning and students’ perception—A research study. Procedia Soc. Behav. Sci. 2010, 2, 5463–5467.
15. Tejedor, S.; Cervi, L.; Pérez-Escoda, A.; Tusa, F.; Parola, A. Higher Education Response in the Time of Coronavirus: Perceptions of Teachers and Students, and Open Innovation. J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2021, 7, 43. https://doi.org/10.3390/joitmc7010043ment: www:doi.org/10.1108/IJILT-09-2017-0096
16. Wallace Raven M. Online Learning in Higher Education: a review of research on interactions among teachers and students, Education, Communication & Information, 3:2, 241-280, 2003. DOI: 10.1080/14636310303143

Расскажите о нас своим друзьям: