Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 372.881.1

Дата публикации 30.04.2021

К проблеме формирования учебной мотивации у учащихся в вузе (на примере преподавания иностранного языка)

Васильева Анна Германовна
к.п.н., доцент кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, vasilevaag@bmstu.ru
Наянова Мария Александровна
старший преподаватель кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, maria.nayanova@bmstu.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования учебной мотивации учащихся в вузе на примере преподавания иностранного языка. В работе анализируются взгляды современных исследователей на данную тему. Предлагается комплекс педагогических условий, включающих либерально-толерантный стиль преподавания, индивидуальный подход к учащимся, использование современных средств технического обеспечения, необходимых для активизации учебной мотивации учащихся на примере преподавания иностранного языка.
Ключевые слова: преподаватель иностранного языка, мотивация, либерально-толерантный стиль преподавания, индивидуальный подход, технические средства

Revisiting the motivation development on the example of foreign language teaching

Vasilieva Anna Germanovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Linguistics department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow
Nayanova Maria Alexandrovna
associate professor at the Linguistics department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow

Abstract: The article deals with the development of student motivation in foreign language teaching. Different scientific views on the problem are discussed. The most current approaches of modern scientists to the issue are analyzed. Special attention is paid to the main conditions for the student motivation development including pedagogical patience, individual approach to each student and the use of modern equipment.
Keywords: foreign language teaching, motivation, pedagogical patience, individual approach, modern equipment

Правильная ссылка на статью
Васильева А.Г., Наянова М.А. К проблеме формирования учебной мотивации у учащихся в ВУЗЕ (на примере преподавания иностранного языка) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-probleme-formirovaniya-uchebnoj-motivatsii-u-uchashhikhsya-v-vuze-na-primere-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 30.04.2021)

Постоянные изменения, которые происходят в современном мире, неизбежно ставят новые вызовы перед преподавателями вузов. Им приходится не только осваивать цифровые технологии, чтобы идти в ногу со временем, но и постоянно думать о том, как заинтересовать учащихся своим предметом. Поэтому особенно остро встает проблема мотивации учащихся, которая является основой успешной учебной деятельности. Особое значение играет формирование учебной мотивации на занятиях по иностранному языку, так как она является основой для формирования коммуникативной компетенции, подразумевающей способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Целью исследования является анализ необходимых условий, способствующих формированию учебной мотивации учащихся.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать основные взгляды ученых на проблему формирования мотивации учащихся;

2.  Предложить комплекс педагогических условий, способствующих формированию учебной мотивации учащихся на занятиях в вузе.

Анализируя научные работы последних лет, следует отметить, что проблема мотивации учащихся начинает волновать многих представителей педагогического сообщества все больше и больше. Например, И. Н. Каишев, М. А. Колчин рассматривают проблему мотивации студентов педагогических направлений к работе в школе, отмечая, что не существует специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности [3].

О. Н. Лихачева, О. Б. Шилович и Ю. В. Королева обращаются к вопросу значения личности преподавателя при формировании мотивации студентов к обучению [5]. По мнению авторов, преподаватель должен иметь высокую квалификацию, быть опытным, способным найти индивидуальный подход к каждому студенту, должен владеть современными методиками преподавания в неязыковом вузе. За основу предлагается проектная методика, которая помогает реализоваться студентам, исходя из существующих у них проблем. Авторы отмечают, что особенно важен личный пример самого преподавателя, его желание совершенствоваться и развиваться, быть в курсе новых методик и технологий. Имеет большое значение его развитый кругозор и начитанность, а также блестящее знание своего предмета.

А. И. Лесниченко затрагивает проблему мотивации студентов медицинского вуза. Автор указывает на то, что интерес учащихся к изучаемой дисциплине во многом зависит от личности преподавателя, следовательно, педагогу необходимо быть не только носителем профессиональных знаний, но еще и проводником культуры [4].

С этой позицией солидарны К. М. Наваз, А. Башир и К. Хадика, которые указывают на положительную взаимосвязь между мотивацией педагога и ученика, а также опосредованное влияние мотивации педагога через образовательные практики, ориентированные на цели профессионального мастерства [6].

И. Н. Аксенова, Э. Г. Юзбашева обращаются к роли мотивации в обучении иностранным языкам в условиях дистанционного обучения. Авторы выделяют такое понятие как образовательная мотивация, рассматривая ее как сложный многоступенчатый процесс, включающий различные компоненты. В частности, при обучении иностранному языку такими компонентами являются психологические характеристики преподавателя, организация учебного процесса, специфика предмета, уровень развития и самооценки студентов, их пол и возраст [9].

О. В. Гришаева отмечает значение проблемной ситуации в мотивационном вопросе, которая позволяет активизировать мышление учащихся и приводит к возникновению поисково-познавательного интереса к рассматриваемому вопросу [2].

О. А. Фролова, В. В. Лопатинская подчеркивают значение позитивной мотивации к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе, так как именно в этот период формируется профессиональная компетенция [11].

Авторы рассматривают эффективные методики, позволяющие создать благоприятный мотивационный фон на занятиях иностранным языком. Например, для развития когнитивной мотивации предлагается разыгрывать ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Т. В. Тимохина, А. А. Акынжанова, А. Н. Галяутдинова анализируют процесс обучения в целом, выделяя мотивацию в качестве основного фактора, влияющего на отношение обучаемого к процессу обучения [7].

Исследователи выделяют значение коммуникации учащихся друг с другом и преподавателем для создания учебной мотивации на занятиях иностранным языком, отмечая необходимость создания благоприятной психологической обстановки на занятиях.

Таким образом, большинство авторов указывают на значимость мотивации в процессе обучения учащихся и на важную роль личности преподавателя в процессе активизации мотивации учащихся. Однако следует отметить, что их рекомендации носят разрозненный характер, что вызывает необходимость предложить комплекс педагогических условий, стимулирующих формирование учебной мотивации учащихся на занятиях иностранным языком в вузе.

Следует отметить, что мотивация является важным фактором образовательной деятельности, которая определяется необходимостью и значимостью обучения, его мотивами, целями, интересами обучающихся и т. д. При этом учебная мотивация – это процесс, направляющий усилия на выполнение учебной деятельности. Перед преподавателем возникает проблема формирования учебной мотивации учащихся, что становится возможным при уважительном и терпимом отношении преподавателя к ученикам, о котором еще писал Ш. А. Амонашвили: «Педагогическое терпение – это … оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные психологические возможности» [1, с. 41].

Считая, что доверие учащегося к педагогу является залогом успешного развития творческих качеств ученика, Ш. А. Амонашвили выдвигает на передний план задачу создания атмосферы уважения, взаимной помощи, внимания и заботы на уроке [1].

Таким образом, первым условием формирования учебной мотивации учащихся на занятиях иностранным языком является либерально-толерантный стиль преподавания, основанный на поощрении и побуждении творческой инициативы студентов, стремлении развить у них творческий подход к освоению материала. При этом важную роль играет комфортный психологический климат на занятиях, способный положительно повлиять на проявление инициативы учащихся. Речь, мимика, жесты преподавателя должны отражать его заинтересованную позицию по отношению к студентам, желание максимально раскрыть их потенциал. Каждому педагогу важно помнить, что чрезмерно резкая критика может вызвать у учащихся негативные эмоции, способные спровоцировать деструктивную психологическую реакцию и страх перед использованием иностранного языка и постижением реалий чужой культуры. Поэтому важно избегать императивных указаний, вежливо и доброжелательно общаться со студентами, обращать внимание на их первые достижения, наполняя учащихся уверенностью в успешном результате их обучения.

При этом преподавателю важно проявлять особое внимание к каждому учащемуся, демонстрируя искреннюю заинтересованность в его самостоятельном выполнении учебных заданий. Поэтому следующим условием формирования учебной мотивации на занятиях по иностранному языку является принцип индивидуального подхода к учащимся, когда учебный процесс выстраивается с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика (его уровнем владения иностранным языком и психологической готовностью осуществлять иноязычное общение).

Еще одним важным условием является использование современных средств технического обеспечения: проектора, аудио и видео оборудования, позволяющих предоставить наглядность рассматриваемых материалов, упростить их восприятие, разнообразить учебный процесс и, таким образом, повысить учебную мотивацию учащихся.

Известно, что использование видео материалов на занятиях по иностранному языку дает возможность заинтересовать учащихся обсуждаемой темой, сделать урок более красочным и запоминающимся. На протяжении последних десятилетий преподаватели широко применяли этот ресурс, так как осознали его безграничный потенциал. Многие ученые подчеркивают огромное значение видео для занятий по иностранному языку. Например, М. Аллан рассматривает преимущества видео над аудио материалом, отмечая, что изображение помогает учащимся воспринимать иностранную речь и понимать больше деталей [10]. Визуальная информация (язык тела, жесты, одежда), представленная в видеофильме, безусловно, способствует упрощению восприятия иноязычного материала, помогая учащимся в постижении реалий иноязычной культуры.

Еще один важный аспект применения современного оборудования на занятиях заключается в использовании проектора для демонстрации учащимися  презентаций на заданную тему. Самостоятельная работа над презентацией, подразумевающей  создание структурированных слайдов, четкое и логичное оформление речи особенно важно для занятий иностранным языком на профессионально-ориентированные темы со студентами младших курсов, которые еще пока плохо себе представляют специфику работы тех или иных устройств, связанных с их будущей специальностью.

При этом учащиеся проявляют самостоятельность на протяжении всех этапов работы над презентацией, начиная от выбора темы и заканчивая созданием слайдов, что дает возможность преподавателю вовлечь студентов в процесс творческого поиска. Следует отметить, что данный вид деятельности позволяет учащимся почуствовать уверенность в собственных силах, что, безусловно, способствует формированию учебной мотивации на занятиях по иностранному языку. 

Таким образом, следует подчеркнуть, что необходимыми педагогическими условиями формирования учебной мотивации на занятиях являются: опора на либерально-толерантный стиль преподавания, подразумевающий создание атмосферы психологического комфорта, индивидуальный подход к каждому учащемуся и использование современных средств технического обеспечения. Данный комплекс педагогических условий позволяет пробудить у учащихся желание заниматься и мотивирует их на успешное освоение учебного материала.


Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во НПО Модэк, 1998. С. 120-300.
2. Гришаева О. В. О мотивации студентов в проектном обучении в ВУЗЕ // Colloquium-journal. 2017. № 1. С. 12-14.
3. Каишев И. Н., Колчин М. А. Мотивация студентов
педагогических направлений к работке в школе // European Scientific Conference. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. 2017. С. 321-323.
4. Лесниченко А. И. Мотивация как основа учебной деятельности студентов медицинского ВУЗА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 171-173.
5. Лихачева О. Н., Шилович О. Б., Королева Ю. В. Влияние личности преподавателя на формирование студенческой мотивации в современном техническом вузе // ЦИТИСЭ. 2019. №3 (20). С.37.
6. Наваз К. М., Башир А., Хадика К. Влияет ли мотивация учителя на мотивацию учащегося. Опосредующая роль профессионального поведения педагога // Вопросы образования. 2018. №3. С. 91-119.
7. Тимохина Т. В., Акынжанова А. А., Галяутдинова А. Н. Мотивация как обязательный фактор языковой подготовки студентов технического вуза // Национальная ассоциация ученых. 2018. №9 (36). С. 21-23.
8. Хомустахова Ю. Г. Формирование положительной мотивации у студентов при изучении иностранного языка в ВУЗЕ//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т.25. С. 125-126 http://e-koncept.ru/2017/770527.htm.
9. Aksenova I. N., Yuzbasheva E. G. The role of motivation in teaching foreign language to University students based on a communicative approach using ICT// Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: материалы XI научно-практической конференции. 2020. С. 36-41.
10. Allan M. Teaching English with Video. L.: Longman, 1991. 296 p.
11. Frolova O. A., Lopatinskaya V. V. Using a contextual approach to form motivation for learning a professionally oriented foreign language // Сборник трудов конференции. 2020. С. 46-49.

Расскажите о нас своим друзьям: