Психофизиология | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 37.032
Дата публикации 30.04.2024
Возрастно-статусное самосознание и ценностные ориентации у юношей и девушек
Филина Наталья Александровна
Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва, fil.natali5@yandex.ru
Филиппова Ольга Андреевна
Магистрант кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва, Ialo-87@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена исследованию возрастно-статусного самосознания и ценностных ориентаций у юношей и девушек. Изменения, происходящие в мире, влияют на процессы становления личности, её самосознания и ценностей, особенно в ранней юности. Необходимо исследовать данные характеристики у юношей и девушек, для того чтобы иметь возможность своевременно скорректировать их формирование. Методики: «Возрастно-статусное самосознание подростка», Опросник ценностных ориентаций Шварца. Выборка: 80 старшеклассников 16-18 лет (40 девушек и 40 юношей). Результаты. Девушки ощущают себя более взрослыми и больше удовлетворены своим возрастом, по сравнению с юношами. Выявлены различия в ценностях у юношей и девушек. Разработаны рекомендации.
Ключевые слова: Самосознание, возрастно-статусное самосознание, ценностные ориентации, юношеский возраст, чувство взрослости.
Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Psychology, Conflictology and Behavioral Sciences Department, Russian University of State for Social, Russia, Moscow
Master's student at the Psychology, Conflictology and Behavioral Science Department, Russian University of State for Social, Russia, Moscow
Abstract: The article is devoted to the study of age-status self-awareness and value orientations of boys and girls. The changes that occur in the world influence the formation process of the individual, self-awareness and values, especially in early youth. It is necessary to study these characteristics in boys and girls in order to be able to timely correct their development. Methods: “Age-status self-awareness of a teenager,” Schwartz Value Orientations Questionnaire. Sample: 80 high school students 16-18 years old (40 girls and 40 boys). Results. Girls feel more mature and more satisfied with their age compared to boys. Differences in values between boys and girls were revealed. Recommendations have been developed.
Keywords: Self-awareness, age-status self-awareness, value orientations, adolescence, sense of maturity.
Филина Н.А., Филиппова О.А. Возрастно-статусное самосознание и ценностные ориентации у юношей и девушек // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozrastno-statusnoe-samosoznanie-i-tsennostnye-orientatsii-u-yunoshej-i-devushek.html (Дата обращения: 30.04.2024)
В связи с происходящими изменениями в обществе и мире, развивающимися процессами трансформации и глобализации, не теряют актуальности исследования самосознания и ценностных ориентаций в юношеском возрасте, поскольку это время, когда происходит становление личности, и крайне важно способствовать правильному формированию ценностных ориентаций и представлений о себе в данный период.
В.И. Муравьева и Е.Н. Просекова в своих исследованиях отмечают, что в возрасте 15-17 лет (период ранней юности по Д.Б. Эльконину) формируется способность к рефлексии (самоанализу), что приводит к осознанию своей индивидуальности, при этом важнейшим новообразованием данного периода выступает формирование самосознания, которое тесно связано со становлением мировоззрения и ценностными ориентациями [1, 2].
Согласно Т.А. Гавриловой и Ф.А. Швец, разработка понятия «чувство взрослости», как психологического феномена, выступила основой для развития интереса к исследованию возрастно-статусного аспекта самосознания [3]. В настоящее время процессы взросления происходят не так, как раньше, когда развитие личности происходило поэтапно и сопровождалось различными ритуалами и инициациями. Сейчас наблюдается тенденция к индивидуализации данных процессов, причём многие исследователи отмечают, что процесс взросления замедлился, предлагается даже выделить отдельный возрастной период «развивающаяся взрослость» (emerging adulthood) [9], который охарактеризовал бы период становления личности, когда человек уже не подросток, но ещё и не взрослый. Среди причин замедления взросления, с одной стороны, выделяют такие факторы, как инфантилизм и снижение рефлексивности у молодых людей, а с другой, наоборот, – повышение осознанности и зрелости взрослеющих, которые демонстрируют адекватную критичность мышления и понимают, что они ещё не взрослые [3].
Как указывалось выше, в юношеский период также происходит формирование ценностных ориентаций. На этот процесс оказывает влияние множество факторов, что приводит к трудностям выбора ценностей, значимых для становления личности в этот период [4]. При этом важно отметить, что ценностные ориентации во многом определяют поведение молодых людей и тем или иным образом проявляются в различных аспектах их деятельности [5].
Современные исследования показывают, что в условиях цифровизации и информатизации меняется структура ценностных ориентаций у современной молодежи: так, ценностью становится способность заработать «легкие деньги», проводить время в удовольствиях и развлечениях, тогда как стремление к добросовестному труду и самосовершенствованию отходят на второй план [6, 7].
Таким образом, становление личности тесно связано с ценностями ориентациями: то, как человек смотрит на мир, во многом определяет траекторию его развития и взросления, выбор тех или иных ориентировочно и приоритетов. При этом юношеский период – то время, когда личность ещё гибкая, и окружение (родители, педагоги, психологи) могут повлиять на её формирование, скорректировать развитие. Помимо этого, оценка юношей своего возрастного статуса и удовлетворенность им является важным аспектом самосознания взрослеющей личности и требует изучения для понимания особенностей современной молодёжи. Это и определило актуальность данного исследования. Также предполагается, что специфика взросления и ценностных ориентаций будет различаться в юношеских группах разного пола.
Таким образом, целью исследования стало изучить особенности возрастно-статусного самосознания и ценностных ориентаций у юношей и девушек. Была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в особенностях возрастно-статусного самосознания и ценностных ориентаций у юношей и девушек.
В исследовании приняли участие 80 старшеклассников в возрасте 16-18 лет (40 девушек и 40 юношей), ученики ГБОУ Школы №760 имени А.П. Маресьева (г. Москва).
Для проверки гипотезы использовались психодиагностические методики: Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка» [3]; Опросник ценностных ориентаций Шварца [8]. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка» разработан Т.А. Гавриловой и Ф.А. Швец и предназначен для оценки психологических аспектов отношения подростков к взрослости. Методика содержит 13 вопросов, которые образуют 4 шкалы: нежелание взрослеть, удовлетворённость возрастом, чувство взрослости, чувство переменчиво-промежуточного статуса. Опросник ценностных ориентаций Шварца позволяет оценить структуру ценностных ориентаций личности или группы. Ценности рассматриваются как абстрактные идеалы и как конкретные личностные характеристики, реализуемые в действиях индивида.
Рассмотрим полученные результаты. Сравнительный анализ возрастно-статусного самосознания у юношей и девушек (табл. 1), выполненный при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни, выявил статистически значимые различия по шкалам Удовлетворённость возрастом (p≤0,01) и Чувство взрослости (p≤0,05). Оба показателя выше в группе девушек.
Таблица 1. Сравнительный анализ возрастно-статусного самосознания у юношей и девушек
Показатели | Девушки (n=40) | Юноши (n=40) | U-Манна-Уитни | p-ур-нь знач. | ||
Среднее | Станд. откл. | Среднее | Станд. откл. | |||
17,15 | 3,965 | 17,65 | 3,302 | 675,5 | 0,228 | |
Удовлетворённость возрастом | 11,93 | 2,223 | 9,93 | 3,108 | 481,0 | 0,002 |
Чувство взрослости | 8,10 | 1,905 | 7,05 | 2,062 | 549,0 | 0,014 |
Чувство переменчиво-промежуточного статуса | 7,00 | 2,184 | 6,38 | 1,890 | 676,0 | 0,226 |
Таким образом, девушки, по сравнению с юношами, в большей степени ощущают себя взрослыми и больше удовлетворены своим возрастом: они в большей степени понимают и принимают процесс своего взросления, необходимость попрощаться с детством и перейти на новый возрастной этап, тогда как юношам сложнее справляться со сменой своего возрастного статуса.
Далее анализировались ценностные ориентации в исследуемых группах (табл. 2).
Сравнительный анализ ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов выявил различия по следующим шкалам: Традиции (p≤0,01), Доброта (p≤0,01), Универсализм (p≤0,05), Стимуляция (p≤0,05), Достижения (p≤0,01), Безопасность (p≤0,01). В группе девушек выше ранг таких ценностей, как универсализм, стимуляция, безопасность, тогда как у юношей выше ранг традиций, доброты и достижений.
Таким образом, на уровне нормативных идеалов для девушек преобладает значимость понимания, терпимости и защиты благополучия всех людей и природы, получение новых впечатлений, а также чувство безопасности – общества и своей собственной. Для юношей же важнее соблюдение традиций и обычаев, сохранение и повышение благополучия близких, а также достижение социального успеха.
Таблица 2. Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек
Показатели | Девушки (n=40) | Юноши (n=40) | U-Манна-Уитни | p-ур-нь знач. | ||
Средний ранг | Станд. откл. | Средний ранг | Станд. откл. | |||
Уровень нормативных идеалов | ||||||
Конформность | 4,95 | 2,356 | 4,79 | 2,426 | 776,5 | 0,821 |
Традиции | 7,34 | 2,625 | 5,66 | 2,772 | 508,5 | 0,005 |
Доброта | 7,24 | 2,547 | 5,36 | 2,776 | 496,5 | 0,003 |
Универсализм | 3,76 | 2,066 | 5,23 | 2,803 | 569,0 | 0,025 |
Самостоятельность | 5,39 | 2,252 | 5,48 | 2,658 | 764,5 | 0,732 |
Стимуляция | 4,54 | 2,590 | 5,99 | 2,669 | 566,5 | 0,024 |
Гедонизм | 5,04 | 2,437 | 5,48 | 2,491 | 725,5 | 0,472 |
Достижения | 7,21 | 2,526 | 5,04 | 2,865 | 446,5 | 0,001 |
Власть | 5,83 | 2,872 | 5,50 | 3,126 | 747,0 | 0,609 |
Безопасность | 3,86 | 2,817 | 6,39 | 2,702 | 403,0 | 0,000 |
Профиль личности | ||||||
Конформность | 5,93 | 1,774 | 5,90 | 2,140 | 772,0 | 0,787 |
Традиции | 6,55 | 2,601 | 5,89 | 2,355 | 684,0 | 0,263 |
Доброта | 4,78 | 2,579 | 6,19 | 2,523 | 570,0 | 0,026 |
Универсализм | 2,25 | 2,452 | 4,66 | 3,348 | 469,0 | 0,001 |
Самостоятельность | 5,21 | 2,672 | 5,61 | 2,360 | 718,0 | 0,426 |
Стимуляция | 7,21 | 2,441 | 7,25 | 2,565 | 766,5 | 0,746 |
Гедонизм | 6,13 | 2,700 | 5,73 | 3,132 | 727,5 | 0,484 |
Достижения | 5,26 | 2,242 | 4,00 | 2,332 | 538,0 | 0,011 |
Власть | 7,75 | 1,270 | 6,44 | 3,146 | 600,5 | 0,052 |
Безопасность | 3,90 | 2,473 | 3,36 | 2,337 | 690,0 | 0,280 |
Сравнительный анализ ценностных ориентаций на уровне профиля личности выявил различия по следующим шкалам: Доброта (p≤0,05), Универсализм (p≤0,01), Достижения (p≤0,01), Власть (p≤0,05). В группе девушек выше ранг таких ценностей, как доброта и универсализм, тогда как в группе юношей выше ранг достижений и власти.
Таким образом на уровне личностных характеристик девушки в большей степени склонны заботиться о благополучии своих близких, а также в целом беспокоиться о благополучии людей и природы, тогда как юноши больше стремятся к социальным достижениям и статусу, доминированию над другими.
Выводы и рекомендации. Было установлено, что девушки, по сравнению с юношами, в большей степени ощущают себя взрослыми и больше удовлетворены своим возрастом, они в большей степени беспокоятся о благополучии всех людей и природы (как на уровне идеалов, так и в поведенческих проявлениях) и заботятся об окружающих, они выше ценят новые эмоции и впечатления, а также безопасность. Юноши в меньшей степени, чем девушки, ощущают себя взрослыми и менее удовлетворены своим возрастом. Для них важнее соблюдение традиций и обычаев, сохранение и повышение благополучия близких (но только на уровне идеалов), а также достижение социального успеха и статуса, доминирование над другими. Это частично согласуется с представленными выше данными о том, что современная молодёжь стремится преимущественно к лёгким развлечениям [6, 7]. Анализ показал, что в целом юноши и девушки стремятся следовать гуманистическим ценностям и заботиться о других. В группе юношей наблюдается выраженность ценностей в соответствии с гендерными стереотипами о социальной роли мужчины, в группе девушек данные тенденции проявились слабее. При этом можно предположить, что девушки склонны к более раннему взрослению, у них в большей степени сформировано чувство взрослости, а также удовлетворенность своим возрастом.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации для педагогов и психологов, работающих со старшеклассниками. При работе со старшеклассниками значительное внимание необходимо уделять развитию их самопонимания, независимости, рефлексии, становлению личностной зрелости. Крайне важно понимать, что юноши и девушки находятся на сложном этапе трансформации, и им самим сложно, они не понимают кто они - взрослые или дети. Желательно также доносить эту информацию до родителей, чтобы они не предъявляли к детям чрезмерных требований и поддержали их на этом сложном этапе становления и взросления. Необходимо также проводить мероприятия, направленные на формирование гуманистических ценностей у юношей и девушек, например, привлекать их к волонтерству и другим общественно-полезным делам. Полученные данные могут использоваться как в индивидуальной работе, так и применяться для разработки тренинговых программ.
Список литературы
1. Муравьева В.И. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности // Аллея Науки. – 2023. – № 4(79). – С. 894-899.
2. Просекова Е.Н. Исследование структуры самосознания в ранней юности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – № 3(43). – С. 243-251.
3. Гаврилова Т.А., Швец Ф.А. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2020. – №2. – С. 87-100.
4. Пушкина Т.Ф., Кучерова С.В. Специфика системы ценностей современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-3. – С. 309-312.
5. Холодкова О.Г., Полякова М.Д. Ценностные ориентации и профессиональная направленность личности старших подростков // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 1. – С. 165-172.
6. Зеленова Ю.И., Краснова М.В. Ценностные ориентиры современной российской молодёжи // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2023. – № 18-1. – С. 129-132.
7. Дунаева В.И. Проблемы формирования ценностных ориентиров молодежи России // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2017. – № 12-1. – С. 770-773.
8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
9. Arnett J.J. Adolescence and emerging adulthood: A cultural approach. – Boston, 2010. – 458 p.