Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 373.291
Дата публикации 30.04.2024
Коммуникативная готовность к школьному обучению у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Баткаева Наталья Александровна
бакалавр кафедры логопедии ИСОП, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, TjupaevaNA@mgpu.ru
Научный руководитель Шашкина Гульнара Рустэмовна
кандидат педагогических наук, доцент института специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, ShashkinaGR@mgpu.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников с ОНР в условиях дошкольной образовательной организации. Целью статьи является анализ коммуникативной готовности к школе и разработка методических рекомендаций по её развитию для сотрудников ДОО и для родителей и ближайших взрослых. Автором приведен количественный анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Такой взгляд будет интересен специалистам в области общей и специальной педагогики и психологии, а также родителям.
Ключевые слова: подготовка к школе, коммуникативная готовность, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, диагностика коммуникативных навыков.
Bachelor of Speech Therapy Department of the Institute of Special Education and Psychology Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Abstract: This article examines the problem of developing communicative readiness for school in older preschoolers with ONR in the conditions of a preschool educational organization. The purpose of the article is to analyze communicative readiness for school and develop methodological recommendations for its development for preschool staff and for parents and immediate adults. The author provides a quantitative analysis of the data obtained during the ascertaining experiment. This view will be of interest to specialists in the field of general and special pedagogy and psychology, as well as parents.
Keywords: school preparation, communicative readiness, senior preschoolers, general underdevelopment of speech, diagnosis of communication skills.
Баткаева Н. А. Коммуникативная готовность к школьному обучению у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kommunikativnaya-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu-u-starshikh-doshkolnikov-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Коммуникативная готовность к школе — это потребность и подготовленность воспитанника дошкольной образовательной организации (далее ДОО) к ранее неизведанным моделям общения, новым формам работы и сотрудничества с новыми людьми и миром.
Данная готовность к школе особенно страдает у старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития). Л. Г. Соловьёва [5] отмечает, что таким детям сложно инициировать общение даже со знакомыми людьми, не только из-за стеснения за своё нарушение, но и в основном из-за препятствий, происходящих на этапе организации самостоятельного высказывания, что и провоцирует трудности при общении со взрослыми и другими детьми. Одновременно детям доставляет сложность речь их собеседника, так как им тяжело проследить за основной мыслью собеседника.
Воспитанники с заключением, общее недоразвитие речи имеют особые трудности в формировании всех компонентов речевой системы, в том числе звуковой и смысловой, однако они имеют сохранный слух и первично сохранный интеллект.
Речь детей, с заключением ОНР (III уровень речевого развития) имеет отличительные аграмматичные нарушения во фразовой речи, и нарушения других компонентов речи, таких как: лексики, грамматики и фонетики. Связанная речь детей имеет свои особенности, например, неправильное согласование слов в предложении, пропуски различных членов предложения, однако их связная речь является развёрнутой. Дети довольно часто в речи используют распространённые предложения, и достаточно редко используют более сложную структуру предложения.
Ребенок с ОНР (ⅠⅠⅠ уровень речевого развития) на более высоком уровне понимает обращённую к нему речь, если она не несёт в себе сложные конструкции и многоступенчатую инструкцию, а также возникают трудности в понимании фразы с использованием слов в переносном значении.
Дети осознают свой речевой дефект, они стеснительны, мало общительны даже с хорошо знакомыми людьми. Они очень редко являются зачинщиками разговора, даже если им нужно что-то узнать, они предпочитают промолчать.
Данную тему в своих работах рассматривали многие авторы. Т. Б. Филичева [6] вместе со своими соавторами рекомендуют развивать коммуникативную деятельность у детей с ОНР (III уровень речевого развития) с использованием сюжетно-ролевой игры, поскольку она является ведущим видом деятельности в данном возрасте. Игра должна быть ведущим инструментом общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
В. А. Ванюшина [2] отмечает, что все качественные и количественные умения, приобретенные в ДОО, приводят к правильно сформированному умению высказывать свои мысли в зависимости от ситуации общения.
По мнению Т. Д. Красовой [4] специально организованная предметно-пространственная среда несет важную роль в формировании и развитии коммуникативной готовности старших школьников. Благодаря правильно организованной предметно-пространственной среде воспитатель может развивать: навык речевого общения, планирование ситуации общения, использование речевого этикета и т. д.
О. А. Бакина [1] предлагает алгоритм работы по развитию коммуникативной готовности к школе. Он состоит из: определение уровня коммуникативной готовности у каждого воспитанника; составление плана коррекционно-развивающей работы (групповой и индивидуальной); отбор методик; проверка эффективности работы в середине занятий; итоговый контроль.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ г. Москвы «Школа «Марьино» имени маршала авиации А. Е. Голованова» в дошкольном корпусе «Аистёнок».
В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте пяти лет, с ОНР (III уровень речевого развития).
Для проведения констатирующего эксперимента нами была подобрана диагностическая методика О. В. Дыбиной [3], которая описана в пособии «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников». В пособии представлены диагностические методики на: технологические компетенции, информационной компетентности, социально-коммуникативной компетентности. Для констатирующего эксперимента нами была выбрана диагностика социально-коммуникативной компетенции.
Была выбрана данная методика, поскольку она позволяет продиагностировать большое количество коммуникативных умений, по сравнению с другими диагностическими методиками. Так же О. В. Дыбина подробно расписала, в пособии, этапы проведения и создала сводные таблицы по заданиям.
В диагностику социально-коммуникативных компетенций входит шесть заданий, направленных на диагностику таких умений, как:
- Умение понять и передать эмоциональное состояние сверстника.
- Умение получать нужную информацию в ходе общения.
- Умение выслушать мнение другого человека и отнестись к его выбору с уважением.
- Умение вступать и вести диалог.
- Умение соотносить свои интересы с интересами других.
- Умение договариваться, уступать.
- Умение вежливо общаться с людьми.
- Умение оказывать и принимать помощь.
- Умение сдерживаться в конфликтных ситуациях.
Каждое задание оценивалось от 1 до 3 баллов. Балльная система даёт объективно оценить выполненные задания. После выполнения детьми всех заданий нами был подсчитан суммарный балл. Суммарная оценка всех заданий позволяет определить уровень сформированности коммуникативной готовности к школе.
В зависимости от количества набранных баллов дети разделяются на три группы:
Первая группа: в неё входят дети, набравшие по итогу от 15 до 18 баллов. Дети, относящиеся к этой группе, активны в любой деятельности, заинтересованы в получении информации в процессе выполнения задания. Спокойно высказывают свое мнение и уважительно относятся к другой точке зрения. В конфликтной ситуации стараются найти такое решение, чтобы оно устраивало всех участников.
Вторая группа: в неё входят дети, набравшие от 10 до 14 баллов. Дети избирательны в выборе партнера по общению, с малознакомыми взрослыми выявляется трудность в установлении контакта. Дети не инициативные, но выполняют поручения от более активных детей. Знают, что нужно учитывать интересы других людей, но не всегда этим пользуются. Принимают помощь, но не обратятся самостоятельно за ней.
Третья группа: в неё входят дети, набравшие от 6 до 9 баллов. Дети не вступают в общении, безынициативны, не высказывают своего мнения. Являются инициаторами конфликтов из-за того, что в приоритет ставят только свои желания. Не выполняют нормы взаимодействия с другими людьми. Помощь не предлагают и сами не принимают помощь ни от взрослого, ни от сверстника. Результаты выполнения всех заданий фиксировались и подвергались количественному и качественному анализам.
Как мы уже написали ранее в диагностике приняли участие 14 детей, которые имеют заключение ЦПМПК и логопедическое заключение ОНР (III уровень речевого развития). Все дети пяти лет и не имеют других сопутствующих нарушений в развитии. Дети воспитываются в старших группах и ходят в ДОО регулярно на весь день.
В таблице 1 представлены данные, полученные в ходе проведения диагностической методики на исследование социально-коммуникативной компетенции по О. В. Дыбиной.
Таблица. 1 Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента
№ п/п | № ребенка | Параметры социально-коммуникативной компетенции в баллах | Кол-во баллов | Группа | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | № 6 |
|
| ||
1 | Ребенок 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 | Вторая |
2 | Ребенок 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | Третья |
3 | Ребенок 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 12 | Вторая |
4 | Ребенок 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Вторая |
5 | Ребенок 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 | Третья |
6 | Ребенок 6 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 10 | Вторая |
7 | Ребенок 7 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 14 | Вторая |
8 | Ребенок 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 13 | Вторая |
9 | Ребенок 9 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 14 | Вторая |
10 | Ребенок 10 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 13 | Вторая |
11 | Ребенок 11 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 10 | Вторая |
12 | Ребенок 12 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 | Третья |
13 | Ребенок 13 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 13 | Вторая |
14 | Ребенок 14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Третья |
Средний балл за задание | 2 | 1,6 | 1,6 | 1,9 | 1,6 | 2,1 |
|
|
Основываясь на полученных данных, мы сделали выводы:
1. При выполнении заданий, детей, попавших в первую группу, с высоким уровнем коммуникативной готовности к школе не выявлено. Во вторую группу, со средним уровнем, попали 10 человек и в 3 группу, с низким уровнем попали 4 человека.
2. Самыми трудновыполнимыми для детей оказались задания, в которых диагностировались такие умения как: умение понять и передать эмоциональное состояние сверстника; умение получать нужную информацию в ходе общения; умение выслушать мнение другого человека и отнестись к его выбору с уважением; умение договариваться, уступать.
3. Коррекционно-развивающую работу по развитию коммуникативной готовности к школе нужно проводить со всеми участниками констатирующего эксперимента и лучше всего начать с развития тех умений, которые хуже всего развиты.
Прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, нужно ознакомиться с программой, по которой воспитываются дети, чтобы совпадали лексические темы и направления работы.
Логопед на основании ФАОП ДОО для детей с ТНР разработал АООП, который мы и изучили для построения нашей работы. Мы разработали календарно-тематический план занятий, где прописали: дату, форму занятия, лексическую тему, тему для детей и какие коммуникативные умения мы формируем на занятии.
Формы занятия строятся на трёх видах: сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность и диалог по литературному произведению. Важно, чтобы все задания были подстроены под лексическую тему, возраст детей и решали коррекционно-развивающие задачи.
Занятия проводились 2 раза в неделю в фронтальной форме (2 группы: 8 и 6 человек) по 25 минут.
На занятиях дети закрепляли логопедический материал, который изучали ранее, автоматизировали знания. Занятия строились таким образом, чтобы дети всегда работали в группе или в паре, заранее продумывались проблемные ситуации, для формирования коммуникативных умений. При возникновении конфликтов работа прекращалась для поиска верного решения, всеми участниками образовательного процесса.
Примерный план занятий был такой:
1. Организационная часть (приветствие детей и определение темы занятия).
2. Основная часть (повторение логопедического материала, закрепление знаний по лексической теме, выполнение основного задания (сюжетно-ролевая игра/изобразительная деятельность/ чтение литературного произведения и его обсуждение)).
3. Заключение (подведение итогов и рефлексия).
Обязательно в середине занятия проводилась физкультминутка, соответствующая лексической теме каждого занятия.
По окончании коррекционно-развивающей работы мы провели контрольный эксперимент и использовали ту же диагностическую методику для достоверности результатов.
В таблице 2 представлены данные контрольного эксперимента по окончании коррекционно-развивающей работы.
Таблица. 2 Сводная таблица результатов контрольного эксперимента
№ п/п | ФИО ребенка | Параметры социально-коммуникативной компетенции в баллах | Кол-во баллов | Группа | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | № 6 |
|
| ||
1 | Ребенок 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 14 | Вторая |
2 | Ребенок 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 11 | Вторая |
3 | Ребенок 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 17 | Первая |
4 | Ребенок 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | Первая |
5 | Ребенок 5 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 10 | Вторая |
6 | Ребенок 6 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 14 | Вторая |
7 | Ребенок 7 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 16 | Первая |
8 | Ребенок 8 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 16 | Первая |
9 | Ребенок 9 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | Первая |
10 | Ребенок 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 17 | Первая |
11 | Ребенок 11 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 15 | Первая |
12 | Ребенок 12 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | Вторая |
13 | Ребенок 13 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 17 | Первая |
14 | Ребенок 14 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | Третья |
Средний балл за задание | 2,7 | 2,5 | 2,07 | 2,3 | 2,2 | 2,7 |
|
|
Для удобства также представим две круговые диаграммы с распределением детей по группам до (рис. 1) и после (рис. 2) коррекционно-развивающих занятий.
Тем самым, с высоким уровнем было 0, стало 8 детей, со средним было 10, стало 5, и с низким было 4 ребенка, стало 1 ребенок.
Вследствие этого мы можем сделать вывод, что для детей коррекционно-развивающие занятия привнесли качественные и количественные изменения в коммуникативной готовности к школе. У детей сформировались и развились определенные компоненты входящие в коммуникативные умения.
Все воспитанники смогли развить коммуникативную готовность к школе, потому что посещали занятия без длительных пропусков, были активными участниками, а также были замотивированными на получение положительных результатов от воспитателей.
На основании нашего положительного опыта мы составили методические рекомендации для сотрудников ДОО и для родителей по развитию коммуникативной готовности к школе.
Для сотрудников ДОО это:
- Проводить как можно больше занятий, на которых дети смогут выполнить задание, только если будут работать сообща.
- Поощрять желание детей задавать вопросы. Дети должны понять, что задавать вопросы, если он что-то не понял, не страшно.
- Важно не забывать, что ведущей деятельностью детей в этом возрасте является игра и важно находить/ придумывать задания по развитию коммуникации в игровой форме. 4. Обязательно уделять достаточное количество времени на развитие связной речи у детей, делаем это на протяжении всего времени, а не только на занятиях!
- Привлекать родителей к коррекционно-развивающей работе. Ведь они много времени проводят с детьми и могут также заниматься развитием коммуникативной готовности к школе, как рекомендации, может служить наш буклет «Развиваем коммуникативную готовность к школе. Для родителей».
- Разрабатывать такие задания, в которых дети будут, учиться слышать и слушать друг друга, что очень важно при нашей жизни в социуме.
- Уделять особое внимание на развитие у детей правильно и корректно доносить свои мысли до товарищей, а также адекватно реагировать на несогласие с его мнением.
Рекомендации для родителей включают в себя советы игр, в которые родители могут играть с детьми и развивать их коммуникацию.
- Различные настольные игры, где нужно согласовывать свои действия с командой, а также настольные игры, где нужно высказывать своё мнение и защищать его.
- Ролевые игры, например «Дочки-матери» или её варианты: семейный ужин, школа, папа на работе, поход в магазин и т. д.
- Устраивайте дома мини-спектакли по ранее прочитанным сказкам. Приглашайте гостей и разыгрывайте спектакль перед ними.
- Игра «Новая сказка». Прочитайте с ребенком сказку, далее назовите 5 ключевых слов сказки и одно слово придумайте, например, колобок, дедушка, бабушка, волк, лиса, жираф. А теперь измените сказку «Колобок» так чтобы в ней присутствовал жираф.
- Игра «Я хотел бы стать…». Взрослый говорит фразу: «я хотел бы стать … (пилотом, художником и т. д.) Как ты думаешь почему?» Ребенок высказывает свое предположение и на основе этого строится беседа. Далее можно поменяться ролями.
Список литературы
1. Бакина, О. А. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе / О. А. Бакина // Профилактика зависимостей. – 2019. – № 3(19). – С. 1–4. – EDN DIXQWX.
2. Ванюшина, В. А. Формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста на пороге школы / В. А. Ванюшина // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : Материалы X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов (с международным участием), Барнаул, 24–25 апреля 2019 года / Под научной редакцией О.Г. Холодковой, Ю.В. Алеевой, Л.И. Сигитовой. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. – С. 8–10. – EDN BDXQTK.
3. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов: для работы с детьми 5–7 лет / [Дыбина О. В. и др.]. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 58 с.: ил.; 24 см. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).; ISBN 978-5-86775-651-2.
4. Красова, Т. Д. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к школе посредством организации предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении / Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова, С. Н. Самсонова // Человек. Социум. Общество. – 2022. – № 14. – С. 72–80. – EDN OXPCDB.
5. Соловьева Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями //Дефектология. — 2007. — № 4. — 37–46 с.
6. Филичева, Т. Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, О. М. Елисеенкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 238. – EDN SYZNBX.