Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 376.24
Дата публикации 30.04.2024
Проблемы профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (из опыта работы ПМПК)
Терещенко Владимир Валерьевич
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, педагог-психолог, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», МБОУ Сметанинская СШ Смоленского района Смоленской области, РФ, Смоленск, Terechenko2007@yandex.ru
Захаренкова Елена Сергеевна
учитель-логопед, учитель-дефектолог МБУ ДО «ЦДО №1» города Смоленска, председатель, Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия №2, РФ, Смоленск, zes72@mail.ru
Терещенко Татьяна Михайловна
педагог-психолог, МБУ ДО «ЦДО №1» города Смоленска, Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия №2, РФ, Смоленск, tereschenko.tatjana2018@yandex.ru
Кручинина Светлана Ивановна
социальный педагог, МБУ ДО «ЦДО №1» города Смоленска, Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия №2, РФ, Смоленск, narrrrana@mail.ru
Аннотация: В статье проведен психолого-педагогический анализ проблемы понимания содержания и реализации вопросов профессионального самоопределения обучающихся 9,11 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Проанализированы актуальные ключевые проблемы в рамках оценки содержания профессионального самоопределения со стороны обучающихся и их родителей. Приведены рекомендации по оптимизации процесса с учетом полученных данных мониторингового исследования.
Ключевые слова: обучающийся с ОВЗ, профессиональное самоопределение, мониторинг, психолого-медико-педагогическая комиссия.
PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of General Psychology, Smolensk State University, Co-Head of the Department of Psychological Education, Psychology Teachers of the Smolensk Region, Teacher-Psychology, MBOU Smetaninskaya Secondary School, Smolensk Region, Smolensk Region, Smolensk, Russian Federation, Smolensk
Chairman, teacher-speech therapist, teacher-defectologist, MBU DO «Central Children's Education Center No. 1» of the city of Smolensk, Territorial Psychological-Medical-Pedagogical Commission No. 2, Smolensk, Russian Federation
educational psychologist MBU DO «Central Children's Education Center No. 1» of the city of Smolensk, Territorial Psychological-Medical-Pedagogical Commission No. 2, Smolensk, Russian Federation,
social teacher, MBU DO «Central Children's Education Center No. 1» of the city of Smolensk, Territorial Psychological-Medical-Pedagogical Commission No. 2, Smolensk city, Russian Federation
Abstract: The article provides a psychological and pedagogical analysis of the problem of understanding the content and implementation of issues of professional self-determination of learners in grades 9 and 11 with disabilities in the context of the activities of the territorial psychological, medical and pedagogical commission. Current key problems are analyzed within the framework of assessing the content of professional self-determination on the part of students and their parents. Recommendations are given for optimizing the process taking into account the obtained data from the monitoring study.
Keywords: vocational guidance, person with disabilities, professional self-determination, monitoring, psychological, medical and pedagogical commission.
Терещенко В.В., Захаренкова Е.С., Терещенко Т.М., Кручинина С.И. Проблемы профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (из опыта работы ПМПК) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushhikhsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidnostyu-iz-opyta-raboty-pmpk.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Актуальность заявленной проблемы
Приглашая к дискуссии по проблеме профессионального самоопределения растущих молодых людей хотим отметить, что происходящие динамические изменения в системе социальных и научно-технических процессов оказывают существенное влияние на ключевые области человеческой деятельности (изучение проблематики взросления разных групп обучающихся) В.В. Терещенко) [1]. В наши дни активно идет процесс обновления системы не только общего, но и профессионального образования, в связи с чем растет уровень требований к будущим специалистам (Н.В. Быстрова, Т.В. Перова, А.Ф.Уханов) [2], Е.Е. Плотникова [3], З.М. Сабанов [4]. Также прослеживаются изменения в реализации возможностей и условий получения современного профессионального образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. По мнению С.В. Алехиной [5], Р.А. Афанасьевой [6], современное законодательство четко нам стремится продекларировать информацию о доступности образования все растущим молодым людям, и лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Проведенный психолого-педагогический анализ по заявленной проблематике последнего десятилетия (Е.В. Барышникова [7], Е.А. Коняева, С.А. Цыплакова) [8] указывает на попытки исследователей (теоретиков, практиков) активизировать решение поставленных задач путем динамического развития системы не только дополнительного, но и профессионального образования. Историко-педагогические исследования конца ХХ века (Н.В. Шевченко) [9], отчетливо показали, что советская система профессионального образования (учебные заведения профессионального образования в учреждениях социальной защиты, лечебно-трудовые мастерские при психиатрических учреждениях Минздрава, отдельные рабочие места в организациях) была разрушена. Вопросы профессионального самоопределения с уклоном в сторону инклюзии активно прорабатываются в институте инклюзивного образования МГППУ (С.В. Алехина) [10]. Находясь на пороге практически середины второго десятилетия ХХI века мы с уверенностью говорим о том, что успешная социализация и психологическое благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья тесным образом связаны с выбором ими адекватной профессиональной траектории развития с последующим успешным трудоустройством. Современная система образования представляет адекватные условия обучения, способные формировать их успешную социализацию, обеспечить их полноценное участие в жизни общества, активно самореализоваться в разных категориях профессиональной деятельности. Сегодня вопрос профессионального самоопределения в образовательных организациях, по мнению Н.С. Пряжникова [11], представляет собой не только самостоятельное, но и осознанное построение и реализацию профессиональных перспектив растущих молодых людей. Последнее десятилетие показывает неуклонный интерес ученых в области педагогической и коррекционной психологии стремления решать проблемы самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Так, работы Л.П. Васильевой [12], Т.Н. Долгушиной [13], Е.С. Романовой [14] и др. показывают необходимость осуществления комплексного подхода, в том числе с привлечением родителей и педагогов. Важно, не только активизировать личностные ресурсы молодых людей, но и развивать у них положительную мотивацию к ситуации выбора профессии.
Методы и организация исследования
Целью настоящего исследования является проведение психолого-педагогического анализа проблемы понимания содержания и реализации вопросов профессионального самоопределения обучающихся 9, 11 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Он осуществляется с помощью анализа и синтеза информации, полученной в результате создания библиографии; индукции и дедукции при рассуждении и заключении выводов; анализа ключевых результатов мониторингового исследования, проведенного территориальной психолого-медико-педагогической комиссией № 2 города Смоленска.
Продолжая проблемное поле дискуссии, осветив вопросы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, мы с уверенностью констатируем, что эта тема требует внимания и размышлений, потому что каждый ребенок заслуживает возможности развивать свои способности и достигать своего потенциала, несмотря на свои индивидуальные особенности.
Одним из направлений работы ПМПК является обследование выпускников 9 и 11 классов для определения специальных условий проведения ГИА. В качестве диагностического инструмента специалистами комиссии используется опросник выпускника, в котором обучающимся предложено рассказать о своих планах после окончания школы. Сам опросник и его содержание регламентируется письмом Минпросвещения России от 25.02.2019 №07-1267 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования». После заполнения опросника проводится беседа с выпускником и его родителями.
Нами проведено изучение материалов обследований для выявления проблем профессионального самоопределения. Мы проанализировали ответы 115 выпускников за период 2021-2023 года, а также протоколы обследований на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии №2 города Смоленска. Это обучающиеся с ОВЗ, дети инвалиды и инвалиды и обучающиеся на дому накануне государственной аттестации.
1) Вообще не определились с выбором профессии 18 % обучающихся.
Дети проходят обследование примерно в середине последнего года обучения, когда до окончания школы не так уж много времени. А выбор все равно придется делать, и поэтому он вряд ли будет осознанным. Школьники говорили, что еще не знают, не думали об этом вопросе. Некоторые из них говорили, что хотят поступить в какой-нибудь колледж или вуз, а какой точно, они не знают. Некоторые рассматривают выбор из 2-х профессий, например, («…буду программистом или механиком, поваром или киберспортсменом, планирую заняться музыкой, программированием или рисованием, поступить в строительный или заняться программированием, в автотранспортный или на юриста, музыкантом или поваром…»). Все это еще больше подчеркивает неосознанность выбора.
2) Неадекватно оценивают свои возможности 22 % учеников.
Эти дети не понимают, что имеющиеся у них нарушения или состояния здоровья могут препятствовать освоению выбранной профессии. Дети с ЗПР, с трудом осваивающие базовые учебные дисциплины, часто демонстрировали желание стать программистами, врачами, психологами, при НОДА высказывали желание работать с детьми в детских учреждениях. Многие говорили, что хотят высокооплачиваемую должность, но какой профессией для этого надо овладеть, не знают.
3) Ничего не знают о выбранной профессии 24%.
Выбор обусловлен легковесными суждениями, навязанными стереотипами, например, ребенок хочет осуществлять связи с общественностью, а чем конкретно нужно заниматься не представляет.
4) Не знают, где можно получить ту или иную профессию 26 %.
У обучающихся отсутствует информация о конкретных учебных заведениях в регионе, где можно получить профессиональное образование при имеющихся проблемах.
5) Вообще не планируют получать профессиональное образование 10%.
Обучающиеся не хотят или считают, что это не нужно.
Еще один аспект, на который стоит, на наш взгляд, обратить внимание ю это работа с родителями. Беседы с родителями в рамках психолого-медико-педагогического обследования позволили выделить следующие проблемы:
- К сожалению, родители также как и школьники не всегда владеют достоверной и полной информацией о доступных профессиональных возможностях в регионе для своих детей. Поэтому помочь ребенку и направить его не в состоянии.
- Родители зачастую также не могут адекватно оценить возможности ребенка. А те, кто может это сделать, понимают, что выбор крайне ограничен.
- За некоторых детей выбор будущей профессии делается родителями, когда интересы, желания и потребности, а также возможности ребенка в этом выборе вообще не учитываются.
- Для многих семей характерна гиперопека в силу того, что многим обучающимся свойственны слабая мотивация, личностная инфантильность и социальная пассивность. Гиперопека становится тормозом для социализации и развития личности взрослеющего человека.
- Все это усиливает страх за будущее своих детей, за то, что ребенок не сможет занять достойное место в обществе, что он будет неконкурентоспособен на рынке труда и столкнется с непреодолимыми проблемами.
Заключение
Результаты нашего исследования и наблюдений позволяют сделать следующие выводы:
1) Остро стоят вопросы профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью. Это работа должна проводиться заранее, чтобы к окончанию основной школы у ребенка было четко сформировано профнамерение и оно было осознанным. Низкое формирование профессионального самоопределения может привести к выбору неподходящей профессии или случайному выбору, а затем к социальной дезадаптации. При организации самоопределения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью и его родителями необходимо опираться не на элитность, престижность, высокооплачиваемость профессий, а на их перспективность для конкретного обучающегося. Необходимо также учитывать объективные возможности профессиональной подготовки и наличия (либо создания) рабочих мест в регионе, доступных и имеющих специальные условия для конкретной нозологии обучающегося с ОВЗ, инвалидностью.
2)Необходима психологическая работа по адекватному принятию себя и своих возможностей школьниками, по осознанию своих интересов и потребностей.
3)Нужно расширить информационную работу среди родителей и обучающихся об имеющихся в регионе профессиональных учебных заведениях для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Специалисты ПМПК также не владеют этой информацией в полной мере. Требуются программы поддержки родителей, чьи дети стоят перед выбором своего пути. Важно наладить взаимодействие между школами и организациями, осуществляющими профессиональную подготовку лиц с ОВЗ и инвалидностью. Хотелось бы, чтобы руководители региональной системы образования включали в работу по профессиональному самоопределению информационную поддержку еще и органов здравоохранения и социальной защиты, чтобы она носила межведомственный характер взаимодействия.
Список литературы
1. Терещенко В.В. Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования // Вестник Мининского университета. –2023. –Т.11. № 1(42). – С.8.
2. Быстрова Н.В., Перова Т.В., Уханов А.Ф., Плотникова Е.Е. Основные проблемы профориентации старшеклассников // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 2. № 11. – С. 25-27.
3. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. –2017. –№ 2 (19). – С. 8.
4. Сабанов З.М. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в современном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. –2016. –Т. 5. № 2 (15). – С. 293-296.
5. Алѐхина С.В., Шеманов А.Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 218 с.
6. Афанасьева Р.А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. –2015. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proforientatsionnaya-rabota-s-detmi-i-podrostkami-s-ogranichennymivozmozhnostyami-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 05.04.2024).
7. Барышникова Е.В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. № 3 (20). – С. 284-287.
8. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Проблемы профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2018. –Т. 9. № 9. – С. 56-71.
9. Шевченко Н.В. Особенности трудоустройства инвалидов в России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. – Т. 2. № 1 (23). – С. 318-320.
10. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике. М.: АСТ. Астрель, 2008. – 672 с.
11. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
12. Васильева Л. П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. –124 с.
13. Долгушина Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности / Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич // Современная школа. – 2013. № 3-4 (16-17). – С. 101-107.
14. Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе : методическое пособие. Москва : Издательский центр «Академия». 2013. – 304 с.