Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 37.00
Дата публикации 30.04.2024
Возможности учебно-методических комплексов по математике в реализации игровой технологии
Буянова Анастасия Игоревна
студент 5 курса Института педагогики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калугаpitergrd.m@mail.ru
Коняхина Светлана Валерьевна
студент 5 курса Института педагогики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, koniakhina.swetlana@yandex.ru
Научный руководитель Павлова Оксана Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, oksanapav@yandex.ru
Аннотация: В статье представлен анализ вариативных учебно-методических комплексов со стороны включения элементов игровых технологий в содержание обучения младших школьников на уроках математики. Приводится классификация игр, представленных в учебниках математики, а также примеры заданий с элементами игровых технологий, направленных на развитие познавательной самостоятельности младших школьников.
Ключевые слова: игровые технологии, младший школьник, познавательная самостоятельность.
5th year student of the Institute of Pedagogy, Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
5th year student of the Institute of Pedagogy, Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Preschool, Primary and Special Education, Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Abstract: The article presents an analysis of variable UMCS from the side of the inclusion of elements of gaming technologies in the content of teaching younger schoolchildren in mathematics lessons. The classification of games presented in mathematics textbooks is given, as well as examples of tasks with elements of game technologies aimed at developing cognitive independence of younger schoolchildren.
Keywords: gaming technologies, junior schoolchildren, teaching materials, cognitive independence.
Буянова А.И., Коняхина С.В. Возможности учебно-методических комплексов по математике в реализации игровой технологии// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozmozhnosti-uchebno-metodicheskikh-kompleksov-po-matematike-v-realizatsii-igrovoj-tekhnologii.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Актуальность. Одним из принципов ФОП НОО является принцип учета ведущей деятельности обучающегося, который предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль) (п.17.4); а также учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся (п.17.5) [9]. В обновлённом ФГОС НОО целью образования ставится познавательное и личностное развитие обучающихся, которое обеспечивает у них сформированность умения учиться [8]. Игровые технологии отвечают возрастным особенностям младших школьников, способствуют стимулированию умственной деятельности, активизации учащихся, развивают их мыслительную деятельность, помогают творчески усвоить учебный материал, и тем самым нацеливая на познавательную самостоятельность, развитие мотивации и познавательного интереса к предмету. Благодаря данной технологии ученик развивает умение ставить цели, планировать их достижение, анализировать результаты, в процессе которого реализует себя в качестве субъекта [2].
Анализ литературы. Английский педагог и философ Джон Локк продемонстрировал большое значение игр в развитии ребёнка. В трактате «Мысли о воспитании» он писал: «Я всегда держался того взгляда, что учение можно превратить в игру и развлечение для детей и что можно внушить им желание учиться, если привлекать их к учению как к делу чести и славы, если преподносить его как удовольствие и развлечение…» [4].
Впервые игра как технология была отмечена Ф. Фребелем, выдающимся немецким педагогом первой половины XIX века. Только в середине 80-х годов применение игровых технологий обрело массовый характер и это стало отправной точной для их стремительного развития.
Также значимость игр в развитии ребенка отмечали и отечественные учёные: К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн. Советский психолог Л.С. Выготский рассматривал игру как деятельность, ориентированную на исполнение желаний и потребностей ребёнка, и отмечал, что ее нужно сочетать с учебной деятельностью: «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [1].
Игра отличается от иных направлений деятельности ребёнка следующими признаками: базируется на создании мнимой ситуации; строится на конкретных правилах поведения, которые ребёнок избирает сам, выбрав конкретную игровую роль; позволяет перенести опыт своей жизни, наблюдаемые действия взрослых; воображение позволяет расширить границы реалий своей жизни, наполнить их новыми красками и новым содержанием; для ребенка игровая ситуация и реальность неразделимы, а значит в игре нужно выполнять действия, которые не противоречат реальности.
С начала XX века интерес к изучению игры увеличивается. Понятие игровой технологии было осмыслено такими учёными как А.Н. Леонтьев, Г.К. Селевко, М.В. Кларин, Б.П. Никитин. Классификация игр с точки зрения их педагогического потенциала и разных оснований (по области деятельности, характеру педагогического процесса, игровой методике, предметной области, игровой среде и пр.) была разработана Г.К Селевко.
Одним из основных средств обучения является учебник. Включение элементов игровых технологий в учебники по математике делает процесс обучения более увлекательным и интересным для учеников. Они помогают стимулировать активность учебной деятельности, развивать логическое мышление, улучшать память и навыки решения проблем. Игровые технологии также позволяют индивидуализировать обучение, адаптируя учебный материал под уровень знаний и способности каждого ученика, что способствует эффективному усвоению математических знаний. Поэтому желательно, чтобы вклад учебника в возможность реализации игровых технологий в образовательном процессе был достаточным. Соответственно цель нашего исследования состояла в том, чтобы проанализировать учебники математики для начальной школы, с точки зрения их возможности реализовывать игровые технологи на уроках, а также выявить типологию заданий, которые встречаются на страницах учебника, и соотнести их с компонентами игровой технологии.
В настоящее время в Российской Федерации представлены следующие образовательные программы для начальной школы: «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», «Учусь учиться». Практически во всех вариативных учебно-методических комплектах (УМК) имеются задания, которые нацелены на проявление в учебном процессе элементов игровых технологий. Рассмотрим более подробно.
УМК «Школа России», авторы учебника - М.И. Моро и др. Одной из задач обучения, описанных в программе, является формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности. В примерной рабочей программе заявлен примерный перечень дидактических игр и игровых упражнений, введено понятие математической игры (рис. 1).
Рисунок 1. Игры, представленные в примерной рабочей программе
Согласно классификации педагогических игр по Г.К. Селевко [10], на страницах учебника 1 – 4 класса по характеру педагогического процесса предложены тренировочные игры, такие как: «Круговые примеры», «Цепочка», «Лесенка», «Домино с примерами», направленные на закрепление изученного материала, применение знаний, умений и навыков; благодаря успешному прохождению игровых задач учащиеся ощущают себя более уверенно в своих знаниях, что повышает их самооценку и мотивацию к дальнейшему обучению (рис. 2).
Рисунок 2. Тренировочные педагогические игры
А также, представлены развивающие игровые задания, благодаря которым школьники учатся сравнивать объекты, сравнивать, классифицировать, умения находить оптимальные решения. Подобные игровые задания помогают формировать логическое мышление, а также учат систематизировать знания и применять их в практических ситуациях; помогают школьникам развивать самостоятельное мышление и умение самостоятельно находить решения (рис. 3).
Рисунок 3. Развивающие педагогические игры
Также мы обнаружили коммуникативные педагогические игры, направленные на развитие умения работать в паре, навыков общения, математических навыков, логических универсальных учебных действий (рис. 4).
Рисунок 4. Коммуникативные педагогические игры
На полях учебника и в рамках страничек для любознательных представлены интересные задания: ребусы, головоломки со спичками, магические квадраты, лабиринты, занимательные рамки, позволяющие развивать логическое мышление, умение рассуждать, познавательную самостоятельность (рис. 5). Данные и прочие виды нестандартных заданий реализуются через систему некоторых правил работы с ними, а значит, действительно могут идентифицироваться как интеллектуальные педагогические игры, правила реализации которых и методика работы с некоторыми из них представлены в публикациях Павловой О.А., Суровцевой А.О., Хромых В.С., Якушкиной Е.В. [5, 6, 11,12].
Рисунок 5. Интеллектуальные педагогические игры
Таким образом, в данном УМК присутствуют задания, целью которых является вовлечение детей в игровые практики различного характера: тренировочные игры, направленные на закрепление знаний, развивающие игры, способствующие развитию разносторонних навыков и интеллектуальные игры, способствующие развитию логического мышления и творческого подхода к решению задач.
УМК «Учусь учиться», автор учебника - Л.Г. Петерсон. В данном УМК достаточно часто встречаются тренировочные игровые задания, такие как: «Альпинисты», «Сундучки», «Цепочка», «Парашюсты», которые можно применять как на этапе закрепления изученного материала, так и в рамках устного счёта (рис.6).
Рисунок 6. Тренировочные педагогические игры
В большом количестве представлены интеллектуальные педагогические игры, а именно, головоломки «Магические квадраты», «Танграм», «Ханойская башня», головоломки со спичками, (рис. 7). Благодаря таким играм развиваются внимание, логика, мышление, самостоятельность, умение находить оптимальные решения.
Рисунок 7. Интеллектуальные дидактические игры
В данном УМК регулярно встречаются такие виды игровых практик как блиц-турниры и викторины (рис. 8), которые можно частично идентифицировать как деловые игры, если вспомнить об аналогичных телевизионных форматах. Такие игры расширяют кругозор учеников, дают возможность применить знания и умения, развивают внимание, память, мотивацию к учебной деятельности.
Рисунок 8. Блиц – турниры и викторины
Таким образом, в данном УМК также реализована система заданий, ориентирующих учителя на применение игровой технологии в учебном процессе. В каждом классе представлены интеллектуальные, тренировочные, развивающие педагогические игры, которые привлекают внимание учащихся, нацелены на развитие любознательности, самостоятельности в познании. Но, как и в предыдущем УМК, чаще встречаются игровые задания.
УМК «Перспектива», авторы учебника - Дорофеев Г.В. и др. Начиная с 1 класса в учебнике можно встретить развивающие игровые задания: «Помоги художнику нарисовать бейсболки по схеме», «Каким флажком можно продолжить гирлянду» - рисунок 10.
Рисунок 9. Развивающие игровые задания
В каждой новой теме ученикам предлагаются развивающие игры на анализ, сопоставление, сравнение, а также задания в картинках (рис. 10), которые привлекают внимание детей и позволяют реализовать некоторую роль в игре, например, при знакомстве с числом 6 ученикам предлагают помочь курице сосчитать своих цыплят.
Рисунок 10. Развивающие педагогические игры
К интеллектуальным педагогическим играм, представленных в данном УМК, можно отнести игры со спичками и ребусы (рис. 11). Игры со спичками требуют творческого подхода к решению задач, где необходимо перемещать спички или изменять их расположение, чтобы достичь определенного результата. Ребусы, в свою очередь, развивают логическое мышление, воображение и умение догадываться о скрытом смысле зашифрованного изображения или выражения. Такие игры стимулируют умственную активность, помогают развивать навыки решения задач и способствует развитию креативного мышления у учащихся.
Рисунок 11. Интеллектуальные педагогические игры
В данном УМК также можно проследить реализацию игровой технологии, но в меньшем объеме. Чаще в учебнике представлены развивающие педагогические игры.
По результатам анализа следует отметить, что нами не были обнаружены такие игры как продуктивные, творческие, ролевые и воспитательные. Также учителю следует проводить дополнительную работу по подбору широкого спектра тренировочных и обощающих игр. Нами не был проанализирован материал цифрового приложения к учебнику. Это составит материал для дальнейшего исследования.
Таким образом, проанализировав учебники по математике вариативных УМК для начальной школы, можно сделать вывод о том, что в каждой рассмотренной образовательной программе присутствуют элементы игровой технологии, однако чаще всего представленны интеллектуальые, тренировочные, развивающие педагогические игры. Игровые задания в различных УМК представлены в разном объеме, где-то более разнообразный спектр игровых заданий, а где-то игровой материал достаточно редок и однотипен.
В целом учебники по математике содержат дидактические, развивающие, интеллектуальные игры, в ходе выполнения которых ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. Представленные игры призваны увеличить долю самостоятельной работы детей на уроках, обеспечить различные виды умственной деятельности. Встречающиеся в учебниках игровые задания и игровые материалы могут способствовать развитию познавательной самостоятельности детей.
При этом интересным дополнительным инструментом реализации игровой технологии в обучении математике могут стать такие формы, как математические игротеки и математические квесты. Математическая игротека - образовательно-развлекательное мероприятие, предназначенное для популяризации математического знания. Работа математической игротеки складывается из работы станций, содержание которых ориентирует детей на осуществление различных видов математической деятельности [7]. Математический квест – квест, который включает в себя только математические задания (в контексте изученного школьниками материала) и представляет собой игру-путешествие по станциям, объединённым некоторой единой целью, которая может иметь воспитывающий характер [3].
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). ISBN 5-699-03524-9
2. Галимбикова, И. И. Игровые технологии как средства мотивации школьников в начальной школе / И. И. Галимбикова, Х. Х. Кузьмина // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики : Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции, Елабуга, 20–21 октября 2023 года. – Елабуга: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2023. – С. 107-109.
3. Евтеева, Т. К. Математический квест воспитательной направленности для младших школьников (на примере квеста "подпольщики") / Т. К. Евтеева, Е. В. Якушкина, А. О. Суровцева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 1-2. – С. 101-110
4. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988.– 668 с.
5. Павлова, О. А. Использование нестандартных задач со спичками в обучении младших школьников математике / О. А. Павлова, А. О. Суровцева, Е. В. Якушкина // Начальное образование. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 19-25. – DOI 10.12737/1998-0728-2021-9-3-19-25
6. Павлова, О. А. Использование нестандартных задач со спичками в обучении младших школьников / О. А. Павлова, А. О. Суровцева, Е. В. Якушкина // Начальное образование. – 2021. – Т. 9, № 4. – С. 28-31. – DOI 10.12737/1998-0728-2021-9-4-28-31
7. Павлова, О. А. Проектирование станций для математической игротеки в подготовке бакалавров начального образования / О. А. Павлова, С. В. Коняхина // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-4. – С. 259-263
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2005. – 556 с.
11. Хромых, В. С. Методика знакомства младших школьников с нестандартными задачами на переливание / В. С. Хромых, О. А. Павлова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1(86). – С. 93-96. – DOI 10.24412/1991-5497-2021-186-93-96
12. Якушкина, Е. В. Знакомство с магическими фигурами в начальном математическом образовании / Е. В. Якушкина, А. О. Суровцева, О. А. Павлова // Наука и школа. – 2021. – № 4. – С. 209-221. – DOI 10.31862/1819-463X-2021-4-209-221