Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 316.6
Дата публикации 29.04.2024
Особенности восприятия пространства субкультуры в молодежной среде
Дараева Евгения Анатольевна
Ассистент кафедры Практическая психология, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация
Аннотация: Данная статья рассматривает взаимосвязь культуры и субкультуры, особое внимание уделено феномену «молодежных субкультур». Целью статьи является анализ особенностей восприятия пространства субкультуры у её представителей и представителей массовой культуры. Проведенное исследование позволяет судить о представлениях субкультуры, её компонентах, причинах вхождения, значимости для участников на примере субкультур: ролевики, панки, готы, скинхеды (антифашисты). В том числе сформированного образа-стереотипа субкультуры с позиции участников массовой молодежной культуры.
Ключевые слова: культура, молодежная субкультура, ролевое движение, готы, панки, скинхеды, массовая культура.
Assistant of the Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation
Abstract: This article examines the relationship between culture and subculture, special attention is paid to the phenomenon of "youth subcultures". The purpose of the article is to analyze the peculiarities of perception of the subculture space among its representatives and representatives of mass culture. The conducted research allows us to judge the representations of the subculture, its components, the reasons for entry, significance for the participants on the example of subcultures: role players, punks, goths, skinheads (anti-fascists). Including the formed image-stereotype of subculture from the position of participants of mass youth culture.
Keywords: culture, youth subculture, role-playing movement, goths, punks, skinheads, mass culture.
Дараева Е.А. Особенности восприятия пространства субкультуры в молодежной среде // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-vospriyatiya-prostranstva-subkultury-v-molodezhnoj-srede.html (Дата обращения: 29.04.2024)
Актуальность нашего исследования определяется противоречием существующих как в научном мире, так и в общественном сознании взглядов, точек зрения по феномену «молодёжная субкультура». В современных исследованиях культуры подчёркивается, что проблема субкультуры носит интегративный и междисциплинарный характер. Тем не менее, существует ряд трудностей и противоречий в понимании психологической природы субкультуры. Так профессор Д.Б. Громов отмечает, что исследователи тех или иных наук: во-первых, невнимательны к эмпирическому материалу, во-вторых, у них отсутствует собственный полевой опыт, в-третьих не учитывают динамику развития субкультур, так как многие субкультуры в процессе своего существования претерпевают серьёзные изменения, их необходимо рассматривать именно в контексте подобных изменений; в-четвёртых, многие публикации о молодёжных сообществах направлены не столько на исследование и анализ, сколько на поиск у этих самых сообществ негативных, девиантных составляющих [1, с 4]. Анализ научной литературы показал, что исследователями мало изучено пространство субкультуры, его специфика. На мой взгляд, все вышеперечисленные проблемы препятствуют формированию цельного восприятия, и предопределяют противоречивое, предвзятое отношение к субкультурам, которое варьирует от непонимания до открытой агрессии.
Цель нашего исследования: выявить различия в восприятии пространства субкультуры у молодых людей, принадлежащих и не принадлежащих ей.
В качестве объекта нашего исследования выступает восприятие молодыми людьми пространства субкультуры. Предмет исследования – особенности восприятия пространства субкультуры у её представителей и представителей массовой культуры.
В ходе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
- На основе имеющихся источников уточнить понятие субкультуры и раскрыть её содержательные компоненты.
- Рассмотреть содержание и специфику различных молодёжных субкультур.
- Разработать методику, позволяющую определить особенности восприятия субкультуры
- Эмпирическим путём выявить особенности восприятия пространства субкультуры у молодых людей, принадлежащих и не принадлежащих к ней.
Прежде чем рассмотреть феномен субкультуры, остановимся на теоретическом анализе понятия культура. В современном обществе существуют разные определения культуры, приведем некоторые из них:
- «воплощённые ценности» (Н.Чавчадзе);
- «преобладающая модель поведения для людей, принадлежащих к данному обществу» (М. Мид);
- «воплощение творческих сил общества и человека в определённых культурных ценностях». (Е.Боголюбова);
- «специфический, характерный для людей способ деятельности и объективированный в различных продуктах результат этой деятельности» (Э. Маркарян) [3 c. 5];
- «духовный и материальный прогресс во всех областях, которому сопутствует нравственное развитие человека и человечества» (А. Швейцер) [4 c 3].
На мой взгляд, основное определение культуры, через призму которого можно рассматривать субкультуру, — определение культуры, «комплекс характерных материальных, духовных, эмоциональных черт общества, включающий в себя не только различные искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей и верований» [4 c. 5].
Следовательно, совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных материальных носителях и передаваемая последующим поколениям – все это и есть культура. Человек-существо мечущееся, постоянно меняющее собственные представления о самом себе. Он сталкивается внутри себя с мотивами, стремлениями и ожиданиями, которые носят критический и противоположный характер. Ему жизненно необходимо иметь «ориентир». Им может служить культура, по мнению авторов А. Кребера и К. Клакхона - это образ, модель, форма, идеальная конструкция [ 4 c. 10].
В толковом словаре социологии массовую культуру рассматривают как вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус, стандартизованных по форме и содержанию и предполагающих коммерческий успех и распространяемых средствами массовой информации. Ценности и нормы, которые включает современная массовая культура «устарели», формат и стиль жизни, которые она нам предлагает никак не развивается, «деградирует». В СМИ происходит подмена понятия нравственности, эстетики (Stand Up, Camedi Women, Дом 2). Всё это свидетельствует о застое массовой культуры, движении её в сторону поп-культуры.
В настоящее время молодежь наиболее остро реагирует на кризисные изменения, происходящие в социальной реальности. [1]. Как утверждает Ю. А. Петрова [7], молодежь, как часть общества, внутри молодежных субкультур создает новые ценностные системы и поведенческие модели, распространяя в дальнейшем их влияние на российское общество в целом, т. е. молодежные субкультуры становятся источником изменений, связанных с социумом российского общества. С другой стороны общество ищет новые возможности адаптации к кризисным изменениям по средствам субкультуры. Именно, существование большого количества субкультурных движений позволяет обществу адекватно реагировать на «вызовы», поступающие как со стороны внешнего мира, так и изнутри. Нередко, крайнее несогласие с социальными нормами и порядком вещей демонстрирует вызов, общественным институтам, что приводит к появлению контркультурных объединений, Под контркультурой рассматривается субкультура, резко отличающаяся от культуры, выражающая в протесте официальной культуре — неприятие ценностей, образе жизни. Примерами контркультурных объединений могут служить «группы смерти» в социальной сети «Вконтакте». Их деятельность направлена на доведение до самоубийства несовершеннолетних. Часто жертвами становятся подростки и молодежь по всей России. Еще одним деструктивным движением можно назвать субкультуру «колумбайнеров», которая сегодня получила известность после трагических событий в г.Керчи.
Однако, не стоит связывать субкультурные направления с сугубо деструктивными и контркультурными настроения. Большинство субкультур возникает скорее, как альтернативная культура. Однако зачастую, находит свое выражение в форме протеста против взрослого мира, стремления к личностной независимости. Поскольку, субкультура – компонент культуры, то её содержание производно от взрослой культуры. Однако она имеет свои сущностные характеристики: независимость, текучесть и изменчивость. Субкультура характеризуется постоянными характеристиками: специфическим набором ценностей и норм поведения; определенное мировосприятие и мировоззрение, модные (знаковые) формы одежды и внешнего вида; чувство групповой принадлежности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Все эти компоненты представлены содержанием субкультуры и не меняются в зависимости от молодёжного движения.
Появление термина «субкультура» относят к 30-м гг. ХХ века, распространение он получил в 1960-70х гг. Интерес к изучению феномена «молодежных субкультур» возникает в эпоху перестройки. Автором первой книги «Символика молодёжной субкультуры, посвященной исследуемой тематике, стала Т.Б. Щепанская. Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время наблюдается рост публикаций о российских молодёжных субкультурах, выходят обобщающие работы и сборники, защищаются диссертации. Безусловно, все это говорит об интересе к молодежным субкультурам и о перспективах его развития.
Приставка «суб» обозначает скрытые, неофициальные культурные пласты, господствующей культуры, а также указывает на многообразие расцветающих и равноправных типов культуры. Щепанская Т.Б говорит о том, что первоначально термин использовался в таких понятиях как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). Автор предлагает своё определение: «Субкультура - коммуникативная культура, самовоспроизводящаяся во времени» [5 c.39]. На мой взгляд, в этом определении отражена лишь сторона общения, связанная с трансляцией информации, значимой для отдельных социальных групп. Но оно не отражает личностных характеристик самих представителей субкультуры: поиск эталона, самовыражение в творчестве, стремление к свободе.
Существует мнение, что субкультура это клуб по интересам, объединяющее людей по взглядам на официальную культуру, где присутствуют свои законы и история. В то же время, находясь в социуме, человек принадлежит к той или иной профессиональной субкультуре в зависимости от деятельности, которой занимается. Наличие компонентов здесь является необязательным, здесь первичным толчком выступает интерес человека. И поскольку причастность к субкультуре – это определённый этап жизни человека, то здесь логическое умозаключение «Не человек для субкультуры, а субкультура для человека».
А. И. Година, в своей статье говорит, что субкультура - конфликт норм, ценностей, идеологий [6 с.51]. Именно конфликт является причиной выбора разных субкультур. На мой взгляд, внутри человека скорее существует противоречие, которое он решает через вхождение в субкультуру. Мы считаем, что субкультурное пространство придумано молодёжью для решения личностных проблем и противоречий: поиска себя, реализация своих стремлений и желаний, избегание стереотипов и штампов массовой культуры. Молодёжные течения имеют разную направленность. Для ролевиков субкультурное пространство – это пространство перевоплощения, ухода от реальности. Для готов – это анализ ценностей внутреннего мира, это обсуждение и «решение» философских проблем, в частности темы смерти. Для Панков и антифашистов – пространство свободы мыслей, действий, борьбы с социальной несправедливостью.
В.В. Абраменкова определяет субкультуру как смысловое пространство ценностей, способов деятельности, форм общения [7 с. 46]. Здесь субкультура это не столько вещественная атрбутика и стиль поведения, но и идеальное (ценостно-смысловое) пространство.
В нашей работе я придерживаюсь определения субкультуры, предложенное С. Ф. Сироткиной — «социальное образование, отражающее ценностно-смысловое и повседневно бытийное социальное самоопределение, самоидентификацию определенно группы» [7 с.44]
В эмпирической части исследования особенностей восприятия пространства субкультуры, был использован диагностический инструментарий: метод опроса, в рамках которого разработана анкета, позволяющая описать представления о субкультуре, её компонентах, причинах вхождения, её значимость для участников. Анкета проходила апробацию в процессе написания диплома со студентами факультета психологии и педагогики, в том числе результаты исследования докладывались на VI региональных научных чтениях, посвященных памяти В.И. Даля в г. Канске.
Выборку для изучения составили молодые люди, входящие в неформальные молодежные объединения, в возрасте от 14 до 25 лет, проживающие в г. Омске, в количестве 40 человек. В качестве респондентов выступили представители 4 субкультур: ролевики, панки, готы, скинхеды (антифашисты) по 10 человек от каждой. На персональном этапе с представителями молодежных субкультур проводилось интервьюировании по вопросам причастности к субкультуре.
Для определения содержания образа-стереотипа субкультуры с позиции представителя массовой молодежной культуры был выбран метод семантического дифференциала, в рамках которого были составлены биполярные шкалы- характеристики, позволяющие реконструировать образ-стереотип субкультуры с позиции представителя массовой молодежной культуры. Первоначальный перечень из 41-й шкалы, в дальнейшем был классифицирован на группы факторов: фактор активности, фактор подлинности, фактор социальной привлекательности, фактор эмоциональной выразительности, фактор содержательности, фактор конструктивности. В эмпирическую выборку представителей массовой молодёжной культуры вошли 20 студентов факультета психологии и педагогики, не относящие себя ни к одной из указанных субкультур. Согласно инструкции второй методики им необходимо было дать оценочное описание каждой субкультуры в рамках предложенных шкал- характеристик.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что степень сопричастности к субкультуре для ролевиков определяется: во-первых, участием в мероприятиях и акциях (80%); во-вторых, формой времяпровождения (50%); в-третьих, литературными, музыкальными, и другими предпочтениями (40%). Это можно объяснить тем, что данное движение характеризуется ролевой игрой, которая даёт возможность погружения в вымышленную реальность, возможность примерить различные маски и типажи; освобождения от груза социальных норм и обязанностей; компенсация того, что не удалось в жизни. С одной стороны игра предъявляет к участнику требования быть наивным, спонтанным, проявлять творчество. С другой стороны - глубокое погружение в роль, «отключение» от реальности, сосредоточивание на процессе игры. Данную тенденцию подтверждают сами ролевики, упоминая и о негативном влиянии игры, так как её участники становятся оторванными от реальности и начинают жить в вымышленном мире.
Для субкультуры панков степень сопричастности определяется: во-первых, участием в мероприятиях и «акциях» движения (100%); во-вторых, традициями, нормами данного движения (40%), литературными, музыкальными, и другими предпочтениями (40%). Это можно объяснить тем, что для панков важное место занимает инициатива организации «еда вместо бомб» (FNB), которая оказывает помощь малоимущим. Представители данного движения принимают участие в митингах в качестве оппозиции политическим организациям, а также издают журнал о своём движении. Для субкультуры скинхедов степень сопричастности определяется: во-первых, участием в мероприятиях и «акциях» движения (100%); во-вторых, традициями, нормами данного движения (80%); в-третьих, литературными, музыкальными, и другими предпочтениями (70%). Для готов степень сопричастности к субкультуре определяется: во-первых, литературными, музыкальными, и другими предпочтениями (80%); во-вторых, формой времяпровождения (40%). Это можно объяснить взглядом на жизнь мечтательно-угнетенным, который находит свое отражение в философских рассуждения о жизни и смерти, прогулках по кладбищам и т.д.
Таким образом, можно отметить, что степень сопричастность к субкультуре для панков и скинхедов выражается в социальном протесте и вовлечённостью в политические акции и мероприятия. Для ролевиков и готов характерно погружение в вымышленную реальность, но в первом случае оно имеет характер исторической реконструкции, а во втором случае характер уход в символику потустороннего и мистического мира.
Наше исследование позволило выявить определение субкультуры разных молодёжных движений. Под субкультурой ролевики понимают: первое - систему ценностей, средств самовыражения, стилей жизни (70%); второе - форму самовыражения в творчестве (60%); третье - проявление стремления человека к слиянию с внутренним идеалом и единство переживаний и устремлений (40%). Таким образом, в описаниях субкультуры представители данного молодёжного движения чаще оперируют такими понятиями как: «альтернативная культура», «самосовершенствование», «стереотип», «самовыражение», «система». Хотелось бы привести пример определения субкультуры ролевого движения, одного из участников исследования: «Это творческая субкультура, требующая от каждого члена доли воображения и умения, а так же постоянного созидания разных ролей и антуража».
Представители Панк движения дают субкультуре такие определения: первое - пространство свободное от стереотипов и штампов массовой культуры (80%); второе - система ценностей, средств самовыражения, стилей жизни и единство переживаний и устремлений (40%) третье – культура молодого поколения, обладающего общностью групповых норм (30%). В описаниях субкультуры представители данного молодёжного движения чаще оперируют такими понятиями как: «стремление к преображению», «противопоставление сложившимся стереотипам поведения», «возможность реализоваться в сферах, интересующих человека». Под субкультурой скинхеды понимают: первое - систему ценностей, средств самовыражения, стилей жизни (70%); второе - пространство свободное от стереотипов и штампов массовой культуры (60%); третье – проявление стремления человека к слиянию с внутренним идеалом (50%). Таким образом, в описаниях субкультуры представители данного молодёжного движения чаще оперируют такими понятиями как: «самовыражение общей цели и их воплощение с людьми близкими тебе по духу»; «борьба за свои идеалы»; «контркультура, система с иным восприятием жизни, чем массовая культура».
Готы воспринимают субкультуру как проявление стремления человека к слиянию с внутренним идеалом (70%); второе - систему ценностей, средств самовыражения, стилей жизни (50%) и пространство свободное от стереотипов и штампов массовой культуры (50%). В описаниях субкультуры представители данного молодёжного движения чаще оперируют такими понятиями как: «внутренняя свобода от скучности и обязательности жизни», «стереотипность поведения», «философия жизни внутри самой группы». Ролевики оценивают компоненты субкультуры следующим образом: первое место занимает общение, второе - стиль жизни, третье - мировосприятие и мировоззрение, четвёртое – ценности, пятое - поведенческие особенности, шестое – внешний вид и атрибутика, седьмое – музыкальные и литературные предпочтения, восьмое - кредо, девятое - групповые чувства. Во время игры чаще всего используются вымышленные имена, собственные атрибуты, произносятся заклинания, присутствует сценарий игры, описывается характер и действия персонажа. Ключевыми ценностями данной субкультуры являются: честь, подвиг, предназначение, результат, борьба. Для панков среди компонентов субкультуры первое место занимают ценности, второе - мировосприятие и мировоззрение, третье - кредо (лозунг), четвёртое – поведенческие особенности, пятое – общение, шестое – стиль жизни и музыкальные, литературные и другие предпочтения, седьмое – групповые чувства, восьмое - внешний вид и атрибутика. Скинхеды ранжируют компоненты субкультуры так: первое место - ценности, второе – мировосприятие и мировоззрение, третье – стиль жизни, четвёртое - групповые чувства, пятое - музыкальные, литературные и другие предпочтения, шестое – внешний вид и атрибутика, седьмое – общение, восьмое – кредо (лозунг), девятое – поведенческие особенности. Для готов среди компонентов субкультуры первое место занимают ценности, второе – мировосприятие и мировоззрение, третье – стиль жизни, четвёртое – музыкальные и литературные предпочтения, пятое – кредо (лозунг), шестое – групповые чувства, седьмое – общение, восьмое – поведенческие особенности, девятое – внешний вид и атрибуты (символика).
Среди причин вхождения в субкультуру для ролевиков первое место занимает стремление к творчеству (40%), второе место – желание приобрести авторитет и уважение (20%). Участники анкетирования добавили ещё такие причины как: стремление к саморазвитию, духовной потребности и интерес. Для панков причины вхождения в субкультуру следующие: совмещение приятного с полезным, без этого в жизни нечем заняться (30%) и инициатива FNB (20%). Скинхеды определяют мотивировку вхождения в субкультуру таким образом: поиск себя (30%); единение с близкими по духу (20%), общность мировосприятия и мировоззрения (20%). Для готов одна из причин вхождения в субкультуру важное место занимает стремление к творчеству.
По вопросу влияния молодёжных объединений на жизнь человека ролевики предлагают такие варианты ответов, которые разделились на два противоположных полюса: негативный и положительный. Примеры аргументов негативной стороны: разрушающе действуют, личность начинает деградировать, потому что идёт пропаганда насилия, эмоциональной слабости, опасность догматических и «бездумных движений». Примеры аргументов положительного влияния: прививают смелость, отвагу и честность, выбор образа жизни, ускоряют социализацию, учат общению, помогают в самоопределении. Панки предлагают в качестве положительной аргументации следующие высказывания: это помогает человеку выделиться; расширяет его кругозор, даёт возможность для реализации себя и исполнению стратегии в выбранном направлении, поиск друзей, анализ и пути решения на волнующие вопросы. Скинхеды так же указывают на аргументы положительного влияния: способствует становлению личности, определению идеалов, выбору жизненного пути, получению жизненного опыта, появлению отношения к жизни, общению с единомышленниками, развитию определённых качества личности.
Готы рассматривают влияние субкультуры на внутренний мир человека через раскрытие личных качеств и морально-нравственных норм, расширение пространства для самовыражения.
В качестве характерных признаков ролевого движения его участниками отмечаются стремления к реконструкции подлинного сюжета, бой и доспехи, специфическая литература и музыка. Для панк движения к таковым относятся: свободолюбие, либеральные ценности, откровенность, гуманизм, самоотдача, бескомпромиссность к нормам, которым противостоим и свобода, равенство, солидарность, антифашизм, антинацизм, антитоталитаризм. Ключевыми признаками движения скинхедов являются: свобода, равенство, братство; антиполитичность, антифашизм, экстремизм, борьба за всех рабочих, справедливость; добропорядочность, понимание друг к другу, взаимопомощь, любовь к животным. Характерными признаками движения готов являются: чёрный цвет, депрессивный вид, познание самого себя самосовершенствование, спокойствие; мрак, пыль, кровь, вечная любовь; кладбище, чёрная одежда, крест (АНКХ)
Для ролевиков решающими факторами, оказывающими решающее влияние на вхождение в субкультуру это: первое – поиск себя и стремление к яркому самовыражению (80%); второе- стремление к перевоплощению (60%); третье - непонимание сверстников (50%). Для панков основными факторами вхождения в субкультуру являются: музыкальные, литературные и другие предпочтения (70%), поиск себя (50%) стремление к перевоплощению (30%). Для скинхедов основными факторами, оказывающими решающее влияние на вхождение в субкультуру являются: поиск себя (10%), музыкальные, литературные и другие предпочтения (70%), стремление к яркому самовыражению (30%). Для готов вхождение в субкультуру определяется такими факторами как поиск себя (80%), музыкальные, литературные и другие предпочтения (40%).
Понимание необходимости неформальных объединений для ролевиков базируется на: поиске круга общения и единомышленников; освоении игровой роли и «экспериментировании» с разными типажами; стремлении к самовыражению. Для панков базируется на желании: быть действенным и активным, научиться быть собой и действовать согласно своим убеждениям. Хотелось бы подчеркнуть, некоторые панки необходимость движения видят в ощущение единства, понимания, потребности быть принятым в данной субкультуре. Для скинхедов необходимость объединения базируется на противостояние общественным нормам морали, отстаивании своих взглядов, интересов; самореализации и самораскрытии себя. Для готов базируется на необходимости погружения, углубления и принятия себя.
Восприятие субкультур представителями массовой молодежной культуры находит отражение в следующих образах-стереотипах: субкультура ролевиков представлена как глубокая, наполненная (фактор содержательности), легкая, выразительная (фактор эмоциональной выразительности); в описании образа-стереотипа готов так же преобладает фактор эмоциональной выразительности (мрачная, грустная, тяжелая, депрессивная). В описании образа-стереотипа скинхедов, представители массовой молодежной культуры чаше выбирали такие характеристики как агрессивная, угрожающая, возбужденная, непримиримая (фактор конструктивности - деструктивности). Противоречивые оценки складываются по фактору содержательности (от примитивной, пустой до сложной). Субкультура панков отражена в сознании представителей массовой культуры в таких качествах: тяжелая, (фактор эмоциональной выразительности), отталкивающая, неприятная, грязная (фактор оценки), импульсивная, агрессивная, угрожающая (фактор конструктивности-деструктивности).
Проведенное исследование позволило нам зафиксировать существенные расхождения в восприятиях субкультуры как явления у молодых людей принадлежащих и не принадлежащих к ней. Были выявлены содержательные характеристики пространства субкультуры с учетом позиции самих участников молодежных объединений. Считаем, что конструктивный диалог между представителями массовой культуры и субкультуры возможен, но его необходимым условием является преодоление стереотипов и штампов взаимного восприятия. Современный представитель молодежного движения не только пассивный объект воспитания, но и активный субъект социализации, отстаивающий свои мировоззренческие ориентиры, способы самовыражения в творчестве и общении. Перспектива исследования данной проблемы состоит в дальнейшем более глубоком изучении проблемы восприятия субкультур, разработки новых методов изучения данного явление, что может служить предметом изучения кандидатской диссертации, разработку инновационного учебного пособия для родителей, педагогов, студентов.
Список литературы
1. Голобоков, А.С. Молодежные субкультуры: учебное пособие / А.С. Голобоков, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. – 96 с.
2. Громов Д.Б Изучение молодёжных субкультур России: Современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. 2008. №1. С. 3-7.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004
4. Гусельцева, М. С. Категория культуры в психологии и гуманистических науках // Вопросы психологии.- 2006.- №4.- С. 3-14.
5. Щепанская, Т.Б. Молодёжные сообщества // Современный городской фольклор. М., 2003. С 38-45.
6. Година, А.И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодёжные движения и субкультуры Петербурга. - СПБ., 1999. С.51-57
7. Куприянов Б., Подобин А. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России (очерк 4). Субкультура ролевого движения. – Кострома, 2003.
8. Петрова Ю. А. Репрезентация ценностей молодежной субкультуры в ценностно-смысловом пространстве языка: дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2012. 189