Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 37
Дата публикации 27.04.2024
Инновационные подходы к обучению хоровому дирижированию: перспективы сотрудничества между Китаем и Россией
Чжан Юйтин
аспирант кафедры музыкального воспитания и образования, института музыки, театра и хореографии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, zzzyut@mail.ru
Аннотация: Данная работа рассматривает инновационные подходы к обучению хоровому дирижированию и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в этой области. Обсуждаются значимость сотрудничества двух стран для обогащения практики и культурных аспектов хорового искусства, а также потенциал обмена знаниями и передовых методиками музыкального образования.
Ключевые слова: Хоровое дирижирование, музыкальное образование, инновации, сотрудничество Китая и России, культурные перспективы, обмен опытом, профессиональное развитие.
Department of Music Education and Upbringing, Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen Stаte Pedаgogicаl University
Abstract: This paper examines innovative approaches to teaching choral conducting and prospects for cooperation between China and Russia in this field. The importance of cooperation between the two countries for enriching the practice and cultural aspects of choral art, as well as the potential for the exchange of knowledge and advanced methods of music education, are discussed.
Keywords: Choral conducting, musical education, innovation, cooperation between China and Russia, cultural perspectives, exchange of experience, professional development.
Чжан Ю. Инновационные подходы к обучению хоровому дирижированию: перспективы сотрудничества между Китаем и Россией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/innovatsionnye-podkhody-k-obucheniyu-khorovomu-dirizhirovaniyu-perspektivy-sotrudnichestva-mezhdu-kitaem-i-rossiej.html (Дата обращения: 27.04.2024)
Актуальность выбранной темы, посвященной инновационным подходам к обучению хоровому дирижированию и перспективам сотрудничества между Китаем и Россией, проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, хоровое дирижирование является важной сферой музыкального образования, способствующей развитию профессионализма и творческого потенциала молодых дирижеров. Исследование инновационных методик обучения в этой области может привнести новые подходы к формированию музыкального мышления и управления коллективом.
Во-вторых, сотрудничество между Китаем и Россией в этом контексте имеет стратегическое значение, учитывая богатое наследие обеих стран в области музыкального искусства. Обмен опытом и передача знаний между двумя культурными традициями могут обогатить практику хорового дирижирования и способствовать углублению музыкальных связей.
Третий аспект заключается во взаимодействии с современными технологиями в образовании. Инновационные подходы могут включать использование виртуальной реальности, онлайн-платформ для обучения, анализ данных и другие современные инструменты, которые помогут улучшить эффективность обучения и распространение знаний.
Наконец, актуальность темы подчеркивается в контексте глобальных вызовов, стоящих перед образовательными системами. Поддержка инноваций в обучении хоровому дирижированию способствует подготовке специалистов, способных адаптироваться к меняющимся условиям и применять передовые методы в практике.
Таким образом, изучение инновационных подходов к обучению хоровому дирижированию и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в этой сфере остается актуальным и перспективным направлением в развитии музыкального образования и культурных связей между странами.
Хоровое дирижирование - одно из самых уникальных и возвышенных искусств, которое объединяет миллионы людей по всему миру. Этот вид музыкальной деятельности требует особых навыков и талантов, чтобы совместно создавать прекрасные звуковые композиции. В последние годы интерес к хоровому дирижированию только растет, и с этим растет и необходимость развития инновационных подходов к его обучению [1].
Китай и Россия считаются одними из самых влиятельных стран в сфере музыки, и нет сомнений, что их сотрудничество в области обучения хоровому дирижированию может привести к новым и захватывающим возможностям для обеих сторон [2].
Одним из ключевых инновационных подходов к обучению хоровому дирижированию является использование современных технологий. Возможности, которые предоставляются виртуальной и дополненной реальности, позволяют дирижерам и студентам имитировать работу с реальным хором, несмотря на ограничения времени и места. Китай и Россия могут совместно разрабатывать и внедрять такие технологии, чтобы обучение стало более доступным и эффективным.
Еще одной перспективой сотрудничества между Китаем и Россией в области обучения хоровому дирижированию является обмен опытом и знаниями. Обе страны имеют богатую историю хорового искусства, и взаимное обучение позволит участникам узнать новые методы и техники дирижирования. Мастер-классы и семинары с участием признанных специалистов из обеих стран помогут студентам и профессионалам расширить свои горизонты и улучшить свои навыки.
Важной частью инновационного подхода к обучению хоровому дирижированию является также использование современных музыкальных произведений и миксов стилей. Китай и Россия могут совместно создавать новые композиции и аранжировки, которые отразят их уникальные культурные традиции и позволят новому поколению дирижеров выразить свое творческое видение [3].
Инновационные подходы к обучению хоровому дирижированию открывают новые возможности и перспективы как для Китая, так и для России. Сотрудничество между этими двумя странами может привести к развитию высококлассного хорового дирижирования и способствовать расширению музыкальных горизонтов. Открытость к новым идеям, технологиям и культурным обменам станет ключевым фактором в достижении успеха в этой области.
В последние десятилетия китайское дирижерско-хоровое образование сделало заметные успехи, особенно в расширении музыкально-учебного репертуара и его жанровой разнообразности. Значительное улучшение методического обеспечения учебного процесса достигнуто благодаря инновационным исследованиям китайских музыкантов, педагогов и ученых. Это привело к возникновению множества хоровых коллективов, которые, несмотря на разный уровень исполнительского мастерства, заполняют свою культурную нишу в музыкально-просветительском пространстве страны.
Однако наиболее значимым изменением является новый статус профессии руководителя хора в современном китайском обществе. Эта профессия приобрела авторитетное и почетное положение, что отражает серьезное признание важности хоровой деятельности для культурной жизни страны.
В Китае в настоящее время студенческие хоровые коллективы играют особую роль в развитии хоровой культуры. Эти коллективы не только выступают перед различными аудиториями в провинциях, но и исполняют шедевры русской, западноевропейской и американской классики, что несёт в себе значительный образовательный потенциал [4]. Руководители таких коллективов также играют ключевую роль в этом процессе.
Например, Не Чжунмин – председатель Китайской хоровой ассоциации и руководитель Хора учителей и студентов Пекинского университета. Он получил образование в Национальной консерватории в Нанкине, где учился у профессора Чжана Сянъина, а также работал дирижером Советского музыкального хора Ассоциации китайско-советской дружбы в Тяньцзине. Кроме того, он проходил стажировку по хоровому дирижированию в Российской академии музыки им. Гнесиных.
Многие известные китайские хоровые деятели также глубоко связаны с русской хоровой культурой и традициями российского музыкального образования. Например, Ву Лин Фень, которая получила образование в Московской консерватории в конце 80-х годов прошлого века. В настоящее время она является вице-президентом Китайской хоровой ассоциации и профессором кафедры хорового дирижирования Национальной консерватории Китая. Ву Лин Фень внесла значительный вклад в развитие и популяризацию китайского хорового искусства, а также в улучшение качества подготовки учителей музыки. Она также представляла страну на зарубежных гастролях и работала в жюри престижных международных хоровых конкурсов.
В настоящее время многие хоровые педагоги-практики проявляют интерес к систематизации своего опыта через теоретические исследования. Один из наиболее известных учебников в музыкально-педагогическом образовании принадлежит Мэну Дапенгу, директору Детского хорового комитета Китая. В прошлом веке Мэн Дапенг учился на музыкальном факультете столичного педагогического университета, где изучал работу с хором под руководством известного дирижера Не Чжонг Минга. Позже он возглавил хор студентов университета Цинхуа. Его книга "Обучение детского хора" была выпущена в 1996 году издательством высшего образования Китая как учебное пособие для местных учителей музыки [5].
Другой выдающийся представитель хоровой культуры, Бао Баолинь, сосредоточен в основном на методических аспектах работы хорового дирижера и его мануальной технике.
Бао Баолинь, профессор музыкальной консерватории Чжэцзяна и исполнительный вице-президент Всемирной организации музыкальных исследований, обращается к историческому, национальному и социальному контексту.
Только при таком подходе будет возможно сохранение цивилизационной идентичности национальной хоровой культуры и успешная её интеграция в мировое музыкальное и образовательное пространство.
Инновационные подходы к обучению хоровому дирижированию представляют собой важную тему, требующую глубокого анализа и изучения. В современном мире музыкального образования все больше признается необходимость развития новых методов и подходов к обучению хоровому искусству. Хоровое дирижирование играет ключевую роль в формировании музыкальной культуры и профессионализма дирижеров.
Рассматривая Китай и Россию, мы видим богатое наследие и традиции хорового искусства в обеих странах. Это открывает уникальные перспективы для инновационного обмена опытом и знаниями в области обучения хоровому дирижированию. Важно понимать эволюцию методов обучения на протяжении истории и оценить текущее состояние программ обучения в обеих странах.
Инновации в этой области могут включать новые подходы к музыкальной педагогике, использование современных технологий для обучения, а также разработку специализированных программ и курсов. Примерами могут служить внедрение виртуальной реальности или интерактивных онлайн-платформ для обучения дирижерскому мастерству.
Помимо технических инноваций, сотрудничество между Китаем и Россией в этой области открывает путь для обмена культурными традициями и практиками. Это способствует расширению горизонтов и формированию более широкого мировоззрения у будущих дирижеров.
В заключение, инновационные подходы к обучению хоровому дирижированию не только способствуют развитию музыкального образования, но и укрепляют культурные связи между странами. Сотрудничество в этой области имеет потенциал улучшить качество обучения и подготовки дирижеров, что в конечном итоге сказывается на уровне профессионализма и культурного вклада в мировую музыкальную сцену.
Исходя из дискуссии о инновационных подходах к обучению хоровому дирижированию и перспектив сотрудничества между Китаем и Россией, можно сделать вывод о значимости и потенциале такого партнерства в области музыкального образования.
Сотрудничество между Китаем и Россией в обучении хоровому дирижированию обещает перенос знаний, опыта и передовых методик между двумя странами, обогащая практику и культурные аспекты этой области искусства. Российское музыкальное образование известно своим богатым наследием и высоким уровнем профессионализма, а Китай активно развивает свои музыкальные традиции и образовательные программы [5].
Инновационные подходы, такие как использование современных технологий, углубленное изучение музыкальной теории и практики, а также обмен опытом в области хорового дирижирования, могут способствовать повышению качества обучения и профессионализма будущих дирижеров.
Таким образом, перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в области обучения хоровому дирижированию остаются весьма обнадеживающими для развития музыкальной культуры обеих стран и для улучшения уровня подготовки специалистов в этой прекрасной области искусства.
Список литературы
1. Ван, Гоань От практики до решения: реформа и развитие музыкального образования в школах нашей страны [Текст] / Гоань Ван. – Гуанчжоу, 2005. – 273 с. (на китайском языке).
2. Гуань, Цзяньхуа. Китайское музыкальное образование и мировое музыкальное образование на грани двух веков [Текст] / Цзяньхуа Гуань. – Наньцзин, 2002. – 381с. (на китайском языке).
3. Ли, Биндэ Теория преподавания [Текст] / Биндэ Ли. – Пекин: Народное образование, 2005. – 434 с. (на китайском языке).
4. Корноухов, М.Д., Шумилова, Е.Н. Текст – контекст: образовательная парадигма поликультурного пространства педагога-музыканта [Текст] / М.Д. Корноухов, Е.Н. Шумилова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» No2 – М., 2018 – С. 13-29.
5. Ли, Дэлун Введение в музыкальную педагогику в высших педагогических учебных заведениях [Текст] / Дэлун Ли. – Шанхай, 2004. – 198 с. (на китайском языке).