Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 159.925.6-05
Дата публикации 27.04.2024
Почерк как психологическая проекция внутреннего мира человека
Уварова Людмила Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психолого-педагогического образования Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, Россия, Стерлитамак, l.n.uvarova@struust.ru
Воробьева Виолетта Денисовна
Студент филологического факультета Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, Россия, Стерлитамак, viol.vorobyowa@yandex.ru
Аннотация: В данной статье почерк рассматривается как проекция внутреннего мира человека, его психологии. Предоставляется методика анализа почерка пишущего человека, конкретные условия, посредством которых становится возможным быстро и качественного определить внутренние особенности отдельной личности. Это весьма актуальная тема, так как в современных реалиях достаточно остро стоит проблема незамедлительного считывания наиболее важных характеристик индивида. Посредством практического подхода методика психографологического доказала возможность быстрого выявления особенностей личности, а также показала, что врожденные факторы влияют на почерк в большей степени, чем приобретенные.
Ключевые слова: закон графологического анализа, имманентная характеристика, индивид, личность, психографология, психология, почерк.
PhD in Psychological Sciences, Associate professor, Department of Psychological and Pedagogical Education of Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak, Russia
Student of the Faculty of Philology of Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak, Russia
Abstract: In this article, handwriting is considered as a projection of the inner world of a person, his psychology. The article provides a methodology for analyzing the handwriting of a writing person, specific conditions through which it becomes possible to quickly and qualitatively determine the internal characteristics of an individual. This is a very relevant topic, since in modern realities the problem of immediate reading of the most important characteristics of an individual is quite acute. Through a practical approach, the psychographic technique proved the possibility of quickly identifying personality traits, and also showed that innate factors affect handwriting to a greater extent than acquired ones.
Keywords: the law of graphological analysis, immanent characteristic, individual, personality, psychography, psychology, handwriting.
Уварова Л.Н., Воробьева В.Д. Почерк как психологическая проекция внутреннего мира человека // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pocherk-kak-psikhologicheskaya-proektsiya-vnutrennego-mira-cheloveka.html (Дата обращения: 27.04.2024)
По данным статистики в XXI веке психологическими особенности наблюдаются по меньше мере у 10% населения всего Земного шара. Проблема диагностики психических унификаций личности и своевременного их выявления – одна из самых актуальных и серьезных задач, стоящих перед психологами, психиатрами и учеными современности. Иногда, для того чтобы выявить проблему, понять особенности индивида необходимо потратить очень долгое время, поэтому все чаще эксперты начали прибегать к созданию иных приемов, которые могут быстро и безошибочно определить особенности психотипа личности и указать на проблемы, если они имеются у человека. Одним из таких способов является психографология.
Понятие «графология» в 1875 году ввел французский настоятель монастыря Жан Ипполит Мишон [1, с. 5]. Он образовал термин путем сложения греческих основ «пишу» и «учение», получив тем самым название новой науки, позволяющей анализировать психическое состояние человека не посредством беседы, наблюдения за его поведением и другими физическими действиями, а с помощью почерка, уникального, принадлежащего только одному индивиду стилю письма.
Говоря об истории российской графологии, нужно сказать, что свою популярность в общественных кругах она получила в конце XIX - начале XX века с выходом в свет книги Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология». [1, c.6]
Ребенок, поступая в первый класс, начинает учиться писать. Вне зависимости от времени, года или поколения правила написания букв не изменяются. Мы работаем в однотипных прописях, учимся по одним букварям и азбукам, то есть условия, которые дает школа, подводят нас к тому, что почерк у учеников, хотя бы в пределах одного класса, возраста или группы, должен быть одинаковым. Однако практика показывает, что идентичного почерка не существует. Значит, существуют факторы, обуславливающие различия техники письма.
Почерк можно рассматривать как имманентную характеристику индивидуального сознания [2, с. 23]. Это свидетельствует о том, что в нашем сознании есть врожденные факторы, которые впоследствии начинают влиять на стиль письма отдельного человека. Человек может не знать, не чувствовать склонности к определённому типу написания букв, однако внутренние его особенности обособленно от самого индивида начинают оказывать влияние на письмо.
Для того, чтобы данные психографологического анализа были верными, необходимо выполнить определенные правила: обеспечить комфорт пишущему, объяснить ему, для чего проводится данная процедура, дать написать любой текст, который желает отобразить на бумаге человек, главное, чтобы его рука не устала. [3, c. 28-29]
Исходя из этих норм, можно сделать вывод, что для корректного проведения графологического анализа необходимо, в первую очередь, достигнуть полного психологического равновесия пишущего, обеспечить все условия для того, чтобы его письмо было инертным, никак не корректировалось и не видоизменялось специально или под влиянием внешних факторов.
Разбирая стиль письма индивида, следует помнить о законе графологического анализа, который описал французский графолог К. Жамен [3].
Начиная изучение графологии, многие приходят к ошибочному выводу о том, что один знак в почерке равен одной особенности человека, но на самом деле, чтобы выявить хотя бы одну особенность, необходимо наличие 10-12 пунктов.
Чтобы понять, каково психологическое состояние личности и каковы его особенности, нужно обратить внимание на повторяющиеся элементы в почерке, закономерные соединения букв, угол наклона письма, силу нажима и т.д. В совокупности они составят единый полноценный признак, качество или свойство психотипа пишущего.
Изучая вопрос графологии, находя различные факты и свойства письма отдельных людей, логически выводится теория о том, что на стиль письмо в большей мере влияет деятельностная среда человека, то пространство, в котором он находится большую часть своей жизни. В частности, профессия – самый явный фактор формирования и поддержания определенного типа почерка.
А.Ф. Лазурский писал: «Не подлежит никакому сомнению, что различные профессии в различной степени затрагивают те или иные основные способности и склонности человека» [4]. Это значит, что деятельность человека непосредственно влияет на становление, и поддержания развития личности, а затем, отражается и в действиях, привычных этому человеку, которые он выполняет ежедневно и не задумываясь, по инерции [5]. Таковым является и почерк. Тогда можно предположить, что профессия, занятие, которому человек посвящает всю свою сознательную жизнь, главным образом отражается в его подписи. Эту мысль можно допустить по нескольким факторам:
во – первых, многим людям в силу их работы приходится писать в большом объеме;
во-вторых, скорость, с которой заполняется тот или иной документ в рабочее время, затем машинально переходит и единичные акты записи, в том числе подпись;
в-третьих, подпись – это лицо, самопрезентация человека, которая, в зависимости от статуса и занимаемой должности представляется и демонстрируется по-разному.
Подпись – это один из немногих аспектов письма, который воспроизводит рука человека инертно, не задумываясь о способах написания тех или иных символов. Поэтому, на наш взгляд, анализ подписей даст более точную характеристику психологии человека, отражающейся в стиле почерка, так как в ней отражаются индивидуально-личностные особенности с ярким отпечатком сознательной и профессиональной деятельности.
Так, Д.А.Смыслов, проводя анализ подписей опирался на такие критерии, как отношение к собственному роду, т е написание в подписи фамилии или фамилии и имени, подчеркивание подписи, ограждение подписи, точка в конце и т.д. [6, c 11]
Опираясь на таблицу критериев Смыслова и их трактовки, мы провели сравнительный анализ подписей студентов, обучающихся на сотрудников правоохранительных органов. Для исследования было взято 50 подписей при равном числе лиц мужского и женского пола. В итоге исследования мы хотим доказать не только то, что почерк, отраженный в подписи, проецирует внутренний мир человека, но и подтвердить, что индивидуальные гендерные особенности тоже оказывают влияние на формирование особенностей стиля подписи и почерка личности.
Результат оказался следующим: у 45% женщин и 31% мужчин невозможно прочесть в подписи ни имени, ни фамилии, т. е. отношение к собственному роду проявлено в малой степени. Для женщин характерна завуалированность ответов, склонность не договаривать информацию и уходить от ответа, а для мужчин – частое недовольство чужими комментариями в свой адрес и стремление остаться одному. Такие показатели, как честность и аналитико-теоретический склад ума оказались в примерно равных диапазонах.
Это свидетельствует о том, что несмотря на профессиональную этику сотрудника правоохранительных органов, психология мужского и женского пола оказывается доминирующей. Отсюда и различия в поведении, подходе к работе, реакции на внешние ситуации и т.д.
Так как мозг женщин устроен иначе, им свойственен страх в большей мере, чем мужчинам, то потребность в конфиденциальности объясняется гендерными факторами. Забота о самой себе и семье не позволяют раскрывать в подписи свои фамилию и имя. Этим же можно объяснить и стремление завуалировать информацию, чтобы постепенно ввести человек в суть не всегда благоприятных дел, обеспечить безопасность и себе, и клиенту. Однако еще одна особенность – эмпатия, так же оказывает свое влияние на это качество. Женщина хочет как можно мягче преподнести новость клиенту, так как порой бывают очень тяжелые ситуации, где человека становится очень жалко, поэтому натура «девушка» преобладает над «сотрудником правоохранительных органов», она начинает переживать за клиента, переживать вместе с ним, отсюда и стремление преподнести все безболезненно, насколько это возможно.
Мужчины по своей натуре очень властные, самоуверенные личности, поэтому зачастую они не терпят советов и комментариев к своей работе от третьих лиц [5]. Они привыкли быть лучшими и самодостаточными, способными обходиться без помощи окружающих. Этим свойством можно объяснить и их стремление остаться наедине с собой, отвлечься от посторонней суеты и жить в комфортной для себя атмосфере. В данном случае, психология «мужчины» вновь доминирует над психологией «сотрудником правоохранительных органов».
Вполне ожидаемо совпадение показателей честности и склада ума у представителей данной специальности, так как это основы их профессиональной этики, не касающиеся индивидуальных различий психологий мужчины и женщины.
Таким образом, почерк является проекцией на внутренний мир человека. То, как люди ощущают себя, что их тревожит или преобладает в них как в личностях отражается на письме. Каждый из нас проживает свою жизнь, сталкивается с радостями и проблемами, которые так или иначе оставляют яркий след в нашем подсознании, впоследствии отражаясь там, где большинство и представить не могут – в почерке. Даже профессиональная деятельность не способна в корне изменить почерк людей и подстроить под определенный шаблон, каждый стиль письма индивидуален. Большинство статистических данных, собранных с анализа почерков людей определённой группы, в первую очередь можно объяснить с психологической точки зрения и особенностей психотипа личности. Занимаясь изучением письма, связи между ним и личностными особенностями индивида, в будущем человек сможет упростить процесс «сканирования» внутренних особенностей человека, сделать психографологию доступной для всего населения, обеспечит каждому возможность более быстрого узнавания собеседника и откроет многим наукам безграничные возможности данной отрасли психологии для решения важных общественных задач.
Это исследование может стать опорой для дальнейших научных работ в области графологии и психологии, помочь в работе над анализом почерка и подписей как представителей иных профессий, так и углубиться в особенности стиля письма сотрудников правоохранительных органов. Благодаря существованию и развитию подобного метода анализа становится возможным производить более быстрый графологический анализ преступников или подозреваемых, что помогает увеличивать скорость раскрытия криминальных дел, а также позволяет не ждать, когда человек напишет какой-либо текст, а сразу начать раскрывать его личность посредством анализа почерка, отраженного в его подписи, так как «автограф» любого человека можно отыскать в базах данных, а для сотрудников внутренних дел это вовсе не является проблемой.
Список литературы
1. Козловская Т. Н. Психографологическая диагностика письменной речи: методические рекомендации. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. – 34 с.
2. Гайвронская А.А. Почерк как одна из имманентных характеристик индивидуального сознания // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка. Сборник материалов III международной научно-практической конференции. / под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – С. 21-27. – ISBN 978-5-88725-540-8
3. Гольдберг И. И. Графология шаг за шагом: Как расшифровать почерк – М. : АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2019 – С. 25-39.
4. Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность – М. : Из-во «СТ», 1993. – 111 с.
5. Моргенштерн И. Ф. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. – СПб., 1994. – 30 с.
6. Смыслов Д.А. Визуальная психодиагностика личности в практической деятельности психолога. Сборник научных статей. – М., 2019. – № 2. – С. 10-28.