Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (101) Декабрь 2024
УДК 37.02
Дата публикации 30.12.2024
Возможности использования цифровых сервисов в формировании гражданской идентичности молодежи
Прокофьева Ольга Николаевна
канд. педагог. наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий, Калужский государственный университет им. К.Э Циолковского, РФ, г. Калуга, prokofyevaon@tksu.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема использования цифровых сервисов в процессе формирования гражданской идентичности молодежи. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы определяется образовательной и социальной ситуацией в стране, низким уровнем сформированности гражданской идентичности молодежи. В статье приведены результаты анализа цифровых сервисов, которые могут оказать помощь преподавателю в осуществлении деятельности по формированию гражданской идентичности молодежи. В ходе описания приводятся примеры цифровых сервисов, ориентированных на: развитие интереса к национальной культуре; историческое, культурологическое просвещение; привлечение к социально-ориентированной деятельности; патриотическое воспитание. Автор приходит к выводу о том, что использование подобных цифровых сервисов, обогащает воспитательную работу по формированию гражданской идентичности молодежи разнообразным содержанием и предоставляемыми возможностями.
Ключевые слова: гражданская идентичность, цифровые сервисы, возможности, патриотизм, воспитание.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and Information Technology, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russian Federation, Kaluga
Abstract: The article examines the problem of using digital services in the process of forming the civic identity of young people. The relevance of the problem considered in the article is determined by the educational and social situation in the country, the low level of formation of the civic identity of youth. The article presents the results of an analysis of digital services that can assist teachers in carrying out activities to form the civic identity of young people. The description provides examples of digital services aimed at: developing interest in national culture; historical and cultural education; involvement in socially oriented activities; patriotic education. The author comes to the conclusion that the use of such digital services enriches educational work on the formation of youth civic identity with diverse content and opportunities.
Keywords: civic identity, digital services, opportunities, patriotism, education.
Прокофьева О.Н. Возможности использования цифровых сервисов в формировании гражданской идентичности молодежи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 12 (101). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozmozhnosti-ispolzovaniya-tsifrovykh-servisov-v-formirovanii-grazhdanskoj-identichnosti-molodezhi.html (Дата обращения: 30.12.2024)
Воспитательная работа преподавателя вуза осуществляется в рамках ряда важных направлений. Формирование гражданской идентичности молодежи – одно из них.
Под гражданской идентичностью понимается интегративная характеристика личности, основанная на чувстве принадлежности к государству, народу, обществу, ответственности за их судьбу, соблюдении гражданских прав и обязанностей, сформированных базовых социальных ценностях [7, пункт 4.2].
Опрос, проводимый Институтом изучения детства, семьи и воспитания, показал, что многие опрошенные дети и молодые люди не готовы ставить интересы коллектива и страны выше собственных, нести ответственность за страну, защищать ее. Общественная активность, проявляемая в общественных мероприятиях в деятельности общественных организациях, не рассматривается как проявление гражданственности [8, с.12-13].
Однако значимость формирования гражданской идентичности молодежи для будущего страны признается многими учеными и практиками. Ресурс изменений в стране сосредоточен в сформированной гражданской позиции молодого поколения, от которого зависит вектор развития общества [1, с.3].
Большое внимание ученых, уделяемое проблеме формирования гражданской идентичности детей и молодежи, находит отражение в ряде научных исследований. Так за последние пять лет было защищено более семисот психологических, педагогических, социологических, политологических, культурологических диссертационных исследований, посвященных проблеме формирования гражданской идентичности, среди которых работы: Н.В. Бабарыкиной, А.В. Безрукова, Т.В. Бугайчук, А.С. Гальченко, Ю.С. Замараевой, Ю.М. Карушевой, Е.Л. Крыловой, Л.Ю. Максимовой, Л.С. Пастуховой, А.В. Рожковой, О.Р. Тучиной, С.В. Фроловой и др.
Максимова Л.Ю. отмечает, что в условиях возрастающей цифровизации педагогического процесса особую важность приобретают конкретные практики использования цифровых технологий в воспитании [2, с.175].
В качестве актуальной педагогической проблемы выступает поиск средств, позволяющих обогатить содержание воспитания со студентами положительным образцами поведения, приобщить к социально-одобряемой деятельности. Воспитание в цифровой среде должно ориентировать на создание условий для приобретения опыта социально активной деятельности [3, с.86].
Использование понятных для молодёжи цифровых сервисов позволяет обогатить воспитательное содержание примерами и образцами поведения людей, любящих свою страну, имеющих активную гражданскую позицию, участвующих в общественной деятельности, знающих историю своего народа; создать условия для повышения социальной активности молодежи; рационально использовать временные ресурсы преподавателя; включать интерактивный, визуальный образовательный контент в организуемую воспитательную работу.
Различные образовательные платформы, доступ к которым имеется у любого преподавателя, позволяют развивать интерес к национальной культуре, привлечь внимание к истории и культуре своего народа, ее самобытности. Среди них можно выделить:
- Открытое образование (openedu.ru) - сервис, предлагающий есть бесплатные курсы исторической, культурологической, правовой направленности;
- Stepik (welcome.stepik.org ) - это платформа, на которой есть курсы о фольклоре, духовно-нравственной культуре народов России;
- Лекториум (www.lektorium.tv) – сайт, включающий исторические, правовые образовательные программы;
- Россия – страна возможностей (rsv.ru) – сайт содержит бесплатные курсы, информацию о грантах, проектах, конкурсах, чтениях, олимпиадах патриотической, гражданской, нравственной направленности;
- Универсариум (universarium.org) – сайт, содержащий бесплатные образовательные курсы, исторической, культурологической направленности. Например, можно узнать о русском фольклоре, истории русского кино и театра, культуре российского самосознания, современном русском искусстве, традициях и обычаях;
- Современная цифровая образовательная среда в РФ (online.edu.ru) – портал, позволяющий освоить курсы различной направленности, в том числе содержательно ориентированные на раскрытие особенностей национального характера, национальную ментальность, российской государственности.
Реализация воспитательных целей в вузе невозможна без организации социальной активности студентов, вовлечения их в волонтерскую деятельность, приращения опыта социально-значимой деятельности. Являясь важной задачей формирования гражданской идентичности молодежи, повышение социальной активности студентов осуществляется через организацию их волонтерской деятельности [4, с.136].
Среди цифровых сервисов можно выделить сайты, платформы для волонтерства, позволяющие познакомить молодежь с возможностями волонтерской деятельности. Среди них можно выделить следующие: Добро.РФ (dobro.ru), Volonter.ru, АИС «Молодёжь России» (myrosmol.ru). Данная группа сервисов позволяет привлечь молодежь к активной социально-ориентированной деятельности, вовлечь в реализацию государственной политики в сфере молодежи.
Volonter.ru позволяет узнать о мероприятиях для волонтеров в конкретном регионе и оказать помощь детям, взрослым, пожилым, в проведении мероприятий различной направленности. Добро.РФ – платформа, позволяющая найти волонтерские организации, проекты, обучающие курсы, а также принимать участие в стажировках и конкурсах. АИС «Молодёжь России» помогает зарегистрироваться на мероприятия и форумы различной направленности и уровня, содержит базу актуальных конкурсов для волонтёров.
Особую группу среди цифровых сервисов занимают платформы, предназначенные для волонтерской деятельность определенной направленности. Например «IT-волонтёр» (itvist.org) – это платформа, предназначенная для оказания помощи в сфере информационных технологий.
Ряд цифровых платформ предназначены для сбора средств для реализации проектов, в том числе социальных и ориентированных на благотворительность. Примером такой платформы может выступать сайт Planeta.ru.
Организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества невозможно без знакомства с историей страны.
Цифровые инструменты патриотической направленности открывают дополнительные возможности для педагога и позволяют привлечь молодежь к истории своей страны, формировать правильные нравственные, гражданские и патриотические ценности и установки [5, с.162].
Ряд военных музеев, экспозиции которых посвящены событиям Великой Отечественной войны имеют виртуальные туры, которые можно посмотреть онлайн. Например: виртуальный музей «Москва - с заботой об истории» (vov.mos.ru/title), Музей Победы (victorymuseum.ru), Музей обороны Москвы (gmom.ru), Музей «Сталинградская битва» (stalingrad-battle.ru),
Музей обороны и блокады Ленинграда (blokadamus.ru), Музей-диорама Курская битва (31md.ru), Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (brest-fortress.by), Мемориальный комплекс «Партизанская поляна» (ppolyana.ru).
Сайт Безсрокадавности.рф содержит информацию о жертвах военных преступлений в годы Великой отечественной войны, предоставляет возможность совершить виртуальные экскурсии по местам геноцида советского народа в ВОВ.
Среди цифровых сервисов патриотической направленности можно выделить портал «Живая история» (живаяистория-россии.рф)– проект, направленный на гражданское и патриотическое воспитание молодежи, позволяющий привлечь к социальной, волонтерской, творческой деятельности различной тематики. Сайт содержит информацию о патриотических конкурсах, конкретные разработки мероприятий.
Цифровой ресурс «Подвиг народа» (podvignaroda.ru) - это электронный банк документов ВОВ, включающий информацию о наградах, географии войны.
Банк данных «Мемориал» (obd-memorial.ru) содержит цифровые копии документов о потерях в ВОВ, содержит сведения о людях, погибших или пропавших без вести. «Герои страны» (warheroes.ru)– сервис, содержащий информацию о героях ВОВ.
Сервис «Непридуманные рассказы о войне» (world-war.ru), посвящен событиям Второй мировой и Великой Отечественной войн, содержит тексты писем военных лет, рассказы участников.
Формирование гражданской идентичности молодежи с использованием цифровых средств важно реализовывать с соблюдением ряда принципов: индивидуализации воспитания, интерактивности и актуальности, комплексности, практикоориентированности, сотрудничества, доступности, результативности [6, с.196-198].
От знания преподавателем разнообразных цифровых сервисов, его умения использовать их в процессе прогнозирования, планирования и организации процесса формирования гражданской идентичности молодежи зависит эффективность воспитательной работы. Знание и умение использовать цифровые сервисы преподавателем в процессе формирования гражданской идентичности увеличивает арсенал используемых в воспитательном процессе педагогических средств.
Список литературы
1. Бугайчук Т. В. Становление гражданской идентичности молодого поколения в период социокультурной трансформации современной России: дис. ... доктора политических наук: 5.5.2. Москва, 2021. – 432 с.
2. Максимова Л. Ю. Проблема формирования гражданской идентичности обучающихся в процессе цифровизации общего образования / Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде: Сборник материалов II Межвузовской научно-практической конференции. Москва, 26–27 ноября 2021 года. -Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2022. – С. 173-176.
3. Печурин А. И. Воспитание обучающихся в цифровой среде образовательной организации / А. И. Печурин, В. И. Беркус, А. Н. Дахин // Сибирский учитель. 2023. № 2(147). С. 82-87.
4. Карапунарлы М. Я. Особенности формирования социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности / М. Я. Карапунарлы, О. Н. Прокофьева // Вестник Калужского университета. 2021. № 1(50). С. 135-137.
5. Солодова Е. В. Цифровые инструменты патриотического воспитания студенческой молодежи / Е. В. Солодова // Экономика. Общество. Человек : Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием, Белгород, 18–19 мая 2023 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2023. – С. 157-162.
6. Палаткина А. Ю. Потенциал цифровой образовательной среды в контексте патриотического воспитания / А. Ю. Палаткина, И. В. Горина // Патриотическое воспитание через сохранение памяти семьи: традиции и инновации: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Астрахань, 20 апреля 2023 года. – Астрахань: Индивидуальный предприниматель Сорокин Роман Васильевич (Издатель: Сорокин Роман Васильевич), 2023. – С. 193-203.
Список источников
7. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70284810/?ysclid=m4b8trq4d7748680811 (дата обращения 27.12.2024)
8. Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи: аналитический отчет, 2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/225/92v94a62ylydo1fr8ldrxi7xg1sayn5p.pdf (Дата обращения: 27.12.2024)