Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 159.99

Дата публикации 31.10.2022

Возможности использования результатов социометрии при планировании педагогического воздействия на школьный класс

Улыбышева Анастасия Максимовна
студент факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
Рюмина Валерия Петровна
студент факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
Научный руководитель: Н.В. Яковлева
кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова

Аннотация: В статье представлен опыт использования социометрии в целях анализа особенностей социально-психологического климата школьного класса. В данной статье авторы представляют методику анализа социограммы, выявления лидеров, «предпочитаемых», «изолированных» и «отверженных» членов малой группы, определения социометрических звезд, взаимосвязей между учениками класса, формирования микрогрупп. Авторы предлагают педагогам оценить возможности социометрии как инструмента планирования педагогического воздействия на группу.
Ключевые слова: социометрия, социометрический статус, педагогическое воздействие, межличностные отношения, микрогруппы, межгрупповые отношения, социометрические звезды, социально-психологический климат школьного класса

The possibilities of using the results of sociometry in the planning of pedagogical impact on the school class

Ulybysheva Anastasia Maksimovna
3rd year students of the Faculty of Clinical Psychology,Pavlov Ryazan State Medical University
Ryumina Valeria Petrovna
3rd year students of the Faculty of Clinical Psychology,Pavlov Ryazan State Medical University
Scientific supervisor: N.V. Yakovleva
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Clinical Psychology,Pavlov Ryazan State Medical University

Abstract: The article presents the experience of using sociometry in order to analyze the features of the socio-psychological climate of the school class. In this article, the authors present a methodology for analyzing the sociogram, identifying leaders, "preferred", "isolated" and "rejected" members of a small group, determining sociometric stars, relationships between class students, and the formation of microgroups. The authors suggest that teachers evaluate the possibilities of sociometry as a tool for planning pedagogical impact on a group
Keywords: sociometry, sociometric status, pedagogical impact, interpersonal relationships, intergroup relationships, microgroups, sociometric stars, socio-psychological climate of the school class

Правильная ссылка на статью
Улыбышева А.М., Рюмина В.П. Возможности использования результатов социометрии при планировании педагогического воздействия на школьный класс // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozmozhnosti-ispolzovaniya-rezultatov-sotsiometrii-pri-planirovanii-pedagogicheskogo-vozdejstviya-na-shkolnyj-klass.html (Дата обращения: 31.10.2022)

Метод социометрии является одним из самых распространенных методов диагностики и изучения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в коллективе. Как писал А.В. Петровский: "Обращение к социометрии -  не есть дань моде: на сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как "экспресс-прием" изучения групп чрезвычайно удобен". Социометрический метод исследования группы позволяет выявить важнейшие социометрические характеристики группы:

  • социометрический статус членов группы;
  • взаимность эмоциональных предпочтений;
  • наличие устойчивых групп межличностного предпочтения;
  • характер отвержений в группе. [7]

Главной целью социометрии, по мнению Дж. Морено, является: установление степени сплочённости в коллективе; определение «социометрических позиций», т.е. относительно «лидера» группы и «отвергнутого» по признакам симпатии-антипатии; выявление малых групп и их возможных неформальных лидеров [6].

Таким образом, социометрия позволяет собрать первичную информацию о малой социальной группе, помогает определить психологический климат в коллективе, используется для диагностики и изучения межличностных и межгрупповых взаимоотношений в коллективе, в том числе для педагогического воздействия на группу. В современной психологической и педагогической литературе отношение к социометрии разное. По мнению А. А. Реана и Я. Л. Коломинского, в каждой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, которая формируется как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностной ориентации участников, от их восприятия и понимания друг друга, взаимных оценок и самооценок. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и таким образом получить ценную информацию о психологическом состоянии группы.

Кушнер Ю.З. рассматривает социометрию как метод изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где учащиеся хорошо знают друг друга, а также дает возможность выявить структуру взаимоотношений в классе в зависимости от симпатий и антипатий, наличия группировок, определить авторитетность выбранных органов, наличие лидеров, маргинальных (отвергаемых), изолированных учащихся.

Е.С. Кузьмин рассмотрел социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь предложил в процессе применения социометрии измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские отношения, производственные и т.д.).

Практическая ценность социометрии  подтверждена множеством исследований. Задача нашего исследования: показать возможности социометрического метода в работе педагога. В своем исследовании мы опираемся на работы Д.Н Чернова. В исследовании влияния субъект-субъектного взаимодействия педагога и группы младших подростков в процессе обучения на изменение ее социометрической структуры, он экспериментально доказал, что осуществление педагогом субъект-субъектного взаимодействия, опосредованного совместной деятельностью с учебной группой, способствует значительному улучшению эмоционально-психологического климата этой группы и становлению ее как коллективного субъекта учебного процесса [5].

Цель исследования

Выявить социометрический статус школьного коллектива и дать психологические рекомендации педагогу для планирования педагогического воздействия.

Методы и методика исследования

Социометрия проводилась 26.04.2021г., на базе Одинцовской гимназии №13., г. Одинцово, Московская область. Общее количество, обучающихся в 6 классе, 30 человек. В опросе участвовали 28 человек, из них 13 мальчиков, 18 девочек. Возраст респондентов 11-12 лет.  Ученикам класса было предложено задание в форме анкеты.

Инструкция. «Данный опрос направлен на выявление ваших отношений с одноклассниками. Вам предлагается ответить на несколько вопросов анкеты, написав фамилии одноклассников, которые Вы считаете уместными в этом ответе.  Отнеситесь серьезно и отвечайте честно.  Никто, кроме исследователей, не узнает о том, что написали именно Вы. Данные по классу будут представлены в обобщенном виде. Не нужно  подсматривать в чужие листочки, важно ваше мнение»

 Дата                                                  АНКЕТА              класс_____ школа ______

                   Имя и фамилия

 

1. Представь, что ваш класс отправился в самостоятельное путешествие. Кого бы ты хотел(а) видеть командиром вашей группы?

А)

 

Б)

2. Кого из класса ты бы пригласил(а) к себе на праздник или просто в гости?

 

А)

 

Б)

3. Если бы ты заболел(а), к кому из друзей ты бы обратился за советом, как улучшить самочувствие?

 

А)

 

Б)

 

 

Анализ и интерпретация результатов:

В результате анализа выборов учеников были созданы социоматрицы, в которых был представлен социометрический статус каждого ученика и проанализированы микрогруппы по взаимным выборам. (рис. 1). Каждый член группы был закодирован порядковым номером, что отражено в социаграмме. 

Рис.1. Социограмма учебного класса. (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;               выбор респондентов, которые не являются звездами;            выбор респондентов, которые являются звездами;              взаимные выборы респондентов)

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «изолированных» и «отверженных» членов малой группы; выделить микрогруппы и проанализировать внутригрупповые и межгрупповые отношения.

Предлагаем обратиться к нашей социограмме для анализа и интерпретации о положении звезд.

Для начала рассмотрим понятия «холодные» и «теплые» звезды:

Холодные звезды – это те звезды группы, которые имеют менее двух взаимных выборов или не имеют их вообще. Например, такой является 18 член группы (рис.2), так как имеет много статусного рейтинга, но, в свою очередь, она выбирает других, которые ее не выбирают. Ее выбирают следующие члены группы: 20,26,3,10,7,14,11,23,29,5. Она выбирает: 4,8,19

 

 

Рис. 2 Холодная звезда №18 (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;   выбор респондентов, которые не являются звездами;            выбор респондентов, которые являются звездами;               взаимные выборы респондентов)

 

Теплые звезды – это те звезды, которые имеют два и более взаимных выбора. Например, такой является 25 член группы (рис.3), имеет несколько взаимных выборов, а именно с 13 и 24. Исходя из этого, можем сказать, что данная теплая звезда образует свою мини-группу с такими людьми как 13, 24, 27, 6.

Рис. 3 Теплая звезда №25 (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;         выбор респондентов, которые не являются звездами;            выбор респондентов, которые являются звездами;               взаимные выборы респондентов)

 

Также теплыми являются 30 и 7 звезды (рис.4 и рис.5), так как в их окружении имеется по два взаимных выбора, 30 член группы взаимно выбирает 17 и 1, а 7 звезда дважды взаимно выбирает 16 члена группы.

Рис.4  Теплая звезда№30                                              Рис.5 Теплая звезда№7

(синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;           выбор респондентов, которые не являются звездами; 

         выбор респондентов, которые являются звездами;              взаимные выборы респондентов)

 

Подробно рассматривая связи в подгруппах звезд 30 и 7, выделим следующее: подгруппа звезды 30 взаимодействует с подгруппой звезды 25 через ее близкое окружение, а именно членов группы номер 13 и 27 (рис.6).

Рис. 6 Взаимосвязь теплых звезд через медиаторов группы №13 и №27  (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;           выбор респондентов, которые не являются звездами;           выбор респондентов, которые являются звездами;              взаимные выборы респондентов)

 

Подгруппа звезды 7 образует теплое созвездие через взаимные выборы с членом группы номер 16, а также через взаимные выборы 16 члена группы с номером 2 (рис.7).

Рис. 7 Теплое созвездие звезды №7 27  (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;           выбор респондентов, которые не являются звездами;           выбор респондентов, которые являются звездами;              взаимные выборы респондентов)

 

Помимо анализа положения звезд предлагаем обратиться к анализу и интерпретации отдельных группировок. Группировки – выполняют роль эмоциональных ядер общения, их наличие или отсутствие характеризует психологический климат группы. На данном примере группировками являются 32 и 1; 27 и 6; 3,20 и 24; 29, 23 и 15.

Для полного понимания структуры данных группировок рассмотрим каждую в отдельности:

(32 и 1) - данные члены группы, несмотря на их невысокий статус, достаточно тесно взаимодействуют между собой, имея взаимные выборы (рис.8);

Рис.8 Группировка членов группы №32 и №1 (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;           выбор респондентов, которые не являются звездами;            выбор респондентов, которые являются звездами;          взаимные выборы респондентов)

 

(27 и 6) - тесно взаимодействуют между собой, имея по 2 взаимных выбора (рис.9). Но также они стремятся быть в ближнем окружении звезды 25, но остаются в стороне, не получая выборов в ответ;

Рис.9 Группировка членов группы №27 и №6 (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;            выбор респондентов, которые не являются звездами;            выбор респондентов, которые являются звездами;           взаимные выборы респондентов)

 

(3, 20, 24) – в данной группировке 20 член группы выполняет амбивалентную роль, так как имеет тесное общение с представителями разных созвездий и групп, а именно с группой звезды 18 и группой звезды 25 (рис.10);

Рис.10 Взаимосвязь членов группы №3 и № 24 посредством амбивалентного члена группы №20 (синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;          выбор респондентов, которые не являются звездами;

           выбор респондентов, которые являются звездами;           взаимные выборы респондентов)

 

(29, 23, 15) - в данной группировке 23 член группы выполняет амбивалентную роль, так как посредством него имеют общение 29 и 15 члены группы (рис.11).

Рис. 11 Взаимосвязь членов группы №29 и №15

 посредством амбивалентного члена группы №23

(синий цвет – выборы в первом вопросе анкеты; фиолетовый цвет - выборы во втором вопросе анкеты; зеленый цвет - выборы в третьем вопросе анкеты; красный цвет - выборы в четвертом вопросе анкеты;             выбор респондентов, которые не являются звездами;              выбор респондентов, которые являются звездами;           взаимные выборы респондентов)

 

 

Социометрия чаще всего используется для выражения внутригрупповых отношений, для определения статуса детей в коллективе, дает возможность выявить структуру взаимоотношений в классе в зависимости от симпатий и антипатий. На основании интерпретации результатов были созданы структурные социограммы, отражающие общую структуру группы, микрогруппы, теплых (взаимные выборы) и холодных (невзаимные выборы) социометрических звезд.

Классному руководителю и завучу по воспитательной работе школы были представлены  обобщенные данные  о социометрической структуре, группы, что позволило им учесть социально-психологический статус ученика, его включенность в микрогруппы  при организации педагогического воздействия.  Очевидно, что главным условием реализации педагогического воздействия является понимание личности ученика и особенностей социально-психологической ситуации его развития. Педагогу важно понимать, что произойдет с учеником в данный момент, а также уметь прогнозировать, что произойдет с ним в дальнейшем, какова перспектива его развития. Говоря словами А. С. Макаренко, надо "примерить" воздействие к конкретному ученику. В этом случае воздействие будет более действенным [3]. Педагогу важно проектировать события, которые развивают социально-психологическую компетентность учеников, а также моделировать ситуации, развивающие социально-психологические навыки и умения. По мнению педагогов, участвующих в нашем исследовании, социометрическая процедура оказала им большую помощь в решении подобных педагогических задач.  Опыт взаимодействия с психологами, использование результатов из исследования в своей практической деятельности оказался успешным.

 

 

Выводы

1. Социометрия обладает адресностью и точностью воздействия, которая может быть активно применена при выявлении тех детей, которые не включены в микрогруппы, также позволяет понимать, что им может быть не просто, наблюдать, аккуратно включать в активности. В тоже время знание эмоциональных лидеров поможет проводить различные внеклассные мероприятия, на таких можно полагаться и просить помочь в организации внеучебной деятельности, так как они служат мотиваторами в коллективе. Понимая взаимоотношения в коллективе, всегда можно их корректировать в нужную сторону, влиять на психологический климат в классе.

 2.  Психолог сможет более детально рассмотреть психологический климат группы, что позволит педагогу в дальнейшем, правильно  подобрать необходимые коррекционные мероприятия под специфику каждого класса.

3. Результаты социально-психологического исследования структуры группы будут полезны и другим педагогам для коррекции психологического климата, и повышения эффективности обучения детей в классе.


Список литературы

1. Битянова, М Социометрический метод в школьной практике: учебное издание / М Битянова. – М : ООО Чистые пруды, 2005. – 32 с.
2. Вестник: школа № 656 имени А.С. Макаренко. Выпуск 1. – / сост. С.С. Невская, А.Н. Минигалина, В.С. Николаева, Е.В. Важнова, И.В. Шевченко. – Москва, 2019, с.82
3. Золотовицкий, Р.А. Социометрия: мера общения / Р.А. Золотовицкий. – М : №4, 2002. – 103-110 с.
4. Изменение социометрического статуса младших подростков в процессе обучения / Д.Н. Чернов :Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1
5. Ишалин, А.В. Воспитание в педагогическом процессе / А.В. Ишалин. – К : 2019. – с.
6. Морено, Я.Л. Социометрия : экспериментальный метод и наука об обществе; руководство практического психолога и социального педагога / Я.Л. Морено. – М : Аккад. Проект, 2004. – с.
7. Петровский, А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский. – М : Просвещение, 1987. – 145 с.
8. Рассказова А.Л.Социометрический метод исследования малой группы. Учебно-методическое пособие. – М.: МААН, 2009. – 22 с- с.2
9. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Якоб Леви Морено; [Пер. с англ. А. Боковикова]. - М. : Акад. Проект, 2001. - 383 с.

Расскажите о нас своим друзьям: