Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 37.013.77

Дата публикации 24.05.2019

Возможности информационных технологий и методика их использования в образовательном процессе силовых ведомств

Лукашенко Дмитрий Владимирович
доктор псих. наук, доцент, Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, dim-mail-ru@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы и к интенсификации технологий обучения на основе внедрения в образовательные системы информационных технологий. Основное внимание в работе автор акцентирует на основных перспективах, которые позволят решать задачи по эффективной интеграции информационных технологий обучения в информационно-образовательную среду ввуза. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме и представлен опыт использования информационных технологий в учебном процессе вуза, а также возможность использования концепции информатизации системы образования. Представлена схема формирования методики применения информационных технологий в образовательном процессе. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные элементы информатизации образовательных программ. Представлены положительные эффекты от внедрения информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, образовательная деятельность, образовательная среда, компьютерные технологии, цифровизация образования

Possibilities of information technologies and methods of their use in the educational process of law enforcement agencies

Lukashenko Dmitry Vladimirovich
doctor of psychological Sciences, associate Professor, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

Abstract: The article discusses the main approaches to the intensification of learning technologies based on the introduction of information technologies into educational systems. The author focuses the main attention on the main perspectives that will allow solving the tasks of the effective integration of information technologies of education into the information-educational environment of the higher educational institution. The article summarizes the new material on the topic under study and presents the experience of using information technology in the educational process of the university, as well as the possibility of using the concept of informatization of the education system. A scheme for the formation of methods of application of information technology in the educational process. This article attempts to reveal the main elements of informatization of educational programs. Presents the positive effects of the introduction of information technology.
Keywords: information technologies, educational activity, educational environment, computer technologies, digitalization of education

Одним из наиболее значимых направлений научно-технического прогресса, безусловно, является цифроизация – поистине важнейший фактор развития мирового общества.

В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» раздел I, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р [2], наряду с технологией искусственного интеллекта представлен концепт нейротехнологии. Данный концепт был представлен как одно из направлений  «сквозных цифровых технологий», которые входят в рамки настоящей Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Помимо этого, цифроизация образования набирает обороты и за рубежом. Уже сейчас стоит отметить Массачусетский технологический институт [3] который вручал в 2017 году цифровые дипломы. Это направление реализовывалось в соответствии с пилотным проектом «Блокчейн в образовании» [4].

Стоит отметить, что реализация информационных технологий с одной стороны позволит повысить интенсификацию процесса обучения, а с другой стороны создаст необходимую платформу для перехода процесса образования в новую цифровую среду.

В последние годы информатизация связана с электронно-вычислительной техникой и базирующимися на ее основе новыми информационными технологиями. Она прочно охватывает все стороны жизнедеятельности человека, способствуя кардинальным изменениям структуры и характера экономики и социальной сферы, обеспечивая внедрение и развитие наукоемкого производства, реализацию новых видов информационного обмена.

Многие аналитики все чаще развитость или отсталость той или иной страны определяют уже не объемом золотого запаса, не количеством накопленных арсеналов, а тем, как, в какой мере, как широко, для решения каких задач, в стране используется электронно-вычислительная техника.

Остановимся на основных понятиях и определения: информации, информатизации, информационной технологии и др.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и организаций путем их доступа к информационным ресурсам на основе применения современных информационных технологий [5].

Информационная технология – использование совокупности средств и методов организации информационных процессов, сформированных на основе современной системы научных и инженерных знаний, в интересах получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [1].

Реализуя концепцию информатизации системы образования можно определить цель информатизации: создание среды и благоприятных условий, обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей системы образования за счет широкого и эффективного использования современных информационных технологий в цифровой образовательной среде.

В Государственных образовательных стандартах (по направлениям подготовки: «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения»; «Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга») и Организационно-методических указаниях по подготовке офицерских кадров в вузах определены требования к уровню подготовки специалистов: формирование у обучающихся знаний, практических умений и навыков в эксплуатации и применении средств электронно-вычислительной техники и информационных технологий для решения прикладных (военно-специальных) задач.

Стоит остановится на следующем моменте:

при изучении общих дисциплин необходимо максимально использовать средства автоматизации с целью получения практических навыков владения общепромышленными программными продуктами информатизации;

при изучении военных дисциплин - осваивать методику применения средств электронно-вычислительной техники (автоматизации) для решения военно-прикладных задач.

На предметах, связанных непосредственно с информатикой и программированием (специальные дисциплины), нужно осваивать принципы и практику разработки специального программного обеспечения, совершенствовать практические навыки по разработке алгоритмов, программ, моделей, макетов и прототипов конкретных систем.

Таким образом, к настоящему времени сформирована методологическая и правовая база информатизации, определены ее цели и задачи, уточнены направления деятельности профессорско-преподавательского состава вузов по ее реализации в образовательный процессе.

К настоящему времени разработаны многочисленные средства информационных технологий, направленные на удовлетворение пользовательских требований как общего плана, так и сугубо специфических, узкопрофессиональных.

Можно выделить технические и программные средства информационных технологий. В свою очередь их можно подразделить:

в программных средствах можно выделить средства общего назначения:

операционные системы,

системы программирования;

в средствах специального назначения:

пакеты широкого назначения (Office, Paint, средства работы в Internet и т.п.),

специализированные пакеты (экспертные системы, Автокад, Маткад и т.п.),

прикладные программы, разрабатываемые на одном из языков системы программирования.

Схема формирования методики применения информационных технологий в образовательном процессе может быть следующая.

Общеметодические вопросы применения информационных технологий должны разрабатываться кафедрой, занимающейся вопросами применения электронно-вычислительной техники с привлечением научно-методического отдела, общегуманитарных кафедр, с участием профилирующих кафедр (проводящих подготовку по специальным дисциплинам), по которым ведется обучение.

Отличительные особенности должны быть прерогативой специальных кафедр, читающих специальные дисциплины.

Одной из проблем, которая должна быть решена является повышение компьютерных знаний и информационной культуры профессорско-преподавательского состава вуза. В нашей стране  реализуется ряд программ, направленных на развитие применения информационных технологий в образовании при этом методика их реализации в вузе может быть сформирована в несколько этапов:

первый этап – использование промышленных программных средств;

второй этап – разработка программ, слайдов, фрагментов электронных учебников;

третий этап – создание комплексов программ, тренажеров, электронных учебников.

Информатизация образовательных программ должна проводится в совокупности со следующими мероприятиями:

всеобщее обучение профессорско-преподавательского состава информационным технологиям;

увеличение штатов кафедры и иных подразделений вуза, участвующих в обучении профессорско-преподавательского состава;

централизация размещения и обслуживания средств электронно-вычислительной техники;

формирование подразделений, участвующих в разработке программного обеспечения электронно-вычислительной техники;

поиск возможностей материального и морального стимулирования преподавателей и кафедр, наиболее полно использующих информационные технологии в образовательном процессе;

командирование преподавателей на отраслевые и общероссийские научно-технические семинары и конференции по информационным технологиям.

В заключении отметим ряд положительных эффектов от внедрения информационных технологий к которым можно отнести следующее:

оперативное доведение приказов и приказаний по электронной почте;

автоматизация  планирования деятельности подразделений;

отслеживание хода выполнения запланированных мероприятий;

обмен сообщениями и документами по электронной почте;

уменьшение бумагооборота;

повышение качества подготовки документов;

сокращение времени на модификацию и копирование документов;

обеспечение высокой точности и надежности выполнения расчетов;

облегчение поиска требуемых документов и данных;

ускорение процесса обучения;

повышение качества знаний  обучаемых.

Таким образом, реализация информационных технологий в учебном процессе вуза позволит повысить эффективность подготовки будущих специалистов в рамках профессиональной деятельности, а также подготовить и реализовать возможность использования концепции информатизации системы образования.


Список литературы

1.Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Режим доступа: http://government.ru/docs/28653/ (Дата обращения: 23.05.2019).
2.MIT выпускает первые цифровые дипломы с использованием технологии Blockchain. Режим доступа: https://btcnovosti.com/news/mit-vyipuskaet-pervyie-tsifrovyie-diplomyi-s-ispolzovaniem-tehnologii-blockchain/ (Дата обращения: 20.05.2019).
3.Информатизация общества. Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/efremovajtezuravleva/home/tema-issledovania (Дата обращения: 20.05.2019).
4.Федоров О.Г. Информационные технологии в науке и образовании: Учебник. М.: МО РФ, 2009. 631 с.
5.Blockchain in Education. Режим доступа: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC108255/jrc108255_blockchain_in_education(1).pdf (Дата обращения: 23.05.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: